Лекции.Орг


Поиск:




Татарские, тептярские и мишарские селения




Д. Канбеково при одноименной речке основали новокрещеные тептяри и татары по договору башкир Иликей-Минской волости от 16 мая 1773 г.79 и государственные крестьяне по особому договору башкир от 16 февраля (или июля) 1773 г.80 Время припуска мишарей неизвестно.

В 1783 г. здесь было 13, в 1795 г. — 12 новокрещеных тептярей. В 1816 г. учтено 79, в 1834 г. — 87 человек. Мишарей — 6 человек. В 1870 г. было 143, в 1920 г. — 636 татар.

Д. Новые Ишлы при pp. Курманай, Семеней, Уязы возникла на земле той же волости, что и предыдущее селение на основании договора башкир от 17 июля 1762 г.81 Действительно, 11 душам ясачных татар во главе с Абдулкаримом и Ангильды Юнусовыми (Казанская дорога), Урманом-муллой Ибрагимовым, Биктимиром и Байкеем Байковыми, Калимуслюмом Атабаевым (Ногайская дорога) был дан этот договор для поселения

7 ЦГИА РБ. Ф. 106. Оп. 1. Д. 24. Л. 31.

8 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 513. Л. 18.

9 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 108.

0 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 53. Л. 33.

1 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 108.


МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ



 


дворами, за что уплатили вотчинникам по 4 руб. с каждого двора единовременных денег. Границы отведенной им земли: pp. Курчубай, Уязы до устья Кичигана, «до Тимашев юрт», до верховьев pp. Курманай, Семеней, до леса Тюр82.

Ясачные татары перешли в тептярское сословие. В 1783 г. было 247 человек, в 1795 г. — 254 человека, в 1816 г. - 292, в 1834 г. - 426, в 1850 г. - 712, в 1859 г. -738, в 1870 г. - 918 тептярей, в 1917 г. - 617 «ново-башкир», 876 тептярей, 7 русских.

Назовем имена долгожителей: Урманай Ишалеев (1709-1789) и Кадымет Тимофеев (1694-1789).

Миякитамак — поселение служилых татар. На право землепользования они представили властям документ, названный ими договорной записью от 25 сентября 1752 г.83 Однако она оказалась купчей крепостью о продаже башкиром Утекаевым своих земель переводчику Роману Уразлину. Как она оказалась у служилых татар — ответ дают сами жители. Земля, оказывается, досталась им по наследству, т.к. Уразлин был их близким родственником84.

В 1795 г. в 18 дворах учтено 99 служилых татар. В 1816 г. их было 140, в 1834 г. - 234, в 1870 г. - 299, в 1920 г. -895 татар.

Д. 2-е Миякибашево возникла на левом берегу р. Мияки в начале XX в. На ее правом берегу с 1767 г. находилась д. Анясево. Впоследствии они слились в одно селение. По договору 1767 г. башкиры д. Ильчигулово Иликей- Минской волости припустили тептярей на свою вотчину «с платежом оброка с каждого двора по 20 коп. в год»85. Через три года была принята новая группа тептярей. Были здесь и мишари (12 человек в 1834 г.), которые в 1804 г. были припущены меркит-минцами86.

По IV ревизии 1783 г. здесь было 216 тептярей, в 1795 г. — 303, в 1816 г. — 498 тептярей, 26 ясачных татар, 8 мишарей, в 1834 г. - 726, в 1870 г. - 1224, в 1920 г. -вместе с жителями Миякибашево 2467 татар.

Д. Менеузтамак основана тептярями по записи Уфимской провинциальной канцелярии от 26 августа 1746 г. и по договорам башкир Иликей-Минской волости от 1763 г., 13 мая 1776 г., 24 июня 1794 г., 5 февраля 1796 г.87

В 1795 г. в 50 дворах было 263 тептяря (все из дд. Метевбаш, Сайраново, Трунтаишево и Уразбахтино), в 7 дворах — 36 служилых татар. В 1816 г. учтено 372 тептяря, 35 ясачных татар, 6 мишарей, в 1834 г. — 420 тептярей, в 1870 г. — 750, в 1917 г. — 1870 тептярей, 307 татар, 15 русских, в 1920 г. — 1793 тептяря и татарина. В конце XIX в. здесь было учтено 2 мечети, 3 мельницы, 11 бакалейных лавок. По вторникам проводился базар.

Село Киргиз-Мияки с 1866 г. — центр одноименной волости, сегодня — района. Основали его тептяри по договору башкир Иликей-Минской волости от 1767, 1770 гг. о продаже части своих вотчин. Сохранился текст третьего договора от 29 июля 1779 г., по которому вотчин -


ники Иликей-Минской волости в количестве 77 человек продали часть своих земель служилым татарам д. Кляв-лино Бугульминского ведомства Хура(м)ше Мустаеву, Клявле и Бахтияру Мустафиным, Абдулгафару и Валиту Рахманкуловым, Якупу, Кудакаю и Максюту Исмаило-вым, Муртазе Каипову, Биккине Усманову, Искендеру Муртазину, Девлету Исаеву, Муслюму Урееву, Сюбию Сюлякаеву, Макаю Тулабаеву, Тякенею Махмутову, Улемаю Кырымову, Надыру Кадырову, Абдулгазию Кулметеву, Ябугеру Тимералеву, Малагулу Максютову, Биктимиру Мишаеву, д. Мансуровой Умеру Исмаилову. За землю вотчинники получили 400 руб. Проданная ими земля имела следующие ориентиры: «по речке Киргиз-Мияки в нижеписанных урочищах: начав с устья речки Читыр и по оной лесом до вершины, а оттоль через 2 сырта, не склоняясь, к речке Уязу, вниз по течению помянутой речки Кыргыз, начав с вершины речки ж Кулям-Тарлав, сыртом в лес, называемый Тюр-Урман, а от оного в вершины той речки Кыргыз-Мияки, и по оной лугами по подгорью даже до устья речки Чатыр, и с имеющимися на той проданной нами земле сенные покосы, рыбными и звериными ловлями. А в Туринской наш, башкирской, лес для рубки всякого роду лесу въезд иметь им, служилым татарам, обще с нами. Выпуск же их, татарского, скота для корму по течению правой стороны по реке Кыргыз-Мияку им не воспрещать»88.

В 1783 г. на законном основании проживали в деревне 35 служилых татар и тептярей. В Киргиз-Мияках проживало 310 человек, но ревизией 1762 г. они были зафиксированы в селах Медени, Давлетшино, Богданово, Уме-рово. Итого получается, что общее количество жителей доходило до 345 человек89. Затем в 1859 г. их стало 710, в 1870 г. - 875, в 1895 г. - 1825, в 1920 г. - 2467 татар.

В конце XIX в. в волостном центре было 2 мечети.

Д. Курманайбаш (Верхние Ишлы) образовалась на вотчине Иликей-Минской волости сразу же после Генерального межевания земель в 1802—1803 гг. Она — выселок из д. Новые Ишлы. Впервые ее взяли на учет в 1816 г., тогда в ней было 30, в 1834 г. — 70 мужчин90. В 1917 г. в 102 дворах проживало 570 тептярей, в 3 домах — 11 башкир, в 1920 г. — 550 тептярей. В 1917 г. 102 дворам принадлежало 662 десятины пашни. 37 хозяйств имело пашни до 4 десятин, еще 37 - до 10, 14 - до 15, 9 - свыше 15.

Крайне скуден материал по истории д. Зайпекуль при одноименной речке. Деревня была известна еще в 1781 г., когда несколько семей ее переехало в Бурзянскую волость и основало д. Юлуково. Жили здесь служилые татары, мишари, последние из которых обосновались по договору с башкирами Меркит-Минской волости в 1804 г.91 В 1816 г. всех жителей было 148, в 1834 г. - 280, в 1870 г. -489, в 1920 г. — 995 татар (ошибочно названных башкирами).

Д. Баязитово была основана Баязитом Даутовым (1722—1789). В 1796 г. некто Файзулла Абдулов подтверждал, что в д. Баязитово «жительствовал одним двором Баязит, а д. Сатыевой тогда еще не было»92. Дело в том,


 


82 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 53. Л. 149.

83 Там же. Л. 31.

84 Там же. Д. 108. Л. 5.

85 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 614. Л. 2.

86 ЮАС. Вып. 2. С. 338.

87 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 108;
ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 53. Л. 50.


МИБ. Т. 5. С. 94; ЦГИА РБ. Ф. 106. Оп. 1. Д. 48. Л. 55.

ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 35. Л. 70-80.

Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 15141. Л. 15.

ЮАС. Вып. 2. С. 338.

ЦГИА РБ. Ф. 106. Оп. 1. Д. 3. Л. 54.



МИЯКИНСКИЙ РАЙОН


 


что между жителями двух деревень возникали недоразумения по поводу принадлежности сенокосных мест. В тот год доверенное лицо баязитовцев тептярь Валит Кармы-шев писал в своем прошении: «Из давних лет жительство они имеют в означенной деревни Баязитовой по припуску (Кульили-) Минской волости вотчинников башкирцев по данной от них в 1770 году сентября 16-го числа от Уфимских крепостных дел записи и удостаивались пахот-ною землею, сенными покосами и всеми выгодами от Садотова устья до устья Уязы без всякого прекословия, а в 1796 г. означенные ответчики д. Сатыевой жители на принадлежащих им лугах по р. Уязы вытоптали скотом своим до немалого числа травы и поставили сена не менее трех сот 60 копен и сверх сего свезли в деревню Сатыеву накошенного истцом сена два стога, чрез то и причинили им убытку на 255 руб.»93. Баязитовцы получили от вотчинников договорные записи от 1777 (31 марта) и 1779 гг. В итоге «отданная им земля закреплена за ними в вечное владение».

Текст этой договорной записи от 16 сентября 1770 г. опубликован в сборнике в 1956 г.94 Там речь идет не о теп-тярях, а о 40 дворах башкир дд. Аитово, Дюсяново, Рахмангулово, Каркалы Сарали-Минской волости Ногайской дороги, принятых вотчинниками Кульили-Минской волости. Среди них была семья ясачного татарина Гайсы Юнусова (его сын Габдулнасыр, его сыновья Габдулрафик, Габдулбадык, Габдулнафик, сын последнего Габдельмужиб, его Габдельмажит, его Габидулла (Габит). Габит Музипов написал воспоминания о своей деревне и родословную.

Однако тептяри обосновались в д. Баязитово задолго до записи 1770 г. Еще по договору башкир-кульили-минцев от 17 февраля 1747 г., утвержденному в Оренбургской провинциальной канцелярии, тептяри получили землю «на вечное владение»95. Затем по договору от 12 января 1784 г. была принята новая группа тептярей96.

Башкиры д. Баязитово, ставшие припущенниками вотчинников Кульили-Минской волости, переселились из д. Сарсаз-Такирмен Сарали-Минской волости будущего Мензелинского уезда. В 1856 г. они признались, что «90 лет назад вышли из д. Такирмен Сарайли-Минской волости», т.е. около 1766 г.97

Приводим имена башкир по VIII ревизии 1834 г. Муэдзин Габидулла Аптикеев, 66 лет, сыновья троеженец Абдулатиф, 36 лет (его Усман, Сейтулла), Гумер, 33 года (его Мухаметжан), Галей, 36 лет (его Галямутдин, Гиля-зитдин, Абдулгалим), Муфтахутдин, 20 лет, Фаттахутдин, 1 год; Абдулгаллям Аптикеев (1758—1832), сыновья:

1) Хисматулла (1780—1832), его сыновья Мухаметша (его Мухаметгали), Мухаметамин, Мухамадияр, Асфандияр,

2) Габидулла, 44 года, сыновья Салих, Мухаметжан (его Габитулла), Мухаметшафик, Губайдулла, Набиулла, Галиулла, 3) Абдулвахит, 41 год, сын Лутфурахман, 4) мулла Абдулвали, 35 лет, сын Галиулла. Рахматулла Абдулгаллямов, 1776 г., сыновья Мукминныкул, Муха-метрахим. Гиндулла Хусаинов, 1775 г. Файзулла Хусаи-


нов, 1780 г., сын Калимулла. Музафар Каракасе, 68 лет, сын Абдулгалям, 41 год (его Абдулгафар, Абуталип), племянники Абдулмуталлап, Абдулнасыр, Абдулменняф (его Кутлуяр, Мухамадияр) Хусаиновы; Батырша (у деревни есть Батырша кисеуе — переправа Батырши) Каракаев, 53 года, сыновья Мратша, Адильша, Салиша; Шамсутдин Мустакимов, 47 лет, сын Сайфутдин; Хабибулла Гибадул-лин, 1795 г. В 9 дворах их было всего 112 человек98. Среди них был башкир-вотчинник Лукман Исхаков, прибывший из д. Чебенны.

По воспоминаниям Габита Музипова, в формировании жителей деревни участвовали и чуваши (Байтиряк и Аблей) и мордвины (?). Материалы IVи V ревизий (1783 и 1795 гг.) подтверждают его мнение относительно Байти-ряка. Зафиксирован Байтиряк Байгузин, проживавший в 1708—1792 гг. Кроме него отметим и других долгожителей — 68-летнего к 1795 г. Балтая Бикметова, Бай-раша Альмякова (1743-1789)99.

По материалам Габита Музипова явствует, что на могильной плите Баязита Даутова указана дата его смерти — 1201, т.е. 1787 г. Однако 4-я ревизия 1783 г. зафиксировала его возраст — 61 год, а V ревизия — время его смерти — 1789 г., т.е. он умер в 67 лет100. Его сын — Ибрай, 1763 г. Брат Баязита Абузар Даутов жил в 1732-1783 гг.

В 1783 г. было 154, в 1795 г. — 171 тептярь (по другим данным 156 башкир), в 1816 г. — 270 тептярей, 120 башкир, в 1834 г. — 400 тептярей, 160 башкир, в 1859 г. — 723 припущенника, в 1870 г. — 720 башкир, в 1917 г. — 1522 башкира (часть — «новобашкиры»), в 1920 г. — 1253 тептяря. Как видим, в определении как социальной, так и национальной принадлежности нет однозначного подхода. Если мензелинские башкиры-сарали-минцы еще долго сохраняли свою национальную принадлежность, являясь припущенниками другой (Кульили-) Минской волости, то башкиры-сарали-минцы Белебеев-ского уезда — целиком и полностью вышли из своего башкирского сословия и из своего этноса, перейдя в теп-тярское сословие. Подавляющее большинство населения деревни — это башкиры-сарали-минцы. А сегодня все — татары. Вот такую метаморфозу наблюдаем в самосознании баязитовцев.

В 1834 г. на 160 башкир (а не тептярей) было засеяно 304 пуда озимого и 864 пуда ярового хлеба. В 1917 г. на 262 двора приходилось 1307 десятины пашни. Из них 141 хозяйство имело пашни до 4 десятины, 61 — до 10, 27 — до 15, 14 — свыше 15 десятин. 19 хозяйств не имело посева.

В начале XIX в. взяты на учет мечеть и при ней школа.

Д. Байтимирово при р. Карамалы была основана мишарями по договору башкир Меркит-Минской волости в 1773 г.101 Здесь жили и ясачные татары (60 человек в 1816 г.). Время их припуска неизвестно. В 1816 г. было 138, в 1834 г. — 149 мишарей, в 1870 г. — 211 мишарей, 90 татар, в 1920 г. — 585 мишарей и татар.

Д. Уршакбашкарамалы (Ямгурчино) была основана мишарями на вотчинной земле Меркит-Минской волос-


 


Там же.

МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 349-350.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 108.

ЦГИА РБ. Ф. 172. Он. 1. Д. 53. Л. 5.

Там же. Д. 108. Л. 13.


Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156 (1816 г.), 514 (1834 г.).

Там же. Д. 34. Л. 92.

1 Там же.

1 ЮАС. Вып. 2. С. 337.


МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ



 


ти, купленной у башкир по договору 1755 г.102 Жили здесь и башкиры (в 1859 г. в 5 дворах 36 человек)103, а также тептяри. Время припуска последних неизвестно.

В 1783 г. учтено 60, в 1795 г. — 81 тептярь (по другим сословиям нет данных). В 1816 г. было 208, в 1834 г. — 368 душ м.п. из мишарей. В 1859 г. учтено 240 душ вотчинников и 364 мужчины-припущенника. 1226 человек было в 1870 г. В 1920 г. взяли на учет 2685 мишарей при 522 дворах.

Уршакбашкарамалы — родина Миннигали Губайдул-лина, в день своего рождения 8 марта 1944 г. закрывшего фашистский дзот своим телом. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Чувашские деревни

Из них самой ранней по времени образования была д. Кожай-Семеновка (Тимаш), или Кожаево (Семеново). По договору башкир Иликей-Минской волости от 10 февраля 1795 г. чувашские крестьяне были приняты с правом создания своего поселения. Договор был заключен сроком на 60 лет104.

