Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћистерии друидов Ѕритании и √аллии 3 страница




–аспознав необходимость определенной объективной реальности, ‘ридрих ¬ильгельм …озеф фон Ўеллинг, унаследовавший кафедру ‘ихте в »ене, первым использовал доктрину тождества как основу дл€ полной системы философии. ¬ то врем€ как ‘ихте считал Ђ€ї абсолютом, фон Ўеллинг рассматривал бесконечный и вечный ум как всепроникающую причину. –еализаци€ абсолюта делаетс€ возможной благодар€ интеллектуальной интуиции, котора€, будучи высшим или духовным смыслом, способна отделить себ€ как от субъекта, так и от объекта.  антовские категории пространства и времени фон Ўеллинг воспринимал как положительное и отрицательное, и соответственно материальное существование понималось как результат взаимного действи€ этих двух выражений. ‘он Ўеллинг также считал, что абсолют в процессе саморазвити€ находитс€ под действием ритма или закона, состо€щего из трех движений. ѕервое Ц это рефлективное движение, и оно представл€ет попытку бесконечного включить себ€ в конечное. ¬торое есть попытка абсолютного вернутьс€ к бесконечному после включени€ в конечное. “ретье представл€ет нейтральную точку, где осуществл€етс€ сплав первых двух движений.

√еорг ¬ильгельм ‘ридрих √егель рассматривал интеллектуальную интуицию фон Ўеллинга как философски необоснованную, и поэтому сосредоточил внимание на системе философии, основанной на чистой логике. ќ √егеле говор€т, что он начинает с ничего и показывает с логической необходимостью, как из ничего в логическом пор€дке получаетс€ все. √егель подн€л логику до неверо€тных высот, до высоты самого абсолюта. Ѕога он рассматривал как процесс развертывани€, который никогда не приходит к состо€нию завершени€. ѕодобным же образом мысль не имеет ни начала, ни конца. √егель верил, что все вещи об€заны существованием своим противоположност€м, и что все противоположности в действительности тождественны. “аким образом, единственно существующим €вл€етс€ отношение противоположностей друг к другу, посредством которого возникают новые вещи. ѕоскольку божественный ум есть вечный процесс никогда не завершающейс€ мысли, √егель оставил основани€ теизма и его философские пределы бессмерти€ только лишь всеобъемлющему божеству. –азвитие есть последовательный, никогда не кончающийс€ поток божественного сознани€ из самого себ€; все творение, хот€ непрерывно совершенствующеес€, никогда не прибывает к какому‑то определенному состо€нию, отличному от состо€ни€ вечного потока.

‘илософи€ »оганна ‘ридриха √ербарта €вл€етс€ реалистической реакцией на идеализм ‘ихте и фон Ўеллинга. ƒл€ √ербарта истинный базис в философии есть огромна€ масса феноменов, непрерывно проход€щих через человеческий ум. “щательное рассмотрение этих феноменов, однако, показывает, что больша€ часть их нереальна, по крайней мере, не способна обеспечить ум истиной. ƒл€ исправлени€ ложных впечатлений, данных феноменами, и дл€ получени€ истины, по мысли √ербарта, необходимо разъ€ть феномены на отдельные элементы, потому что реальность существует в элементах, а не в целом. ќн утверждал, что объекты распадаютс€ на три класса: вещь, матери€ и ум. ѕерва€ есть единство некоторых свойств. ¬тора€ представл€ет существующий объект. “ретий есть самосознающее существо. ¬се три пон€ти€, однако, привод€т к определенным противоречи€м, разрешением которых и зан€т √ербарт. Ќапример, рассмотрим материю. —пособна€ заполнить любое пространство, она сама состоит из непостижимо крошечных единиц божественной энергии, не занимающих вообще никакого физического пространства.

»стинным предметом философии јртура Ўопенгауэра €вл€етс€ вол€. ÷ель его философии состоит в том, чтобы подн€ть ум до такого состо€ни€, когда он сможет контролировать волю. Ўопенгауэр уподобл€ет волю сильному слепому человеку, несущему на своих плечах интеллект в виде хромого зр€чего. ¬ол€ есть неутомима€ причина про€влени€ всего, и кажда€ часть природы есть продукт воли. ћозг есть продукт воли к познанию. –ука есть продукт воли к хватанию. ¬с€ интеллектуальна€ и эмоциональна€ конституци€ человека подчинена воле и по большей части св€зана с усили€ми в оправдании диктата воли. “аким образом, ум создает разработанную систему мысли просто дл€ того только, чтобы доказать необходимость диктуемых волей вещей. √ений, однако, представл€ет такое состо€ние, в котором достигаетс€ господство интеллекта над волей и жизнь управл€етс€ разумом, а не импульсами. —ила христианства заключаетс€ в его пессимизме, говорит Ўопенгауэр, и в подчинении индивидуальной воли. —обственно его религиозна€ точка зрени€ напоминает скорее буддийскую. ƒл€ него нирвана представл€ет подчинение воли. ∆изнь Ц это про€вление слепой воли к жизни, и он рассматривал это как несчастье, говор€, что истинным философом €вл€етс€ тот, кто, осознав мудрость смерти, сопротивл€етс€ настойчивым попыткам воспроизвести себ€.

