Жизнь
Структурно-функциональная модель рассмотрения общества.
Разработал собственную версию функциональной парадигмы во многих ключевых местах не совподающую, а то и явно противоречащую модели Парсонса. Основной упрек такой же, который был у Сорокина к Парсонса- излишняя теоретичность, а точнее фундаментальность концепций. Стремясь отразить в ней все стороны общественной жизни, создать поистине глобальную соц доктрину, Парсонс воспоряет над реалиями, а сама доктрина оказывается трудной как для понимания так и доя практического примениения. Продолжая оставаться сторонниками стркхуктурно функционального подхода, Мертон стремился при пособить ее для анализа новых соц реалий и сделать более природной дл проведения эмпирических. Исследований. При этом функцианолизм рассматривался им не в качестве теории общества, а в качестве способа анализа социальных явлений, те методологии. Основу этой методологии должны составить 4-е важнейших принципа:
1. Общество- особый вид объективной реальности.
2. Соц явления- структуры, воз действующие на личность, форсирующие ее и тем самым определяющие поведение людей.
3. Соц институты(организаци) - это интегрированные совокупности ролей, подчиненные целями, которые могу три не созноваться,
4. Действие индивидов Сознательно мотивировано.
Для того, чтобы пере бросить мост между теоретической и эмпирико-прикладным уровнем соц познания Мертон вводит понятие " теории среднего уровня". Они не являются индуктивной производной от него. ТСУ- абстрактные концептуальные схемы, но меньшей степени общности, чем глобальные соц доктрины.
Мертон свел все положения парадигмы к трем фундаментальным посту латам, причем в каждый из них он внес свои поправки, которые и составляют суть его учения:
1. Постулат функционального единства. Всечасти соц системы взаимодействует гормонично. Внутри системы компоненты связаны так, что действие каждого из них функционально для всех остальных и не ведет к противоречиям и конфликтам между ними. Согласно мертону данный тезис противоречит фактам, поэтому он вносит собственную поправку- " соц явл могут иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия для различных частей и систем в целом, поэтому степень интегрирован носит общества демонстрирует соотношение функция-дисфункция
2. Постулат универсального функцианализма. Все стандартизированные соц и культ формы имеют позитивные функции. Все институализированные образцы действия служат интеграцией общества и необходимы для поддержания его единства. Необходимо учитывать баланс функциональных и дисфункциональных следствий, а не настаивать на исключительной функциональности. Устойчивые социокультурные формы функциональны по тому что их функциональные и дисфункциональные следствия перевешивают дисфункциональные. Эти формы оказываюся функциональны как для общества в целом, так и для отдельных его структурных компанентов. Они сохраняются.
3. Постулат незаменимости вкл в себя 2 момента: 1. Сущ незаменимые функции невыполнение которых ставит под угрозу существование общества. Гримируется понятие функциональных пререквизитов. ТЕ необходимых условий существования общества Поправки: различные функции могут быть разоичны для пазной системы. Вводится понятиефункциональных альтернатив, функцианальных эквивалентов, функциональных заменителей. Одни и тежи функции могут выполняться различными структурными элоементами. Имеется диапозон вариаций структур, удвл данные фунции.. 2. существует незаменимые специализированные структурные компоненты, выполняющий эти функции.
На базе эт поправка формируется знаменитая мертонская теорема, одно и то же явл(структура) может иметь многочисленные функции, одна и та же функция может по разному выполняться(разными стркхуктура ми)
В своих работах Мертон поднимает проблему неясности отношений между сознательно ми мотивами, которые руководит соц действием и объективными следствиями этого действия. Ранее следствие рассматривать в качестве результата сознательных намерений участников действий. Мертон же разграничивает явные и скрытые функции. Он пишет: явные функции-это такие, объективные следствия действий направленных на приспособление или одоптацию системы, которые интнтенсиональны и осознаваемое участниками. Срытые- не интенсиональны, неосозноваемы. Различия явных и латентных функция составляет по мертану 4 Постулат функциональизма. Структурный функцианализм в целом и теорию Мертона в частности критиковали за то, что акцентируя внимание на стабильности соц систем и способов ее достижения, они игнорировали факт наличия внутренних противоречий и конфликтов. В отношении Мертон этот упрек вырядил справедлив. Он понимает, что соц структура будучи внутренни дифференцированной может подождать конфликтные ситуации, которые, в свою очередь, приводят к изменению как отдельных элементов соц сист, так и ее самой.
