Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕерипетии и разнообразие действий




 

ѕерипетии не только разнообраз€т чувства персонажей Ц они создают эмоциональные крайности. ќни бросают характеры от радости к горю, от надежды к отча€нию. » это делает видимым все скрытые возмож-

ности характера. ћы получаем разнообразное поведение, окрашенное €ркими эмоци€ми.

ѕерипетии помогают драме выразить ее потенциал стремлени€ к крайност€м борьбы ада и ра€.

ѕосмотрим, как эти перипетии работают дальше в пьесе Ўекспира. Ќам это интересно, чтобы убедитьс€ в том, что перипетии составл€ют непрерывную структуру в драме.

”тром следующего дн€ с сердцем, полным любви, –омео и ничего не знающие об этом друзь€ на городской площади встречают брата ƒжульетты “ибальда. –омео готов любить всех, кто св€зан с ƒжульеттой. “ибальд, естественно, ведет себ€ как враг семьи ћонтекки. ќн ссоритс€ с другом –омео ћеркуцио. –омео пытаетс€ их примирить, но безуспешно Ц “ибальд пронзает ћеркуцио шпагой. ћеркуцио умирает на руках –омео. –еакци€ –омео мгновенна: он хватаетс€ за меч, чтобы отомстить за смерть друга. —мотрите Ц только что –омео был полон любви, и вдруг (оп€ть Ђвдругї) его охватывает гнев. ќн мстит и убивает “ибальда. –омео в отча€нии Ц он не хотел этого, но поздно Ц дело сделано, его выгон€ют из города в ссылку. “еперь он не увидит ƒжульетты. ќн несчастен.

ќднако свет не без добрых людей. ћонах Ћоренцо тайно венчает –омео и ƒжульетту. ќни счастливы, как только могут быть счастливы молодожены в первую брачную ночь. Ёто горькое счастье Ц предстоит разлука. Ќо уже ничто не сможет разлучить супругов. »х св€зал Ѕог.

 ак вдруг (оп€ть Ђвдругї) отец ƒжульетты сообщает ей о помолвке и предсто€щем браке с графом ѕарисом. Ётот брак неизбежен и одновременно невозможен. ƒжульетта в полном отча€нии.

—мотрите, какие разные событи€: мгновенна€ любовь вспыхивает на балу в стане врагов. ƒрака с двойным убийством разыгрываетс€ на городской площади. √ерои заключают тайный брак. ј схема действий все врем€ одна: движение к счастью вдруг прерываетс€, и начинаетс€ движение к несчастью. ƒвижение к несчастью вдруг прерываетс€, и начинаетс€ движение к счастью.

 аждый раз, когда возникает это Ђвдругї, персонаж должен его осознать и оценить. ѕоэтому схема выгл€дит так:

≈сли мы посмотрим на событи€ всей пьесы, то увидим, что одна и та же простейша€ схема перипетий работает от зав€зки до финала. ћожет, это персональный стиль Ўекспира? Ќо мы уже знаем, что еще древние греки открыли эту схему и назвали Ђдраматическа€ перипети€ї. — тех далеких времен и до сегодн€шнего дн€ эта простейша€ схема миллион раз работала в драме Ц каждый раз с успехом. ќна Ц простейша€ клеточка драматического действи€.  огда вы хотите получить эмоциональный рассказ, эта схема работает лучше всего. ј именно этого мы и хотим.

¬ хорошей драме истори€ непрерывно бросает героев то в полнейшее несчастье, то вдруг возносит их к максимальному счастью. ƒраматические ситуации смен€ют одна другую. јльтернативный фактор усиливаетс€ и мен€етс€. ј развитие эмоций в истории идет все врем€ по одной и той же схеме: двигаюсь к счастью Ц и вдруг повернулось Ц к несчастью. ѕерипети€ Ц это катализатор эмоций.

 онечно, не будем забывать, что речь идет о схеме, о скелете, который находитс€ внутри живого тела драмы.

¬ простейших грубых формах драмы эти перипетии образуют €сные конфликты: хорошие парни ведут действи€ к счастью, плохие, естественно, к несчастью.

ѕроблема состоит в том, что высшие формы драмы Ц это не альтертатива низшим. «аконы драмы универсальны. ƒраматическа€ перипети€ действует в любой драматической структуре и выполн€ет всегда од-

ну и ту же задачу Ц подключает нас к эмоциональному миру драмы. ¬нешнее про€вление эмоции может быть крайне сдержанным: за маской неподвижного лица мы угадываем огонь перипетии.

 

ѕ≈–»ѕ≈“»я » ћќ“»¬ј÷»»

 

ƒраматическа€ перипети€ лучше всего выполн€ет задачу драмы: как достичь максимального эмоционального контакта со зрител€ми.

ƒраматическа€ перипети€ Ц инструмент тактического ежеминутного воздействи€. Ёто важно, потому что вам надо продержатьс€ полтора часа. ѕлохо ваше дело, если все основные эмоциональные удары вы наносите перед финалом. «ритель может и не дождатьс€.

—илу драматической перипетии хорошо понимают профессиональные рассказчики, которым необходим немедленный эмоциональный отклик аудитории. ¬от типична€ схема воскресной телевизионной проповеди:

Ђя жил в ничтожестве. ћою душу терзали низкие помыслы, мои дни проходили в грехе. я не жил, а пресмыкалс€. ћо€ душа страдала во мраке безвери€. » вдруг! ¬ мою душу проник голос! ќн позвал мен€, и € откликнулс€! » мо€ душа вознеслась в небеса. я откинул греховные помыслы и вознесс€ к благодати. » € возношусь все выше и выше к облакам, к солнцу. јнгелы поют в моей душе! јллилуй€!ї

«аметьте, изменилась только мотиваци€. ¬начале "€" двигалс€ к го-

рю и безнадежности, как произошло Ђвдругї, и "€" возношусь к надежде и счастью.

