Начало 40х годов – период изменений в русской литературе. В это время выходит «Взгляд на русскую литературу» 1840, автор – В.Г. Белинский.
Вот что он пишет: «У нас нет литературы в точном и определенном значении этого слова…» Как так нет? Известно, что творчество таких авторов, как Жуковский, Батюшков, Пушкин, Лермонтов, Баратынский, начало творчество Тютчева пришлось на 20е годы 19 века. Белинский всего этого не отрицает: «Вот уже мы по справедливости гордимся могущественными проявлениями необъятной силы народного духа в отдельных лицах, каковы: Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин, Крылов, Жуковский, Батюшков, Пушкин, Грибоедов и другие». Белинский хочет подчеркнуть, что возникла нужда в новой литературе, которая будет демократичной и массовой: «У нас еще нет литературы, как выражения духа и жизни народной, но она уже начинается, - а это, в такой короткий период времени, - успех, и успех великий».
В связи с этим, конечно, меняется герой литературы, герой времени. Сначала вспомним, какие герои уже были до этого. Это были элитарные, высокие герои, аристократы (Чацкий, Онегин, Печорин). Таков герой времени 1760-1840 годов – этот период был завершен. Сейчас меняется тип и характер героя – сдвиг в сторону критического реализма и снижения социального статуса. Пример отхода писателей от типичного образа элитарного героя можно видеть в романе Герцена «Кто виноват?». Помещик Бельтов – герой наполовину аристократ, наполовину нет (мать была крепостной). Еще один тип героя, свойственного литературе ДО 40го года, это так называемый маленький человек. Этот художественный тип появлялся долго (начиная с Бедной Лизы). После 40го года он не исчез, а продолжил свое развитие, что будет показано дальше.
Что вообще такое герой времени? Герой времени – это литературная категория, которая присутствует постоянно, потому что каждое время требует своего осознания и соответственно воплощения этого осознания в определенном герое. Элитарный герой концентрировал в себе проблематику произведения, образ времени представлялся в нем «выпукло»: Онегин – лишний человек, Чацкий – вольнолюбивый дворянин. Если же мы говорим о новом герое, демократического плана, то он поглощается временем, а не представляет его так выпукло как Онегин или Чацкий. Модель героя времени как такового неизменна, подвижно лишь содержание художественного типа. Причем наличие, появление героя времени – это не произвольное решение автора, а неизбежный исторический процесс.
Что повлияло? Один из факторов – разложение патриархального строя жизни общества – во всех сферах. Этот патриархальный строй мы видели в «Горе от ума» Цитата из лекции, я ее не понимаю, но ведь есть же умные люди, поэтому оставлю на всякий случай: Бытийные основания жизни постепенно заменяются экзистенциальными. Определение возможностей человека как индивидуума определяет его экзистенцию.
Проведем разбор 1й линии развития героя времени на примере прозы Лермонтова:
Вадим – 1 роман, 1832 год. Главный герой изображен как горбатый нищий – явный признак романтического героя, как и отверженность. Несколько цитат: «он был горбат и кривоног; <…> широкий лоб его был желт как лоб ученого, мрачен как облако, покрывающее солнце в день бури; <…> он был безобразен, отвратителен, но не это пугало их; в его глазах было столько огня и ума, столько неземного…»
Проходит 3 года. Новый образ, созданный Лермонтовым, – это Жорж Печорин в «Княгине Лиговской». Его отличает непривлекательная наружность (о Вадиме такое не говорилось – космический, а не бытовой характер): «Теперь, когда он снял шинель, закиданную снегом, и взошел в свой кабинет, мы свободно можем пойти за ним и описать его наружность - к несчастию вовсе не привлекательную, он был небольшого роста, широк в плечах, вообще нескладен; и казался сильного сложения, неспособного к чувствительности и раздражению; походка его была несколько осторожна для кавалериста, жесты его были отрывисты».
Мы видим, что герой становится все более и более поглощаем обществом, историческим временем. Но Лермонтов вовремя понял, что обилие бытовых деталей – это трясина, которая помешает ему развить масштабного героя. Вывод: надо очистить от бытовых деталей.
39 год: переходим к портрету Печорина в «Герое нашего времени». Цитата из Матюшенко: “Странствующий офицер, характеризуя внешность главного героя, заостряет внимание на следующих деталях. Крепкое сложение свидетельствует о выносливости Печорина. «Ослепительно чистое белье» – примета человека светского. Маленькая рука – признак аристократического происхождения. При ходьбе Печорин «не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера». «В его улыбке было что-то детское», – отмечает повествователь. Названо еще одно качество Печорина: «Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке». Особое внимание повествователь уделяет глазам Печорина: «Они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти... Взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый – оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса...» Портрет Печорина свидетельствует о незаурядности и одновременно противоречивости натуры героя, о сложности его характера”.
Моя личная попытка вывода: тут есть бытовые детали, конечно (ослепительно чистое белье, например), но они разительно отличаются от тех, что характеризовали нескладного Жоржа в «Княгине Лиговской». Причина проста – на тот момент Лермонтову нужен был масштабный герой, личность. Интересное замечание: образ, воплощенный в Печорина, формировался еще в других странах (Вертер Гёте, например, тоже личность того еще масштаба).
В 1841 году Лермонтов пишет «Штосс» Заметим, что это как раз начало 40х годов, а значит уже можно говорить о востребованности новой, массовой, демократической литературы, а значит и нового типа героя. Герой Лугин: «Наружность Лугина была в самом деле ничуть не привлекательна. Несмотря на то, что в странном выражении глаз его было много огня и остроумия, вы бы не встретили во всем его существе ни одного из тех условий., которые делают человека приятным в обществе; он был неловко и грубо сложен; говорил резко и отрывисто; больные и редкие волосы на висках, неровный цвет лица, признаки постоянного и тайного недуга, делали его на вид старее, чем он был в самом деле». Герой 40х годов уже готов к критическому реализму. Кроме того, постепенно снижается социальный статус – это одна линия.
Столкновение двух типов героев (элитарного и демократично-реалистичного) ярко проявляется в «Отцах и детях» 1861. Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров: столкновение аристократизма и демократизма – основа их споров.