Философия науки есть одно из направлений философии, которое можно определить как систему теоретических знаний об основаниях бытия науки и принципах ее познания.
Это направление возникает во второй половине XIX века в связи с усилением роли науки в жизни общества и усложнением ее функций в виде оригинальных моделей развития науки и эпистемологии, авторами которых прежде всего были представители позитивизма. В первой половине XX века в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР философия науки становится дисциплинарно организованной.
Философскому знанию как таковому присущи эссенциальность, рациональность, обоснованность, открытость, проблемность и неустранимость ценностного компонента. Перечисленные свойства сохраняются и в области философии науки.
Предметную область философии науки составляют наиболее общие закономерности существования науки. Первой проблемой является определение самого понятия «наука», от решения которой зависит решение вопроса о начале науки как таковой. На этом этапе важно разведение понятий «научное знание», «научное мышление», «наука как деятельность». Другие проблемы философии науки:
- как возможна наука, каковы основания ее бытия;
- каковы логика и закономерности развития научного познания;
- в каких формах функционирует научное знание;
- каковы принципы организации научной деятельности.
При решении перечисленных проблем наука рассматривается в исторически изменяющемся контексте, гипотезы и модели развития научного знания проверяются на историческом материале. Перечисленные факторы, а также то, что научная деятельность всегда персонифицирована, делает необходимым обращение к истории науки.
Предметной областью истории науки как научной дисциплины являются факты, свидетельствующие о функционировании науки. История науки исследует возникновение и развитие конкретных наук, описывая и анализируя процессы и результаты деятельности ученых. Для философии науки материалы истории науки служат «вспомогательной», но необходимой информацией. Интерес к исследованиям истории наук активизировался в связи с деятельностью представителей постпозитивизма во второй половине ХХ века.
Таким образом, философия науки представляет собой рефлексию над бытием науки, определение ее сущности, смысла и роли в жизни общества. Она позволяет ученому выйти за рамки конкретной области исследований и осмыслить их в контексте науки как целого.
Вопросы для контроля и самоподготовки:
1. Каковы причины возникновения такого направления как философия науки?
2. Какие проблемы исследует философия науки?
3. В чем состоит предметная область истории науки?
4. Почему решить проблемы развития науки невозможно без обращения к ее истории?
5. Как проявляется взаимодействие истории науки и философии науки? Поясните на конкретных примерах.
Тема 2. Основные формы бытия науки
В философии науки принято понимать термин «наука» в следующих значениях:
- как особый вид познания;
- как специальный вид знания;
- как деятельность по получению такого вида знания;
- как социальный институт.
Трактовка науки как мировоззрения, и соответственно, само понятие научного мировоззрения, некорректны, так как научное знание не является целостной системой представлений о мире и отношениях человека с миром. Научное знание может быть лишь элементом такой системы.
Одно из общепринятых определений:
наука есть познавательная деятельность, направленная на достижение нового, истинного, объективного знания для практического применения. При этом следует помнить, что критерии истинности и объективности не являются абсолютными и исторически изменчивы.
Наука как деятельность
Структура научной деятельности:
- субъект, осуществляющий исследование (ученый, исследовательский коллектив, научное сообщество);
- объект, та часть реальности, которая подвергается исследованию;
- предмет, те свойства и закономерности, которые выделяются в объекте соответственно целям и методам исследования и непосредственно изучаются;
- средства и методы познания.
По отношению к одному и тому же объекту научного познания существует множество предметов, например, феномен общества изучают с точки зрения экономических, политических, социальных свойств и отношений и, соответственно, речь идет о разных науках.
Наука может исследовать любые феномены, если они реально существуют, как особые предметы, починяющиеся объективным законам. Там, где невозможно сконструировать предмет и изучать его сущностные связи, заканчиваются притязания науки.
Именно в силу предметности науки ученый не выносит универсальных суждений, но на определенном этапе развития научного познания возможен синтез для познания целостности объекта на «стыке наук». В целом же вынесение универсальных суждений – это задача философии.
Наука как знание
Основные характеристики научного знания в отличие от других видов знания, в том числе и философского, сводятся к следующим:
1. Эссенциальность, т.е. направленность на познание сущностных свойств и закономерностей предметов и явлений.
2. Объективность, т. е. независимость от сознания исследователя (но, как уже указывалось, данный критерий изменялся в соответствии с исторически изменчивыми идеалами и нормами научного познания)
3. Системность, т.е. упорядоченность на основе определенных оснований.
