Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теории происхождения и сущности государства. Плюрализм мнений




1. Патриархальная;

2. Теологическая;

3. Договорная или естественно-правовая;

4. Органическая;

5. Теория насилия;

6. Материалистическая или классовая;

7. Психологическая;

8. Расовая;

9. Патримониальная;

10. Ирригационная.

 

С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – государство.

Общество создаёт себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, она приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти и чем более явно осуществляет своё господство.

Кроме марксисткой теории происхождения государства существуют и другие теории.

Теологическая теория довольно многоаспективна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от Бога.

Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в своём знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII веке в сочинении Р. Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от Бога и затем передачу её своему старшему сыну – патриарху, а затем своим потомкам – королям.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время, в XVII-XVIII веках, в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Г. Гобса, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящихся в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создаётся гражданское общество и его политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасность заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй договор о подчинении их определённому лицу, которому передаётся власть над ними. Это лицо обязано осуществлять власть в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.

Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины XIX века был Л. Гумплович. Сторонником это теории был и К. Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подавленных, победителей и побеждённых.

Органическая теория происхождения государства. Крупнейшим представителем был Г. Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный учёный Л. И. Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности повиновения. З. Фрейд – основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархально орды, глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влияний человека. Э.Дюркгейм наоборот развивал взгляд на человека, как, прежде всего на общественное, а не на биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для её обеспечения создаются соответствующие государственно – правовые институты.

 

10. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Соотношение понятий «Государственная и Политическая» власть.

Государственная власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывая определённое воздействие на поведение человека с помощью таких средств, как авторитет. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключается в её политической классовой природе. Государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости, всему живому, всякому творчеству и созиданию. Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть - великая созидательная сила, обладающая возможностью реально управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью государственной власти является и то, что её субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономичный господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократической режиме нет и быть не должно быть только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти. Вместе с тем и в демократическом государстве, организованный обществом, нет полного совпадения субъекта и объекта. Если демократическое развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в общество без органов государства и государственного управления.

 

11. Признаки государственной власти, легитимность и легальность государственной власти.

Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Ещё одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь, прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовывать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству и его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передаёт органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями. Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишённая организованной силы, она теряет качество государственной власти, т.к. становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и порядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоёв общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у ней и предметно-материальные источники силы – вооружённые организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство её нестабильности, непрочности, отсутствия у неё глубоких и прочных корней в обществе. Применение все наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечения преступности. Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощённое в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств, путём использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Понятие государства.

Государство – это особая организация политической власти общества, основанная на принципах демократии, верховенства закона и прав человека.

 

Признаки государства.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общим рядом существенных признаков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государственное верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающие юридической силы и содержащие нормы права. Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.

4. Государство – есть сложный механизм (аппарат) управления общества, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит издавать правовые акты и охранять их от нарушения. Функционирование этого специально созданного государственного механизма, наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное наличие которых, чтобы управлять.

5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооружёнными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой нормативное выражение государства и воли общества, государственный регулятор общественных отношений.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 627 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.