Каждый человек сам определяет, что считать
победой, а что поражением; он сам повелевает
своей жизнью и распоряжается наградами и
наказаниями.
М. Коллинз
Учитесь на том, что трудно и не дается,
а не на том, что легко и само собой выходит.
К.С. Станиславский
Вы научились говорить правильно, теперь ваша речь всегда и везде должна быть понятной и организованной. Вы получили немало важных знаний и приобрели практические навыки. Если вы отнеслись к делу добросовестно, то, конечно, обнаружили у себя новые качества, которые приобрели за время занятий. Вы, вооруженные логикой, усвоили знания по психологии общения, методы убеждения и стали более контактными и коммуникабельными.
Освоили правила речи — применяйте их повсюду! Чтобы привыкнуть всегда говорить по-новому и комфортно чувствовать себя в любой обстановке, нужно время. Ваше сосредоточенное внимание, воля, упорство и последовательность помогут закрепить хорошую речь. Совершенно не прав будет тот, кто считает, что для достижения результата требуется лишь однократное приложение сил. Опыт доказывает, что успеха добиваются верящие в себя люди.
Свою речь люди совершенствуют всю жизнь. Нужен долгий настойчивый труд, чтобы всегда говорить красиво, подобно тому как музыкант, чтобы быть виртуозом, работает всю жизнь. Помните, как у Александра Блока: «И вечный бой, покой нам только снится»? Что же вам мешает эффективно действовать? Сомнения? Незнание цели и своих возможностей?
Четко представьте себе цель, решите, сколько сил вы можете приложить для ее достижения. Действуйте!
Вы освоили технику правильной речи, и к ней нужно относиться бережно, постоянно говорить по-новому, и плавная, слитная речь станет привычной. Теперь вы не будете теряться из-за неполадок в речи: вы уже знаете, как себе помочь. Вам известно, что речь почти всегда предназначена другому человеку, значит, говорить надо так, чтобы вашему слушателю было понятно и интересно.
Раньше вы обычно при разговоре волновались, плохо слушали собеседника, все ваше внимание было направлено на ожидаемые запинки в речи. Это сковывало и рассеивало ваши собственные мысли — речь становилась торопливой и непонятной. А теперь подумайте: на что же следует обращать внимание? Прежде всего, спокойно выслушайте своего собеседника. Подумайте о том, что ему важно узнать и как вы сможете лучше и понятнее ему это объяснить. Если вы рассказываете о своих впечатлениях, то стремитесь как можно точнее формулировать свои мысли. Соберитесь, вспомните, что вам известно по этому вопросу, и спокойно излагайте. При этом каждое высказывание продумывайте, подбирайте точные слова для выражения собственных мыслей.
Не спешите сразу отвечать на вопрос, пока не появится внутренняя готовность к речи. Не торопитесь! Говорите четко, разборчиво, спокойно, содержательно и красиво. Такая речь радует всех: и говорящих, и слушающих.
Вам станет спокойнее и легче говорить, если заранее не думать, что люди обратят внимание на ваши запинки. Помните, что собеседник слушает ваше сообщение и не считает количество ошибок.
Если вы разнервничались в ходе неприятного разговора, чувствуете, что речь начала «разлаживаться», остановитесь на некоторое время. Переключите свое внимание для того, чтобы расслабиться и спокойно продолжать разговор. Если по привычке вы волнуетесь, то не стоит поддаваться грустным мыслям. Вспомните те случаи, когда вы красиво и увлеченно говорили и чувствовали себя спокойно. Почаще используйте эти наблюдения, чтобы и в следующий раз говорить так же уверенно и спокойно.
Важно уяснить: наши ошибки, неудачи — это необходимые ступени для приобретения опыта. Недаром говорят, что на ошибках учатся, если больше не повторять их.
Воспоминания о прошлых неудачах могут самым неблагоприятным образом повлиять на сегодняшние действия, если мы без конца думаем о них и мысленно повторяем: «Вчера я потерпел неудачу, это значит, что меня и сегодня ожидает неудача». Нужно заметить, что большинство из нас склонны, недооценивая самих себя, переоценивать характер трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться. Поэтому все внимание сконцентрируйте на достижении положительной цели и ни одной-единственной мысли не расходуйте на прошлые неудачи.
