Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вера, надежда, любовь в жизни Горького




В детстве вера в Бога, "мысли и чувства о Боге были главной пищей" его души, "самым красивым в жизни". "Бог был самым лучшим и светлым из всего, что окружало меня, - Бог бабушки, такой милый друг всему живому", - вспоминал писатель. Истинная христианка, бабушка Акулина Ивановна ощущала Бога всегда рядом, принимала все, что было ниспослано ей. Внук, взрослея и видя вокруг столько злого, несовершенного, стал сомневаться: все ли так уж хорошо? Если Бог не может одолеть зло, вовремя наказать негодных людей, значит, он "не всемогущий, не милостив, а - проще - нет его!"

Автобиографическая трилогия Максима Горького "Детство", "В людях", "Мои университеты" - это повествование об освобождении человека от веры в Бога.

В юности он поверил в силу знаний и с помощью книг надеется найти ответ на самые важные вопросы: в чем смысл человеческого существования? Каковы пути к достижению более совершенной и достойной человека жизни?

Пытаясь разобраться, что движет историей - вера или научная истина, будущий писатель отдает предпочтение точному научному знанию.

В казанских кружках, слыша восторженные отзывы молодых интеллигентов о "прекрасном", "справедливом" народе, "воплощении мудрости, духовной красоты и добросердечия", Алексей Пешков, в силу своего жизненного опыта, не может принять их слепой веры в народ ("Я не знал такого народа...").

Однако народническая литература о великомученике-мужике убедила его в том, что, " только очень крепко, очень страстно любя человека, можно почерпнуть в этой любви необходимую силу для того, чтобы найти и понять смысл жизни ", - пишет Максим Горький в повести "Мои университеты".

В реальной жизни его попытки любить терпели неудачу. Девушка, в которую он был влюблен, Маша Деренкова, предпочла ему студента-медика. Рабочие, среди которых молодой Пешков из гуманных побуждений пытался "сеять разумное, доброе, вечное", готовы были помириться с хозяином за ведро водки.

Бессилие перед жизнью, страшное одиночество, поселившие "необоримую тоску" в сердце, привели его к попытке самоубийства

" Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай, но во мне постепенно развивалось волевое упрямство... Чем тяжелее становились условия жизни, тем сильнее и даже умнее становился я. Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде".

Юноша надеется на свои собственные силы, на собственный разум и волю. Но ум его подвергается серьезному испытанию. В рассказе "О вреде философии" писатель отразил свое состояние на грани безумия, создав фантастические картины мира-хаоса.

Первая русская революция заставила его сблизиться с большевиками: в них он увидел единственно активную силу, способную повести за собой народ.

Горький - не сторонний наблюдатель, а активный участник событий, всколыхнувших общественную жизнь России, - вместе с толпой он идет к Зимнему дворцу 9 января 1905 года; выступает на митингах и собраниях с призывом к решительной борьбе с самодержавием; в дни Декабрьского вооруженного восстания он на баррикадах, в его квартире находятся штаб большевиков и склад оружия.

После поражения Первой русской революции Горький много размышляет о русском народе, его судьбе. Он верит, что жертвы революции, ее уроки не напрасны: "Россия проснулась!" Прочитав его роман "Мать", многие молодые люди стремились "променять спокойную жизнь на тюрьмы, ссылки и на смерть у стенки". Спустя два года Горький пишет повесть "Исповедь", где показывает преображающую силу коллектива - народа-богостроителя, способную не только изменить человека изнутри, но и сотворить чудо, подобное описанным в священных писаниях. " Не бессилием людей создан Бог, нет, но - от избытка сил. И не вне нас живет он... но - внутри! Богостроитель - это суть народушко!" Горький хочет дать народу новую веру, явившуюся откровением для него самого, но, чтобы ее усвоение происходило безболезненно и успешно, надо было облечь ее в привычные символы и образы.

В истории человечества, как не раз отмечали мыслители, "то божественное поглощало человеческое, то человеческое поглощало божественное". Рубеж ХIХ-ХХ веков ознаменовался победой гуманизма - мировоззрения, сторонники которого, отвергнув Бога, на божественный пьедестал поставили человека и его разум. Горький в числе многих воспринял идеи гуманизма, отраженные в западных учениях и стал глашатаем "крайнего гуманизма.

"Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного... в нем есть нечто, всегда возбуждающее у меня желание кричать всем и каждому: смотрите, какой удивительный человек живет на земле! Ибо он, так сказать, всеобъемлюще и прежде всего человек, человек человечества..." - так Горький воспринимает Льва Толстого.

И сам, в своей личной жизни, Горький стремится к гармонии с любимым человеком, чтобы " любоваться друг другом", чтобы была "не жизнь, а - служение человеку".

Горький - Е.П.Волжиной-Пешковой: " Родная моя!.. Я тебя люблю, и ты мой смысл жизни, моя муза и родина, моя мать и сестра... Я люблю тебя сильно, глубоко, всю тебя люблю, каждый твой жест и каждую жилку - и недостатки твои, все люблю, Катя!"

