Средства двумерного черчения
Введение
Средства двумерного черчения, иначе называемые графическими редакторами, предназначены для создания, хранения, редактирования и вывода на графические устройства геометрических объектов.
Элементы чертежа
Чертежи любой сложности строятся из базовых геометрических элементов. Чаще всего в качестве них в графических редакторах используются точки, прямые, окружности и дуги окружностей.
Все геометрические элементы строятся в декартовой прямоугольной системе координат. Обычно реализуется два режима координат: абсолютный режим и инкрементальный режим. При абсолютном режиме фиксируется точка начало координат, называемая базовой точкой, относительно которой строятся все геометрические объекты. При инкрементальном режиме реализуется автоматический сдвиг осей таким образом, что расстояние измеряется от конца каждого успешно построенного элемента.
Методы построения
Метод построения каждого отдельного чертежа в большинстве случаев зависит от требуемой точности. В зависимости от нее и выбирается один из методов его создания.
Эскизирование. Эффективный метод для быстрого создания простых форм, которые не требуют высокой точности изображения. Из меню выбирается команда создать геометрический объект, курсор ставится в первую граничную точку, фиксируют ее, нажимая на кнопку устройства управления курсором. Затем перемещают курсор в другую граничную точку и также фиксируют ее. При перемещении курсора используется эффект “резиновой нити”.
Ввод чисел. Данный метод обеспечивает высокую степень точности. Из меню выбирается команда создать геометрический объект, затем вводятся с клавиатуры значения атрибутов геометрического объекта.
Рисование с “захватом”. Обеспечивает как быстроту, так и точность построения геометрических объектов. Стоящийся геометрически элемент автоматически “захватывает” ближайший к курсору уже построенный элемент (граничную точку, линию, узел сетки и т.д.).
Автоматические средства двумерного черчения
Графические редакторы предоставляют пользователю ряд автоматизированных средств, реализованных на основе методов аналитической геометрии.
Автоматическое построение скругления. Для получения скругления угла указываются, с помощью курсора, стороны угла и вводится значение радиуса скругления. Лишние элементы автоматически удаляются.
Автоматическое построение фаски под углом 45 градусов. Для построения фаски указываются, с помощью курсора, стороны угла и вводится значение размера фаски. Лишние элементы автоматически удаляются.
Автоматическая штриховка. Для получения штриховки контура вводятся значения угла и шага штриховки, а затем курсором указывается внутренняя часть контура подлежащая штриховки.
Закраска областей. Для получения закраски контура выбирается цвет закраски, а затем курсором указывается внутренняя часть контура подлежащая закраски.
Автоматическая простановка размеров. Для простановки размера выбирается необходимый геометрический элемент и указываются точки уровня размерной линии. Система автоматически вычисляет числовое значение размера, выводит его на экран и рисует выносные и размерные линии.
Редактирование. На любом этапе выполнения чертежа имеется возможность удалить и модифицировать графические элементы изображения. Такие же операции возможны с размерами и штрихованными областями.
Отсечение. Данная процедура предназначена для удаления лишних вспомогательных линий на чертеже. Отсекаемая линия удаляется по границе другого геометрического элемента.
“Резиновое” растяжение. Позволяет пользователю визуально наблюдать за изменяемыми геометрическими элементами.
Нанесение сетки. Квадратная или прямоугольная сетка получается на экране после ввода соответствующей команды и значений шагов сетки. Любые элементы, которые стоятся на этой сетке, будут автоматически «захватывать» ближайшие ее узлы.
Построение сплайнов. Процесс автоматической генерации гладких сплайновых кривых по указанным точкам.
Наезд и панорамирование. Наезд позволяет увеличить/уменьшить в любое число раз соответствующую область чертежа. Для анализа других элементов чертежа, область наезда может быть панорамирована, т.е. сдвинута в заданном направлении.
Поворот и перенос. Осуществляется над указанными геометрическими элементами посредством команды, выбранной из меню, и вводом требуемых параметров.
Преобразования. Кроме поворота и переноса, многие системы имеют такие преобразования как зеркальное отображение, симметрическое отображение и пошаговое размножение.
Сегментирование. Предназначено для определения сегмента или блока геометрических объектов. Реализуется с помощью выделения прямоугольной области или окна в изображении, имеющемся на экране дисплея.
Расслоение. Позволяет пользователю работать со слоями чертежа.