Лекции.Орг


Поиск:




Крестьянская война 20-40-х гг. XVII в




Повстанческие выступления крестьян против правящего в Китае режима начались в 1622 г. в провинции Шаньдун под руководством тайного общества «Белый лотос» и вскоре распространились на достаточно большую территорию.

Правительственным войскам, направленным сюда для подавления восстания, вначале удалось одержать над восставшими несколько побед, но вскоре они вновь активизировали свои действия теперь уже в провинции Шэньси и Ганьсу. Там возникли партизанские отряды, состоявшие из крестьян, беглых солдат минской армии и городской бедноты. Повстанцы с особой жестокостью расправлялись с помещиками и ростовщиками, в которых видели главную причину всех своих бед. Из среды восставших выдвинулись талантливые руководители Ли Цзычэн и Чжан Сяньчжун. Правительственные войска были уже не в силах справиться с ними и власти пошли на некоторые уступки, в надежде выиграть время для перегруппировки сил. Повстанцы, понимая это, тоже проводили передислокацию своих отрядов и к лету 1631 г. сумели объединить под общим руководством 36 партизанских отрядов. Весной 1632 г. они форсировали р. Хуанхэ и начали готовиться к походу на столицу.

Местное население охотно помогало восставшим, и их ряды быстро пополнялись за счет новых сторонников. Остановить повстанцев удалось лишь на подступах к Пекину, где правительственные войска смогли нанести им поражение и отбросить к р. Хуанхэ, откуда они ушли на юг Китая. Затем крестьянские отряды стали действовать на территориях провинций Хэнань, Хубэй и Сычуань, где также встретили поддержку местного населения. Однако затем повстанцы вновь разделились на отдельные отряды и воевали самостоятельно. Только в 1635 г., по инициативе Ли Цзычэна командиры нескольких отрядов вновь объединили свои усилия и приняли решение о плане общего наступления и захвате г. Гуйдэ. Однако, захватив этот город, восставшие вновь разделились — одни из них двинулись в провинцию Хунань, а другие — в провинцию Шэньси, где в свое время это движение и зародилось. Один из руководителей восстания — Чжан Сяньчжун — направил своих сторонников в провинцию Цзянси.

Для правительства сложилась очень неблагоприятная обстановка, так как восстание уже охватило большую часть Китая. Стремясь вновь перехватить инициативу, оно сняло часть войск с маньчжурского направления, где в это время продолжались вооруженные столкновения, и объявило в 1636 г. амнистию участникам восстания в случае их добро-ольного возвращения к местам постоянного проживания и

прекращения вооруженной борьбы. Вождям восставших было обещано полное прощение и зачисление в императорскую армию на офицерские должности. Специальным императорским эдиктом объявлялось о снижении налогов с населения.

Проведенные акции вскоре привели к первым положительным для правительства результатам. Многие крестьяне возвратились домой и приступили к мирному труду. Оставшиеся начали терпеть повсеместно поражения. Некоторые из лидеров восставших, в том числе и Чжан Сяньчжун, перешли на сторону Минов, другие, как, например, Ли Цзычэн, отряд которого в 1638 г. был разгромлен, ушли в труднодоступную горную местность на границе провинций Хэнань и Шэньси.

Казалось, что крестьянская война окончательно завершилась поражением восставших, однако это была лишь иллюзия. Уже в 1639 г. восстания крестьян вновь охватили многие районы Китая, и к ним даже стали присоединяться некоторые представители господствующих слоев, недовольные Минами. Вновь во главе движения встали Чжан Сяньчжун и Ли Цзычэн. Были предприняты походы в провинции Хэнань и Шэньси, в ходе которых повстанцы сумели создать достаточно боеспособную армию. Ли Цзычэн укрепился в столице Шэньси г. Сиань, а Чжан Сяньчжун — в г. Чэнду, являвшимся центром провинции Сычуань.

