План
1. Политическая безопасность.
2. Социокультурная безопасность.
3. Социальная безопасность.
4. Экономическая безопасность.
5. Техногенная безопасность.
6. Военная безопасность.
7. Экологическая безопасность.
8. Информационная безопасность.
9. Коллективная безопасность.
10. Региональная безопасность.
11. Безопасность прогресса.
Жизнедеятельность - это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которое составляет его целесообразное изменение и превращение в интересах людей, а также условие существования общества.
Исходя из логики жизнедеятельности, типологии источников опасности и угроз, перечню предметов безопасности различают десятки, сотни видов (сфер, элементов) безопасности. Назовем самые важные из них: политическая, экономическая, социальная, военная, технологическая, экологическая, духовная, религиозная, информационная, социокультурная, государственная, генетическая, продовольственная, медицинская, демографическая, ядерная.
Такая классификация в известной мере является условной, поскольку в чистом виде, вне связи с другими явлениями и факторами в природе ничто не бывает. Мы имеем дело и с комбинируемыми источниками опасности, и с многоаспектными проявлениями их влияния. Скажем, можно выделить природно-социально-техногенный источник опасности в такой цепочке: стихийное бедствие, ставшее причиной катастрофы на химическом или другом опасном предприятии, человеческие жертвы, последующие за ним и материальный убыток, разрушение природы. В этом случае речь идет и об экологической безопасности, техногенной, социальной, медицинской, генетическую и многих других. Более того, содержание видов безопасности будет в каждой конкретной ситуации разным. Отсюда важно при употреблении того или другого термина давать предельно четкую его расшифровку. Выбор признака, за которым определяется вид безопасности, будет в значительной мере зависеть от практических заданий, которые решаются при предоставлении безопасности. Рассмотрим в самом общем плане основные виды безопасности.
Политическая безопасность
Еще в давние времена политику называли искусством управления государством. Такой она осталась и сегодня. По отношению к обществу политика играет роль, подобную системе управления кораблем во время плавания по неисследованным пространствам морей и океанов. Она может вести общество к процветанию и к краху, владея огромным потенциалом как творческого, так и разрушительного свойства. Политическая безопасность занимает ключевое место в общей системе предоставления безопасности. Потеря обществом политической управляемости или ее несоответствие возможностям и интересам общества неминуемо ведут к его деградации и гибели. Поэтому каждый народ нуждается в политике, обеспечивающей его существование и развитие в современном мире.
Политическая безопасность требует конституционно взвешенной и четко очерченной конституционными рамками политики. Политика, нарушающяя нормы и принципы Конституции - преступна. Неприятие народом такой политики - свидетельство его высокой политической культуры, которая также проявляется в поддержке массовыми политическими акциями тех политиков, которые выражают и отстаивают национально-государственные, а не групповые интересы.
Государство - это интегральный субъект политики. Только оно претендует и реально может сбалансировать и выражать политические интересы всех групп и слоев населения, проживающих на территории страны. При этом государство призвано выражать интересы именно всех групп населения. Задание это тяжелое и противоречивое, особенно при наличии больших социальных, общественно-политических, этнических и других отличий. Но если государство в своей политике неспособно решать противоречие и интегрировать интересы, оно само может стать источником нарастания политического неблагополучия и политической нестабильности.
Судьба народа Украины зависит от роста его политической культуры, способности обеспечивать свою политическую безопасность. Проблемы политической безопасности должны стать ведущими для общественных и государственных институтов безопасности, для школы.
Социокультурная безопасность
Социокультурная безопасность - защищенность в своей совокупности духовно-идеологических, этических, культурных условий жизнедеятельности людей, той духовной среды, без которой не может быть ни человека, ни человеческого содружества.
Условия социокультурной сферы жизни можно разделить на две группы.
- Первое макроусловие - традиции, обычаи, общественная психология, наука, официальная идеология, политическая культура народной массы и особенно правящей элиты, внешнее влияние культур, средств массовой информации;
- Второе макроусловие - воспитание в семье и обществе, семейные традиции, родственные связи, товарищеские отношения, влияние местной власти, ближайшего окружения и тому подобное.
Если выходить из представления о культуре как совокупном опыте человечества, то социокультурная среда включает в себя все созданное гением человека, в частности и общественные отношения. Оно способствовало превращению человека-дикаря, человека, что не осознает собственного "Я" в духовно развитую индивидуальность. В конечном итоге, социокультурная, духовная среда становится критерием цивилизованности общества и выступает непременным условием, источником, фактором исторического развития.
Высокий уровень развития социокультурной среды обеспечивает поступательное движение общества по пути прогресса, стабильность во всех его сферах и, как итог, - безопасность функционирования политической системы и жизнедеятельности индивидов. В этом заключается позитивная роль духовной сферы как социокультурного фактора в предоставлении безопасности обществу, в первую очередь интеллектуальной, исторической и другой.
Социальная безопасность
Социальная безопасность - это совокупность видов безопасности, обусловленная структурой человеческой жизнедеятельности, ее сферами. Это взаимоотношения отдельных людей, групп людей, построенные таким образом, чтоб в процессе их развития не создавалась опасность для каждого.
Социальная безопасность понимается как устойчивое функционирование социальных институтов и страны, обеспечивающих стабильное развитие общества. При этом поддерживается максимально возможное соответствие потребностей и условий существования человека. Как мотивы индивидуального поведения, определяющие специфическое отношение личности к динамике общественного процесса, выступают потребности, интересы, взгляды, идеалы. Социальная структура включает в себя распределение населения по национальным, профессиональным, классовым, имущественными, территориальным, половым, возрастным и другим признакам. Между разными элементами, общественными группами этой структуры, а также между народом и властью могут быть отношения сотрудничества, конфликта и борьбы.
Любые превращения, которые затрагивают коренные, жизненно важные интересы, той или другой мерой дифференцируют общество по векторам экономического, социального, правового неравенства, разъединяют его по конфессиональным, национальным, этическим признакам. Все эти векторы - суть основы системообразования механизмов социальной напряженности. Поэтому очень важно суметь найти технологии максимального смягчения последствий такой дифференциации общества. Понятно, что полностью проблем избежать нельзя, но минимизировать негативные последствия, сопутствующие эффекты необходимо, чтоб не допустить социального взрыва.
Один из каналов, чаще используемый для выброса отрицательной социальной энергии, снижение уровня социальной напряженности - это выборы, референдумы, опросы. Они дают возможность разным слоям общества выявить противоречие в системе отношений интересов в нем, стимулировать политическую активность населения, определить в обществе социальную базу разных политических групп добиться в мирной конкурентной борьбе качественнее другого расположения политических сил в обществе.
Социальная безопасность гарантируется улучшением качества жизни для удовлетворения потребностей людей своевременным и адекватным реагированиям государства и общества на кризисные явления и противоречия, заостряющим модернизацию устаревших социальных структур и институтов и приспособлением их к новым условиям, повышением социально-психологической компетентности властных органов и всего общества, преодолением деформаций системы отношений.