Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 9. Культура и цивилизация




Терминологическое поле

Культура – это

     
   
 
 

 


Цивилизация – это

     
 
 
 

 


Задание 1.

Назовите представителей цивилизационного направления в культурологии и их основные работы

 
 

 

 


Задание 2.

Согласно О. Шпенглеру, цикл каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал - 1000-летие. Он включает в себя четыре периода, фазы, длительностью, примерно, 200-300 лет:

1. зарождение ("весна");

2. расцвет ("лето");

3. старение ("осень");

4. смерть ("зима").

Развитие культуры сказывается на развитии людей. Все выдающиеся личности в своей жизни воспроизводят фазу той культуры, к которой они принадлежат. На ваш взгляд, в каком периоде находится современная цивилизация и почему?

 

 

 
 

 


Задание 3.

Проанализируйте понятия «культура» и «цивилизация», найдите общие черты и различия. Некорректно поставлен вопрос: одни авторы отождествляют, другие противопоставляют

культура цивилизация
Общее
 
Различия
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 4.

Проанализируйте следующие высказывания:

«Смерть духа культуры – цивилизация».

Н. А. Бердяев

«Цивилизация как конечный момент в развитии культуры, означающий ее упадок».

О. Шпенглер

«Цивилизация имеет не природную и не духовную, а машинную основу, в ней техника торжествует над духом, над организмом».

П.С. Гуревич

Вы согласны с такой позицией и почему?

 
 

 

 


Задание 5.

Приведите примеры интравертных и экстравертных цивилизаций.

Задание 6.

Укажите основные черты техногенной цивилизации.

 

ТЕСТЫ МО МОДУЛЮ 3

ТЕСТ 7

1. В чем заключается специфика культурологического подхода в изучении искусства? Уберите лишнюю позицию:

а) в выяснении социокультурных смыслов, типологии, динамики искусства;

б) в анализе формы художественного произведения, психологии художественного восприятия и творчества;

в) в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры.

2. Какая форма познания доминирует в искусстве?

а) рациональная;

б) интуитивная;

в) чувственная.

3. Как можно интерпретировать искусство?

а) реализация инстинкта украшения и подражания природе, средство общения между людьми и источник познания мира;

б) своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, текст, знаковая система;

в) игра, удовольствие, способ самовыражения и самосознания человечества;

г) все перечисленное.

4. Что означает понятие «синкретизм первобытного искусства»?:

а) слитность, нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре;

б) универсальность первобытного искусства;

в) примитивность первобытного искусства.

5. Кто из культурологов в работе «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры» показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, поэзии, музыке?

а) Х. Ортега-и-Гассет;

б) Г. Спенсер;

в) Й. Хейзинга.

6. Когда возникает термин мимезис (подражание)?

а) в эпоху античности;

б) в эпоху средневековья;

в) в эпоху просвещения.

7. Что подразумевают социокультурные смыслы искусства? Уберите лишнюю позицию:

а) исследование его удивительной способности уметь воздействовать на вещи и людей с помощью искусственных артефактов;

б) бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей;

в) его рассмотрение как специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.

8. Кто из мыслителей считал, что эстетическое переживание – это удовольствие, которое «свободно от всякого интереса»?

а) Платон;

б) И. Кант;

в) Г. Гегель.

9. Кто из мыслителей отождествлял красоту и пользу?

а) Аристотель;

б) Демокрит;

в) Сократ.

10. Как называется работа немецкого философа Г. Гадамера, в которой он анализирует современное состояние искусства?

а) «Дегуманизация искусства»;

б) «Общий смысл искусства»;

в) «Актуальность прекрасного».

11. Немецкий просветитель Г. Э. Лессинг в работе «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» утверждал в качестве цели живописи и поэзии:

а) изображение прекрасных тел;

б) изображение жизненного подобия;

в) изображение возвышенного и трагического.

12. Какие существуют способы образного отражения мира в искусстве?

а) натуралистический и пронатуралистический;

б) прекрасный и безобразный;

в) реалистический и условный.

13. Какой вид искусства соответствует идеациональному типу культуры, согласно концепции П. Сорокина?

а) символическое искусство;

б) чувственное искусство;

в) эклектичное искусство.

14. Х. Ортега-и-Гассет в своей теории элитарного и массового искусства утверждал, что новое искусство разделяет публику на два класса:

а) тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает его;

б) на художников и тех, которые художниками не является;

в) все перечисленное.

15. Как соотносятся понятия «кич» и «массовая культура»?

а) кич – это нижние пласты массовой культуры;

б) кич – это основа массовой культуры;

в) эти понятия не пересекаются.

