Программа
Цель - стимулирование интереса участников к основным направлениям профессиональной подготовки студенческой молодежи.
Задачи:
1. выявить уровень ориентированности учащейся молодежи в профессиональной среде и актуальных профессиях
2. предоставить возможность личному решению выбора профессии
Время проведения: 31 октября, 2 ноября15:30 – 17:00
Аудитория – учащаяся молодежь 10 - 11 классов.
План.
I. Представление 5 мин. (15:30 – 15:35)
Добрый день, уважаемые участники нашей сегодняшней профориентационной игры! Мы рады приветствовать Вас в стенах нашего университета. Меня зовут ……………, я являюсь ……………. Сегодня мы с Вами проведем не только интересную, но и полезную игру «Я выберу лучшую профессию!».
Идея проведения этой игры возникла, когда мы обсуждали план событий проекта «Стань студентом на один день». Как я уже сказала, это не только интересное и увлекательное мероприятие, но еще и очень полезное, поскольку вы сейчас стоите на пути выбора профессии, и от того как вы сделаете этот выбор, зависит ваша дальнейшая жизнь.
Сегодня мы с вами будем играть в игры, которые помогут Вам следать выбор в пользу Вашей будущей профессии. После нашего мероприятия вы вы сможете определиться с выбором профессии. поймете как здорово быть студентом Пермского государственного университета.
II. Знакомство 10 мин (15:35 – 15:45)
Для того чтобы нам поближе узнать друг друга предлагаю вам поделиться своими ожиданиями. Для этого каждый по очереди представится, расскажет как прошел его сегодняшний день, чем ему интересен наш университет, и поделится своими ожиданиями от предстоящей игры.
III. Разминка. 10 мин (15:45 – 15:55)
Вариант разминки 1. Подходит для спокойной аудитории, чтобы раскрепостить ее.
Помоги фермеру догнать поросенка
Все участники встают лицом в круг. Предлагается представить, что по кругу бегает маленький, розовенький поросеночек, который все время хрюкает. Задача играющих – поймать поросенка. А делают они это следующим образом: по команде ведущего звук «хрю» передается по кругу от одного участника к другому, при этом засекается время на секундомере. Игра проводится несколько раз, с каждым разом увеличивается темп прохождения звука «хрю» по кругу
Вариант разминки 2. Подходит для шумной аудитории.
“Достань звезду"
Инструкция: Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой - темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. Какую бы профессию хотел получить. Расскажи о своей мечте звезде. Теперь отпусти ее, пусть она снова улетит на небо. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Она будет освещать твой профессиональный путь, и помогать исполнению твоей мечты. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!”
IV. В случае выбора дискуссии
Дискуссия.
Сейчас вам будет предложен перечень критериев выбора профессии. Ваша задача в групповой дискуссии определить и выбрать одну профессию, подходящую к данному критерию. На это вам отводится 40 мин.
Ö Самая престижная
Ö Самая высокооплачиваемая
Ö Самая востребованная
Ö Самая популярная
Ö Самая интересная
Ö Самая полезная
Ö Самая душевная
Ö Самая уникальная
Ö Самая редкая
Ребята дискутируют, приходят к единому решению. По необходимости добавить 10 минут.
А сейчас давайте подведем (2 минуты) итоги вашей дискуссии. К какому решению вы пришли? Какая профессия, на ваш взгляд, наиболее подходит к критерию? Все ли согласны с выбранной позицией?
Возможно, ведущему подвести итог с позиции наблюдателя.
IV. Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!» 1 час – 1 час 10 мин (15:55 – 16:40)
Вариант игры №1. Упражнение "Кто есть кто?"
Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе, В игре могут участвовать от 6-8 до 12-15человек. Время на первое проигрывание –5-7 минут. Процедура игривого упражнения следующая;
1. Инструкция: "Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет, дет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)".
Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.
Если игроков ненемало (6-8 человек), то показывать можно, то не одной рукой, а двумя (одной рукой - на одного человека, другой - на другого. Для большего количества участников лучше все это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.
2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии (Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В.Н.Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно). Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.
Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам нанемало проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где вес сидят плотно друг с другом, в классе боль те простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.
В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.
Упражнение "Знаешь ли ты свою будущую профессию?"
Цель упражнения: проверка сформированности личного профессионального плана
Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху листка написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали - наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты ("да" или "нет"):
1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?
2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
3. Знаешь ли ты какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?
5. Считаешь ли ты уровнеь своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?
6. Знаешь ли ты, кикие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?
Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели. Всем тем, кто дал отрицательный результат, советуем обратиться за индивидуальной консультацией.