В 1816 г. в 25 дворах жили чуваши (136 человек), ясачные татары (32 человека), мишари (4 человека). В 1834 г. было 200, в 1870 г. - 309, в 1895 г. - 589, в 1920 г. -888 чувашей.

Д. Кекен-Васильевка при р. Кекен (Васильево или Кекен-Елга) возникла на рубеже XVIII—XIX вв. Известен первопоселенец Василий Яковлев105. В 1816 г. здесь было 120, в 1834 г. - 201, в 1870 г. - 309, в 1895 г. - 689, в 1920 г. — 797 чувашей.

Д. Новые Карамалы была основана мишарями в конце XVIII в. Затем по договору от 6 декабря 1801 г. башкиры припустили и чувашей, находившихся в составе государственных крестьян106. В 1816 г. здесь проживали мишари (280 человек) и чуваши (254 человека). В 1834 г. только чувашей было 370 человек. В 1870 г. было 558 чувашей, в 1895 г. - 1109, в 1920 г. - 1343 чуваша.

Уязыбашево еще в 1870 г. было значительным чувашским поселением, состоящим из 60 дворов с 363 жителями. Но о времени основания у нас нет материалов. Тем не менее с уверенностью можно сказать, что она возникла в начале XIX в. В самом конце века там было 103 двора и 696 жителей. В 1920 г. в 167 дворах проживало 949 чувашей.

Только в 1925 г. были учтены следующие поселения: Чайка из 6 дворов, Кашкарово из 10 хозяйств, Зириклы из 22 дворов, Успех из 6 дворов русских. После 1925 г. были основаны Смородиновка, Дубровка, Канаш, Суккул-Михайловка.

Время оседания мордвы в д. Новофедоровка неизвестно. Но она еще не была зафиксирована ни в 1870, ни в 1895 гг. Таким образом, она могла возникнуть в начале XX в. В 1920 г. она состояла из 47 дворов с 363 жителями.

Там же.

ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 763. Л. 121.

Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 53. Л. 139.

Там же.

Там же.


Русские села

В районе их много. Но по многим из них выявленный материал как по истории их основания, так и по другим параметрам общественной жизни весьма скуден.

Д. Сергеевка берет свое начало с 1891 г., когда она состояла из 17 дворов. Тогда она называлась Новосергеевским поселком. В 1897 г. было 57 дворов107.

Д. Русское Урсаево основали крестьяне на земле башкир-припущенников в 1870 г. Обосновалось 30 семей. В 1902 г. в 82 дворах было 460 человек.

Д. Генераловка основали крестьяне из Казанской губернии в 1891 г., когда 50 семей купили 1000 десятин земли у генерала Манснера. В 1920 г. в 36 дворах взято на учет 202 человека.

Д. Петропавловка была создана на покупной земле крестьянами из Орловской губернии в 1890 г. 87 дворов и 500 человек было в 1920 г.

Село Ерлыково (Покровка) известно с 1870 г., тогда в нем имелось 24 двора с 187 жителями. В 1920 г. в 112 дворах отмечено 717 человек.

Д. Софиевка возникла в 1892 г. как десятидворное поселение переселенцев из Оренбургской губернии. В 1920 г. в 64 дворах было 425 человек.

Только с 1925 г. были учтены новые поселения Никольское (24 двора русских и украинцев), Красных (8 дворов).

Все остальные русские селения были основаны в конце XIX — начале XX в.

НУРИМАНОВСКИЙ РАЙОН

Современная территория района в прошлом принадлежала башкирским Булекей-Кудейской и Минской волостям.

Кудейское племя находилось в Табынском объединении племен. По мере развития башкирского общества кудейское племя разделилось на 4 рода под названиями впоследствии известных Урман-, Шайтан-, Кыр-и Булекей-Кудейской волостей.

После Генерального межевания земель в начале XIX в. они имели следующие виды земельных угодий (табл. 207)'.


Башкир, владельцев земель, названных асабами-вотчинниками, насчитывалось по VII ревизии 1816 г. в Булекей-Кудейской волости 949 душ м.п. (припущен-

107 Абрютин В. А. Указ соч. По всем русским селам см. эту работу. 1 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. Л. 87.

Таблица 207



НУРИМАНОВСКИЙ РАЙОН


 


ников-тептярей 112 душ), в Урман-Кудейской — 488, в Кыр-Кудейской — 359, в Шайтан-Кудейской волости — 198 душ м.п.

Кудейцы-вотчинники из рода булекей жили в дд. Но-вокулево, Шиды, Старокулево («Старомечетлино тож»), Истриково, Чурашево, Исаеве На их вотчинной земле возникли тептярские поселения Нимислярово, Бедеево, Байгильдино, Укарлино, Малые Шиды, Новобирючево, Тенькашево2.

В административном отношении с возникновением

г. Уфа Кудейская волость была в составе Уфимского уезда,
объединявшего тогда всю Историческую Башкирию,
затем — Уфимской провинции, с 1744 г. — Оренбургской
губернии, с 1781 г. — Уфимского уезда той же губернии,
с 1865 г. — того же уезда, но Уфимской губернии.

Башкирские селения

Д. Шиды при одноименной речке — коренное поселение булекей-кудейцев. В целях отличия ее от одноименной марийской деревни первую назвали Башкирские Шиды, а вторую — Большие Шиды. В 1745 г. в Баш-Шиды были приняты «киргизы» (казахи), впоследствии названные «из киргиз башкирцы» и причисленные к тептярям3. В 1816 г. они составили 14, в 1834 г. — 22 человека из мужчин. Без оформления документа башкиры из д. Мрясово пополнили состав жителей

д. Шиды. В 1816 г. их было 8, в 1834 г. — 13 душ м.п. По
договору 1793 г. сюда же были припущены башкиры из
Урман- и Кыр-Кудейской волостей, ставшие затем
полноправными вотчинниками. В 1816 г. их насчиты
валось 14, в 1834 г. — 28 душ м.п.4 Самих булекей-кудей
цев — коренных жителей Шиды в 1795 г. было 126 человек
при 20 дворах. Всех башкир было: в 1816 г. — 300,
в 1834 г. - 310, в 1859 г. - 377, в 1895 г. - 425, в 1920 г. -
970 человек.

А теперь перечислим имена жителей по двум ревизиям 1834 и 1850 гг.5

1.Абдулкагир Салихов (1780—1843), его сыновья Абдулгани (1813—1841, его сыновья Габдулвали, Усман, Габдулсаттар), Фазлыахмет, 1840 г., Абдулгазиз, 1841 г.

2. Ахтям Нигматуллин (1782—1825), его сыновья Факрис, Файруз, Файзулла.

3. Сейфульмулюк Нигматуллин, 1794 г., его сыновья Гилязетдин, Шагабутдин (Шагабердин), Шеразитдин.

4. Отставной зауряд-сотник Рахматулла Кульмуха-метов сын Исмагилов (к 1850 г. ему было 84 года), его сын Тухватулла (1803—1843), дети последнего Хуснулла (его сын Халилулла), Аглиулла, Фазулла, Зайнулла.

5. Указной мулла Бикбулат (Биккул) Аблаев, 1781 г., его сыновья Ахмадий (его Ахметвали), Мухамадий, Ахметьян; его брат Абдулгазиз (1776—1843).

 

6. Зайнитдин Яхин (1762—1823), его сыновья Заги-дулла (1794—1845), Гизетулла, 1809 г. (его дети Санагатул-ла, Сагадатулла, Фаткулла).

7. Туктамыш Чурасаев (1765—1823), его сын Фазулла (1805—1833), его сын Мухаметлатиф.

2 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 52. Л. 2, 3.

3 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5021. Л. 13.

4 Там же. Д. 1755. Л. 194.

5 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 456, 617.


 

8. Шагимардан Туктамышев, 1808 г., его сыновья Шабутдин, Ульмаскул; братья Хуснутдин, 1805 г. (его дети Низаметдин, Гайнетдин), Фархитдин, 1815 г.

9. Абылгазы Туктамышев, 1801 г., его сыновья Ахта-рей, Мухаметхасан, Мухаметкарим.

 

10. Хисравшир Туктамышев, 1811 г., его сыновья Галиулла, Гидиятулла; брат Ардашир, 1818 г., его сыновья Абдулбашир, Худайдат.

11. Хисматулла Туктамышев, 1794 г., его сын Шаги-ахмет (его Нуриахмет).

