Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


архиепископ Иларион (Алфеев) О МОНАШЕСТВЕ

 

Есть нечто существенно общее между браком и монашеством. Это не два противоположные пути, но два пути, которые во многом близки один дру­гому. Человек как индивидуум - существо не впол­не полноценное, он реализуется как личность лишь в общении с другим. И в браке восполнение недо­стающего происходит через обретение второй «по­ловины», второго «я», через обретение «другого». В монашестве этим «другим» является Сам Бог. Тайна монашеской жизни заключается в том, что принявший монашество целиком ориентирует свою жизнь на Бога. Человек сознательно и добровольно отказывается не только от брака, но и от мно­гого другого, доступного обычным людям, чтобы максимально сосредоточиться на Боге и посвятить Ему всю свою жизнь, все свои помыслы и дела. И в этом смысле монашество близко к браку. Не слу­чайно многие Отцы Церкви сравнивали монашес­кую жизнь с жизнью супружеской и говорили об устремлении души человеческой к Богу в тех же выражениях, в которых говорили о супружеской жизни. Показательно, что одним из основных тек­стов, использовавшихся в аскетической литературе, посвященной монашеству, была библейская Книга Песни Песней Соломона, которая, говоря о любви между мужчиной и женщиной, касается таких глу­бин человеческого естества, что в равной степени применима и к той любви, которая существует ме­жду душой человеческой и Богом. Душа христи­анина - невеста Христова, и именно в этом плане в монашестве реализуется тот «брачный потенциал», который есть у каждого человека. Все то, что недостает человеку, индивидууму, чтобы стать лич­ностью, персоной, чтобы осознать свое персональ­ное бытие в единении и общении с другим, в мо­нашестве обретается через общение с Богом. Это первое.

Второе. Человек не должен принимать монаше­ство только на том основании, что он не сумел вступить в брак. Нередко молодые люди, особен­но выпускники духовных семинарий, оказываются перед дилеммой: они созрели для священнослужения, получили духовное образование, готовы на­чать самостоятельную взрослую жизнь, но по тем или иным обстоятельствам не сумели «решить се­мейный вопрос», найти себе спутницу жизни. И случается, что архиерей начинает давить на тако­го человека: раз ты не женат, значит, принимай монашество и рукополагайся. Это, конечно, совер­шенно недопустимо, потому что как для брака, так и для монашества человек должен созреть, и лю­бая спешка, а тем более давление, здесь неумест­ны и недопустимы. Монашество можно принимать лишь в одном случае - если человек чувствует к этому горячее призвание. Монашеское призвание не может быть минутным порывом: оно должно выз­ревать в человеке на протяжении долгого времени, становиться все более явным, все более сильным. Если же человек не уверен в своем призвании, колеблется, то принимать монашество нельзя. В беседе о браке я говорил примерно о том же:

нельзя вступать в брак, пока сохраняется сомнение, что именно этот человек - тот, с которым ты го­тов разделить всю свою жизнь, ради которого готов пожертвовать своей жизнью. Аналогичный Подход должен быть в отношении принятия монашеского пострига.

Третье. Монашество имеет разные внешние формы. Есть монахи, живущие в монастырях, есть жи­вущие в миру. Есть монахи, выполняющие церков­ное послушание, например, преподающие в духовных школах, есть монахи, которые занимаются бла­готворительностью или социальным служением, за­ботятся о бедных. Есть монахи - священнослужите­ли на приходах. Одним словом, внешняя картина монашеской жизни может быть самой разной. Но внутренняя суть от этого не меняется. А она за­ключается, как мне кажется, в двух вещах - в оди­ночестве и в непрестанном предстоянии Богу. Поэтому человек, который не чувствует призвания к одиночеству, к тому, чтобы всю свою жизнь без ос­татка отдать Богу, не должен становиться монахом.

Случается, что молодые люди принимают мона­шество, ориентируясь на те или иные возможности, которые, как они полагают, можно будет получить, приняв постриг.