4. Обоснованность, т.е. наличие эмпирических и (или) теоретических доказательств.
5. Воспроизводимость.
6. Общезначимость, что делает возможным применение научного знания.
Первые четыре свойства обусловливают рациональность научного знания.
Наука как социальный институт
Социальными институтами признаются явления, постоянно воспроизводимые человеком и удовлетворяющие базовые потребности общества. В таком качестве наука вырабатывает знания, нормы и нормативы, способные обеспечить устойчивость общественного развития. Как социальный институт европейская наука формируется в Новое время, и этот процесс связан с достижением наукой автономии от теологии. В эту эпоху складывается понимание научного метода и предназначения науки. Так, в уставе Лондонского королевского общества провозглашается, что научное сообщество рассматривает вопросы естественного характера и не вмешивается в вопросы теологии, морали и политики. Мыслители эпохи Просвещения прогрессивное развитие общества связывают с распространением научного знания.
В XVII-XVIII вв. наука начинает выполнять мировоззренческую функцию, становясь элементом системы новых представлений человека о мире. Вторая половина XIX - начало XX вв. представляет собой следующий этап институционализации науки, происходит осознание научным сообществом и обществом в целом экономической эффективности научных исследований и профессионализация научной деятельности. Наука становится производительной силой, наряду с фундаментальными науками возникает сфера прикладных исследований.
К началу XX в. формируется «этос науки» как система внутренних ценностей, присущих научному сообществу.
В течение XX-го столетия и в начале XXI века происходит расширение применения научного знания в различных областях социальной жизни (система НОТ, управление обществом и пр.) Соединяясь с властью, наука начинает воздействовать на выбор целей и способов общественного развития, превращаясь в социальную силу.
Становление науки как социального института тесно связано с формированием техногенной цивилизации как особого типа развития общества, для которого характерно:
- понимание природы как упорядоченного, законосообразно устроенного, обезличенного поля, в котором человек с помощью разума способен познать закономерности и осуществлять контроль над процессами и явлениями;
- активность автономной личности, направленная на преобразование внешнего мира;
- особый статус научной рациональности, понимание научного познания как условия и основы преобразования мира.
Вопросы для контроля и самоподготовки:
1. Чем обусловлена многозначность понятия науки?
2. Каковы основные характеристики научного знания?
3. Какова структура научной деятельности?
4. Как исторически формировались функции науки?
5. В чем состоит мировоззренческая функция науки?
6. В чем состоит производительная функция науки?
7. В чем состоит социальная функция науки?
Тема 3. Основания науки
Исследование оснований научного познания дает возможность ответа на вопрос: как возможна наука? В современной философии науки конкретизированы главные компоненты оснований науки:
- философские категории и принципы,
- общенаучные методологические критерии,
- идеалы и нормы исследования,
Ряд исследователей относят к основаниям науки парадигму, научную картину мира, стиль научного мышления.
Философия по отношению к науке выполняет ряд функций.
Предпосылочная функция состоит в том, что философия создает наиболее общие концептуальные представления о реальности, ее закономерностях и взаимосвязях. Философия обеспечивает науку категориальным аппаратом, формируя и наполняя содержанием всеобщие понятия (сущность, явление, количество, качество и т.п.)
Философия формирует всеобщие методы трактовки бытия – метафизический и диалектический, на основе которых формируются методы познавательной деятельности.
Основой научного познания, делающей его возможным, является рационализм в широком смысле. Основными положениями рационализма как мировоззренческой установки являются:
- признание существующей в мире упорядоченности и закономерности,
- признание возможности для человека познать и сформулировать закономерности;
- убежденность в единстве мира, позволяющая искать общие закономерности в разных сферах бытия;
- детерминизм (наличие всеобщей обусловленности).
На базе рационализма как мировоззренческого принципа выстраиваются методологические регулятивы познания (правила, нормы, предписания), важнейшими из которых являются следующие:
- все реально существующие явления могут быть объяснены;
- объяснение должно быть аргументированным;
- объяснение должно использовать минимальное количество допущений.
Эвристическая функция состоит вконкретизации умозрительных философских концепций в научных теориях, в том, что философия «задает «направление научного поиска.
Мировоззренческая функция обусловлена тем, что наука не содержит критериев определения социальной значимости своих результатов и состоит в том, что философия предоставляет ученому возможность применения оценочных критериев к научному познанию.