12. Урустам Салихов, 1788 г., его сыновья от двух жен: от 1-й — Багаутдин, Салахутдин (его Гималетдин, Фахритдин), Хайретдин (его Мухаметгарей), Шара-футдин; от 2-й — Мухаметгали, Ахмадулла, Ишмухамет, Баймухамет, Динмухамет.

13. Урядник Абдрахим Салихов (1791 — 1846), его сыновья: от 1-й жены — Абдулгалим (его Гирфан, Уельдан), Мухаметамин; от 2-й — Мухаметвали, Муха-метюсуф.

14. Гайнулла Асанов (1761—1828), сыновья Ахметша, Мухаметзян, Мухамадей.

15. Гайса Зайнуллин, 1805 г.

16. Ямин Алигулов (1758—1822), сын Файзулла (1783— 1839), сын последнего Яхъя (1810—1835), его сын Хай-рулла; брат Шамсутдин Сагитов, 1768 г., сослан в Сибирь на поселение.

17. Габдулгафар Зямилев, 1796 г., сыновья Габдулна-сыр, Габбас.

18. Кинзебулат Имангулов (1773-1839), сын Ишим (его Мухаметхафиз); брат Мухаметгалий (1766—1834).

19. Абдулсалим Аликеев (1791—1818), сын Гибадулла; брат Абдулхаким Аликеев, 1795 г., сыновья Габдулвалий (его Мухаметфазыл), Мухаметвали.

20. Абдулхалик Шиганаев, 1790 г., сыновья Мухамет-садык, Шарафутдин.

21. Ибниамин Саитбатталов, 1794 г., сыновья Ислам-гул, Галиакбар.

 

22. Сагит Салимгулов (1750—1823), сыновья Даут (сослан в Сибирь в 1818 г.), Камалетдин (его Шагабутдин, Гилязитдин); брат Мухаметшарип.

23. Зайнагабидин Ильясов (1766—1849), сыновья Абдрафик, Абдулхабир, Абдулкаюм, Ямалетдин, Мин-газитдин.

24. Отставной зауряд-хорунжий Абдулкадыр Зайнага-бидинов, 1789 г., его сыновья Габдулфаиз, Абдулсагит, Ахмадий.

25. Дилявир Зайнагабидинов, 1790 г., его сыновья Зиганша (его Ахметдин), Гиззатулла.

26. Мухаметша Мухаметгалий, 1810 г., сын Ахметша; братья Мухаметшарип и Шарафутдин (дети Гайнетдин, Зайнетдин).

27. Гумер Абзелилов (1749—1818), сыновья Абдул-мазит, 1774 г., (его сын Исмагил, его Гадилыпа), Юнус (его Тимербай), Идрис.

28. Габдулвахит Гумеров (1779—1823), сыновья Иш-булат, 1813 г. (его Мухаметша, Хазиахмет), Юсуп (Рауф).

29. Абдулманняф Хисамутдинов, 1794 г.

30. Абдулатиф Галекеев, 1780 г., сыновья Ямалетдин, Ялалетдин, Мухаметфазыл.

 

31. Рахимкул Аликеев, 1772 г., сыновья Мухаметкарим, Мухаметзян (его Мухамадияр), Ахметзян.

32. Сагадий Рахимкулов, 1792 г., сыновья Бадретдин (его Фазлытдин, Низаметдин), Мухаметлатиф.


МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ



 


33. Губайдулла Асанов (1756-1835), сын Ишкиня.

34. Калимулла Губайдуллин, 1793 г.; брат Ишбулды, 1798 г.

35. Кулуш Малаев (1759—1818), сын Абдулмалик, 1806 г., сыновья Мухаметнафик, Гумер, Файзулла.

36. Габдрахман Ягафаров (1744—1818), сыновья Нари-ман (1776—1823), его сын Абдулнасыр, Максют, 1794 г., его сыновья Ихтисам, Гималетдин.

37. Хисаметдин Габдрахманов, 1806 г., сыновья Хисматулла, Тухватулла, Хамидулла.

38. Сайфутдин Альмухаметов, 1796 г., сын Ахметзян (1830-1840).

39. Динислам Альмухаметов, 1806 г., сыновья Гай-фулла, Гиндулла, Файзулла, Зайнулла.

 

40. Исмаш Басигиров (1749—1823), сыновья Абдул-фаиз, 1792 г. (его Абдулвали, Абдулгалим, Ильяс), Кама-летдин, 1815 г. (сын Гузаир).

41. Габдулла Исмашев, 1799 г., сыновья Аюп, Якуп, Юсуп, Исмагил, Ибрагим.

42. Абдулгазиз Казыбаев, 1788 г., сыновья Габдулзеп-пар (его Мустафа), Габбас, Субхангул.

43. Абзелил Рясулев (1798—1846), сыновья Абдулка-рим, Темирбулат (его Муфазал), Нигматулла, Ярмухамет.

44. Кунаккильды Рясулев, 1798 г.

45. Ташбулат Тавлубаев (1796—1841), сыновья Шаги-вали, Шагимурат.

Еще в 1726 г. башкиры д. Шиды подтвердили прежний припуск 5 башкир в д. Улюшти (?)6.

В 1842 г. на 48 дворов д. Шиды сеяли 376 пудов озимого и 648 пудов ярового хлеба, сажали 16 пудов картофеля7. Они имели 179 лошадей, 62 коровы, 367 овец, 27 коз. На всю деревню приходилось 57 ульев и 45 бортей8. Была мельница.

Встречается трудность в определении названий одноименных или рядом расположенных сел. Так, например, коренная и дочерная деревни Старо- и Новокулево в документах упоминаются как Кулево. Или коренное поселение Старокулево называлось Старомечетлино, но было время, когда обе эти деревни функционировали самостоятельно. Поэтому вести разговор о каждой из них в отдельности очень затруднительно.

Сначала обратим внимание на численность населения сел (см. табл. 208).

Таблица 208

6 НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 74. Л. 5.

7 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 159. И по другим селам
см. это дело.

8 РГВИА. Ф. 414. Оп. 1. Д. 326. И по другим селам см. это дело.
* По всему видно, что сведения о численности жителей

д. Старокулево подсчитаны вместе с д. Старомечетлино.

** К 1920 г. название д. Старомечетлино навсегда исчезло, поскольку произошло ее слияние с рядом расположенной д. Старокулево.


Перепись 1795 г. не зафиксировала Новокулево, поскольку она возникла на рубеже XVIII—XIX вв.

Во всех деревнях на учет взяты, кроме вотчинников, и башкиры-припущенники. В 1795 г. в д. Старокулево в 10 дворах отмечено 27, в 1834 г. — 60 башкир-припущен-ников. Из них большинство прибыло из Салзегутской волости «с давнего времени» без договора, а некоторая их часть — из Урман-Кудейской волости. В 1735 г. кулевцы Ахымбет Тленметев (тамга — ), Тоскубай Янымбетев

, Казбулат Тубашев , Чюрюбай Кучюков , Таир

Семенов , Байслан Ерымбетев , Ишимек Уразаев

, Батыр Байкеев , Абдюк Келчюрин , Мутюкай

Якчюрин , Абдул ^Бекимбетев, Рыс Кангильдин

, Мамсеит Урускулдин припустили ясачного татарина Юсупа Юнусова «на вотчинную свою землю поселитца двором» с условием «ясак в казну е.и.в. платить с нами в наше общее повытье вопче, а тептерской ясак, которой положен на нем, Юсупе, то оной ясак платить ему, Юсупу, одному, а нам до того платежа дела нет»9. Заодно отметим, что через 6 лет в документе о взяточнике переводчике Оренбургской комиссии Шафее Енадарове, который через своего человека взыскал «якобы за долг» у башкира д. Кулево сына упомянутого Байслана Аракая Байсланова «деньгами и товаром» на сумму в 75 руб.10

Название д. Кулево встречается в заемной записи башкира этого поселения Ягафара Имакаева, занявшего в 1764 г. у мишаря Казанской дороги Надырши Аблязина 57 руб. с условием возврата долга через год. При этом «до того сроку быть ему, Ягафару, у него, Надырши, в работе з зачетом из оных денег 4 руб. А сверх того до выплаты оных денег быть в закладе у него, Надырши, в доме детям моим родным Абдрахману, Сейфюлмюлюку и Сеитбатталу Ягафаровым»".

В д. Старомечетлино «с давнего времени» проживали башкиры Урман-Кудейской и Салзегутской волостей в качестве припущенников. Кроме того, в 1777 г. вотчинники приняли к себе еще и тептярей, которые обосновались на окраине села, названного Янагаменовой. В 1816 г. тептярей было 10, в 1834 г. — 14 человек12. В 1813 г. 8 семей башкир из д. Гумерово 4-го кантона Троицкого уезда были приняты в эту деревню13.