Огромную и трагическую ошибку допускают люди, которые принимают постриг ради церковной карьеры. В современной практике Православной Церкви архиереем может стать только монашеству­ющий. Это приводит к тому, что люди с карьерными устремлениями принимают монашество, что­бы достичь церковных высот. Но высот этих дос­тигают очень немногие, потому что монахов мно­го, а епископов мало. И нередко такие люди уже в зрелом возрасте оказываются перед ситуацией, когда понимают; что их желание недостижимо, что они «выпали из обоймы» или так и не вошли в ту «обойму», которая поставляет кадры для архиерей­ского служения. И наступает страшнейший кризис. Человек понимает, что он погубил свою жизнь, лишившись многого ради иллюзии. Подобные ситуации должны быть исключены. Монашество можно принимать только в том случае, если человек целиком ориентирован на Бога, готов отдать Богу свою жизнь, идти тесными вратами. Монашество— это максимальное выражение того «тесного» пути, о котором говорит Господь (Мф. 7: 13; Лк. 13: 24). Это путь достижения внутренних высот, путь внут­ренних обретений - при внешних потерях. Приня­тие же пострига ради каких-то внешних целей из­вращает самую суть монашества.

Недопустимо принимать монашество и по послу­шанию. К сожалению, довольно часто случается, что человек на каком-то этапе своей жизни не может решить, принимать ли ему монашество или вступить в брак. Не имея достаточных внутренних сил для самостоятельного решения, он говорит себе: «Пой­ду к духовнику (вариант: поеду к такому-то стар­цу), и что он мне скажет, на то и будет воля Божия». Такой подход порочен. Все ответственные решения человек должен принимать сам. И нести за них полную ответственность. Конечно, нет никакой гарантии, что ошибки не произойдет. Многие люди ошибались в выборе своего жизненного пути. Но человек, который сам допустил ошибку, сам же мо­жет ее исправить, пусть даже это и дорого ему обойдется. Если же ошибка допущена кем-то дру­гим и человек понимает, что его судьба не состоялась, потому что когда-то, по неразумию, опромет­чиво он вверил решение своей судьбы другому, то такую ошибку исправить уже некому.

В беседе о браке я говорил, что есть два вида брака - брак как таинство и брак как сожительство. То же самое можно сказать и о монашестве: оно может быть таинством, а может им не быть. Монашество, которое является таинством, преображает всю жизнь человека, изменяет ее коренным, радикальным образом.

Кстати говоря, существует совершенно непра­вильная традиция, унаследованная от того време­ни, когда наша Церковь находилась под сильным влиянием западной схоластики, - проводить грани­цу между таинствами и обрядами и относить брак к разряду таинств, а монашеский постриг - к раз­ряду церковных церемоний, лишенных таинственно­го характера. Монашеский постриг - такое же таинство, как и другие таинства Церкви, потому что содержит в себе все признаки таинства. Чело­век, принимающий монашество, получает другое имя, подобно тому как это происходит в Крещении. Он облачается в новую одежду. Как и в та­инстве Крещения, по вере Церкви, человеку проща­ются грехи, в том числе и те, что являются каноническим препятствиям для принятия священного сана. И даже в самом чинопоследовании монашес­кого пострига оно названо таинством, когда пост­ригающий говорит постригаемому: «Ты приступил к этому великому таинству». Но монашество толь­ко тогда осуществляется как таинство, когда при­нимается по призванию, дабы стать путем внутрен­него совершенствования, путем восхождения чело­века по той «лествице» обретения добродетелей и борьбы со страстями, которую так прекрасно изоб­разил в своей классической книге святой Иоанн Синайский.

В каком случае можно говорить, что монашество не состоялось как таинство, что принятие пострига оказалось неудачей или ошибкой? В том случае, когда человек принял постриг либо против воли, по послушанию другому лицу, либо в слишком раннем возрасте по собственному неразумию, либо под вли­янием настроения или энтузиазма, которые потом прошли. Такой человек, уже будучи монахом, пони­мает, что он совершил ошибку, что для монашеской жизни он совершенно не предназначен. Из этой ситуации есть три исхода.

При первом исходе человеку удается себя пере­ломить: он говорит себе, что, коль скоро стал монахом, коль скоро Бог привел его к этому образу жизни, нужно сделать все, чтобы монашество стало действительно таинством единения с Богом. И че­ловек старается с помощью Божией настроить свою жизнь на нужный аскетический лад. Это лучший вариант, но, к сожалению, такой исход достаточно редок.