Юная Екатерина Волжина не могла устоять перед обаянием этого полного жажды жизни человека, талантливого молодого писателя и журналиста газеты, где она работала корректором, и, несмотря на противодействие родителей, становится его женой.

"Дитятко мое - мне кажется, что я расту - любя тебя... Мне думается, что с тобой я буду много и хорошо работать, что впереди у меня есть и слава, которой я буду обязан главным образом тебе - моя муза, много, много хорошего дашь ты мне. Я же тебе - всего себя... Звездочка моя!"

Сказка любви сменилась жизненной прозой, отягощенной несовпадением сложных характеров. Она стала искать утешения в детях, он окунулся в работу, мучимый совестью, что не способен любить женщину. Пока не пришло новая любовь

Горький - М.Ф.Андреевой: " Вот Вам моя песня... В ней за громкими и грубыми словами скрыта великая мечта моей души, единственная моя вера, она-то именно давала и дает мне силу жить... Мною много было испытано. Часто Смерть смотрела в очи мне... и хотела убить сердце мое леденящим дыханием ужаса... И не раз слышал я злой смех Дьявола над убитыми грезами юности, но острая сила сомнения не разрушила эту мечту мою, ибо с ней родилось мое сердце. Я кладу его к Вашим ногам. Оно крепкое". Мария Федоровна Андреева, талантливая актриса Московского театра, предпочла карьере служение любимому человеку, старалась быть для него не только любящей женой, но и помощницей в делах, товарищем по борьбе. Но он не терял связи с прежней семьей, желая воспитывать сына, продолжая считать Екатерину Павловну своим другом.

Для многих людей в то время он был подобен крепости. К нему обращались за помощью и утешением. Встреча с Горьким явилась настоящим якорем спасения для Марии Будберг, в прошлом графини Бенкендорф, оказавшейся после революции в крайне бедственном положении. Благодаря Корнею Чуковскому ей удалось устроиться в издательство "Всемирная литература", возглавляемое Горьким, и войти в дом писателя.

Горький был пленен Будберг, и возникшее чувство с годами превратилось в глубокую привязанность, которую сумела оценить эта умная и тонкая женщина.

М.И.Будберг - Горькому: "...Радость Вы моя, большая моя, настоящая Радость, если б Вы только знали, как Вы нужны мне. Кажется, что вот Вы отойдете, и все потеряет какой-то громадный единственный смысл... Я все более и более ясно сознаю,... что Вы, Алексей, были самым прекрасным, самым замечательным явлением в моей жизни. Ничего подобного в ней не будет..."

"Дело не в том, с одной женщиной я прожил жизнь или с десятью, а - как я прожил? Сколько душ человеческих раздавил и поработил я или - сколько освободил, пред сколькими раздвинул узкие рамки жизни и сколько дал людям радости - не грубо животной - а настоящей, человеческой радости, которая получается от сознания гармонии жизни и личной свободы человека и красоты его души..."

Во имя прекрасного Человека будущего Горький допускает возможность гибели множества обыкновенных людей, возможность жертвы борцов за революционное преобразование мира.

Многим тогда представлялось, что революционный путь - единственно возможный для достижения счастья на земле. Но нельзя изменить внешний мир, общество, не изменив внутренне человека. Горький, в отличие от большевиков, это понимал и связывал революцию с творческой волей людей. Однако итоги реальной революции он печально: "Совершилось только перемещение физической силы, но это перемещение не ускоряет роста сил духовных".

Бессильный обуздать большевиков, развязавших кровопролитие, подавлявших любые проявления свободы, разочарованный в своих надеждах на интеллигенцию, Горький должен был либо поверить в какую-то третью силу, способную вывести страну из тупика, либо оказаться в "пустыне неверия". Раз народ не желает слушать внушений Разума и добровольно двигаться к социализму, надо проявить Волю. Эту Волю для многих олицетворял "вождь народов" Сталин. Горький пытался верить в Сталина, начавшего гигантские преобразования в стране. "Здесь все кипит, все обжигает", - восхищался писатель, посещая новые заводы и фабрики. Конечно, он видел изможденные лица недоедающих рабочих, эшелоны, увозившие в Сибирь тысячи крестьян...

Сталинская тоталитарная система обездоливала миллионы людей. Ее жертвой стал и единственный сын Горького Максим - он был убит по приказу главы НКВД Г. Ягоды. Последние годы писатель живет, по его собственному признанию, "максимально горько". Он пытался противостоять сталинскому режиму: мужественно осудил государственный террор, вел борьбу за судьбы писателей и ученых. Но скоро оказался в изоляции и полном одиночестве. "Русский человек плохо живет, но он твердо верует, и когда его вера разбита, он умирает".

Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин. Интересно, что в числе прочих обвинений Генриха Ягоды было обвинение в отравлении сына Горького. Согласно допросам Ягоды, Максим Горький был убит по приказу Троцкого, а убийство сына Горького, Максима Пешкова, было его личной инициативой.

Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-26; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 400 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.