Д. Сатлык возникла как выселок из д. Новокулево в 1905 г. Тогда выселок состоял из 5 дворов, где проживало 40 башкир.

По Уфимскому уезду сведений об участии башкир в Отечественной войне 1812 г. до сих пор не обнаружено. Тем не менее в 1816 г. VII ревизией были учтены кавалеры 52-летний Мендякей Сафаров и 30-летний Бикташ Баязитов, проживавшие в д. Новокулево (7-й юрте 8-го башкирского кантона)14.

Село Новокулево стало центром Булекей-Кудейской волости, к 1843 г. здесь было 2 мечети, мельница, в конце столетия — 7 бакалейных лавок. В Старомечетлино до середины XIX в. была 1, в конце века — 2 мечети. Имелись здесь и лавки (4), и хлебозапасный магазин.

9МИБ. Т. 3. С. 336.

10 Там же. С. 520.

11 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 283.

12 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5021. Л. 13.

13 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 371. Л. 70.

14 Там же. Л. 70.



НУРИМАНОВСКИЙ РАЙОН


 




Сведения о хозяйстве жителей трех деревень приведены в табл. 209, 210.

Таблица 209

Состояние земледелия по данным за 1843 г.15

Таблица 210

Состояние пчеловодства и поголовье скота к 1843 г.

Старокулево — родина известного поэта и прозаика Гайнана Хайри (1903—1938). Он автор повестей «Кооператоры», «Жена» и одного из первых романов в башкирской литературе «Поворот».

Впервые д. Истриково упоминается в одной заемной записи за 1778 г. В д. Истриково (Исриково) при оз. Аккужа (Исрик) в 1795 г. в 35 дворах проживало 123 башкира-вотчинника, в 11 дворах — 41 башкир-при-пущенник. Последние были приняты вотчинниками по договору 1794 г.16, перейдя впоследствии в тептярское сословие. Среди тептярей были татары из д. Мелекес17. Тептярей насчитывалось здесь в 1816 г. 25 душ, в 1834 г. — 37 душ м.п., но жили в д. Чурашево Айлинской волости. Башкир-вотчинников было в 1816 г. 82, в 1834 г. — 113 душ м.п.18 В дд. Истриково и Чурашево взято на учет 339 вотчинников и припущенников. В 1895 г. здесь было 325 человек. В 100 дворах проживало 559 башкир в 1920 г.

В 1843 г. на 202 башкира-вотчинника засеяли 328 пудов озимого и 704 пуда ярового хлеба, посадили 24 пуда картофеля. На всех 317 жителей приходилось 124 лошади, 266 коров, 224 овцы, 102 козы.

Д. Чурашево возникла во второй половине XVIII в. и в 1795 г. состояла лишь из 11 дворов, в 10 из них проживал 51 башкир-вотчинник, в одном — 5 башкир-припу-щенников. Всех жителей в 1816 г. было 57 человек. 39 мужчин и 48 женщин взяли на учет в 1834 г., при этом 7 мужчин было из припущенников. 137 башкир при

15 Там же. Ф. 2. Он. 1. Д. 4873. Л. 159.

* Численность дана по итогам VIII ревизии 1834 г.

16 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 104.

17 НАУНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 74. Л. 7.

18 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 52. Л. 61.


24 дворах зафиксировали в 1895 г., в 1920 г. их было 278 человек, имеющих 48 домов.

В 1843 г. на 87 башкир было засеяно 104 пуда озимого и 560 пудов ярового хлеба. Тогда же на 16 дворов приходилось 61 лошадь, 56 коров, 67 овец, 20 коз. Жители деревни имели 42 десятины пашни, 35 десятин сенокосных угодий. Была мечеть.

Название д. Исаево, как и предыдущей, происходит от антропонима. Известны имена сыновей Исая и его внуков. Они были учтены ревизскими сказками первой половины XIX в. Вот они: Абдрашит (1751—1814), Ибрагим (1769-1814), Мукмен (1772-1840) Исаевы. Сыновья Мукмена Кунаккул^и Мухаметдин. Абдулманнан Исаев (1782—1850) имел сыновей Абдулнафика (1806 г.) и Абдулгалима (1811 г.). У Рахимкула Исаева (1785—1846) были дети Мухаметша, Мухаметшариф. Оговоримся, что внуки Исая были перечислены нами по данным VII ревизии 1816 г. Исходя из возраста сыновей Исая, можно предположить, что первопоселенец жил в 1730—1790 гг. и деревню он мог основать в первой половине 50-х гг. XVIII в.

В ней насчитывалось в 1795 г. 60, в 1816 г. — 125, в 1834 г. - 186, в 1859 г. - 324, в 1895 г. - 616, в 1920 г. -937 башкир-вотчинников, т.е. владельцев вотчинных земель Булекей-Кудейской волости. В начале XX в. образовалась д. Новоисаево: в 1920 г. там в 40 дворах проживало 193 башкира.

Жители села занимались земледелием (в 1843 г. на 186 человек засеяли 296 пудов озимого и 522 пуда ярового хлеба), животноводством (тогда же на 34 двора имели 128 лошадей, 63 коровы, 278 овец, 17 коз) и пчеловодством (имели 50 ульев и 17 бортей). У прихожан была мечеть, а у имущих — 3 мельницы.

Башкиры Булекей-Кудейской волости открыто выступили против закона от 6 июня 1894 г. о переходе «свободных» башкирских лесов в заведование казны. В течение следующих полугода они не допускали в свои дачи землемеров, лесничих и полицию. В начале весны 1895 г. власти потребовали у булекей-кудейцев рабочих для отвода лесосек. В ответ на это около 100 башкир дд. Исаево, Старокулево, Новокулево, Ишмуратово и Башкирские Шиды, вооруженные охотничьими ружьями и топорами, разгромили дом, где находились представители власти, и лишь после обещаний лесничего и волостного старшины, что они «на отвод лесосек... не пойдут», возвратились домой. 22 июня после прибытия полиции власти приступили к отводу леса, взяв рабочих из русских сел. Тогда башкиры волости прогнали с поля прибывших рабочих, избили исправника и урядника, остальных представителей власти обратили в бегство. Волнение было подавлено военной силой19.

Выселок из д. Башкирские Шиды Бияз (Биязово, Старый Бияз) при одноименной речке в 1895 г. состоял из 26 дворов, где проживало 72 мужчины и 53 женщины20. В 1920 г. он зафиксирован как деревня под названием Старый Бияз, где взято на учет 354 башкира при 63 дворах.

Д. Ишмуратово благодаря своему месторасположению носила и другое название — Еландыбаш. Возникла она

19 ОИБ. Уфа, 1959. Т. 1. Ч. 2. С. 229-230.

20 Полный список населенных мест Уфимской губернии.
С. 71.


МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ



 


в 70-х гг. XIX в. В 1895 г. в ней в 60 дворах было учтено 340, в 1920 г. — 585 башкир при 107 дворах.

Д. Бирючево была основана на вотчинной земле башкир Ельдякской волости. По одним данным, здесь проживали как вотчинники, так и припущенники из башкир, по другим — одни башкиры-припущенники. В 1795 г. здесь зафиксировали 34 башкира и 45 тептярей. В 1834 г. первых было 74, вторых — 184 человека. К 1859 г. были известны две деревни: Старобирючево с 318 вотчинниками, Новобирючево с 339 припущенниками. Несмотря на все эти сведения в 1920 г. всех 998 жителей коренной деревни ошибочно показали татарами.

Чем объяснить такое разночтение в определении национальной и социальной принадлежности жителей данного поселения? Наверное, незнанием сути дела.

А теперь обратимся к опубликованным и архивным источникам. Башкиры-ельдякцы приняли к себе в д. Бирючево башкир-салзегутцев в 1711 г. Текст этого договора гласит: «Июля в 11-й день писана запись такова: Сибирские дороги Ельдятцкие волости башкирец Калы Куся-кин (в другом списке — Кусяпов) дал на Уфе сию на себя запись тое же дороги Челжеутцкие волости башкирцам Сеиту Кемееву, Аитмамбетю да Баймурату Кемеевым же в том: пустил я, Калы, их, Сеита, Аитмамбетя и Байму-рата, в вотчину свою в свое повытье. А та моя вотчина в межах и в урочищах: меж речки Бурны и Асава подле большой дороги до деревни Бедеевы... А владеть тою вотчиною им... моим повытьем вечно. А с той вотчины с моего повытья платить им, Сеиту з братьями, в казну великого государя ясаку на Уфе по 2 гривны на год»21.