Ведите себя уверенно, отбросив нерешительность и не оглядываясь поминутно назад. Постоянно фиксируйте свое внимание на успехах, хотя бы и самых незначительных. Не переживайте, если улучшение наступает не так быстро, как хотелось бы. Не отступайте перед трудностями, возможными неудачами и срывами и тем более не прерывайте начатую работу.
Надо заметить, что не всем людям одинаково эффективно удается заставить себя работать в выбранном направлении, достигая поставленной цели. Часто не хватает мотивации активных действий. Мотивация является единственным по-настоящему эффективным средством определения того, насколько достаточен достигнутый результат и насколько долго его удастся сохранить.
Осуществляйте свои желания, идите к поставленной цели. Исполнить свою мечту можете только вы сами! Как говорил Ф. Петрарка, «надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно разгорается, то закипает другое».
Систематически заставляйте себя усилием воли говорить спокойно, уверенно, плавно. Проявляйте самообладание в неблагоприятных для вас ситуациях. Придерживайтесь рекомендуемых в этой книге правил речи, и вы обнаружите, как по мере совершенствования навыков вы станете получать от общения больше удовлетворения. Вы станете продвигаться по пути более полного раскрытия собственного внутреннего потенциала и достигнете своей цели: максимального взаимопонимания и по-настоящему эффективного межличностного взаимодействия.
Верю, что вы сумеете этого добиться, проявив терпение, активность, уверенность в себе. Вперед, к успеху!!!
Рекомендации
♦ Пользуйтесь этой книгой как рабочим справочником для решения ваших речевых проблем.
♦ Было бы неплохо найти одного или нескольких приятелей, с которыми можно заниматься вместе. Это интереснее. Можно обменяться мнениями, сравнить результаты выполнения разных упражнений, понять, как вас воспринимают другие люди.
♦ Устройте из своего обучения игру, предложив кому-нибудь из близких приз за каждый случай, когда они поймают вас на нарушении речевых правил.
♦ Если вы занимаетесь сами, это тоже неплохо. У вас есть шанс развить самонаблюдение.
♦ Ведите дневник, указывая в нем «речевые победы» и анализируя ошибки, которые допустили, чтобы избежать их повторения в будущем.
♦ Не ограничивайтесь выполнением упражнений. Действуйте, экспериментируйте в реальной жизни. Только упорная работа над собой и своей речью, оздоровление нервной системы, длительное закрепление достигнутых результатов приведут вас к успеху.
♦ Работайте над речью спокойно и настойчиво. Не падайте духом при неудачах — помните, что трудности преодолеваются постепенно. Не отступайте от намеченной цели, верьте в свои силы и возможности.
♦ Для закрепления навыка плавной речи необходимо ежедневно тренировать правильную речь.
♦ При работе над речью в домашних условиях целесообразно придерживаться следующих правил.
— Лучшее время для тренировки — это утренние часы перед работой или учебой.
— Все занятия надо обязательно начинать с полного мышечного расслабления — это необходимое условие для работы над голосом и речью.
— Начинать работу над речью лучше с пения. Для этого выбирайте плавные и мелодичные песни. Пение организует речевое дыхание и стабилизирует темп речи.
— Далее работайте над чтением стихов, пословиц и небольших текстов в умеренном темпе, строго придерживаясь правил речи.
— Включите в самостоятельные занятия музыкальное сопровождение, так как оно положительно влияет на нормализацию речевой функции.
— Постоянно закрепляйте освоенные навыки речи в процессе общения.
— Рекомендуется прослушивание ритмичной легкой музыки, стихов или прозы в исполнении артистов.
Обратите внимание!
Уважаемые родственники заикающихся!
Помните, что от вашего доброго участия во многом зависит успех проводимой работы. Вы можете не только помогать своим близким в проведении тренировок речи, но и должны поддерживать веру в успех проводимых занятий.
Не нужно болезненно реагировать на возможные неудачи: любое заболевание, ослабляющее нервную систему, психотравмирующая ситуация могут ухудшить речь близкого вам человека. Постарайтесь морально поддержать его, успокоить, создайте ему необходимые условия для занятий, и он преодолеет временное ухудшение речи.
По отношению к подросткам не проявляйте гиперопеки, не освобождайте их от выполнения обязанностей, связанных с активным речевым общением. Это будет способствовать более успешной и быстрой их социально-психологической адаптации.