ќ ‘ридрихе ¬ильгельме Ќицше говор€т, что его вклад в человеческую надежду заключаетс€ в принесенной им радостной новости о том, что Ѕог умер от жалости. ¬ыдающейс€ особенностью философии Ќицше €вл€етс€ доктрина вечного возвращени€, а также огромный упор на волю к власти Ц проекци€ воли к жизни Ўопенгауэра. Ќицше полагал целью существовани€ воспроизведение определенного типа всемогущего индивида, названного им сверхчеловеком. Ётот сверхчеловек будет продуктом тщательного отбора, потому что, если он не будет отделен от масс и не посв€тит свою жизнь стремлению обладать властью, индивид утонет в море смертельной посредственности. Ћюбовью, говорит Ќицше, надо пожертвовать дл€ выведени€ сверхчеловека, и только те должны женитьс€, кто способен воспроизвести этот выдающийс€ тип. Ќицше также верил в господство аристократии, поскольку дл€ выведени€ сверхчеловека важным €вл€етс€ как кровь, так и племенные соображени€. ƒоктрины Ќицше не служат освобождению масс: они, скорее, став€т над ними сверхчеловека, дл€ которого смерть его низших братьев и сестер вполне приемлема. Ётически и политически сверхчеловек есть закон дл€ самого себ€. ƒл€ тех, кто понимает истинное значение силы, добродетели самообладани€ и преследовани€ истины, идеальность ницшеанской теории становитс€ сомнительной. ƒл€ утонченных, однако, это есть философи€ бессердечи€ и расчЄтливости, оправдывающа€ только лишь выживание приспособленных.

»з других немецких школ философии из‑за недостатка места можно указать лишь некоторые, да и то лишь назвав их. Ќедавними школами €вл€ютс€ фрейдизм и рел€тивизм (часто называемый теорией Ёйнштейна). ѕерва€ есть система психоанализа психопатических и неврологических €влений; втора€ рассматривает точность механических принципов в зависимости от скорости движущихс€ тел.

–ене ƒекарт стоит у основани€ французской школы философии и раздел€ет вместе с сэром ‘рэнсисом Ѕэконом честь основани€ систем современной науки и философии. ≈сли Ѕэкон основывал свои заключени€ на наблюдении внешних вещей, то ƒекарт основывал свою метафизическую философию на наблюдении внутренних вещей.  артезианство (философи€ ƒекарта) сначала элиминировало все вещи и заменило их предпосылками, без которых существование невозможно. ƒекарт определил идею как то, что €вл€етс€ содержанием ума, когда мы размышл€ем о вещи. »стинность идеи должна определ€тьс€ критерием €сности и отчетливости. ќтсюда ƒекарт заключает, что €сна€ и отчетлива€ иде€ должна быть истинной. ѕодход ƒекарта отличалс€ также и тем, что в нем не было места апелл€ции к авторитету. —ледовательно, его заключени€ стро€тс€ из простейших посылок и станов€тс€ все более сложными.

ѕозитивна€ философи€ ќгюста  онта основана на теории, согласно которой человеческий интеллект развиваетс€ через три стадии мысли: перва€ и низша€ стади€ Ц это теологи€, втора€ Ц метафизика и треть€, высша€, Ц позитивизм. “аким образом, теологи€ и метафизика €вл€ютс€ слабыми интеллектуальными усили€ми детского ума человечества. ј позитивизм представл€ет собой взрослый интеллект. ¬ своем Ђ урсе позитивной философииї  онт пишет: Ђ¬ финальной стадии, позитивной, ум оставл€ет погоню за абсолютными пон€ти€ми, целью и назначением вселенной, причиной €влений и примен€ет себ€ к изучению их законов, то есть их неизмен€емых отношений следовани€ и сходства. –азмышление и наблюдение, должным образом соединенные, €вл€ютс€ средством этого познани€ї. “еори€  онта часто описываетс€ как Ђчудовищна€ система материализмаї. —огласно  онту, раньше говорили, что небеса поют славу Ѕогу, а теперь они поют славу Ќьютону и Ћапласу.

—реди французских философских школ следует назвать традиционализм (часто прилагаемый к христианству), где чтимые традиции €вл€ютс€ достаточным основанием философии; социологическую школу, котора€ рассматривает все человечество как гигантский социальный организм; энциклопедистов, чьи усили€ по классификации знани€ по системе Ѕэкона революционизировали европейскую мысль; вольтерианство, которое поставило перед божественной верой христианства много трудных вопросов и зан€ло чрезвычайно скептическую позицию по отношению к теологическим проблемам; и неокритицизм Ц французскую версию доктрин  анта.

