Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


изобразительно-выразительные средства языка




ТРОПЫ (троп — употребление слова или выражения в переносном значении)

Гипербола художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В. Маяковский).

Ирония троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. «Гвоздин, хозяин превосходный, / Владелец нищих мужиков» (А. С. Пушкин).

Литота — художественное преуменьшение тех или иных свойств изобра­жаемого предмета. «В больших сапогах, в полушубке овчинном, / В боль­ших рукавицах... а сам с ноготок» (Н. А. Некрасов).

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на дру­гой по принципу их сходства, скрытоесравнение. «Покатились глаза собачьи / Золотыми звёздами в снег» (С А. Есенин).

Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на дру­гой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержи­мое – содержащее, продукт - его производитель, действие – орудие действия и т. д.) «И вы, мундиры голубые,/ И ты, послушный им народ» (М. Ю. Лермонтов}.

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность ме­тафоры. «Зима недаром злится, / Прошла ее пора. – / Весна в окно сту­чится / И гонит со двора» (Ф. И. Тютчев).

Перифраз — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления опи­санием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. «Улыбкой ясною природа / Сквозь сон встречает утро года» (А. С. Пушкин).

Синекдоха — перенесение значения одного слова на другое на основе коли­чественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, един­ственное число вместо множественного и т. д. «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий / Тунгуз, и друг степей калмык» (А. С. Пушкин).

Сравнение сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория» (М. А. Шолохов).

Эпитет художественное определение, придающее выражению образ­ность и эмоциональность. «Отговорила роща золотая / Березовым весёлым языком» (С.А. Есенин}.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (обороты речи, строящиеся на отступ­лении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи)

Анафора единоначатие, повтор слова или группы слов в начале не­скольких стихов, строф, фраз. «Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид» (А. С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. «Швед, русский колет, рубит, режет, / Бой барабанный, клики, скрежет» (А.С. Пушкин).

Градация цепьпонятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости. «Не жалею, не зову, не плачу» (С.А. Есенин).

Инверсия нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. «Швейцара мимо он стрелой / Взлетел по мраморным сту­пеням» (А.С. Пушкин).

Многосоюзие (полисиндетон) – намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк. «Ох, лето красное! Любил бы я тебя, / Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи .(А.С. Пушкин).

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. «С кем мне поделиться / той грустной радостью, что я остался жив?» (С.А. Есенин)

Плеоназм употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи. «Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. (А. С. Пушкин).

Риторический вопрос – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. «Куда ты скачешь, гордый конь, /И где опустишь ты копыта?» (А.С.Пушкин).

Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме вос­клицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие. «Да, так любить, как любит наша кровь, / Никто из вас давно не любит!» (А.А. Блок).

Риторическое обращение обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т. д. «А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов…» (М.Ю. Лермонтов).

Синтаксический параллелизм – точное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф). «Я звал тебя, но ты не оглянулась, / Я слезы лил, но ты не снизошла» (А.А. Блок).

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. «Зверю – берлога, / Страннику – дорога, / Мертвому – дроги, / Каждому – своё» (М. И. Цветаева).

Эпифора – повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз. «Деточка, / Все мы немножко лошади, / Каждый из нас по-своему лошадь» (В.В. Маяковский).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2254 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.