В начале 1644 г. Ли Цзычэн принял решение о походе на Пекин. Двумя колоннами его войска двинулись из Сиани, пользуясь поддержкой самых широких слоев населения. В апреле того же года, фактически не встретив никакого сопротивления, повстанцы вошли в столицу. Император Чунь Чжэнь, не в силах выдержать такого позора, покончил жизнь самоубийством, повесившись в беседке парка близ своей резиденции, предварительно собственноручно лишив жизни дочь и нескольких наложниц. Вместе с ним, в знак преданности, покончили жизнь самоубийством около 80 тысяч человек.

Взяв власть в свои руки, сторонники Ли Цзычэна обратились с. воззванием к народу, призвали к спокойствию и продолжению нормальной жизни. Были казнены несколько военачальников, сражавшихся против повстанцев, а также и некоторые высшие чиновники, особенно ненавистные народу. На состоятельных людей были наложены большие денежные выплаты. Лишь опальные чиновники, подвергавшиеся

при Минах гонениям, были возвращены на государственную службу с предписанием «управлять справедливо и не притеснять народ».

Ли Цзычэн был провозглашен новым императором, а его ближайшее окружение получило высшие должности в государстве. Китаем стал управлять специально созданный совет повстанческих вождей, в котором, помимо нового императора, ведущую роль играли бывший кузнец Лю Цзуминь и поэт Ли Синь, выходец из состоятельной китайской семьи.

Новый государственный аппарат строился по традиционным для Китая образцам восточной деспотии и опирался в своей деятельности на реорганизованную армию, в которую проводилась мобилизация и где царила строгая дисциплина. Земля в районах, контролировавшихся восставшими, переходила в руки крестьян, с них снимались многие налоги и подати. Все это на первых порах вызывало большой энтузиазм среди крестьян и городских ремесленников.

Однако минское правительственное войско, которым командовал У Саньгуй, находившееся в период падения Пекина на маньчжурском фронте, не признало новую власть. Выбирая между повстанцами и прежней китайской элитой, требовавшей от него обратиться за помощью к маньчжурам как к «меньшему из зол», он принял решение признать себя маньчжурским вассалом и открыл ворота в Великой китайской стене для их доступа на территорию Китая. Маньчжуры не сразу поверили в серьезность намерений китайского военачальника. Восемь раз он обращался к ним за помощью, посылая в расположение противника своих послов, затем он поехал в ставку маньчжуров лично, признал себя их вассалом и в знак покорности обрил у себя полголовы. Лишь после этого объединенные войска маньчжур и У Саньгуя без труда преодолели сопротивление войск Ли Цзычэна и в июне 1644 г. Пекин перешел под их контроль.

Маньчжурия до 1644 г.

В начале XVI в. на территории, ныне составляющей Северо-Восточный Китай, проживали племена маньчжуров, являвшихся потомками чжурчжэней, еще в начале XII в. создавших свою государственность в виде Империи Цзинь, павшей вскоре под ударами монгольских войск. Именно вхождение этой

территории, почти на столетие, в орбиту китайской цивилизации позволило маньчжурам частично усвоить элементы чуждой для них ранее культуры.

Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и набеги на соседние, в цивилизационном плане более развитые территории минского Китая, от которых их отделяла Великая китайская стена. Однако в конечном итоге они, как и многие другие соседние народы, вынуждены были признать вассальную зависимость от китайского императора.

В конце XVI в. к югу от Амура и западнее Уссури возник племенной союз во главе с талантливым военачальником и политическим деятелем Нурхаци (1559-1626), которому вначале не все маньчжурские племена захотели подчиняться. Главной задачей маньчжур стала подготовка к завоеванию земель, лежавших к югу от их владений, для чего им было необходимо создать сильное и хорошо подготовленное войско. Для увеличения его численности использовались мужчины из захваченных и разоренных районов Приморья.

