Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.
Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.
1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.
2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, как неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.
3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».
Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.
Социальная статика и социальная динамика
Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой- анализ социальных элементов, определяющих общественный консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семейств в коллектив, делающих из множества социальных институтов целостное единство. Таким образом социальная статика приводит к пониманию условий установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.
Социальная динамика, в отличие от статики, изучает последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии. Поэтому она сосредоточивает внимание на метаморфозах, осуществляющихся в процессе развития общества.
Таким образом, статика и динамика соотносятся с терминами порядка и прогресса. Сам же прогресс трактуется как развитие порядка. В основу теории общественного прогресса, согласно О. Конту, должна быть положена история человеческого духа. Прогресс означает развитие по восходящей линии, хотя и не включает в себя факторы совершенствования. Существуют два ряда факторов, влияющих на общественный прогресс: первичные и вторичные. Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. Ко вторичным относятся климат, раса, средняя продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и побуждающий развитие интеллектуального и морального в человеке.
Заключение
Огюст Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации – социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии.
С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире.
Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых представителей – О. Конта – заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки институализации социологии как науки.
Список литературы
1.Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М.Бабосов. – Минск, 2006.
2.Григорьев, П.В. Теоретическая социология. Курс лекций / П.В.Григорьев. – Ярославль: изд-во ЯГУ, 2002.
3.Елукова И.Л. Белгородский Государственный Университет. Позитивистское направление Огюста Конта. - Белгород, 2010.
4.Козловский А.В. «Огюст Конт. Краткий биографический очерк» http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1142.