Заседание проходило в присутствии пьяных красногвардейцев, солдат и матросов, вооруженных винтовками и пулеметами, нацеленными на выступавших. По разработанному сценарию Учредительному собранию было предложено принять составленную Лениным «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», тем самым признать власть Советов. За нее голосовали только большевики, и она не прошла. Воспользовавшись отказом принять «Декларацию...», большевики и левые эсеры покинули дворец. Без них Учредительное собрание приняло резолюции: объявило себя верховной властью, Россию - республикой, землю - всенародным достоянием, призвало начать переговоры о всеобщем мире. Начальник караула А.Г.Железняков потребовал закрыть заседание, заявив, что «караул устал». На следующий день постановлением ВЦИК Учредительное собрание было распущено, дворец блокирован войсками. Страна, уставшая от войны и революции, не реагировала на это событие. Многочисленные депутаты уехали в провинции и возглавили вооруженную борьбу с Советской властью.
Разгон Учредительного собрания вновь показал нежелание большевиков сотрудничать даже с социалистическими партиями, образовать с ними коалиционное правительство и осуществлять демократические преобразования. Тем самым было заявлено о намерении укреплять диктатуру пролетариата, дальше подавлять права и свободы населения. Разгон парламента стал вторым шагом по глобализации гражданской войны после Октябрьского переворота. III съезд Советов рабочих и солдатских депутатов одобрил разгон Учредительного собрания и принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а 13 января 1918 г. были объединены Советы рабочих и Советы крестьянских депутатов. В России была создана единая система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Дальнейшая централизация власти, свертывание демократии для рабочих и крестьян привели к падению роли Советов. На VII съезде РКП(б) была сформулирована установка на перераспределение функций от Советов к партии. Весной и летом 1918 г. во многих Советах побеждали меньшевики и эсеры, и эти Советы разгонялись силой. Теперь уже репрессии применялись не только против эксплуататоров, но и против трудящихся, которых стали обвинять как носителей «мелкобуржуазной стихии». В условиях сужения социальной базы большевиков единственным средством удержаться у власти для них стали репрессии и насилие.
В сфере производства вместо рабочего управления предприятиями вводились жесткая централизация, единоначалие, диктатура отдельных лиц. В сфере распределения вместо регулирования, налаживания товарообмена с деревней, большевики с их предубеждением против рынка и стремлением к бестоварному социализму, ужесточили хлебную монополию и ввели в мае 1918 г. продовольственную диктатуру.
В новой системе власти, широко применявшей диктаторские методы, становым хребтом являлась партия, ее аппарат. Все другие институты политической системы - Советы, профсоюзы, кооперативы, молодежные и другие организации функционировали под строгим контролем партийного аппарата, выполняли его директивы. Советы играли лишь декоративную роль. И властью была не диктатура пролетариата, а диктатура большевистской партии, осуществляемая партийным аппаратом - ЦК партии, затем Политбюро ЦК. Ленин как вождь партии принимал единоличные решения, оформлял их как декреты Советов.
Формирование Советского государства завершилось принятием новой конституции РСФСР 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов. Она провозглашала диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства, переход основных средств производства в собственность народа, равноправие наций, задачу строительства социализма и т.д.
Таким образом, Советское государство неограниченностью власти и бесправным положением населения напоминало абсолютную монархию дореволюционной России. В нем марксистская идеология заменила религию, а политика в своей сути оставалась самодержавной и имперской. Как всякое деспотическое государство, оно действовало теми же методами - ложью и насилием, являющимися одновременно и признаками военно-полицейского государства.
Конституция РСФСР 1918г.
На основании решений Третьего Всероссийского съезда Советов 1 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК была создана Конституционная комиссия под председательством Я.М. Свердлова. С июня 1918 г. окончательным редактированием проекта занималась комиссия во главе с В.И. Лениным.
Первая Советская Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. на Пятом Всероссийском съезде Советов. Конституция состояла из 6 разделов и 90 статей.
