Характерной особенностью регуляторных пептидов является полифункциональность (по механизму и характеру эффектов) и образование регуляторных цепей (каскадов). В целом, механизмы действия пептидов можно разделить на две группы: синаптические и внесинаптические.
А. Синаптические механизмы действия пептидов могут выражаться в нейромедиаторной или нейромодуляторной функции.
Нейромедиатор (нейротрансмиттер) – вещество, которое освобождается из пресинаптической терминали и действует на следующую – постсинаптическую мембрану, т.е. выполняет передаточную функцию. Установлено, что некоторые пептиды выполняют эту функцию через пептидэргические рецепторы, имеющиеся на нейронах (их телах или терминалях). Так, гипоталамический рилизинг-гормон лютеинизирующего гормона (люлиберин) в симпатических ганглиях лягушки выделяется при стимуляции нерва посредством кальций-зависимого процесса и вызывает поздний медленный возбуждающий постсинаптический потенциал.
В отличие от "классических" нейротрансмиттеров (норадреналина, допамина, серотонина, ацетилхолина) пептиды, выполняющие передаточную функцию, характеризуются высокой аффинностью рецепторов (что может обеспечить более дистантное действие) и продолжительным (десятки секунд) действием в связи с отсутствием ферментных систем инактивации и обратного депонирования.
Нейромодулятор в отличие от нейротрансмиттера не вызывает самостоятельного физиологического эффекта в постсинаптической мембране, но модифицирует реакцию клетки на нейромедиатор. Таким образом, нейромодуляция – не передаточная, а регуляторная функция, которая может осуществлятся как на пост-, так и на пресинаптическом уровнях. Виды нейромодуляции:
1) контроль выделения нейротрансмиттера из терминалей;
2) регуляция кругооборота нейротрансмиттера;
3) модификация эффекта классического нейротрансмиттера.
Б. Внесинаптическое действие пептидов имеет следующие механизмы.
1. Паракринное действие (паракриния) осуществляется в зонах межклеточного контакта. Например, соматостатин выделяемый дельта-клетками островковой ткани поджелудочной железы, выполняет паракринную роль в контроле секреции инсулина и глюкагона бета- и альфа-клетками соответственно, а кальцитонин – в контроле секреции йодсодержащих гормонов щитовидной железой.
2. Нейроэндокринное действие осуществляется через выделение пептида в ток крови и его влияния на клетку-эффектор. Примером могут служить соматостатин и другие гипоталамические факторы, выделяемые в медиальной эминенции из некоторых терминалей в портальный кровоток и контролирующие секрецию гипофизарных гормонов.
3. Эндокринное действие. В этом случае пептиды выделяются в общий кровоток и действуют как дистантные регуляторы. Этот механизм включает компоненты, обязательные для "классических" эндокринных функций – транспортные белки и рецепторы клеток-мишеней. Так, установлено, что в качестве переносчиков-стабилизаторов используются нейрофизины для вазопрессина и окситоцина, некоторые альбумины и глобулины плазмы – для холецистокинина и гастрина. Что касается рецепции, то существование обособленных рецепторов установлено для опиоидных пептидов, вазопрессина, ВИП. В качестве вторичных мессенджеров могут использоваться циклические нуклеотиды, продукты гидролиза фосфоинозитидов, кальций и кальмодулин с последующей активацией протеинкиназы и контролем фосфорилирования белков-регуляторов трансляции и транскрипции. Кроме того, описан механизм интернализации, когда регуляторный пептид вместе с рецептором проникают в клетку посредством механизма, близкого к пиноцитозу, и происходит передача сигнала в геном нейрона.
Для регуляторных пептидов характерно образование сложных цепей или каскадов в результате того, что образующиеся из основного пептида метаболиты тоже функционально активны. Этим объясняют длительность эффектов короткоживущих пептидов.