Особенно хочется предупредить близких заикающегося, который проходил лечение в другом городе, уехав из дому на один-два месяца. По его возвращении не устраивайте ему «экзамен», не прислушивайтесь настороженно к его речи, не задавайте ему при первой встрече вопросов о результатах лечения. Дайте возможность вернувшемуся после лечения спокойно «ввести» улучшенную речь в условия своего дома и семьи. Не торопите его демонстрировать хорошие результаты, и он спокойно реализует в жизни рекомендуемые приемы.
Словарь-справочник
Артикуляция — работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. К органам А. относятся губы, нижняя челюсть, язык, глотка, мягкое нёбо. Принято делить А. на внутреннюю (работа органов внутриглоточной полости) и внешнюю (участие органов полости рта, нижней челюсти, языка, губ). Качество А. обеспечивается точностью управления артикуляторными органами со стороны коры головного мозга.
Атака звука — момент его образования или начало звука. Существует три способа А. З.: твердая, мягкая, придыхательная. А. З. зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. А. З. оказывает большое влияние на начало звука и все дальнейшее голосообразование. Развивая речевой голос, следует придавать большое значение мягкой атаке звука.
Аудиторный шок (сценический страх) — состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате которого люди испытывают затруднения в исполнении речи: возрастает количество и длительность пауз, отмечается снижение словарного разнообразия, напряженная речь характеризуется грамматической незавершенностью, бессмысленными повторами и др.
Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.
Вербальный (лат. verbalis — словесный) — относящийся к звуковой человеческой речи.
Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью, которая может быть воспринята слушающим в данных условиях языкового общения.
Высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Различают: высокий речевой голос, в котором преимущественно развито головное звучание со слабо развитым грудным звучанием; низкий речевой голос, в котором преимущественно развито грудное звучание со слабо выраженным головным звучанием; средний речевой голос с хорошо развитым и головным, и грудным звучанием.
Характеризуется организованным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук.
Высота голоса определяется не только по слуховым впечатлениям (низкий, высокий), но и на основании испытываемых вибрационных ощущений: если человек говорит высоким голосом (звук идет в верхние резонаторы — лицевые пазухи, черепную коробку), то ощущается дрожание в области носа; если человек говорит низким голосом, то дрожание ощущается в области грудной клетки, что можно обнаружить, приложив ладонь к груди.
Голос (речевой голос) — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, смехе, пении и отличающиеся высотой, силой, характером звучания и т.п.
Голос поставленный — наиболее полное и всестороннее развитие голосовых данных (диапазона, силы, звучности, выносливости, гибкости).
Диалог (греч. dialogos) — попеременный обмен репликами двух и более людей.
Диапазон голоса — звуковой объем, определяющийся интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса. Способность без особых усилий менять высоту голоса, то есть пользоваться своим диапазоном, обеспечивает гибкость, подвижность голоса. Однообразие и монотонность звучания происходит от малого, неразвитого Д. Г.
Динамика голоса характеризуется различной степенью силы звучания, громкости. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, а также активной артикуляцией, отсутствием лишних мышечных напряжений.
Диафрагма — дыхательная мышца, разделяющая туловище на две полости: верхнюю — грудную и нижнюю — брюшную.
Дикция (лат. (dictio — произнесение) — произношение, степень отчетливости, ясности и чистоты в произнесении слов, слогов и звуков в разговоре, пении; хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, «проглатывания» отдельных звуков и слогов, дефектов речи. Необходима для лучшего восприятия речи говорящего.
Дискуссия (лат. discussio — рассмотрение, исследование) — корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса; для нее характерны четкость формулировки темы, стремление прийти к единому мнению, что позволяет отнести дискуссию к высшему разряду полемического диалога.
Диспут (лат. disputare — рассуждать, спорить) — форма организации подготовленной публичной речи (публичный спор) на научную или общественно важную тему; для него характерно стремление, сопоставляя противоречивые суждения, прийти к общему решению, установить истину. Д. осуществляется под руководством ведущего.
Длительность звука — временная протяженность звука.
Добор дыхания — физиологическая пауза, в которой путем быстрого сокращения диафрагмы происходит незаметное пополнение израсходованного воздуха. Д. Д. должен осуществляться быстро, не разрушая смысловой конструкции фразы.