Проясняющая функция заключается в том, что философия интегрирует результат и опосредует диалог различных областей знания, обобщает научные данные до уровня фундаментальных научных принципов, формируя и меняя со временем картину мира. Философия проясняет также основания научного знания.
Общенаучные методологические принципы в той или иной степени детерминируют выбор средств, предпосылок, понятий при построении новой научной теории. Основными являются принципы соответствия, дополнительности, наблюдаемости.
Принцип соответствия состоит в том, что с появлением новых более общих теорий прежние успешно «работавшие» концепции не устраняются как ошибочные, а сохраняют свое значение для прежней предметной области, но уже как частный случай новых теорий.Принцип соответствия может рассматриваться, по-видимому, как особый случай связи научных теорий в их историческом развитии, входящий в общую тенденцию преемственности в развитии науки и культуры. Он служит своеобразным критерием отбора и не имеет абсолютного значения для всех теорий, вопрос о соответствии и преемственности решается в каждом конкретном случае, при этом в любой из наук реализуется также критическое отношение к действующим теориям, что может привести к их перестройке, а при необходимости и к «отбрасыванию».
Принцип дополнительности, введенный Н. Бором - положение квантовой механики, согласно которому получение информации об одних физических величинах микрообъекта неизбежно влечет потерю информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. Такими взаимно дополнительными величинами являются, например, координата частицы и ее импульс. Полное описание микрообъекта требует взаимодополнительности пространственно-временных и энергетических характеристик и, чтобы воспроизвести объект в его целостности, необходима совокупность двух величин или явлений, как, например, в случае корпускулярно-волнового дуализма. Принцип дополнительности имеет достаточно широкую область применения в социогуманитарных науках.
Принцип наблюдаемости - методологическое требование к научной теории иметь эмпирическое обоснование, применять такие величины и понятия, которые операциональны и допускают опытную проверку. Однако последнее требование никогда жестко не выполнялось ни одной наукой, тем более потому, что часто ненаблюдаемые величины выполняют конструктивно-вспомогательную роль и не всегда могут быть четко отличаемы от наблюдаемых. Изменение представлений о самом происхождении теории, не являющейся индуктивным обобщением наблюдаемых фактов, привело к существенному уточнению принципа наблюдаемости, и в частности к утверждению А. Эйнштейна - сама теория определяет, что наблюдаемо, а что нет.
Общеметодологические принципы имеют регулятивный характер, они формируют идеалы и нормы теории, представление о ее структуре, функциях, являются важнейшим элементом стиля научного познания.
Идеалы и нормы научного познания представляют собой исторически изменчивую совокупность концептуальных ценностных методологических установок, организующих процесс познания и регулирующих его.
Различают идеалы и нормы объяснения и описания, идеалы и нормы доказанности и обоснованности, а также идеалы и нормы построения и организации научных знаний.
Отечественные исследователи выделяют несколько уровней идеалов и норм познания.
1. Идеалы и нормы, отличающие научное познание от других видов и способов познания.
2. Идеалы и нормы, характерные для определенного исторического периода.
3. Идеалы и нормы, отражающие специфику объекта исследований.
Идеалы и нормы научного познания регулируют становление и развитие специальных картин мира и их синтез в общую научную картину мира. Они детерминированы как особенностями объектов науки, так и способами познавательной деятельности, складывающимися под влиянием социокультурных факторов; содержатся в образцах знания, осознанно или неосознанно усваиваются исследователем и становятся «презумпциями» научного поиска. Идеалы и номы научного познания благодаря своей изменчивости время от времени вызывают необходимость перестройки самих оснований науки как закономерной фазы развития и смены стратегии исследований.
Помимо когнитивного содержания, идеалы и нормы включают в себя способы регулирования организации исследований и отношений науки с обществом. В этом поле возникает проблема этики науки, соотношения научного познания и ценностного мышления. В классической науке формулируется тезис о ценностной нейтральности науки, восходящий к философскому принципу о логической разноплановости суждений о сущем и о должном. Кроме того, если наука понимается как средство познания, то вопрос о целях и смысле познания касается внешних по отношению к ней факторов. В дальнейшем данный тезис был пересмотрен, что отразилось в принципах неклассической и постнеклассической рациональности.
Предпосылочными методологическими структурами в системе научного знания являются научная картина мира, стиль научного мышления, парадигма и научно-исследовательская программа, при этом каждый из перечисленных элементов обусловлен исторически сложившимся контекстом. О двух последних речь пойдет далее в связи с концепциями развития науки Т. Куна и И. Лакатоса.