Чаще встречаются второй и третий варианты. Второй вариант: человек остается в монашестве, дабы не нарушить монашеские обеты, но при этом не испытывает ни радости, ни вдохновения от того, что он монах, а просто «тянет лямку», кляня свою судьбу. Третий вариант: монах покидает монастырь, «расстригается», как говорят в просторечии, стано­вится мирянином.

Трудно сказать, что лучше. С одной стороны, монашеские обеты даются человеком раз и навсегда, и, согласно каноническим правилам Церкви, даже тот монах, который сложил с себя иноческое одеяние и вступил в брак, продолжает оставаться монахом, но монахом падшим, живущим во грехе. И за редчай­шими исключениями бывшие монахи, вступая в брак, не получают церковного благословения на брачную жизнь и не могут быть обвенчаны в храме. Такова традиция Православной Церкви. В этом смысле монашеские обеты налагают на человека большие обязательства, чем брачные обеты: Церковь может признать развод, но никакого «расстрижения» церковные каноны не признают. И если в брак можно вступить дважды, то монашеские обеты дважды дать нельзя.

Было множество подвижников, которые ушли из мира и не вернулись в мир, которые умерли в неизвестности, но это не значит, что их под­виг был тщетным, потому что молитвы, которые они возносили за ближних, многим помогли. Достигнув святости, они стали ходатаями и заступни­ками за тысячи людей, которые были спасены их молитвами.

Принимая постриг, монах дает три основных обета: нестяжания, целомудрия и послушания.

Нестяжание можно понимать по-разному. Речь может идти о полной добровольной нищете, когда человек отказывается от всех земных благ, от вся­кой собственности. Но в большинстве случаев речь идет о том, что монах, обладая теми или иными материальными благами, относится ко всему, что имеет, так, будто это взято взаймы. Монах и к жиз­ни должен относиться так, будто она дана ему взай­мы. В «Лествице» и других памятниках аскетичес­кой литературы говорится о добродетели странни­чества, когда человек понимает, что не имеет здесь, на земле, «пребывающего града, но грядущего взыскует», потому что его духовная родина - Небесный Иерусалим. И именно к нему устремлен духовный взор монаха.

Обет целомудрия не сводится только к безбра­чию. «Целомудрие» - славянское слово, которое несет в себе очень глубокий смысл. Оно говорит о том, что человек должен «целостно мудрствовать», то есть во всех своих поступках и помыслах руко­водствоваться «мудростью, сходящей свыше», кото­рая есть Сам Христос.

И, наконец, послушание. Этот монашеский обет может быть исполнен по-разному: монах в монас­тыре находится в послушании у своего игумена, мо­нах, служащий на приходе, - у своего епископа. Но каковы бы ни были внешние обстоятельства жизни монаха, он всегда должен помнить, что его жизнь уже не принадлежит ему, она отдана Богу, Церкви и людям. И монах только тогда оправдывает свое призвание, когда его жизнь приносит плоды и по отношению к Богу, и по отношению к Церкви, и по отношению к людям. Монах приносит пользу в отношении Бога, если постоянно работает над со­бой и, духовно преуспевая, восходит «от силы в силу». Он приносит пользу Церкви, либо если со­вмещает свою монашескую жизнь со служением Церкви в сане священника, либо если, не будучи священником, занимается какой-то другой церков­ной деятельностью, например, благотворительно­стью, преподаванием. Монах приносит пользу лю­дям, если либо передает им тот духовный опыт, ко­торый накопил в себе, либо накапливает в себе этот опыт, чтобы потом поделиться им с людьми, либо просто молится за людей.

В конечном итоге, послушание - это вслушивание в волю Божию, стремление человека максимально приблизить свою волю к воле Божией. И монах - это тот, кто добровольно отрекается от своей воли, передавая всю свою жизнь в руки Божии. Монах должен стремиться достичь столь полного слияния своей воли с волей Божией, чтобы уподобиться Иисусу Христу, Который в Гефсимании взывал к Своему Отцу: «Отче Мой! если возможно, да мину­ет Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39). В этих словах проявилась, с од­ной стороны, Его человеческая воля и естественный для всякого человека страх перед страданиями, а с другой, - полная преданность воле Божией и всеце­лая готовность вверить свою жизнь Богу.

Хотел бы в заключение сказать о том, что мона­шество, в отличие от брака, является уделом избранных.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Серед регіонів України Івано-Франківщина посідає перше місце за часткою жінок, які народили троє дітей | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 299 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2420 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.