Башкиры-салзегутцы, став припущенниками ельдяк-цев, перешли в тептярское сословие. Обратим внимание на слова их представителей. В 1804 г. Калимулла Тевленев писал, что «изстари прадеды и деды и отцы наши Салзегут-ской волости башкирцы, а по них и мы жительствуем в деревне Бирючевой пятью дворами обще с тептярями по припуску тех предков от них записи в вечное тою землею и разными угодьями владение и с платежа в казну за них, башкирцев (ельдякцев), ясака»22. Через 12 лет Нигматулла Тевленев, Хисаметдин Сейфульмулюков и другие башкиры-салзегутцы из д. Бирючево утверждали, что они — «тептяри, произошедшие из башкирскаго рода»23. Башкир-салзегутец Бикташ Суюндуков тогда же писал, что «в 1711 году от башкирцев Бирского уезда Ельдятской волости Калы Кусякова предкам нашим башкирцам же Челжеут-ские волости Сеиту Кемееву с тов. по записи досталась земля, кои, а по них и мы получили, после тептярское наименование»24. Тамги салзегутцев:

Вот еще договорная запись: «Лета 1731, Майя 31 дня Сибирской дороги Яльдяцкой волости деревни Боряс (Бирючево) башкирцы Кабыл Кусякеев, Кусек Калин с братьями и детьми дали на себя сию запись Уфимского уезду Сибирской дороги деревень Ибормасовый (?) и Красного Яру есашным татарам в том, что припустили мы оных татар для поселения на вотчинную свою землю, которая имеется по Уфе реке, где мы сами, поселясь, живем»25. Тамги вотчинников:

21 МИБ. Т. 3. С. 77; РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 594. Л. 4-6.

22 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 594. Л. 7.

23 Там же. Л. 50.

24 Там же. Л. 4.

25 Там же. Л. 41.


Известный уже по двум договорам Кабыл Кусяков вместе с Алдаром Калиным , Акаем Нурзелиным 23 июля 1773 г. припустили в свои повытья в «товарищество вечно» мишарского муллу Ахмета Кильмаметева26.

. Результатом припуска башкир-салзегутцев, ясачных татар и мишарей было возникновение тептярского сословия в деревне.

Впервые Бирючево упоминается в источнике за 1681 г., когда башкиры этой деревни Бикчурка и Беден Секеевы получили сберегательную память о том, что «прилежащим к ним в деревню их Бирючева уфимским русским людям напрасные их башкирцев неубытки не приметываться»27.

На каждого из 74 башкир в 1843 г. было засеяно по 0,8 пуда озимого, 5 пудов ярового хлеба. На всю деревню посадили 8 пудов картофеля.

Башкирское поселение Уянкуль (в 1920 г. 173 человека при 29 дворах) возникло между 1906—1919 гг. Д. Hyp была основана в 1924 г., когда она состояла из 17 домохозяев. Поселок Атняш с башкирским населением возник после 1925 г. Поселок Усть-Салдыбаш основан в 1925 г. Тогда в нем было 8 дворов.

Тептярские деревни

На территории башкирской Булекей-Кудейской волости возникли следующие тептярские поселения: Байгильдино, Укарлино, Тенькашево, Нимислярово, Малые Шиды, Новобирючево.

Д. Байгильдино при оз. Улу-Куль впервые упоминается в архивном источнике за 1651 г., когда башкиры-припущенники получили от царя Алексея Михайловича дарственную запись на землю28. Тептяри здесь осели по договору башкир Булекей-Кудейской волости в 1763 г.29

Безземельные башкиры вошли в состав тептярей. В 1858 г. 23 двора тептярей из д. Изминково Мензелин-ского уезда Оренбургской губернии (с 1865 г. Уфимской) были приняты в Байгильдино30.

О численности тептярей имеются следующие сведения: в 1816 г. их было 164, в 1834 г. - 298, в 1859 г. - 603, в 1895 г. - 953, в 1905 г. - 1136 тептярей, в 1920 г. - 1273 башкира при 249 дворах. В последнем случае допущена ошибка: во всех ревизиях XVIII—XIX вв. и переписях следующего столетия башкиры, кроме XVII в., не были зафиксированы.

Житель Байгильдино Халил Шарипов в 1845 г. окончил Казанский университет, став дипломированным лекарем. Долгие годы работал в госпиталях Башкиро-мещерякского войска.

Гадилыпа Абзанов, сотник 1-го тептярского полка, активно участвовал в Отечественной войне и «за ревность и прилежность» 17 августа 1813 г. «пожалован в прапорщики». 10 ноября 1824 г. он и его сыновья Александр, Мухамет и Абдулвалий были внесены в дворянскую родословную книгу Оренбургской губернии31.

26 Там же. Л. 26.

27 Там же. Л. 218.

28 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1257. Л. 99.

29 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 17; Малоизученные источ
ники по истории Башкирии. С. 105.

30 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 302. Л. 33.

31 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 662. Л. 3-5.


15 - История сел и деревень Башкортостана



НУРИМАНОВСКИЙ РАЙОН


 


Д. Байгильдино упоминается в договорной записи башкира д. Лемезово, занимавшего 28 руб. денег у ясачного татарина Муслюма Бикбавова в 1765 г.32

В 1843 г. на 298 тептярей приходилось 143 лошади, 163 коровы, 60 овец, 101 коза. Жители имели 72 улья, 11 бортей. В конце XIX в. было по 2 бакалейные и мануфактурные лавки.

Название д. Укарлино, как и предыдущей деревни, происходит от антропонима. Укарле — первопоселенец. Известны его сын Илекей Укарлин, внуки Атачика и Аит-тер (Адзитар) Илекеевы.

Деревня впервые упоминается в источниках за 1688 г.

Тептярь Атачика Илекеев «с товарищи» в 1728 г. в своем челобитье писал, что «в прошлых годах деды и отцы их в городе Уфе в казну его и.в. платили они бобыльский куничной ясак обще Уфимского уезду Сибирской дороги деревни Укарлины да деревни Темикашевы з бобылями; и тому лет с 40 отцы их Илекей Укарлин, Янбулат Анбу-латов переписались в окладной тептярской ясак обще Уфинского уезду Ногайские дороги Минские волости к башкирцам родственникам своим Уразаю Булашеву, Исаному Уразаеву, о чем имеютца у них данные им из Уфинской Канцелярии сберегательные указы, которой ясак они платят с означенными родственники без доимки и тем родственникам реченной волости башкирцам во всякие службы, как они ходили под Азов и в швецкой походы, давали подмогу, а ныне уфинские командиры привлекают их з бобылями во всякие работы. Чтоб его и.в. пожаловал их, указал показанной тептярской ясак платить им обще с родственниками из Минской волости з башкирцы и дать им указ, а з бобылями их и детей их не счислять и ни в какие работы не привлекать»33.

Как видно, тептяри, проживавшие на земле Минской волости, отказались от бобыльского сословия, т.е. они приписались к тептярям. Но «уфинские командиры» по-прежнему требовали выполнения от бобылей, ставших уже тептярями, всех тех повинностей, которые лежали на плечах бобылей.

Нас интересует здесь время возникновения д. Укарлино. Если в 1688 г. произошел переход жителей этого поселения Илекея Укарлина и Янбулата Анбулатова из бобылей в тептяри, то можно заключить, что деревня могла быть основана отцом Илекея за 20—25 лет до этого акта, т.е. в 1663—1668 гг. Причем деревня возникла на территории башкирской Минской волости. Но впоследствии тептяри указывали другую, а именно Кудейскую волость. На самом деле сохранившиеся договорные записи тептярей были заключены с башкирами Кудей-ской волости. Такое разночтение можно было бы объяснить следующим образом: бобыли, осевшие на вотчине Минской волости, не имели договорных обязательств с ее владельцами. Их переход в новое сословие требовал законного оформления поземельных отношений сторон. Вот тогда и были составлены договорные записи с вотчинниками Кудейской волости.

18 декабря 1706 г. башкиры Кудейской волости Мокша Артегенев, Капай Калмаккулов, Умитяк Акелов, Айткул Шалдыков и другие отдали ясачным татарам д. Укарлино Аиттеру Илекееву, Ураку Яныбекову,

МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 304. Там же. Ч. 1. С. 128.