Первый раздел Конституции включал в себя Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В Декларации определялась социальная сущность советского государства, как государства «диктатуры пролетариата». Россия провозглашалась Республикой Советов и федерацией национальных республик. Закреплялась отмена частной собственности на землю, национализация банков, всеобщая трудовая повинность.
Во втором разделе («Общие положения Конституции РСФСР») закреплялись некоторые права и свободы трудящихся, которые рассматривались в контексте идей классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Предусматривалось лишение прав лиц, опасных для Советского государства.
В третьем разделе определялись компетенция и порядок формирования центральных и местных органов власти. Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он мог рассматривать любые вопросы. Только съезд Советов имел право изменять Конституцию и ратифицировать международные договоры. В перерывах между съездами высшей властью в стране наделялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который был как законодательным, так и исполнительно-распорядительным органом. Он избирался из числа делегатов съезда численностью не свыше 200 человек. Создавался Президиум ВЦИК, статус которого в Конституции четко не определялся. Общее управление делами республики осуществляло правительство – Совет народных комиссаров (СНК), которое формировалось ВЦИК и отвечало перед ним и Всероссийским съездом Советов. Правительство получило право издавать законы. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.
В четвертом разделе закреплялись нормы избирательного права. Избирательная система носила ярко выраженный классовый характер. Конституция предоставляла избирательные права только трудящимся, но исключала равное представительство рабочих и крестьян. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов в городах один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, а в губерниях – от 125 тысяч жителей. Рабочие в данном случае получали очевидное преимущество. Прямыми были выборы только в сельские и городские Советы, а делегаты всех последующих уровней избирались в результате многоступенчатых выборов.
Пятый раздел Конституции был посвящен бюджетному праву, а последний, шестой, раздел устанавливал государственную символику – герб и флаг РСФСР.
Итак, для советской системы органов власти, закрепленной в Конституции, были характерны непризнание принципа разделения властей и множественность законодательных органов. С одной стороны, система была основана на таких демократических принципах как выборность, сменяемость, подотчетность органов власти. С другой стороны, деятельность советских органов направлялась и контролировалась партийными органами, хотя в Конституции напрямую не говорилось об особой роли правящей партии.
На федеративных принципах строились и экономические взаимоотношения между республиками.
16 сентября 1922 г. Президиум ЦИК Белорусской Республики рассмотрел представленный Наркоматом земледелия Белоруссии проект Постановления об образовании специального (резервного) семенного фонда и постановил: «О создании резервного семфонда Белорусской Республики договориться с Президиумом ВЦИК».
Развитие экономических и культурных связей между Российской Федерацией и Белоруссией в соответствии с Союзным договором от 16 января 1921 г. характеризовалось централизацией во всех областях государственно-правовых отношений между ними.
Об этом свидетельствуют многочисленные акты органов государственной власти и управления Российской Федерации и Белоруссии, регулировавшие данные отношения.
В дипломатической и внешнеполитической сферах можно говорить о том, что заключение союзного договора стало основой и дипломатического союза России и Белоруссии. Если пользоваться языком того времени, был «образован единый дипломатический фронт советских республик».
Наиболее заметную роль в дипломатическом союзе республик сыграли представление и защита Российской Федерацией прав и интересов Белоруссии на общеевропейской финансово-экономической конференции в Генуе. В соответствии с подписанным сторонами Протоколом от 22 января 1922 г. РСФСР и Белоруссия предпринимали совместные действия на международной арене и на основании других соглашений между ними.
Этот дипломатический союз действовал и в период Лозанской конференции (1922—1923 гг.), где российская делегация также отстаивала интересы Белоруссии.
Кроме того, имело место присоединение Белоруссии к договорам и соглашениям, ранее заключенным Российской Федерацией с другими государствами.
Так, 10 ноября 1922 г. Совет Народных Комиссаров Белорусской Республики постановил санкционировать подписанный председателем Совнаркома А.Г.Червяковым документ о распространении на Белоруссию Раппальского соглашения между Россией и Германией.
Тогда же Совет Народных Комиссаров Белорусской Республики принял Постановление о присоединении к соглашению между Российской Федерацией и Дальневосточной Республикой по паспортному вопросу.