∆естка€ схема драматической перипетии вовлекает вас в драматический рассказ о чудесном превращении духа.

ј вот другой успешный рассказчик. ќн увлекает миллионы простаков прагматическими советами, как преуспеть в делах, разбогатеть и светитьс€ счастьем.

Ёто ƒейл  арнеги с его рецептами успехов. ¬се его увлекательные истории скроены по одному шаблону. » это хороший шаблон, он никогда не надоедает. ќн называетс€ Ц драматическа€ перипети€. »стории примерно такие:

"¬ молодости € был самым несчастным молодым человеком. я не любил свою работу. ќна унижала мен€. я был презираемым неудачником.  роме того, мое лицо покрывали угри, прыщи и фурункулы. ¬ жалкой гостинице, где € сн€л номер на чердаке, под койкой с продыр€вленным матрасом пищали крысы. — потолка падали клопы, по стенам бегали тараканы. я был гр€зным и вонючим, с моих волос сыпалась перхоть, а изо рта дурно пахло. ≈стественно, что € был одинок. ћои дни состо€ли из унижений, а ночи из кошмаров. я был готов покончить с собой. » вдруг € сказал себе: Ђ—той! ” теб€ есть любимое зан€тие! ќбратись к нему! ќно приведет теб€ к успеху!ї

я бросил постылую работу коммиво€жера грузовиков

и пошел работать учителем в вечернюю школу. я прин€л решение, и оно изменило всю мою жизнь. я стал стройным и красивым. ћои волосы завились в кудри. ¬осхищенные дети гроздь€ми висели на мне. ƒевушки приветливо улыбались и отбивали мен€ друг у друга на танцах".

ћы слушаем эту историю. Ќаши глаза автоматически увлажн€ютс€, и никто не задает простого вопроса: Ђј где ты, дурень, был раньше? ѕочему с такой хорошей профессией ты жил среди крыс и тараканов? ѕочему, только дойд€ до крайности, ты изменилс€?ї

ѕочему? ѕотому что законы драмы требуют, чтобы сталкивались крайности. ≈сли они сталкиваютс€, возникает чудо Ц мы вовлекаемс€ в рассказ Ц чужие проблемы станов€тс€ нашими. ј если повествовательно описывать, как на самом деле учитель добиваетс€ успеха, Ц мухи сдохнут от тоски, а зрители уснут.

Ћюба€ истори€, рассказанна€ с помощью драматической перипетии, обладает гораздо большей убедительностью.

ѕочему? ѕотому что мы хотим, чтобы так было у нас и всех тех, кому мы сопереживаем. ƒраматическа€ перипети€ Ц инструмент сопереживани€.

≈сть мнение, что наибольшей убедительностью пользуютс€ истории из реальной жизни. ¬от если все будет как в жизни, тогда истори€ сработает. ¬редное и глупое заблуждение. Ќепон€тно только, почему каждый человек не напишет по дес€тку прекрасных сценариев. ¬едь жизнь каждого содержит сотни увлекательных и правдивых историй.

ѕрофессиональные рассказчики используют жизнь, как шашлычники м€со. ќни нанизывают куски жизни на шампуры и выкладывают из шампуров зигзаги перипетий. ≈сли эта схема выложена правильно, ''правдива€ истори€" сработает.

 ак-то € прочитал выдающийс€ по наглости рассказ Ђиз жизниї. јмериканец увер€л, что он находилс€ в русской каторжной тюрьме. ќн описывал свои муки, унижени€, пытки. » то, как, доведенный до отча€ни€, он начал рыть ночами из камеры подземный ход.

Ќаконец он его вырыл.  ак вы думаете, куда вывел этот подземный ход?

ѕр€мо в центр кабинета »осифа —талина.

¬ этот момент € задохнулс€ от злости, а простодушный сочинитель этого беспримерного по наглости бреда пишет: ЂЁто подлинна€ истори€ из жизниї.

я думаю: почему этот лжец уверен в своей безнаказанности? ѕотому что он врет профессионально. ќн знает: пока истори€ держитс€ в рамках чередовани€ драматических перипетий, ему обеспечено внимание и ƒоверие. Ќадо только, чтобы перипетии были эмоциональны, действенны и содержали €ркие визуальные образы.

ƒрама не интеллектуальное искусство. Ёто искусство вызывать и развивать в зрителе эмоции.

«рители приход€т к вам холодные, как собачий нос, и равнодушные, как нож правосуди€. ќни сад€тс€ р€дами в темном помещении. «а полт'ора часа вы должны довести их всех до волнени€ и счастливых слез катарсиса.  ак минимум они должны забыть обо всем, кроме того, что вы показываете.

ѕочему они, вы думаете, будут волноватьс€, сме€тьс€ и плакать? ѕотому что вы подарите им чудо общени€ с искусством с большого-большого "»"? Ќе стройте иллюзий. ¬ы победили потому, что, помимо высоких намерений и таланта, умело манипулировали стереотипами зрительского воспри€ти€. » сознательно шли к цели. ќдин из элементов этого умени€ Ц цепь драматических перипетий Ц базова€ структура эмоционального рассказа. ќна ни в чем не противоречит тончайшим намерени€м художника.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 551 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1404 - | 1435 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.