Бигильде Лукьянову «с товарыщи всем деревенцам» «в вотчине своей пахотную землю и сенные покосы, рыбные ловли, озеро Каргин до озеро Аркалан с истоком, озеро Аргази до озеро Каракуль, озеро Ювадак...» Границы этой вотчины «до устья Ильчибинского истоку с нижнею сторону по Минскую межу за подле озер и до Уфы речки». За аренду они должны были платить «на год по 10-ти алтын»34.

По новому договору от 12 апреля 1717 г. еще раз с теми же ясачными татарами «договорились и по уговору нашему жить им, ясачным татарам, деревнею в той нашей вотчине по прежнему припуску». Вместо занятой башкирами второй половины Ильчибаевской поляны татары получили «Коракуль поляну да около Аркалана озеро поляну»35.

Во время получения душевого надела по закону 1832 г. тептяри ссылались еще на другие договоры с башкирами Кудейской волости, заключенные в 1730 и 1731 гг.36

Выше говорилось о переходе бобылей в тептярское сословие. В договорных записях 1706 и 1717 гг. речь шла о ясачных татарах. По всему видно, что бобыли приписались не только к тептярям, но и к ясачным татарам, т.е. некоторые жители вернулись к исходному социальному (сословному) положению: Укарле и другие были ясачными татарами, перешедшими затем к бобылям. Они частью стали тептярями, частью — ясачными. Факты свидетельствуют о том, что в сословном положении жителей действительно произошла интересная метаморфоза: ясачные татары перешли в основном к бобылям, одна часть к тептярям, а другая часть к ясачным татарам.

В 1858 г. состав тептярей пополнили 15 семей тептярей из Мензелинского уезда Оренбургской губернии37.

В 1816 г. было 100 тептярей, в 1834 г. - 130, в 1859 г. -272, в 1895 г. - 510, в 1905 г. - 641, в 1920 г. - 569 человек. В последний год все жители ошибочно названы башкирами.

В 1843 г. взято на учет две деревни под названием Укарлино, отстоящие друг от друга на 5 верст: первая из 27 дворов с 102 тептярями, имеющими 102 лошади, 126 коров, 65 овец, 2 козы; вторая из 44 дворов, где проживало 233 тептяря, которые владели 100 лошадьми, 105 коровами, 120 овцами, 10 козами. В первой было 36 ульев, во второй — 50. Имели по мечети.

Д. Тенькашево в источниках упоминается как Тямика-шево, Темикашево. Находится при озерах Мазит-Куль, Тенькаш. Название деревни происходит от антропонима. Возникла на земле башкир Минской волости, с которыми тептяри заключили договор в 1694 г. Были и другие записи 1753 и 1786 гг.38 Многое, что было сказано об истории д. Укарлино, относится и к этому поселению. Переход жителей из одного сословия в другое и приблизительное время образования их селений в основном совпадают. И волости, на территории которых возникли эти поселения, совпадают даже в деталях, т.е. сначала

34 Там же. Т. 3. С. 29-30.

35 Там же. С. 152-153.

36 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 104.

37 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 307.

38 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 105;
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2502. Л. 51.


МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ



 


бобыли осели на земле башкир Минской волости и затем по неизвестным нам причинам заключили договоры с вотчинниками соседней Булекей-Кудейской волости. Во всяком случае, при наделении тептярей Тенькашево положенным на душу земельным участком на основании закона 1832 г. они получили землю от башкир Булекей-Кудейской волости39.

В 1816 г. здесь было зафиксировано 150, в 1834 г. — 223, в 1859 г. - 434, в 1895 г. - 852, в 1905 г. - 1072, в 1920 г. — 905 тептярей. Резкое возрастание количества жителей в 1859 г. объясняется припуском 20 дворов тептярей из д. Изминково Мензелинского уезда в 1858 г. Уменьшение его было вызвано возникновением дочернего селения перед 1920 г., когда в Малотенькашево в 82 дворах проживало 923 человека. Их, как и тептярей коренного поселения, ошибочно называли башкирами40.

В 1843 г. на 223 тептяря приходилось 116 лошадей, 129 коров, 92 овцы, 113 коз. В деревне было по 2 бакалейные и мануфактурные лавки. В конце XIX в. была 1, в начале XX в. — 2 мечети.

На территории Минской волости по договору с башкирами в 1651 г. возникло поселение ясачных татар под названием Бикмурзино (Старое Каргино)41. Называли его и Ябалаково. Находится при оз. Бикмурза. В то же время самостоятельно существовала д. Каргино при одноименном озере, притом в той же Булекей-Кудейской волости.

Ясачные татары перешли в тептярское сословие. Они при себе имели записи с башкирами 1719, 1751, 1815 гг.42

В 1816 г. было 60 тептярей, в 1834 г. - 86, в 1859 г. -334 (Бикмурзино и Ябалаково показаны вместе), в 1895 г. - 300, в 1905 г. - 1004, в 1920 г. - 495 тептярей.

В 1843 г. на 86 тептярей приходилось 60 лошадей, 24 коровы, 96 овец, 64 козы. Имели 48 ульев. В 1905 г. на учет взята мечеть.

Название д. Нимислярово при озерах Мечеть-Куль и Тавлы-Куль происходит от антропонима: Нимис, Нимисбай. Жили здесь башкиры и тептяри. В 1778 г. башкир Кулай Кармышев занял у мишарского старшины Калиуллы Асадуллина взаймы 15 руб. сроком на 5 месяцев с условием «заплатить деньгами 5 руб., а за досталь-ные 10 руб. меду сырцу с вощиною самого чистого бес примеси 10 пуд»43. Тептяри обосновались здесь на основании договора башкир д. Истриково от 1742 г.44 В 1858 г. в д. Нимислярово обосновалось 47 дворов тептярей из д. Байбулатово (276 человек) и 19 дворов тептярей из д. Бикбулово Мензелинского уезда45.

В 1795 г. здесь проживало 11 башкир и 171 тептярь, в 1816 г. - 278, в 1834 г. - 396, в 1859 г. - 795, в 1895 г. -1429, в 1905 г. - 1625, в 1920 г. - 2030 тептярей.

По данным военных топографов, в 1843 г. было две деревни Нимислярово, стоящие друг от друга в 3 верстах. В обеих было по мечети. В первой из них было 64 двора с 391 жителем из тептярей, в другой — в 78 дворах имелось 434 тептяря. В первой из них тогда зафиксировали

ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 52. Л. 3.

Список населенных пунктов Башреспублики. С. 131.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 104.

ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 40. Л. 71.

МИБ.Т. 5. С. 68.

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 79.

Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 302. Л. 53.


102 лошади, 126 коров, 292 овцы, 124 козы. Отдельным дворам принадлежало 116 ульев, 13 бортей. Во второй было 226 лошадей, 96 коров, 452 овцы, 216 коз. Жители имели 110 ульев, 20 бортей.

В д. Нимислярово в конце XIX в. было 2 мечети, 4 лавки, кузница; по средам проводили базар, с 8 ноября — недельную ярмарку.

В Нимислярово в 1920 г. родился Ришат Салихович Исмагилов. Начало Великой Отечественной войны застало его в Брестской крепости, в защите которой он участвовал. В результате тяжелого ранения был демобилизован. 40 лет возглавлял Байгильдинскую среднюю школу, ставшую широко известной по учебной работе и трудовому воспитанию.

Р. С. Исмагилов был делегатом семи съездов учителей Башкортостана и I съезда учителей России.

О его подвигах в годы войны и организаторском таланте просвещенца писалось в двух десятках книгах (Ананьева, Мусы Гареева, Р. Аюпова, Ф. X. Мустафиной и др.). Его собственные наблюдения и статьи на научно-педагогические темы увидели свет более 60 раз. Автор нескольких книг. Заслуженный учитель школы РСФСР, награжден орденами Отечественной войны I и II степеней и «Знак Почета», а также многими медалями, в т.ч. и ВДНХ.

Его сыновья и дочь, получив прекрасное воспитание в семье и основательное образование в школе и высших учебных заведениях, успешно занимаются научно-педагогической деятельностью. Назовем их имена: Флюр — доктор технических наук; Зенфир — доктор химических наук, профессор; Фоат — доктор технических наук, профессор; Рафаэль — доктор сельскохозяйственных наук, профессор; Флюра — доцент юридического института МВД РФ; Салават — директор Байгильдинского сельского лицея, отличник народного просвещения РСФСР (по данным 1996 г.).

