У Джона Клиффорда из нью-йоркской Think Studio был особый клиент. Сперва он показался искушенным в вопросах дизайна, и, доверившись первому ощущению, Джон решил, что ему не потребуется давать объяснения своим идеям. Однако вскоре обнаружилось, что клиент постоянно выбирает самый безопасный вариант, который не всегда является самым эффективным. «И тогда я понял, что нужно объяснять, почему и как дизайн решает определенную задачу и почему одно направление предпочтительнее другого, – рассказывает Джон. – Так из позиции, в которой клиент диктует, как и что должно быть изменено, мы переместились в позицию, в которой дизайн обсуждается».
Это лишь один из трудных уроков, но я оставил за спиной еще много проектов, прежде чем осознал просчет: нужно говорить больше слов в поддержку своего дизайна. Конечно, наши работы только что сами не разговаривают, но лишь некоторые клиенты обладают нашим творческим видением и полностью понимают весь тот смысл, что мы вложили в свою разработку. Так что пока мы не разъясним клиентам свою идею, она, вероятнее всего, останется недооцененной.
Сторонитесь разобщенных клиентов
Атакан Сечкин, графический дизайнер из Турции, вспоминает, как он прекратил отношения с клиентом, после того как тот оказался не в состоянии выбрать из ряда предложенных им вариантов.
«На меня вышла местная компания, работающая в отрасли солнечной энергетики, и попросила меня обновить их бренд-айдентику – рассказывает Атакан. – Мой клиент и я провели несколько встреч с участием учредителя и троих членов совета директоров.
После того как я представил первоначальные наработки, они сказали, что результат им нравится, но необходимо время на размышления. Через пару недель они сообщили, что не могут решить, потому что каждый из участников проголосовал за определенный дизайн. Они сказали, что принять решение было бы проще, покажи я им один вариант».
Так что Атакан продолжил работу и вскоре представил новые идеи. Клиент снова взял паузу. Но вердикт снова не был вынесен.
«И тут я понял, что проблема заключалась не в качестве разработок, – поясняет Атакан, – все дело было в разнице восприятия компании ее несколькими ЛПР».
Подобная проблема неподвластна дизайнеру. Проект был признан неудавшимся, и Атакан и его клиент расстались.
Это пример того, что может произойти, когда каждый член комитета тянет одеяло на себя, и напоминает о важности предварительных вопросов, которые вы должны задать своему клиенту (эти вопросы мы рассматривали в главе 15). Вы можете распознать эту разобщенность на раннем этапе, так вы сбережете себя время и нервы. Будьте готовы напомнить клиенту о содержании дизайнерского брифа, если чувствуете, что процесс пошел не туда. В конце концов, ваши идеи – это реакция на ответы вашего клиента, данные вам вначале. Иногда очень важно указать комитету на это.
Вспоминаю несколько прошлых проектов, когда сразу после презентации клиенты говорили, что мои идеи просто великолепны, но спустя несколько дней о себе давали знать сомнения, и вот от меня уже требовали внесения изменений, как правило, делающих дизайн менее рискованным и более слабым. Если бы комитеты с самого начала достигали консенсуса по выбранному направлению, насколько более успешными оказались бы многие проекты!
Слишком много идей
Один из первых моих проектов в индивидуальном предпринимательстве заключался в создании логотипа для южноафриканской компании под названием Circle. Когда первые идеи были отклонены, в своем стремлении понравится я удумал опубликовать в блоге все наброски, призывая читателей поделиться своими соображениями на их счет. Тогда я еще только учился и не понимал, как вредно показывать слишком много. Мои наброски были выставлены онлайн на всеобщее обозрение, и добавлять свои комментарии к ним мог каждый. А это означало, что клиент принял к сведению мнение людей, которые никогда не будут пользоваться его услугами и у кого могло и не быть хоть сколько-нибудь ценного опыта в сфере дизайна.
И вот чему я научился:
1. Никогда не демонстрируйте все свои идеи. В этой мешанине неизбежно будут присутствовать неудачные. Помните о законе Сода (или законе Мерфи – кому как больше нравится): если вы показываете клиенту десять идей (девять хороших, одну плохую), вероятность того, что будет выбрана плохая, составит десять к одному. Это все равно что бросать монету. Зарубите себе на носу: показывать нужно только лучшую наработку.
2. Предоставив клиенту слишком богатый выбор, вы усложняете ему задачу. Гораздо проще выбрать из двух образцов, чем из пятидесяти.
3. Приглашая широкую публику поучаствовать в обсуждении (в блоге либо как-то иначе), вы проявляете пренебрежение к целевой аудитории клиента. Кроме того, многие из тех, кто оставит свой комментарий, навряд ли хорошо разбираются в дизайне. Когда ваш клиент прочитает комментарии, это внесет еще большую сумятицу в работу.
Любой из этих ошибок будет достаточно, чтобы затормозить проект, не говоря уже о комбинации из всех трех. Надо ли говорить, что тот логотип я так и не закончил?