Поначалу социальные психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта своего исследования брали только большие социальные общности – толпу и массу, однако затем их внимание переключилось на изучение влияния малых групп на индивида, поскольку в психологическом развитии человека они играют более существенную роль, чем большие социальные группы. На рис. 3 приведены возможные причины обезличивания (деиндивидуализации), а также ее психологические и поведенческие следствия.
Один из наиболее впечатляющих экспериментов был проведен еще в начале 1960-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Он показывает, насколько далеко может зайти обычный человек в своих действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или социальных групп, которые эти лица представляют. Этот эксперимент заключался в следующем.
Через объявление, данное в газете, за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в научном психологическом эксперименте, якобы предназначенном для изучения памяти. Каждому из людей, согласившемуся принять участие в данном эксперименте, говорили, что в ходе его он будет исполнять роль «учителя». Его задача будет заключаться в том, чтобы зачитывать «ученику» пары слов и затем, напоминая
по одному слову из каждой пары, просить «ученика» правильно вспомнить второе слово из соответствующей пары (процедура классического эксперимента, часто проводимого в целях изучения ассоциативной памяти людей). Если «ученик» в ходе эксперимента ошибался, то «учитель» должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его за каждую следующую ошибку шагами по 15V. Эксперимент и использованная в нем электрическая аппаратура допускали изменения напряжения в сети от 15V до 450V. Никаких ограничений на применение тока высокого напряжения во время эксперимента не вводилось, то есть напряжение в нем могло расти непрерывно вплоть до верхнего предела – 450V.
Роль «учителя» в данном эксперименте выполнял настоящий испытуемый, а роль «ученика» – подставное лицо, специально подготовленный для данного эксперимента актер. Общая схема данного эксперимента представлена на рис. 4.
«Учителя» и «ученика» во время эксперимента разделяла тонкая фанерная перегородка, так что «учитель» не мог видеть «ученика», но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. «Ученик» сидел в кресле 3, привязанный к нему крепкими кожаными ремнями, а на его руках находились браслеты, имеющие открытые контакты от электрических проводов, идущих со стороны пульта. Само кресло 3, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка 6 и звучал электрический звонок 5.
Непосредственно перед «учителем» находилась панель с электрическими кнопками, градуированными от 15V до 450V. Цифра 300V была выделена красным цветом, и рядом с ней было написано слово «шок», что свидетельствовало о том, что такое напряжение смертельно опасно для человека и вызывает у него состояние шока.
Перед началом эксперимента сам «учитель» на короткое время садился в кресло «ученика», для пробы получал удары электрическим током 15V и лично убеждался в том, что ток по цепи действительно идет, что удары электрическим током даже минимального напряжения достаточно болезненные. После этого начинался сам эксперимент.
На самом деле «ученик» в ходе эксперимента никаких ударов электрическим током не получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор переключал ток на замаскированную электрическую сеть, в которой также были включены лампочка и звонок.
В качестве «ученика» в эксперименте участвовал специально подготовленный человек – актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока разной силы (напряжения). По мере того как «росло» напряжение в сети, «ученик» должен был вести себя все более беспокойно, а при напряжении более 300V прекращать подавать какие бы то ни было признаки жизни: не отвечать на вопросы; не производить никаких звуков. До этого момента он должен был выражать свой протест движениями, ворчанием, криками, ударами ногами в перегородку и другими естественными способами.
Свои «переживания» и «протест» против наказания ударами электрического тока «ученик» в этом эксперименте мог выражать (и реально выражал) следующим образом (это ему было предписано условиями эксперимента):
• при напряжении от 75 до 105V он восклицал «Ой!», как обычно восклицает человек, испытывающий неприятное болевое ощущение. При этом сила восклицания возрастала пропорционально увеличению напряжения в сети;
• в случае, когда напряжение в сети достигало 120-150V, к этому восклицанию добавлялось слово «больно!» с тем же самым усиливающим эффектом в зависимости от возрастания напряжения;
• при достижении напряжения от 150 до 180V «ученик» эмоционально выразительно выкрикивал примерно следующие слова: «Выпустите меня! У меня с сердцем плохо! Я не хочу дальше участвовать в этом эксперименте!»;
• при напряжении в 165–225V он уже громко кричал: «Я не могу больше терпеть эту боль! Прекратите эксперимент и отвяжите меня! Вы не имеете права держать меня здесь!» При увеличении напряжения сила крика и протест «ученика», соответственно, возрастали;
• когда напряжение достигало 270-285V, то это был уже полный отчаяния крик агонизирующего человека;
• при напряжении в 330V крики прекращались и человек за перегородкой («ученик») переставал подавать какие-либо признаки жизни (демонстрация шока, наступившего от электрического тока).
Для того чтобы убедить «учителя» продолжать эксперимент (продолжать как можно дольше наносить «ученику» удары электрического тока), экспериментатор использовал все усиливающиеся аргументы от имени себя самого и различных социальных групп, употребляя, например, следующие слова:
- Пожалуйста, продолжайте!
- Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали!
- Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали дальше!
- У вас нет другого выбора, вы обязаны продолжать!
Если все способы убеждения были исчерпаны, то экспериментатор резко вставал и, изображая из себя строгого армейского офицера, просто командовал: «Сидеть!», «Продолжать!» Наконец, если уже ничего не помогало заставить «учителя» продолжать дальше наносить «ученику» удары электрического тока, то эксперимент на этом прекращался и отмечалось напряжение, до которого через соответствующие убеждения и принуждения удалось довести «учителя».
Результаты эксперимента, проведенного со многими американцами – добровольными участниками данного эксперимента, представлены на рис. 5. Они оказались обескураживающими.