Микросоциологическая парадигма.
Тема 3.
Концепция соц обмена дж хоменса. 8
Дж Хомонс был убежден, что структурный функционализмлишь описывает соц явления, но не в состоянии их объяснить. Это связано с тем, что " конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории психологические. Хоманс уверен, что необходимо вернуть че-ка в социологию. Он сознательно порывает с традицией социологизма, согласно которой соц факты объяняются только другими соц ватками и ничем иным. Для него напротив соц явления могут быть поняты исключительно на основании анализа мотивов действующих индивидов. Исходная единица соц анализа является "элементарное соц поведение", то есть непосредственные контакты между людьми. Институты и соц системы в целом складываются из действия людей, как таковые, они могут анализироваться в термитных индивидуального действия и объясниться на основе принципов индивидуального поведения. Соц поведите интерпритируется хомансом как обмен ценностями, материальной и не мат природой. Участники этого процесса, обладающие более чем одним доступным способом поведения, стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Так устанавливается равновесие(баланс) обмена, сохраняется пятью взаимосвязанными положениями.
Амодеус
1. Успеха.Все действия человека подиннены основному правилу. Чем чаще отдельное действие вознаграждается, тем чаще индивид стремится его производить.
2. Положение стимула. Описывает отношение между стимулом успешного действия и его повторения. если какой либо стимул привел к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения стимула индивид стремится повторить действие.
2. Пол ценностей. Чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше она стремится к действию, направленному на его достижение.
4. Положение насещения голодания. Чем чаще в прошлом личность получала вознаграждение, там менее будет для нее повторение подобной награды.
5.агрессии и одобрение. Если человек не получает вознаграждение на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого он не предпологал, то он стремится к агрессивному поведению, результат которого становится для него более ценным. Если человек получает ожидаемое вознаграждение, или оно даже больше чем то, на кот он рассчитывал, или не получает наказание, которого он ожидал, то он стремится демонстрировать одобряемое поведение, результаты которого становится более ценным.
30.10
Эти положения объясняют поведение я-ка в любой ситуации, они могут применяются для анализа всех сон явл, так как отношения между группами и соц организациями аналогичны непосредственным отношением между индивидами. Хомансом формулу рулет тезисы о двух уровнях поведения.(субинституциональные и институцыональные.)1-й основа 2-го. Различее: в сложных организациях деятельность регулируется не первичной а более сложными вознаграждения ми, а сами процессы обмена вознаграждающие деятельностью становятс более опосредованными, все большую роль начинают играть соц нормы. Следовательно, сложные соц организации образуют равновесие системы, стабилизирующиеся путем институлизации нормативной структуры. Хомансом убежден, что общества как некой реальности не существует. В модели Хоманса основная трудности заключается в объяснения феномена власти неравенства насилия. Отношения между людьми не всегда взаимовыгодны, семеричны. Для объяснения нес симметричных отношений вводится принцип наи меньшего интереса(6 по счету).
7. Ч-к имевший наименьшую заинтересованность в продолжение соц ситуации обмена, обладает возможностью диктовать условия обмена другим участникам обмена. Возникает такая частная форма обмена как власть. Соц стратификация объясняется хомансом посредством введения принципом дистрибутивной справедливости(7). Любое отношения обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что и порождает диффиринсацию индивидов. Поведение в-ка детерминировано внешними обстоятельствами и внутренними мотивами. Сами мотивы подчинены правилами соц обмена.
В рамках концепции Хоманса обнаруживается внутреннее противоречие. Сама попытка психологического объяснения оказывается иллюзион ной. 6 и 7 принцип отменяет первые пять.
Развитие теории соц обмена и ее влияние на становление микро социологической парадигмы (9)
Питер Блау.
