Человек сам создатель и регулятор развития городских (урбанистических) систем. Характер и интенсивность его хозяйственной деятельности и способность поддерживать качество окружающей среды в конечном итоге зависит от его биологических особенностей и социальных факторов.
До сих пор идут споры о соотношении социального и биологического в человеке и, хотя мы не знаем этого соотношения (видимо, его нельзя и измерить), но при рассмотрении экологии человека необходимо учитывать оба этих начала. Наиболее рельефно эти проблемы видны при изучении эволюции и адаптации человека в городской среде.
Движущей силой эволюции является естественный отбор, давление которого в развитых странах вообще, а тем более в урбосистемах, значительно снижено. И тем не менее человек и в городской среде не изолирован от природы. Продолжают действовать зональные географические условия, отмечено даже формирование независимо от этнической принадлежности зональных адаптивных типов человека: тропический, пустынный, высокогорный, континентальный, умеренный, арктический.
Учитывая указанные генетические особенности человека и то, что он занял такие пространства, где воздействия среды во многом противоположны, можно констатировать: человек, в отличие от животных, поставил вид в условия широчайшей экологической ниши, характеризующейся общей направленностью адаптаций.
Человек как биологический вид, видимо, достиг того предела «эврибионтности», что дальнейший ее рост вступает в противоречие с организмом человека, как высокоинтегрированной системы, требующей для выживания определенного минимума интеграции («Городская среда…», 1990). Именно эта особенность позволила человеку освоить огромное число экологических ниш в природе, а с другой стороны, привести к процессам «самонастройки» его организма к изменениям среды.
«Самонастройка» систем организма к среде свидетельствует о возможностях выживания человека в новых условиях, что позволяет оптимистически смотреть на будущее всего человечества, не предрекая его гибели. Примерами «самонастройки» систем организма человека при изменении среды могут служить: процессы акселерации, приспособительная динамика соотношения полов в популяции, физиологическая реакция организма на условия высокогорья, высоких широт, гипокинезии и невесомости и т. п.
Человек не только адаптируется, но прочно «привязывается» к своей среде как в индивидуальном, так и в видовом аспектах («Городская среда…, 1990). Данные космической биологии показывают, что человек, адаптируясь к новым условиям в космосе, возвращаясь на Землю, вынужден снова вырабатывать у себя прежние навыки ¾ деадаптироваться. В своей жизнедеятельности, в городской среде, он может находиться дома (в квартире), затем на производстве и, наконец, может выехать за город на отдых. Эти изменения окружающих человека сред вызывают процессы реадаптации, т. е. адаптации к ставшим уже для него новым условиям ранее привычной среды. Более того, при этом происходит как бы «снятие» некоторых выработанных ранее адаптационных механизмов, например, у детей происходит некоторая потеря «бдительности» к движению транспортных средств за период отсутствия их в городе в летние каникулы и т. п.
Примерно то же происходит, если не человек меняет среду, а среда меняется в месте его проживания, на производстве и т. п. Например, повысился шум механизмов в цехе, уровень загрязнения и т. п., скажем, на какое-то время. Но если эти изменения происходят быстро и мощно, то эволюционные процессы, механизмы отбора, уже не успевают, «отстают» и адаптация становится невозможной. Такой резкий дисбаланс системы вызывает стрессовые ситуации, когда под воздействием стрессора ¾ любого фактора, необычайного по силе и длительности воздействия на человека, создается «напряжение» («стресс») в системе при ее адаптационной перестройке, приводящее к болезням человека, вплоть до генетических нарушений ¾ мутагенных явлений.
В городской среде к традиционным экологическим факторам добавляются такие, как десинхроноз (несоответствие адаптаций географической зональности при трансширотных и трансмеридиональных миграциях), транспортная усталость, слабые электромагнитные поля, симбиотная бактериально-вирусная флора, медицинские интервенции, информационное богатство среды, вирусная трансдукция (перенос генетического материала из одной клетки в другую с помощью вируса) и др.
Существует проблема оценки качества городской среды. В природных экосистемах можно использовать виды-индикаторы, действие отдельных экологических факторов, наличие тех или иных компонентов загрязнения и т. д. Но человек, в отличие от животных, сохраняет свои видовые морфофункциональные характеристики независимо от смены условий своей жизни, благодаря трудовой общественно-исторической деятельности, в результате которой и создалась новая «искусственная» среда. Поэтому оценка состояния среды обитания человека возможна лишь через состояние здоровья самого человека.
Но создание искусственной среды стало возможным благодаря общественной, социальной природе человека и для него необходима не только биологическая, но и социальная адаптация к этой среде. С этой точки зрения важны проблемы роста и развития человеческой популяции, отражающие весьма рельефно биосоциальную природу человека.