Союзный договор между Россией и Белоруссией был ратифицирован высшими представительными органами государственной власти обеих республик и стал правовым оформлением их военно-хозяйственного союза.
Обе стороны в дальнейшем стремились к неуклонному проведению Союзного договора в жизнь.
В рамках Союзного договора 1921 г. федеративные государст-венно-правовые отношения между Белоруссией и Россией продолжали развиваться по многим направлениям. Договор стал юридической базой для различных соглашений, заключавшихся как между высшими органами государственной власти, так и между органами государственного управления обеих республик. В условиях военно-хозяйственного союза республик органы государственной власти и управления России все в большей степени становились органами формировавшейся в тот период федерации.
Особый интерес и актуальность для современного развития интеграции России и Белоруссии представляет анализ процесса формирования общей правовой си-стемы и единого правового пространства союза двух республик. Важным моментом в развитии федеративных государственно-правовых отношений между Российской Федерацией и Белорусской Республикой было широкое использование (заимствование) последней законодательных и иных нормативных актов России.
С точки зрения юридической формы этот процесс использовал различные механизмы и процедуры, среди которых можно выделить:
Прямое заимствование Белоруссией нормативно-правовых актов РСФСР. Речь идет о том, что значительное количество нормативных актов РСФСР вводилось в действие на территории Белоруссии без каких-либо изменений и дополнений со стороны высших органов государственной власти и управления Белоруссии. Среди актов РСФСР, введенных в действие на территории Белоруссии специальным решением сессии ЦИК Белоруссии, особо следует отметить Уголовный кодекс РСФСР. Президиумом ЦИК Белорусской Республики было подтверждено Постановление Сов-наркома России о взносах на страхование по временной нетрудоспособности и на дополнительные виды обеспечения.
Устранение противоречий и коллизий между российскими и белорусскими законами, особенно в том случае, если российский закон принимался после издания соответствующего акта Белоруссией.
Другим механизмом формирования единого правового пространства было использование Белоруссией нормативно-правовых актов России в качестве, если воспользоваться современным юридическим языком, «модельных законов». В подобных случаях нормативно-правовые акты России использовались в качестве основы соответствующих актов Белоруссии, изданных по аналогичному вопросу правового регулирования.
* * *
Следует особо отметить, что первая белорусская Конституция — Конституция БССР 1919 г. — построена по модели Конституции РСФСР 1918 г.
Таковы были правовые механизмы, позволившие на основе исторических возможностей и, чтобы там ни говорили, стремления народов к единению в тяжелейшую историческую эпоху начала 20-х годов поэтапно подойти к объ-единению России и Белоруссии вместе с другими народами прежней Российской Империи в единое союзное федеративное государство.
Своеобразие развития нормотворческого процесса в Белорусской Республике свидетельствовало об укреплении и дальнейшем развитии юридической базы федеративных государственно-правовых отношений между Российской Федерацией и Белоруссией.
Экономическое объединение завершило в основном процесс развития многосторонних государственно-правовых связей между Россией и Белорусской Республикой. К середине 1922 г. на повестку дня встал вопрос о дополнении военного, экономического и дипломатического союза республик союзом политическим.
30 декабря 1922 г. открылся I Всесоюзный съезд Советов, утвердивший Декларацию и Союзный договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Белоруссия вместе с Россией, Украиной и Закавказьем выступила в качестве государства — учредителя Союза ССР. Образование Союза ССР стало логическим завершением развития федеративных государственно-правовых отношений между Российской Федерацией, Белоруссией и другими республиками. В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов завершил оформление Союзного государства как Федерации совет-ских республик, приняв Конституцию Союза ССР, составной частью которой выступил Договор об образовании Союза ССР.
Таковы были правовые механизмы, учитывавшие стремление народов к единению в тяжелейшую историческую эпоху начала 20-х годов поэтапно подойти к объединению России и Белоруссии вместе с другими народами прежней Российской Империи в единое союзное федеративное государство.