Военная организация маньчжуров сложилась в 1601 г. и в своей основе имела традицию сезонной охоты, в которой принимали участие взрослые мужчины какого-либо из родов. Нурхаци разделил своих воинов на четыре отряда (знамени), во главе которых были поставлены командиры-эчжэни. В свою очередь, каждое знамя делилось на более мелкие подразделения — нюро, которых было тридцать. В каждом нюро состояло ЗОО воинов (позднее их численность уменьшилась до 200, а после завоевания Китая — до 100). Затем, когда военная организация стала расширяться, знамен стало восемь. Таким образом возникло знаменитое «восьмизнаменное» войско, которому суждено было сыграть заметную роль в последующих событиях.

С 1609 г. маньчжуры перестали платить дань минскому императору. Итогом этих процессов стало образование в 1616 г., на съезде 16 маньчжурских племен, государства Хоу-Цзинь (Поздняя Империя Цзинь). Тем самым была подчеркнута преемственность с прежним государством Цзинь. Подданных нового государства стали назвать маньчжурами.

Нурхаци вскоре начал вооруженную борьбу против династии Мин, сумев отвоевать у нее в 1618 г. контроль над Ляодунским полуостровом и некоторыми прилегающими к нему территориями. После этого на сторону маньчжур перешли

часть китайских и монгольских войск, которые также были разделены на восемь знамен. Каждое знамя делилось на внутреннюю и внешнюю части. Внешнюю составляли непосредственно воины, а внутреннюю — лично зависимые люди, следовавшие за знаменем во время походов и выполнявшие различные повинности. С целью пополнения восьмизнамен-ных войск, каждые три года в маньчжурских землях проводилась перепись мужского населения, уклонявшиеся от которой строго наказывались.

Параллельно, стремясь укрепить тылы, Нурхаци начал поход против Южной Монголии. Первое крупное сражение произошло в 1619 г. и закончилось поражением монголов. Однако, понимая, что всю Монголию ему сразу не завоевать, маньчжурский правитель решил провести ее подчинение путем раздробления и завоевания по частям, постепенно.

В 1626 г. Нурхаци умер и на престол взошел его сын Аба-хай, продолживший дело отца. Вначале было подчинено Хор-чинское (Цицикарское) княжество, затем в 1635 г. Чахарс-кое во главе со всемонгольским Лигден-ханом. Маньчжуры насильственным путем угоняли с завоеванных территорий работоспособное население и включали его в свое восьмизна-менное войско. Поражение Лигден-хана позволило Абахаю в 1636 г. добиться провозглашения себя всемонгольским ханом. В том же году он переименовал свое государство в Цин (т.е «Чистое»).

Южная Монголия стала «внешним» вассалом хана Абахая. На ее территории были запрещены свобода передвижения населения, торговля с Китаем, другими монгольскими землями, остававшимися самостоятельными, строго регламентировалась покупка оружия, запрещались браки между южными монголами, халхассцами и ойратами, устанавливался контроль за ламаистским духовенством.

Неоднократно, начиная с 1618 г., маньчжуры вторгались на территорию Кореи. В конце 1636 г. их армия, насчитывавшая до 140 тысяч человек, захватила и разграбила Сеул и вскоре правитель Кореи признал себя их вассалом, отправив в заложники к маньчжурам наследника престола. Однако добиться участия корейских войск в войне против Китая им так и не удалось. Пришлось ограничиться получением большой дани.

В 1643 г. Абахай скончался и богдыханом стал его малолетний сын Шуньчжи. Это событие стало прологом к новому

этапу в истории Маньчжурии — превращению сравнительно небольшого по территории и численности населения государства в самую привилегированную часть китайской империи, а его правителя — в первого императора-маньчжура на китайском престоле. Это произошло после того, как войска У Саньгуя в 1644 г. продолжили преследование сторонников Ли Цзычэна, а маньчжуры остались в Пекине. Наиболее влиятельный из маньчжурских князей, Дургань (Доргонь, Жуй ван), стал инициатором провозглашения Шуньчжи китайским императором, став при нем регентом. С этого момента и вплоть до 1911 г. в Китае установилась власть иноземной маньчжурской династии Цин.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 441 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

777 - | 749 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.