Научная картина мира может быть определена как понятие, выражающее эволюцию обыденных, научных и философских представлений о природе, обществе, человеке и его познании в зависимости от конкретно-исторических способов и форм познавательной деятельности и социальной практики в целом. Научная картина мира складывается как осмысление образов мира, лежащих в основе жизнедеятельности, культуры и практики человека; упрощает, схематизирует и интерпретирует действительность как всякий познавательный образ, вместе с тем выделяя из бесконечного многообразия отношений сущностные, базисные связи.
Сегодня научная картина мира понимается как одно из оснований научного поиска, картина исследуемой реальности, представленная в особой форме систематизации знания, которая позволяет выявить и интерпретировать предмет науки, ее факты и теоретические схемы, новые исследовательские задачи и способы их решения. Именно через научная картина мира происходит передача фундаментальных идей и принципов из одной науки в другую, она начинает играть все более важную роль, и не столько как модель мира или его образ, сколько как синтезирующая логическая форма знания, представляющая собой скорее теоретическую концепцию, нежели картину мира в буквальном смысле слова. Так, наиболее изученная физическая картина мира характеризует предмет физического исследования посредством следующих представлений: о фундаментальных физических объектах, о типологии объектов, изучаемых в физике, об общих особенностях взаимодействия объектов (причинности и закономерности физических процессов), о пространственно-временных характеристиках физического мира. Смена этих представлений в связи с изменением практики и познания приводит к перестройке и смене физических научная картина мира. Известны три исторических типа: механическая, электродинамическая и квантово-релятивистская картины мира. Построение последней еще не завершено. В том случае, когда специальные картины входят в содержание общенаучной картины мира, это происходит на основе философских идей и принципов и в тесной связи с основаниями теорий этих наук и эмпирическим слоем знания. Важно отметить, что одна из процедур обоснования теоретических схем состоит в их соотнесении с картиной мира, благодаря чему происходит их объективизация, а также интерпретация уравнений, выражающих теоретические законы. Построение теории, в свою очередь, уточняет картину мира. В целом научная картина мира выполняет несколько теоретических и методологических функций:
- объединение знаний в единое целое,
- осуществление объективации научного знания и включение его в систему культуры,
- методологическое определение пути и направления исследовательского процесса.
Стиль научного мышления
Длительное время понятие стиля научного мышления применялось главным образом при характеристике индивидуального мышления и имело ярко выраженное психологическое содержание. Развитие современной методологии научного познания, исследующей главным образом способы общенаучного, а не индивидуального познания, привело к широкому употреблению понятия стиля мышления также и в его логико-эпистемологическом значении. Так, используются понятия механистического, вероятностного, системно-структурного или кибернетического и других стилей мышления, обсуждается сама проблема их классификации.
Стиль научного мышления можно определить как единую систему принципов построения теории, типов научного описания и объяснения и другие устойчивых особенностей научных теорий, принимаемую учеными как образец.
Логико-методологические принципы опираются представления о характере бытия и познания, т. е. на собственно философские принципы, которые определяют решение интеграционных, селективных и других методологических задач. Соответственно, стиль научного мышления есть исторически сложившаяся, устойчивая система общепринятых методологических нормативов и философских принципов, которыми руководствуются исследователи в данную эпоху.
Стиль научного мышления выступает в конкретно-исторический период своего функционирования как некоторая для данных условий априорная система форм мышления, в рамках которой определенным образом организуется опыт. В таком аспекте стиль научного мышления выполняет следующие функции:
- критическую: оценивание теоретических построений (гипотез) и методов получения, проверки и построения знания;
- селективную: выбор гипотез (теорий), методов и категориального аппарата;
- вербальную: оформление фактуального и теоретического знания в конкретно-историческом языке науки;
- предсказательную: определение возможных идей, направлений исследования, новых методов.
Вопросы для контроля и самоподготовки:
1. Охарактеризуйте философские положения, на которых основывается научная деятельность.
2. Поясните сущность логических операций определения, классификации, дедукции, доказательства и опровержения.
3. Охарактеризуйте действия, предписываемые общенаучными методологическими установками.
4. Приведите принятую в отечественной традиции классификацию идеалов и норм научного познания.
5. Объясните функции научной картины мира.
6. Что такое стиль научного мышления? Какую роль он играет в научном познании?