Дыхание — различают три типа Д.: ключичное, грудное, брюшное. Деление Д. на типы — условное. Каждый тип Д. заключает в себе элементы других типов и отличается активностью участия в дыхательной деятельности той или иной группы мышц.
Дыхание грудное (среднереберное) — дыхание, при котором ребра, поднимаясь, увеличивают объем грудной клетки в средней ее части, причем диафрагма почти не сокращается. Преобладание в речевой деятельности Д. Г. способствует быстрому утомлению голоса.
Дыхание диафрагмальное (нижнереберное) — дыхание, при котором дыхательные движения совершаются в нижней части грудной клетки при участии диафрагмы. Дыхание, при котором диафрагма, сокращаясь, увеличивает объем грудной клетки в вертикальном направлении при легком расширении нижних ребер.
Дыхание долгое — стремление говорить как можно дольше, не добирая воздуха, — ошибка. Длинное выдыхание к концу всегда ослабевает, и поэтому звук не может быть ровным. Целесообразным является частый и незаметный добор дыхания и наиболее экономичное расходование набираемого воздуха.
Дыхание ключичное (верхнереберное) — короткое или поверхностное дыхание, отличительными признаками которого является поднятие верхних ребер и плечевого пояса.
Дыхание поставленное — сознательное управление вдохом и выдохом.
Дыхание фонационное (греч. phon — звук) — дыхание, связанное с голосовой деятельностью; в отличие от физиологического дыхания, состоящего из ритмически чередующихся вдоха и выдоха, равных по длительности, в Д. Ф. вдох более короткий, быстрый, а выдох — замедленный.
Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
Звуковысотный слух — способность слышать и воспроизводить мелодику речи.
Интонация (лат. intono — громко произношу) — совокупность звуковых элементов речи (изменение силы, высоты, длительности, непрерывности звучания, тембра голоса). И. создает дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять суть высказывания и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику или аудитории.
Коммуникативное намерение — понятие, обозначающее конкретную цель высказывания говорящего: спрашивает он или утверждает, или призывает, осуждает или одобряет, советует или требует и т.д.
Коммуникации (лат. соттиniсо — делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. К. Р. предполагает высокую общую культуру человека.
Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.
Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Л. У. падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение, и смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено Л. У. Интонационное выделение логического слова выражается в повышении, понижении или усилении звука голоса, подчеркнутой артикуляции слова.
Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения Л. Р. следует добиваться смысловой непротиворечивости высказываний в целом тексте.
Условия Л. Р. на уровне высказывания: непротиворечивое сочетание слов между собой, правильный порядок слов, такие средства выражения и поддержания Л. Р., как служебные слова, вводные слова и словосочетания; на уровне связного текста: обозначение перехода от одной мысли к другой, членение текста на абзацы, выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания (неоправданное дробление, как и излишняя усложненность, нарушают Л. Р.).
Логофобия (греч. logos — слово, phobos — страх) — состояние страха, боязнь произнесения слов, речи.
Люфтпауза (нем. luft — воздух) — пауза для добора воздуха, вызванная физической необходимостью.
Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса. В сочетании с ударениями и паузами фонетическая мелодика оформляет смысловые отношения между частями фразы. Различают три основных вида М. Р.: повествовательная — характеризуется резким понижением голоса на последнем ударном слоге; вопросительная — характеризуется повышением тона голоса на том слове, которое служит смысловым центром (ключевым словом) вопроса; восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.
Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающая его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).
Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, длительности и тембру.
Монолог — устное или письменное высказывание одного человека. М. — это значительный по размеру отрезок речи, содержащий структурно связанные между собой высказывания, имеющие смысловую завершенность. По способу изложения различается три типа М.: описание, повествование, рассуждение.
Навык — сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Напряженность — состояние повышенного физического или психического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.
Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие средствами общения между людьми.
Обратная связь — процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов.
Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающих речь и эмоции.
Пауза — остановка в течении речи. П. бывают логические (смысловые), психологические, физические.
Подвижность голоса — способность голоса легко и быстро изменяться по высоте, силе и продолжительности. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным, однообразным.
Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, ее темпом, переходя свободно и произвольно от самого замедленного до быстрого. Способность замедлять и ускорять темп речи вырабатывается в процессе тренировок.
Полетность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов, звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко, достаточно сильно, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
Портаменто — легкое, замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением полной отчетливости произнесения согласных и гласных при их активной артикуляции.