В отличие от Хоманса настаивает на самостоятельной природе социального. Им выделяется 2 уровня соц явлений: Уровень микро, уровень макроструктур. Бихевиористская парадигма приминима к 1 уровню. На макроструктурном уровне н-р для объяснения таких явл как власть и стратификация более рационально использование структур-функц подхода. Лишь те соц отношения, кот ориентированы на достижение целей, реализация кот возможны только в процессе взаимодействия с людьми и для достижения кот необходимы средства доступны и др людям могут рассматриваться как процессы обмена. Другими словами: обмен им место лишь в границах таких отношений, при которых от некоторых посторонних лиц ожидается и получаются определенные вознаграждения.
Тем не менее Блау убежден, что именно обмен лежит в основании образования соц структур, хотя правильный обмен еще недостаточно для объяснения сложных систем человеческого общества. Властные отношения - частный случай обмена. Они возникают, если один участник. Обмена обладает монопольным паром на некоторое вознаграждение, которые другие стремятся получить. Монополист желает как можно более выгодно обменять им у него "награду" на ввязывая тем самым свою волю др участникам процесса. Это приводит к образованию системы статусов и соц стратификации. Однако, для того чтобы утвердится и удержаться, власть должна быть санкционирована др участниками обмена. Объяснение факта лигитимизации возможно только на базе концепции норм и ценностей, которые явл результатом социализации то есть....
Некоторые соц структуры могут быть объяснены с тз теории обмена, но она не раскрывает всех условий их существования и изменения.
Дж Мид методология символического интеракционализма(10)
Он настаивал на приоритете социального над индивидуальным и стремился преодолеть теоритическое противопоставление индивида и общества. Правильное объяснение в сознании человека может быть дано лишь в терминах поведения, но не наоборот. Людям изначально не даны разум и сознание. Их возникновение, а также формирование соц мира индивида явл результатом процесса социальных взаимодействий, в кот решающую роль играет символическое окружение. ТО, все содержание сводится к взаимодействию индивидов в группе и обществу. Исследование природы этого взаимодействия базируется на анализе символического окружения ч-ка, так как оно детерминирует сознание и человеческое Я. Единственным средством общения между людьми явл символ. К символу мид относит жест и язык. В любой ку-ре с ними всегда связаны какие-либо значения. Этими значениями явл практические последствия, т е те реакции, кот вызывают данный символ. Жест будучи начальным незавершенным эллементов социального акта, вызывает приимущественно инстинктивную реакцию, обычно не имеет за крепленного общения. Язык- более зрелая форма коммуникации, позволяющая передавать несоизмеримо больше, как объема, так и содержания информации, которая может оказывать одинаковое воздействие на разных индивидов. Процесс развития языка аналогичен процессу создания языка двумя влюбленными в ходе ежедневного общения. Генерирование значений в результате постоянного взаимодействия - основной фактор происхождения и развития соц мира. Обозначая и определяя предмет, мы создаем наш мир. Надеялся значение предмет, чел создает роль, которую тот будет играть во взаимодействии. Изменяя значение- люди изменяют мир. Симвлы дают человеку отделить себя от мира вещей, позволяя оперировать предметами без непосредственного контакта с ними, мыслительные операции представляющие собой действия с идеальными объектами предшествуют любой практике. Существование языка позволяет нам абстрагироваться, мыслить и выбирать. ТО процесс интерпритации явл движущей силой соц эволюции. В процессе символического взаимодействия, прелставляющего собой передачу социально-значимой информации. Происходит по знание индивидом множество тех значений и ценностей, кот обладаю подобные ему. Это приводит к так называемому переманиванию ролей, копированию действий социального партнера. По мнению Мила человечиские действия изначально носят соц характер, а их объяснение возможно лишь в терминах организационного поведения общения группы. Этот тезис лежит в основании концепции " меж индивидуальных взаимодействий",....... Обусловленно его опытом общения с другими, особенно способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выраженно соответствующими символами. Поведение индивида в группе явл результатом принятия данным индивидом установок др по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, кот может быть названа установкой обо щенного другого. Процесс принятия других ролей особенно отчетливо проявляется в ходе формирования человеческого Я, происхождение и структуру социального процесса. По виду самостийно вкл в себя два компонента или факта. Общество возникающее на базе способностей символов вызывает во мне ту же реакцию, что и в др людях.