16. Кто из мыслителей рассматривал в своих работах тенденцию «дегуманизации искусства»?

а) П. Сорокин;

б) Х. Ортега-и-Гассет;

в) М. Хайдеггер.

17. Какие закономерности религиозного искусства можно выделить?

а) символичность, каноничность, обезличенность;

б) поливариантность, абстрактность, фундаментальность;

в) все перечисленное.

18. Что означал греческий термин «techne»?

а) науку и ремесло;

б) искусство;

в) все перечисленное.

19. В разные культурно-исторические эпохи существовала своя доминанта в искусстве: античная скульптура, средневековая …, живопись Возрождения. Вставьте пропущенное слово:

а) литература;

б) музыка;

в) архитектура.

20. Какая динамическая модель соответствует изменениям в искусстве?

а) эволюционная;

б) волновая;

в) прогрессивная.

 

ТЕСТ 8

1. Кто из ученых в работе «Феномен человека» ввел понятие «рефлексия» как импульса генезиса культуры?

а) Э.Б. Тайлор;

б) П. Тейяр де Шарден;

в) Л. Морган.

2. Как называется способ обобщенного отражения действительности, выраженный в чувственных представлениях или в фантастическом виде?

а) миф;

б) праздник;

в) обряд.

3. Кто из ученых рассматривал архетипы как структурные элементы коллективного бессознательного, как основу возможности всех психических процессов и переживаний, как импульс к художественному, научному, религиозному творчеству?

а) З. Фрейд;

б) К.Г. Юнг;

в) Э. Фромм.

4. Какое понятие ввел в научный оборот Э.Б. Тайлор, считая его «минимумом» религии?

а) магия;

б) мифологема;

в) анимизм.

5. Что такое креационизм?

а) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего;

б) научное направление, в котором рассматривается доминирование сознания;

в) совокупность мифов о человеке.

6. Существует четыре направления первобытных верований: 1. анимизм; 2. фетишизм; 3. тотемизм; 4. … Вставьте пропущенную позицию:

а) обряд;

б) ритуал;

в) магия.

7. Какой способ познания является доминирующим в религии?

а) чувственный;

б) интуитивный;

в) рациональный.

8. Какой характер имеет конфликт науки и религии?

а) мировоззренческий;

б) институциональный;

в) глобальный.

9. Как называлось официальное учение католической церкви в период средневековья?

а) фовизм;

б) антипозитивизм;

в) томизм.

10. Кто из ученых явился создателем механистической модели мира?

а) Птолемей;

б) Дж. Бруно;

в) И. Ньютон.

11. Какую классификацию наук предложил Г. Гегель?

а) племенные, национальные, мировые;

б) религии природы, религии духовной индивидуальности, христианство как абсолютная религия.

в) религии природы религии нравственности, религии спасения.

12. Какое фундаментальное противоречие существует между наукой и религией в познавательном аспекте?

а) между знанием и верой;

б) между теизмом и атеизмом;

в) между материей и сознанием.

13. Какова причина антисциентистских настроений в современной культуре?

а) разочарование в традиционной науке, ее неспособности решить некоторые жизненно важные проблемы – технические, медицинские и другие.

б) дисциплинарная разрозненность и утилитарная направленность современной науки.

в) все перечисленные.

14. Когда используется понятие дискурс?

а) понятие дискурса используют тогда, когда предполагается исследование языка, речевого способа передачи смысла;

б) понятие дискурса используют тогда, когда речь идет не о статическом состоянии того или иного текста, а динамическом, состоянии диалога, коммуникации;

в) все перечисленное.

15. Согласно, какой научной картине мира, физический мир является вторичным, производным Мира высшей реальности?

а) системной;

б) теистической;

в) такая картина мира не существует.

16. В какой модели мира баланс противоположных сил трактуется как результат игры разнородных случайностей?

а) статистическая;

б) символическая;

в) механистическая.

17. Какая религия была первой монотеистической религией?

а) буддизм;

б) иудаизм;

в) христианство.

18. Кто из ученых является автором работы «Священное и мирское»?

а) П. Сорокин;

б) А. Мень;

в) М. Элиаде.

19. Отличительные признаки науки как феномена культуры: 1. ищет ответ на вопрос: как устроен мир? 2. пытается открыть общую идеальную структура мира в космическом мироздании; 3. … 4. доминируют рассудочные средства; 5. основная ценность – информационное содержание; 6. прогрессирует за счет постоянного самообновления. Вставьте пропущенную позицию:

а) рассматривает проблемы осмысления бытия;

б) изучает причинно-следственные связи;

в) все перечисленное.

20. Существуют ли в религиозной сфере фрагменты рационально логического характера?