Приемы общения — предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.
Промежуточная пауза — остановка, определяемая знаками препинания. П. П. не должна нарушать смыслового целого и отдельных частей.
Психологическая пауза — остановка, обусловленная переживаниями говорящего (пауза припоминания, пауза умолчания, пауза напряжения).
Регистр — ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают следующие регистры: грудной (нижний), головной (верхний) и средний (смешанный). Границы регистров речевого голоса у каждого человека разнообразны и во многом зависят от его индивидуальности. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного, незаметного перехода из регистра в регистр.
Резонатор — полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов. Основные Р., влияющие на тембр голоса: грудной — вибрация грудной клетки; головной — вибрация передней части лица и черепа; средний (смешанный) — резонирование звука в головной и грудной полостях.
Релаксация (лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения.
Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты Р. С.: физический слух, фонематический слух, звуковысотный слух, тональный слух, ритмический слух.
Речевой такт (синтагма) — слово или группа слов внутри предложения, объединенных смыслом, образуют так называемые смысловые группы. Между Р. Т. ставятся логические паузы.
Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи.
Внешняя — это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной (в зависимости от формы речевой деятельности) развернутостью и насыщенностью. Включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.
Внутренняя — это речь для себя, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки информации.
Ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи ее внутренний темпоритм.
Ритм речи — последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, через одинаковую или пропорциональную меру времени.
Риторика (греч. rhetor — оратор) — теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи.
Риторические игры — речевые игры, развивающие навыки межличностного и коллективного эффективного общения. Название Р. И. достаточно условно и объединяет психотехнические игры и социально-психологический речевой тренинг (деловые управленческие игры, учебные дискуссии и т.п.).
Саморегуляция (лат. regulare — приводить в порядок, налаживаться) — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Самоуправление — процесс сознательного воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания, сохранения или изменения характера их протекания, функционирования.
Сила голоса (громкость) — зависит главным образом от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования. Чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее звук, и наоборот. Значительное влияние на С. Г. оказывают резонаторные полости. Развить можно упражнениями, постепенно увеличивая силу звука при произнесении текстов. С. Г. сообразуется и соразмеряется с двумя требованиями: акустическими и художественными.
Синтагматическое ударение (гр. syntagma — вместе построенное) — смысловой центр, основное слово синтагмы или речевого такта.
Слушание — вид деятельности, заключающийся в том, что получаемая информация воспринимается на слух.
Соединительная пауза — для нее характерно повышение голоса на логическом слове и группе слов.
Соединительно-разделительная пауза — вид логической паузы, делящей фразу на речевые такты и одновременно объединяющей их в целое предложение; различается по длительности (временной промежуток) и наполненности (смысловое значение). Например: пауза для выделения ключевого слова; пауза между речевыми тактами или предложениями; пауза между сюжетными и смысловыми единствами.
Тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека, с помощью которого может быть передана разнообразная информация о самом говорящем и о предмете речи.
Темп речи — скорость речи, может измеряться количеством сегментов (слов, слогов) в единицу времени (секунду, минуту). Темп, измеренный без учета пауз, называют артикуляционным, при учете пауз говорят о полном темпе.
Техника общения — способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.
Техника речи — совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, владение приемами эффективного использования речевого аппарата.
Тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены оценок, чувств, отношений.
Ударение — различают грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-либо слога в слове), синтагматическое (смысловой центр, основное слово синтагмы произносится с большей длительностью и большей интенсивностью, чем остальные слова), фразовое (передается подъемом или снижением всего контура предложения, выражает законченность высказывания).
Умение — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
Физическая пауза — остановка, вызываемая внешними (физическими) причинами: недостаток дыхания, кашель, глотание слюны и т.п.
Физический слух — способность воспринимать звучащую речь в различных диапазонах громкости и высоты.
Фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи в соответствии с фонетической и орфоэпической системами языка.
Цезура — короткая, еле заметная пауза между фразами.
Чистота речи — коммуникативное качество речи. Чистой называется такая речь, в которой нет чужеродных литературному языку слов, словосочетаний и других элементов языка (диалектизмов, жаргонизмов, вульгаризмов, слов-паразитов).
Экспрессия (лат. expressio — выражение) — выразительность, сила проявления чувств, переживаний.