I- восприятие себя самим собой, источник творчества оригинальности и непосредственности. Между двумя этими частями (me I)происходит непрерывное внутреннее общение порождающее все новые и новые интерпретации и создающие канал, через который про ходят все образцы взаимодействия и все внешнее общение. Общение с др протекает в определенных формах, а много образное поведение осущ в рамках определенного набора типичных устойчивых шаблонов поведения, т е ролей, которые индивид. Играет в об-ве. Следовательно, утверждает что поведение че-ка обусловленно структурой его личности, его соц роли... Его обобщен ноги др, мы утверждаем, что поведение человека обусловлено социально. По мнению Мида, человек сживается с установкой обобщенного др, что й
Эволюция символического инте-лизам и его современное состояние (11)
Выделялось несколько течений акцентируют внимание на различных частях теории Мида. Чикагская школа (школа университета Чикаго) сосредотачивается на анализе самих процессов взаимодействия и интерпретации, пытаясь найти пути, которыми раскрывается и изменяются значения. Разрабатывает Инструментарий и прикладные аспекты СИ, измерительного процедуры, шкалы оценок и тп. Ее лидер Мантин Кунд настаивал на том, что чел я стабильно.
Ролевая теория рассматривает связь внутреннего общения с представление мм себя в структуре ловлей. Выделяются 3 вида ролей.:
1. Подражание как результат примеривания на себя соц позиций и ожиданий.
2. Исполнение как следствие взаимодействия соц я и ролевых ожиданий.
3. Выбор как результат рассмотрения себя с позиции значимого другого.
СИ нашел свое отражение в концепции Блюмера. Чел деятельность осущ в отношении объекта на основе тех значений, кот люди им придают.
2.Сами значения- есть продукт соц взаимодействия между индивидами.
3. Значения применяются и изменяются посредством интерпритационного процесса, используя индивидом в отношении знаков, символов, его орудующих.
Вопрос 12.
Драматургический подход.
К анализу соц взаимодействия Эрвина Гофмана.
Драматургический подход- синтез концептуальных положений Чикагской школы символического интеркцианализам и ролевой теории. Роли, явл ожиданиями других, относительно нашего поведения в определенной ситуации трактуется как пьесы, которые мы разигрываем. Все аспекты нашей общ жизни описываются Гофманом в театральных терминах. Особое внимание уделяется тому, как осуществляется представление. Человек руководит представлением, одновременно как продюсер, как актер ее исполняющий, и как режисер следящий за ее исполнением. При этом предметное окружение используется как реквизит. Есть и так называемые частные кулисы, за кот сел расслабляется после представления, и которые особо охраняет. Гофман не указывает, точнее не дает четкого определения понятия Я. Замечая, что мы лишь представляет его в различных ситуациях. Причем, сколько ситуаций, столько и я. Это и есть настоящая жизнь.
Основные принципы этнометодологии Гарольда Гарфинкеля и дальнейшее развитие этого течения (17)
Этнометодология ориентировала на изучение методов, которыми люди создают соц порядок. Если для феноменологии соц порядок есть результат совместного общего знания, то для этнометодологии даже оно внутренни не стабильно, то есть в процессе каждого более или менее продолжительного взаимодействия создается "нечто новое". Задача социолога заключается в выявлении средств и способов, которыми это достигается. Для Гарфинкеля предмет социологии- это процедуры интерпритации на ряду со скрытыми не осознаваемыми организма ми соц коммуникациЯми между людьми. В этом плане проблемно " рационально описуемость практической деятельности как текучей практической реализации" явл центральной. Ее решение требует учета ряда факторов.
Любое осмысление этого рода явл осмысленным лишьв том случае, если оно будет предполагать общее для всех участников знание контекста.
2.Требуется использование однозначных терминов для описания стандартных ситуаций.