Обнаружилось, что почти 65% всех «учителей» довели напряжение тока до максимальной величины 450V. Ни один из них не прекратил эксперимент до того, как напряжение на приборе достигло 300V, то есть той критической точки, за которой у «ученика» должен был последовать шок.
С. Милгрэма, как экспериментатора, заинтересовал не только факт подобного поведения людей, но и его возможные объяснения. Часть таких объяснений он получил от самих испытуемых, к другим пришел в результате проведения дополнительных исследований, в которых варьировались условиях эксперимента.
Чрезвычайное послушание испытуемых в данном эксперименте объясняется следующими причинами (ниже представлены обобщения ответов самих испытуемых, выступивших в данном эксперименте в роли «учителей»):
• попадание в ловушку;
• этикет ситуации;
• смягчающие обстоятельства;
• надзор;
• авторитет и прикрывающая (защищающая) идеология.
Обратим внимание на еще одно обстоятельство, связанное с данным экспериментом. Оно показывает, что нередко люди о себе и себе подобных думают лучше, чем они есть на самом деле.
Обсуждая и комментируя результаты своего эксперимента в одной из телепередач, С. Милгрэм высказал следующие мысли: «Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по образцу нацистской Германии, то подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе... Наиболее важный урок наших опытов состоит в том, что обычные люди, просто выполняя свою работу и не проявляя никакой особой враждебности, смогли стать участниками ужасных злодеяний».
Наверное, и название страны, и социальную принадлежность людей в этих высказываниях Милгрэма можно было бы заменить названием любой другой страны и любого народа в современном мире. «Под властью злых сил даже лучшие люди иногда меняются в худшую сторону»1.
В итоге ученый делает следующие выводы, касающиеся причин подобного поведения и степени жестокости, проявляемой обычными людьми по отношению к своим реальным или потенциальным жертвам.
1. Эмоциональная удаленность наказывающего от его жертвы. Если человек непосредственно воспринимает эмоциональные реакции своей жертвы, то он действует по отношению к ней менее жестоко и более осторожно.
2. Авторитет и социальный статус того, кто заставляет наказывать. В том случае, если это делает авторитетный человек, имеющий высокий социальный статус, индивид будет следовать указаниям этого человека в прямой зависимости от авторитета и статуса последнего.
3. Мера принятия на себя ответственности за содеянное. Чем больше ответственности за содеянное берет на себя наказывающий, тем менее он будет склонен применять суровые наказания.
4. Неприятные последствия, которые применение наказания может иметь для того, кто это делает. Чем большими могут быть неприятные последствия после применения наказания для того, кто наказывает, тем менее он будет склонен это делать.
5. Наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих вину наказывающего. Если человек, применяющий наказание, уверен в том, что его действия будут оправданы, он с большей готовностью применит наказание, чем в том случае, если он не уверен в оправдании своего поступка или если у него нет убеждения, что его вина будет смягчена.
1 МайерсД. Социальная психология. – СПб., 1977. – С. 291.
Все то, о чем говорилось в эксперименте С. Милгрэма, действует на человека в реальных социальных группах, как малых, так и больших. Еще одним примером отрицательного группового влияния на индивида может быть воздействие, которое группа оказывает на одаренных, творческих личностей, превосходящих остальных членов группы по тем или иным психологическим качествам, например по культуре или интеллекту. На это обстоятельство в свое время обратил внимание известный российский ученый В. М. Бехтерев.
Проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в результате которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, В. М. Бехтерев показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выяснилось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается методом простого голосования, нередко оказывается более низкого качества, чем частное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются потому, что непонятны большинству. В результате такие личности, находясь под сильным психологическим давлением «квалифицированного» (а на самом деле некомпетентного) большинства, сдерживаются, подавляются в своем творческом развитии. Последний факт, о котором здесь следует еще раз напомнить касается конформного поведения. Конформизм – это феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность.
Контрольные вопросы
1. Что называют социальной фасилитацией?
2. Как определяется эффект социальной ингибиции?
3. Что такое деиндивидуализация?
4. Что такое коллективизация мышления?
5. При каких условиях возникает и проявляется коллективизация мышления?
6. Что такое дискриминация как социально-психологическое явление?
7. Что называют предрассудками?
8. Чем отличаются предрассудки от предубеждений?
9. Что обозначают как социальный стереотип?
10. Чем социальные стереотипы отличаются от предубеждений и предрассудков?
11. Может ли патриотизм служить основой предубеждений и предрассудков?
12. При каких условиях существующие предрассудки будут проявляться в реальных отношениях людей?
13. Что представляют собой когнитивные предпосылки социальных стереотипов, предубеждений и предрассудков?
14. При каких психологических условиях возникают и действуют социальные стереотипы?
15. Что такое категоризация мышления, как она влияет на социальную стереотипизацию?
16. Что такое конформизм?
17. Что представлял собой первый классический эксперимент С. Аша по изучению конформизма?
18. От чего зависит конформизм?
19. Что называют групповой поляризацией?
20. Как объясняется явление групповой поляризации?
21. Какие факты доказывают, что группа является основным источником культуры для индивида?
22. Каковы основные причины и следствия деиндивидуализации?
23. Что представляет собой эксперимент С. Милгрэма, каковы его основные результаты?
24. Какие комментарии и выводы сделал С. Милгрэм по итогам проведенного им эксперимента?
25. Какие данные из групповых экспериментов, организованных и проведенных В. М. Бехтеревым, свидетельствуют об отрицательном влиянии группы на личность?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 293-308.
2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб., 2004. – С. 257-330.
3. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. – С. 225-245.
4. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб., 2001. – С. 7-150.
5. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – СПб., 2001. – С.556-590.
6. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988. – С. 69-72, 93-102, 112-118, 162-170.
7. МайерсД. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 268-310, 354-398.
8. Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000. – С. 54-75, 127-243.