Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О всеобщей связи и развитии




Цели: 18, 24, 29

Возникновение диалектики как учения, основные этапы развития. Диалектика и метафизика. Диалектика и догматизм. Суть диалектики. Основания материалистической диалектики. Диалектика объективная и субъективная. Диалектика как учение о всеобщей связи. Категории связи. Понятие системы. Принцип причинности. Концепция детерминизма. Диалектика как учение о развитии. Понятие развития. Законы и категории развития. Противоречивость бытия и познания. Диалектическое отрицание. Диалектическая и формальная логика. Предмет диалектической логики. Принцип историзма. Прогресс и регресс.

 

Содержание семинарских занятий

 

1. Проблема философской методологии. Варианты решения философской методологии в истории философии. Философская и естественнонаучная методология: общее и особенное.

2. Диалектика как наука. Основания научности. Средства диалектики: принципы, законы, категории.

 

Контрольные вопросы

 

1. Предмет диалектики. Историко-философские определения диалектики.

2. В чем принципиальные расхождения метафизики и диалектики?

3. Метафизика: неверное или ограниченное видение мира?

4. Существует ли необходимость метафизического видения мира?

5. В чем необходимость диалектического представления мира?

6. В чем суть диалектики? Понятие субъективной и объективной диалектики. Их взаимосвязь.

7. Что выражает основное положение диалектики, каково его значение для науки и практики?

8. Понятие принципа и его необходимость в научном познании?

9. Принципы диалектики. Отличие принципов диалектики и частных наук.

10. Понятие связи и развития.

11. Можно ли считать диалектику наукой?

12. Понятие закона. Взаимосвязь законов диалектики и законов частных наук.

13. Как связаны движение и развитие?

14. Что выражают законы диалектики в описании процесса развития?

15. Что такое диалектика вещи?

16. Кто «научил» человека диалектике и зачем она ему нужна?

17. Какой вклад в понимание мира делает диалектика?

18. Почему оказывается возможным в диалектике рассмотрение законов бытия и мышления?

19. Каковы предположительно последствия игнорирования диалектики, если человек с нею незнаком?

20. В чем принципиальные отличия усвоения человеком диалектики и метафизики мира?

 

Отвечая на вопросы, студент:

– получает представление о диалектике как науке;

– использует личный опыт в анализе перехода от метафизического анализа окружающего мира к диалектическому;

– сравнивает метафизическое и диалектическое видения окружающего мира;

– учится диалектическому пониманию мира;

обобщая личный опыт, находит его диалектическое и метафизическое содержание;

– оценивает последствия абсолютизации метафизического мышления для науки и практики;

– убеждается в необходимости диалектического видения мира;

– приводит доказательства диалектики природы, общества и мышления.

 

Проблемные задания

 

1. По мнению Сократа, диалектика – это искусство вести спор с целью достижения истины. Присутствует ли в этом толковании предмет диалектики в его современной трактовке? Может быть, столкновение в противоположном – особенность только спора?

2. Какое значение в существовании вещи имеет противоречие? Присуще оно всем вещам или только отдельным? Учитывает ли практика использования вещи наличие противоречия?

3. Что дает человеку знание о противоречии? Каковы последствия в практике использования вещи, если противоречие осознается или не осознается?

4. Можно ли утверждать, что диалектика вещи всегда присутствует в практике использования вещи?

5. Прав ли Платон, утверждая, что существующее есть результат сведения противоречивых частностей в единое целое и общее?

6. Выражает ли диалектику природы Спиноза, утверждая, что она есть причина самой себя?

7. Являются ли выражением сути вещей антиномии Канта, когда об одной и той же вещи высказываются прямо противоположные суждения? Например, можно ли об одном и то же человеке говорить, что он хороший и одновременно плохой? Обязательно ли такое антиномичное видение мира?

8. Раскройте содержание и практический смысл понятия «диалектика взаимосвязи».

 

 

Тема 6. Философская теория познания

Цели: 13, 19, 25, 26, 30, 33

Познание как объект философского познания. Проблема познаваемости мира в истории философии. Познание как отражение. Субъект и объект познания. Агностицизм. Знание и познание. Объект и предмет познания. Знание, отражение, информация. Знание и вера. Формы познания: чувственное и рациональное. Чувственная форма познания: ощущение, восприятие, представление. Рациональная форма познания: понятие, суждение, умозаключение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Уровни познания: эмпирический и теоретический. Объяснение и понимание. Понятие истины. Объективность истины. Принцип конкретности истины. Понятие абсолютной и относительной истины. Практика как основа, цель и критерий познания.

Понятие науки. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Развитие науки и рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

 

Содержание семинарских занятий

 

1. Познание как философская проблема. Гносеологическая проблематика в истории философии. Развитие познания и практика.

2. Формы научного познания. Диалектика взаимосвязи. Проблема взаимосвязи форм познания в истории познания.

3. Учение об истине. Истина как диалектический процесс: абсолютная и относительная истина. Истина и практика.

4. Практическая необходимость научного видения мира. Философские проблемы науки. Взаимосвязь философии и частных наук. Научные революции и их структура. Наука и практика.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие познавательного отношения человека к окружающему миру.

2. Как представляется философией процесс познания с точки зрения своего предмета?

3. В чем видит философия проблему познаваемости мира?

4. Каковы основные элементы процесса познания?

5. Основные этапы процесса познания.

6. В чем необходимость взаимосвязи чувственной и рациональной форм познания?

7. Что выражает диалектика чувственного и рационального? Каковы последствия абсолютизации одной из форм?

8. Каково значение практики для процесса познания?

9. Что есть объективная истина? Существует ли субъективная истина?

10. Значение истины в практике человеческого существования.

11. Существует ли вечная истина?

12. В чем содержание абсолютной и относительной истины?

13. Возможна ли абсолютная истина в практике человеческого существования?

14. Почему истина – процесс? Почему истина в изменении?

15. Возможно ли логическое, не проверяемое практикой доказательство истины?

 

 

Отвечая на вопросы, студент:

– находит предмет философского анализа в познавательном отношении человека к окружающему миру;

– выявляет структуру познавательного процесса;

– обнаруживает противоположные стороны познавательного процесса;

– учится различать истину объективную и субъективную;

– объясняет необходимость абсолютной и относительной истины;

– показывает возможность логического доказательства истины.

 

Проблемные задания

 

1. Покажите взаимосвязь истинности философского и естественнонаучного знаний. Обосновать место философии в процессе познания действительности.

2. Понятие конкретности истины. Почему «…абстрактной истины нет, истина всегда конкретна?» Раскройте значение этого положения для практики научного и обыденного мышления.

3. На основе анализа текстов представьте мнение философов о том, что является непосредственной целью познания. Как понять изречение: «Если ты знаешь, что ищешь, то зачем ищешь? А если не знаешь, то как надеешься найти?» Как практика разрешает (если разрешает) этот парадокс?

4. Мы часто обращаемся к здравому смыслу. Как это представление соотносится с научным познанием, философским осмыслением мира?

5. Как и всякая теория, теория познания диалектического материализма имеет исходные положения. В чем они выражаются? Имеют ли они универсальный характер?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 418 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.