3. Не все знание включаемое в описание целей выявления смысла действий описывает себя синхронно с объяснением данных... Некоторые элементы знаний могут быть полностью реконструированы лишь тогда, когда описание полностью завершено.
4. Подобное описание должны конструироваться систематически и последовательно.
5. Смысл элементов описания зависит от ответов. Либо от порядка следования и структурирования материала в процессе описания, либо от биографии участника, либо от социальной ситуации в целом.
Любая социологическая парадигма - это всего лишь общая система отчета данной дисциплины. Так называемый " набор фоновых ожиданий" конструирующий, принимаемый на веру мир специалистов.
Принимаемые нами в качестве объективных качества социальной реальности объективны лишь в силу их выраженности в терминах их общих свойств.
Традиционные формы социологического объяснения представляют собой кодировальные таблицы, служащие для выделения общих свойств явления и игнорирования ос лента пришлет
Пропустила лекцию
Это методология - это цель природы соц действий и объяснения соц процесса.
Возможноизбежать подмены аналища ' практической теории" участников взаимодействия Скрытыми представления ми и понятиями наблюдателя. В противном случае соц порядок навязывается ситуацией из вне и проблемой конструирования и поддержания участниками взаимодействия значимого массива представлений и действий, перестает существовать. Убежден носить позитивистов в преподносит научного языка доя раскрытия реальных свойств социального мира оборачивается неизбежным документальной интерпретации, когда матрица значений детерминирует восприятие собой. Из вида упускается то, что в процессе объяснений созидается мир, который и является предметом исследования. Причем, сами позитив иске толкования не выходят за рамки здравого смысла так как в их основе лежит вера в объективность соц мира. По большей части люди подходят к соц миру с чисто ароматической установкой, все события интерпритируются в контексте достижения практической цели. Таким образом допускается описание и объяснение социального мира в свете любой практической цели. В этом отношении социологический подход ничем не отличается от обыденного. Графильд защищает тезис о двойственной природе социальных феноменом. Она одновременно виртуальна и конструктивна. Значения (ценности, нормы, знания) не явл неизменными элементами ситуационного окружения, действующего индивида.
Не писала ничего. Надоело писать.
... Но и создаем ее. Рефлекслесивность...... Употребляется нами для корректировки индекс носит
Рефлективность- это процесс, конечным продуктом которого явл смысл или порядок
Не зная конечные и начальные точки
Социальная структура обычно рассматривымая как объект... На самом деле явл средством между поверхностными и интерпритации оными публичными правилами. Это нормы соц жизни, которые для традиционных подходов явл объективной данностью. Вторые образуют внутреннюю структуру первых и явл принципами существования любых значений, определяющих закономерности их возникновения и функционирования. Они не формируются в процессе воспитания и обучения, но явл их основой. По мнению Сикурела, восприятие объемно, а речь одноместна. Человеческая деятельность-это процесс трансляции чувственных восприятий в лингвистические категории, поэтому описание событий никогда полностью не совпадает с ним самим.
Феноменологическая парадигма. Феноменологическая трактовку Шутца. От индивидуальных субъективных значений высокогенерализированным индерсубъективным конструкциям. (15)
По его мнению, главная цель состоит в получении организованного знания о соц реальности. Социальная реальность- общая сумма объектов и явлений социокультурного мира, каким он предстает в сознании людей, живущих среди др людей и связанных с ними много образными отношениями взаимодействия. Др словами, соц мир - не что иное, как повседневный мир, передаваемый интерпретируемый действующий в нем индивидов, как структурированных значений, выступающий в форме типичных представлений об объектах этого мира.
Типические представления приобретают форму обыденных интерпретаций, конструирующих наличное знаний, которое вместе с опытом действующего индивида явл принимаемым на веру совокупности средств ориентации в этом мире.