а) в теологии;

б) в культе;

в) не существуют.

 

ТЕСТ 9

1. С чем связано осознание опасности технического развития?

а) возросла непредсказуемость развития техники для природы и человека, результатом которой являются высокие требования к ее надежности;

б) масштабы развития техники привели к возникновению особого техномира;

в) все перечисленное.

2. Что означает термин «техника» в широком смысле слова?

а) продукт цивилизации, имеющий внетехнологический смысл – социальный, ценностный, историко-цивилизационный;

б) инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики;

в) все перечисленное.

3. Какой аспект техники изучают технические науки?

а) естественное измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении «техника – природа»;

б) инструментально-технологическое измерение, когда во внимание берется онтологическая природа технического объекта, его внутренняя технологическая «логика»;

в) индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области «техника – человек».

4. Какой аспект техники изучает культурология?

а) «техника – социокультурный мир»;

б) «техника – социальное бытие»;

в) «техника – человек».

5. Кто из исследователей своей работой «Основы философии техники» положил начало исследованию техники как особой области философского знания?

а) К. Ясперс;

б) К. Маркс;

в) Э. Капп.

6. Какие исследователи развивали экзистенционалистскую интерпретацию техники и ее роли в динамике социокультурного пространства?

а) М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет;

б) Э. Капп, А. Гелен, Г. Плесснер;

в) Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд.

7. Какой ученый, работавший в МГТУ им. Н.Э. Баумана одним из первых поставил вопрос о теоретическом осмыслении техники в начале ХХ века?

а) А.Н. Туполев;

б) П.К. Энгельмейер;

в) П.Л. Чебышев.

8. В чем заключаются социокультурные черты техники?

а) она есть средство преобразования среды, природы и человека, выступает посредником между человеком и природой;

б) она есть средство, изменяющее самого человека;

в) все перечисленное.

9. Социокультурный смысл техники как ценности может рассматриваться как:

а) объект, знание, процесс изобретения;

б) искусность и мастерство;

в) расширение человеческих возможностей.

10. Какой социокультурный смысл техники заключается в том, что она служит расширению человеческих возможностей и служит средством реализации природных задатков?

а) техника как социокультурная ценность;

б) техника как степень совершенства способа деятельности;

в) техника как степень развития человека.

11. Какой подход к происхождению техники выделяет естественно-природные основания возникновения техники для защиты от природных сил?

а) натуралистический;

б) волевой;

в) рациональный.

12. Согласно рациональному подходу к проблеме происхождения техники:

а) инженерия представляет один инстинктов человека;

б) техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие;

в) техника только частично определяется природой, другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля.

13. Какие предпосылки можно отнести к антропологическим истокам возникновения техники?

а) человек – существо разумное (Homo Sapiens), преобразующее (Homo Faber);

б) информационно-коммуникативная способность человека вырабатывать информационно-языковые средства;

в) все перечисленное.

14. Каковы социокультурные предпосылки возникновения техники?

а) техника возникает на фоне общего социокультурного развития;

б) техника возникает как результат, обусловленный наличием общих представлений о мире, уровнем развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры;

в) все перечисленное.

15. Каким образом рассматривалось соотношение науки и техники в античную эпоху?

а) техника рассматривалась как часть теоретического знания самого высокого рода;

б) техника стояла выше науки;

в) наука и техника не пересекались.

16. Как Леонардо да Винчи рассматривал технику?

а) как противостояние природе;

б) как продолжение природы;

в) как нечто, существующее независимо от природы.

17. В чем проявляется взаимоотношение техники с нравственностью?

а) в возникновении позитивных личностных качеств –предприимчивости, организованности, дисциплинированности, ответственности, собранности;

б) в возникновении негативных личностных качеств – холодной расчетливости, меркантильности, стандартизации поведения и мышления;

в) все перечисленное.

18. Кто из культурологов рассматривал влияние техники на формирование личности джентльмена, главной чертой которого является обостренное чувство жизненной свободы, основанной на переизбытке власти над обстоятельствами?

а) Ю. Лотман;

б) Х. Ортега-и-Гассет;

в) А. Гелен.

19. Сторонники технологического детерминизма считают, что:

а) эволюция техники не зависит от социальных политических систем и других социокультурных оснований;

б) техника и ее развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей;

в) все перечисленное.

20. Какие взаимоотношения охватывают следующие проблемы: граница между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта?

а) человек – природа;

б) человек – техника;

в) человек – культура.

 

ТЕСТ 10

1. Какие существуют подходы к соотношению культуры и цивилизации?

