Клевета и злословие лживы. Все знают, что это безнравственно и, в общем-то, незаконно. Однако очень многие не видят ничего аморального в злых словах, если они правдивы.
По еврейскому закону, это неверно. На иврите запрещенная речь о ком-либо называется «ляшон а-ра» (буквально — «злой язык»), и сюда относят любые высказывания, которые, хотя и правдивы, могут принести вред человеку [1]. Так, нельзя рассказывать знакомым, что такой-то ест, как свинья, неразборчив в связях и ленив, даже если это правда.
Иногда сложно придерживаться этого строгого правила. Даже в Талмуде признается, что практически каждый, по крайней мере, один раз в день нарушит этот закон этики речи. Тем не менее, те, кто старается следовать этому учению, вскоре начинают отзываться о других людях гораздо благосклоннее.
Сплетничая, многие из нас нарушают Золотое Правило: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой». Например, вы случайно услыхали, как кто-то говорит о вас. Что бы вам меньше всего хотелось услышать? Как обсуждают недостатки вашего характера или интимные подробности жизни? Но когда мы говорим о других, то почему-то обсуждаем именно это.
Не рассказывайте людям то плохое, что слышали о них.
Одна девушка долго мечтала, что старший брат заменит умершего отца на свадебной церемонии. Однако сестра передала ей слова брата: «Кэрол — очень милая девушка, но Дэвид намного образованнее. Она скоро наскучит ему». Кэрол обиделась. Она больше не хотела, чтобы брат вел ее к алтарю и сейчас, по прошествии многих лет, они почти не общаются.
Через некоторое время ее сестра сказала, что ненароком «проболталась», но Кэрол имела право знать, какого мнения о ней брат.
Многие из нас оправдывают свое поведение такими словами. На первый взгляд, это логично. Разве мы не должны знать, что говорят о нас за глаза? Но как можно судить об отношении брата по одному высказыванию? И сестра никогда не старалась передать ей все то хорошее, что говорил о ней брат. Да, его слова были злыми, но почти каждый из нас иногда резко отзывается о тех, кого любит. Как говорил Б.Паскаль, великий философ XVII века: «Я считаю неопровержимым следующий факт: если б только люди знали, что о них говорят другие, в мире не было бы и четырех друзей».
Марк Твен подчеркивал, что плохие слова могут принести много боли: «Чтобы задеть вас за живое, ваш враг должен объединиться с вашим другом. Один будет клеветать на вас, другой — рассказывать вам об этом».
В Торе говорится, что неправильно передавать людям все плохое, что о них было сказано. Сам Бог воздерживается от этого. Брейшит рассказывает о трех ангелах, пришедших в дом Авраама с важной новостью: Сара, престарелая жена его, родит ему первенца. Услышав это, Сара рассмеялась, сказав: «После того как я состарилась, помолодею я? Да и господин мой стар». Господь явился Аврааму и спросил: «Отчего смеялась Сара, сказав: «неужели я действительно рожу? Ведь я состарилась».
Раввины были поражены тем, что Бог сказал, и тем, о чем он умолчал. Передавая мысль Сары, он опустил последние слова «Да и господин мой стар». Авраам действительно был стар, но Бог опасался, что Авраам будет возмущен словами Сары.
Поэтому Раввины, писавшие Талмуд, пришли к выводу: «Как важен мир между людьми! Ведь ради него даже Бог смягчает правду».
Конечно, в некоторых случаях бывает необходимо рассказать человеку, что о нем говорят. Например, вы слышите, что кого-то незаслуженно обвиняют. Вы не только должны выступить в его защиту, но и предупредить человека, которого оклеветали. Но такие случаи редки. Без серьезных причин не разрешается рассказывать о плохом.
Еврейская этика запрещает ложь, но вам разрешено сказать не всю правду, когда кто-либо спрашивает: «Что такой-то говорил обо мне?». Если вы знаете, что ваш ответ обидит человека или вызовет злость, вы можете опустить некоторые детали. Так сделал Бог во время разговора с Авраамом. Если спрашивающий продолжает настаивать, вы можете ответить, что ничего плохого не было сказано. Проще говоря, мир намного дороже правды, за исключением тех случаев, когда для правды есть веская причина.