Соц смысл конструирует смыслом, а значит смысл внутренне присущ всем соц явл. " Соц мир в поле наблюдения социолога не явл по сути своей бесструктурным. Для людей живущих, мыслящих, и действующих в этом мире, он имеет свободное значение и структуру релевантности. Эти люди расчленили и осмысли ли этот мир при помощи набора и обыденных конструкторов детерминирующих поведение, определяющих цели их действия и доступные средства. Помогающие им определится природном и социокультурном мире стен,чтобы жить и действовать в сознании этого мира".
В данном контексте главной методологический задачей социологии видится уяснение общих принципов организации в повседневной жизни. Общая социология призвана" реактивировать процессы сознания, сформировавшие устоявшие слои и значения, объяснить инденциональную природу, перспективы релевантности и горизонт интересов". По Щутцу позитивизм, стремящийся рассматривать... Явления по антологии с природными.... Факты, данные и события, с которыми имеет дело естествоиспытаиель-это ф, д, и с, в поле его наблюдения, а это поле ничего не значит для молекул, атомов и электронной внутри него. Соц реальность- все наоборот. Поэтому основная етодологическая проблема заключается в том, как я с позицией моей установки, могу приобрести доступ к пониманию социальног, если не путем обращения косей совокупности опыта, содержавшегося в устоявшихся истолкований, выработанных в злодей всей моей жизни? Как иначе могут быть обоснованы методы истолкования социальных взаимосвязей, если не путем детального описания, лежащих на основе их предпосылкой и необходимых следущих из них выводов.....Предпологает использование конструктов.... специфический..... Не существует фактов самих по себе, все факты с самого начала оказываются.. Посредством деятельности нашего сознания. Они всегда субинтерпритированные факторы" Социолог стремящийся к объективному рассмотрению соц реальности, принимает научную установку, по Шутцу " принять установку наблюдателя, значит не считать себя и свои интересы центром этого мира, а найти др точку отчета, для ориентации по отношению к явлению.
Для Шутца правило образование социологических понятий и методов конструированние соц объяснений предполагают наличие прямой приемственности между социологическими категориями и типическими схемами, которыми пользуются сами индивиды, для обозначения явления собственного соц опыта. Соц описание Мб переведено на язык значений свойственных самой исслед реальности на базе которой он исслед. Как следствие Шутц формулирует..Действия участников должны объясниться в терминах соц значений(критерии субъективной интерпритации), причем это должны быть такие значения, которые используются участниками для категоризации этой деятельности и могут осозноваться ими как таковые.
Наше знание о мире - набор типических конструкций, кот направляют и обуславливают наше понимание соц ситуаций и др индивидов, поскольку позволяют делать заключение относительно неизвестных нам мотивов др. Выделяются три типы критерия, структурирующий интересные нам явления. Для ориентации актуального мира,.......
2. Типизация тема изрисованных феноменов осуществляется на основании интерпритационных схем.
3. Приписывание значений участникам взаимодействия на основании " мотивационных схем"
Правильность этих критериев подтверждается действиями и словами др индивид, кот рассматриваются в качестве живущих в том же самом субъективное мире. ТО обыденное знание рационально и морально. Рационально, потому, что производимый образ мира постоянно подтверждается другими. Морально потому, что отвергает от клонящиеся от типичного поведения, угрожающее принятому статусу мира.
Термин " интерсубъективный" употребляется шутом в взаимной связи людей, как существ жизненного мира. Тезис о взаимности перспектив составляет основную форму интерсубъективности. Он предпологает наличие двух идеализаций.
1. Правило взаимозаменяющих точек зрения.... " я и др чел будем одинаково воспринимать наш общий мир, если мы поменяемся местами так, чтобы мое "Здесь" превратилось в его, а его Здесь, которое для меня сейчас "Там" в моем. Мы пологаем что в случаее подобной трансформации мест Оказываются идентичным"
2. Правило совпадения систем релевантности предполагает я и др чел принимаем на веру тот факт, что не смотря на уникальность наших биограф ситуаций различия используемых нами систем, критериев значимости не существенно с т з наличных целей.... Я и он, т е мы, интерпретируем актуально или потонцеальном общее нам объекты, факты и события, эмпирически тождественны, т е практически достаточно одинаковы образы.
Бергер, Луман: феноменологическая социология знаний (16)