а) термины «культура» и «цивилизация» тождественны;

б) цивилизация – уровень социокультурного развития;

в) цивилизация – период деградации, упадка культуры, набор технико-механических средств;

г) все перечисленное.

2. Кто из ученых считал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки?

а) Л. Мечников;

б) Н. Данилевский;

в) А. Чижевский.

3. Каким образом характеризует цивилизацию Ю.А. Яковец?

а) «она охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений»;

б) «качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира»;

в) как «сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами».

4. Кто из ученых является автором книги «Цивилизация средневекового Запада»?

а) Л. Февр;

б) М. Блок;

в) Ж.Л. Гофф.

5. Назовите эпоху, когда было зафиксировано соотношение культуры и цивилизации: культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, цивилизация – с историческим процессом гражданского общества?

а) античность;

б) средневековье;

в) Возрождение.

6. Каким образом интерпретировалось понятие «цивилизация» в эпоху Просвещения?

а) культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга, культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни;

б) термин «цивилизация» был введен французскими просветителями для обозначения гражданского общества, некоторой качественной его характеристики, уровня развития с господством свободы, справедливости, правового устройства;

в) все перечисленное.

7. Какие два ученых рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством?

а) Л. Морган и Ф. Энгельс;

б) О. Шпенглер и Э. Бенвенист;

в) А. Тойнби и Л. Гумилев.

8. Кто и в какой работе впервые использовал термин «цивилизация»?

а) Ж.Л. Гофф «Цивилизация средневекового Запада»;

б) В.Р. Мирабо «Друг людей»;

в) Ф. Бродель «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв.».

9. В какой работе О. Шпенглера цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение?

а) «Закат Европы»;

б) «Постижение истории»;

в) «Кризис нашего времени».

10. Н.А. Бердяев считал, что:

а) культура символична по своей природе, но не реалистична;

б) цивилизация – смерть духа культуры;

в) цивилизация подменяет цель жизни средствами жизни, орудиями жизни;

г) все перечисленное.

11. П. Сорокин трактовал культуру как духовную наполненность цивилизации. Уберите лишнюю позицию, не соответствующую этой трактовке:

а) утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию бездуховной цивилизации;

б) цивилизация включает в себя только позитивные культурные достижения;

в) цивилизация понимается как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства.

12. По какому основанию осуществляется типологизация цивилизаций на земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные?

а) по господствующему типу хозяйственной деятельности;

б) по принципу естественно-географической среды;

в) по степени взаимодействия с другими цивилизациями.

13. Какие цивилизационные циклы выделяет Э. Тоффлер?

а) присваивающий, земледельческий, машинный;

б) дикость, варварство, цивилизация;

в) сельскохозяйственный, индустриальный, постиндустриальный.

14. Кто из ученых является автором концепции многолинейной эволюции, идеи культурной экологии?

а) Дж. Стюард;

б) М. Мид;

в) Т. Парсонс.

15. Концепция В.С. Степина о двух типах цивилизационного развития в истории человечества предполагает деление цивилизаций на:

а) традиционные и техногенные;

б) сельскохозяйственные и промышленные;

в) религиозные и художественные.

16. Ценностное ядро культуры как ее социогенетический код:

а) обеспечивает устойчивость социального организма и его адаптацию к окружающей культурно-цивилизационной среде;

б) защищает социальный организм от воздействий импульсов других культур;

в) все перечисленное.

17. Переходный период при смене цивилизаций характеризуется:

а) разрушением целостности ценностного ядра культуры;

б) формированием основ культурного ядра будущей цивилизации;

в) все перечисленное.

18. Основу западноевропейской культуры и техногенный характер современной цивилизации определяют следующие черты: 1. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник; 2. человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир; 3. …; 4. установка на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого социокультурного измерения. Вставьте пропущенную позицию:

а) деятельность человека направлена на самого себя;

б) деятельность человека направлена вовне, на преобразование предметов;

в) деятельность человека нейтральна по отношению к природе.

19. Преодоление кризиса техногенной цивилизации возможно через:

а) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры;

б) смену принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок социокультурного, собственно человеческого измерения;

в) революционные изменения инженерного мышления и действия;

г) все перечисленное.

20. Что предполагает социокультурное осмысление техники? Уберите лишнюю позицию:

а) техника рассматривается в контексте условий ее бытия, повышается ответственность за выбор решений;

б) формируются новые принципы контроля над техникой на базе многомерности и новые принципы технического проектирования в глобальной системе техническое устройство – человек – окружающая среда;

в) техническая эффективность становится главным ориентиром инженерного мышления, что превращает саму технику в цель и главное содержание всей деятельности человека.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 774 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2444 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.