На земле башкир Булекей-Кудейской волости образовались дочерние дд. Новобирючево (Новоборисово) и Малые Шиды (Бальчир, Бальчиково). Тептяри, которые по ревизиям принадлежали д. Чурашево, по партикулярному договору башкир 1795 г. обосновались в д. Новобирючево46. В 1816 г. их насчитывалось 60, в 1834 г. — 95 душ м.п. 329 тептярей при 56 дворах проживали в 1859 г. В конце XIX в. д. Новобирючево была известна еще как Белегес. 531 тептярь и 128 их дворов было взято на учет в 1895 г. 702 человека и 143 двора было в 1905 г. В 184 дворах в 1920 г. проживало 918 тептярей.

Д. Малые Шиды была основана марийцами по договору с башкирами в 1790 г.47, хотя в другом источнике ошибочно указан 1719 г.48 Марийцы стали тептярями. В 1816 г. здесь было 45, в 1834 г. — 42 души м.п. марийцев-тептярей.

В 1858 г. сюда и в д. Красный Яр (Красная Горка) были приняты из Мензелинского уезда из д. Бикбулово 25, из д. Староалимово — 76, из д. Тюково — 5, из д. Исансу-пово — 238 тептярей49. Таким образом, был изменен

Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 22.

Там же. Д. 1755.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 104.

ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 302. Л. 75.



НУРИМАНОВСКИЙ РАЙОН


 


национальный состав жителей. В 1859 г. взято на учет 218, в 1895 г. - 355, в 1905 г. - 346, в 1920 г. - 564 тептяря и марийца. Сегодня здесь живут в основном татары.

Чуть выше говорилось о том, что в д. Красный Яр (Красная Горка, Чебаклино) и Малые Шиды в 1858 г. переселились тептяри из разных деревень Мензелинского уезда Оренбургской губернии. К 1859 г. здесь обосновались тептяри — 940 человек50. Фактически деревню основали они. В 1895 г. было 1783 (349 дворов), в 1905 г. -2472, в 1920 г. — 3193 (603 двора) тептяря. Сегодня там преобладают татары.

В начале XX в. здесь взято на учет 2 мечети, 3 бакалейные, 2 мануфактурные лавки, 3 калачных заведения, чайная, столовая. Было 2 кузницы, 2 кондитерские лавки, пристань; проводились базар и ярмарка.

Остальные молодые населенные пункты по национальному составу относились к татарским поселениям.

Поселок Чандар возник как выселок в 1905 г. Тогда он состоял из 5 дворов с 26 жителями. За 1920 г. показан как однодворный русский хутор с 13 жителями; в 1925 г. он состоял из 7 дворов. Сегодня здесь живут татары и русские.

После 1906 г. были основаны тептярская д. Гизятово (в 1920 г. из 17 дворов со 110 жителями) и мишарское поселение Новосубаево (сегодня село Новый Субай, в 1920 г. — 68 дворов с 418 жителями).

В годы восстановления народного хозяйства после 1925 г. и коллективизации сельского хозяйства из коренных тептярских поселений образовались дочерние деревни: Кызыл Баржау (из д. Нимислярово), Имянтау, Саргаязово, Кушкулево, Рятуш и поселки Первомайск и Просвет.

Марийские деревни

Самая ранняя из них — Большие Шиды. Марийские крестьяне по договору с башкирами Кудейской волости от 3 января 1726 г. обосновались на их вотчинной земле, создав свое поселение51. В 1740 г. они выкупили эту землю. Марийцы имели при себе и договор с башкирами от 1763 г.

В 1816 г. марийцев-тептярей насчитывалось 200, в 1834 г. - 314, в 1859 г. - 415, в 1895 г. - 595, в 1905 г. -631, в 1920 г. — 932 человека.

В 1843 г. взято на учет две деревни под названием Большие Шиды, отстоящие друг от друга в 3 верстах. В первой при pp. Шиды и Салдыбаш тептяри из марийцев имели 50 дворов (374 человека), на них приходилось 170 лошадей, 45 коров, 269 овец, 122 козы, а также 27 ульев и 10 бортей. Вторая деревня располагалась при р. Ратуш, где жили марийцы — ясачные крестьяне в количестве 314 человек при 51 дворе. Им принадлежало 220 лошадей, 74 коровы, 420 овец, 20 коз. У жителей обоих поселений не было молельных домов, ибо они все — язычники. В конце XIX в. в деревне были пивная, винная и 4 бакалейные лавки. В справочниках зафиксирована министерская миссионерская школа.

50 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 52. Л. 27.

51 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 104;
ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1703. Л. 5, 29.


О д. Старобедеево в одном источнике сказано, что марийцы осели здесь по договору с башкирами Кудейской волости в 1742 г.52 Однако марийцы в этой деревне жили и в начале XVIII столетия. Еще в 1706 г. марийцы Лука Бекешев, Друшка Друков, бравшие взаймы деньги у других людей, были жителями Бедеево53. Затем она упоминается в договорной записи за 1711 г.54 Башкиры Минской волости от четырех тюб по договорной записи от 9 февраля 1732 г. припустили на свою вотчину на правах общего владения солдата уфимского гарнизона Т. Я. Ахмаметева и татарина Исенбая Бюделина (из д. Бедеево). Вотчина находилась «за Уфою рекою и владел ею деревни Бедленевы черемисин Бюденей Ямекеев»55.

Исходя из последнего сведения, можно сделать вывод, что марийцы основали свою деревню на вотчинной земле башкир' Минской волости. Затем они были лишены возможности пользоваться угодьями этой волости. Поэтому марийцы обратились к кудейцам, с которыми заключили договор в 1742 г. По словам поверенных марийских жителей, на земле башкир дд. Старо-мечетлино, Кулево, Шиды Булекей- Кудейской волости они «находятся по договору вотчинников от 21 апреля 1794 г., данному предку нашему Бедею Байгулову с тов.»56. Если поверенные даже ошибаются в датировке документа, они тем не менее проясняют нам имя основателя их поселения. В этом несомненная ценность данного договора.

По VII ревизии 1816 г. в Бедеево проживало 238, по VIII ревизии 1834 г. — 378 марийцев-тептярей. В 1859 г. они составили 544, в 1895 г. — 814, в 1920 г. — 847 марийцев. С конца XIX в. были известны Старо- и Новобедеево (в 1895 г. 92 человека и 13 дворов, в 1920 г. соответственно 183 и 33).

В 1843 г. на 552 марийца при 65 дворах приходилось 263 лошади, 255 коров, 374 овцы и 202 козы. Отдельным хозяйствам принадлежало 67 ульев, 20 бортей. В конце века взяты на учет инородческая школа, а также 5 лавок.

Дочерние деревени марийцев Юрмаш, Байкал, Тюба и поселок Гоголевские Пруды не были зафиксированы ни в 1920, ни в 1925 гг., т.е. они возникли гораздо позже указанных дат. Хутор Бедеевский Ключ впервые взят на учет в 1925 г., тогда он состоял из 17 дворов.

Русские поселения

Самое раннее из них — Каргино при одноименном озере. Удельные крестьяне в 1795 г. заключили договор с башкирами Булекей-Кудейской волости и основали д. Каргино57.

В 1834 г. в деревне проживало 202, в 1895 г. — 510, в 1905 г. - 371, в 1920 г. - 421 человек. В 1843 г. на 202 башкира приходилось 89 лошадей, 72 коровы, 220 овец, 10 коз, 100 свиней. Тогда Каргино называли починком.

52 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 104;
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 21.

53 МИБ. Т. 3. С. 20, 21.

54 Там же. С. 77.

55 Там же. С. 297.

56 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 52. Л. 28.

57 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 50. Л. 3.


МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ



 


В 1868 г. крестьяне Казанской и Вятской губерний купили земельные участки у башкир Булекей-Кудейской волости по 5 руб. за десятину и создали свое поселение Никольское при р. Салдыбаш58. В 1895 г. в 104 дворах проживало 494, в 1905 г. в 140 дворах — 634, в 1920 г. в 104 дворах — 494 человека. Имели церковь, земское училище. В 1905 г. здесь было 3 лавки, 4 кузницы, 2 овчинных, 2 шорных, 1 кожевенное заведение, конная шерстобитка, мельница.

Русские крестьяне из Вятской губернии с 1872 г. в течение 4 лет создавали свое поселение под названием Вознесенский Починок. Землю приобрели у Морозова. В 1895 г. в поселении проживало 263 человека. 363 человека и 59 дворов было в 1920 г.

Вятские же крестьяне в 1872 г. основали отсутствующее сегодня на карте района село Мар





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1737 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

771 - | 777 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.