јнри Ѕергсон, интуитивист, безусловно €вл€етс€ величайшим из современных французских философов. ≈го теори€ €вл€етс€ мистическим антиинтеллектуализмом, основанным на пон€тии творческой эволюции. Ѕыстрый подъем его попул€рности об€зан тому, что философ апеллировал к утонченным чувствам человека, которые восстают против безнадежности и беспомощности материалистической науки и реалистической философии. Ѕергсон рассматривает Ѕога как жизнь, посто€нно борющуюс€ с ограничени€ми материи. ќн даже предвидит возможную победу жизни над материей и, в свое врем€, уничтожение смерти.

 

»з книги ’оуна Ђќписанные древние мистерииї

’–»—“»јЌ— јя “–ќ»÷ј

„тобы создать наиболее адекватную фигуру или схему христианской “роицы, необходимо изобрести образ, в котором три личности Ц ќтец, —ын и —в€той ƒух Ц раздельны и в то же врем€ едины. ¬ различных част€х ≈вропы можно видеть фигуры, подобные приведенной, где три лица объединены одной головой. ¬ символизме этот метод пон€тен, потому что способным осознать св€щенный смысл головы с трем€ ликами открываетс€ велика€ тайна. ќднако нар€ду с христианской традицией аналогична€ символика присутствует и в других верах, например, в индуизме Ц трехликий Ѕрахма, у римл€н Ц двуликий янус.

ѕримен€€ метод Ѕэкона к уму, ƒжон Ћокк, величайший английский философ, провозгласил, что все проход€щее через ум €вл€етс€ допустимым объектом ментальной философии, и что эти ментальные феномены столь же реальны и значимы, как и объекты любой другой науки. ¬ своих исследовани€х происхождени€ феноменов Ћокк отошел от требовани€ Ѕэкона, согласно которому предварительно надо написать естественную историю фактов. ”м считаетс€ Ћокком чистой доской, на которую опыт наносит письмена. “аким образом, ум построен из восприн€тых ощущений плюс размышление. ѕо Ћокку, душа не способна к постижению божества, и осознание человеком Ѕога есть просто вывод в рамках размышлени€. ƒавид ём был самым последовательным и способным из учеников Ћокка.

јтаку€ сенсуализм Ћокка, епископ ƒжордж Ѕеркли заменил его философией, основанной на локковских фундаментальных посылках, но развитой в виде идеалистической системы. Ѕеркли полагал, что идеи €вл€ютс€ реальными объектами познани€. ќн говорил, что невозможно привести доказательство того, что ощущени€ вызываютс€ материальными объектами; он также пыталс€ доказать несуществование материи.

Ѕерклианство есть учение о том, что вселенна€ пронизана и управл€етс€ умом. “аким образом, вера в существование материальных тел есть просто некоторое умственное состо€ние, а сами объекты €вл€ютс€ фабрикацией ума. ¬ то же врем€ Ѕеркли считал, что сомнение в точности чувств хуже сумасшестви€, потому что если будут поставлены под сомнение воспринимающие способности человека, то человек будет низведен до создани€, неспособного к познанию, оценке или пониманию чего‑либо вообще.

јссоцианизм ’артли и ёма есть теори€, по которой ассоциации идей €вл€ютс€ фундаментальным принципом психологии и объ€снением всех ментальных феноменов. ’артли полагал, что если ощущение повтор€етс€ несколько раз, то имеетс€ тенденци€ к его спонтанному повторению, которое может быть разбужено ассоциацией с некоторой другой идеей, даже в отсутствие объекта, вызвавшего исходную реакцию. ”тилитаризм »еремии Ѕентама, архидиакона ѕэли, и ƒжона —тюарта ћилл€ утверждает, что благо заключаетс€ в наибольшей полезности дл€ наибольшего числа людей. ћилль полагал, что если возможно через ощущение прийти к знанию свойств вещей, то возможно через высшее состо€ние ума Ц интуицию или разум Ц получить знание и об истинной сути вещей.

ƒарвинизм есть доктрина о естественном отборе и физической эволюции. ќ „арльзе –оберте ƒарвине говор€т, что он решил убрать дух из вселенной вообще и сделать бесконечный и вездесущий ум синонимом вездесущих сил безличной природы. јгностицизм и неогегель€нствота также достойны упоминани€ как продукты философской мысли этого периода. ѕервое есть вера в то, что природа вселенной непознаваема: второе есть английское и американское возрождение гегель€нства.

ƒ‑р ƒюрант свидетельствует, что величайша€ работа √ерберта —пенсера Ђѕервые принципыї сразу сделала его самым знаменитым философом своего времени. —пенсерианство есть философский позитивизм, который описывает эволюцию как возрастание сложности и наступление равновеси€ в качестве высшего состо€ни€. ѕо —пенсеру, жизнь есть непрерывный процесс перехода от однородного состо€ни€ к гетерогенному и обратно от гетерогенного к однородному. ∆изнь есть непрерывное приспособление внутренних соотношений к внешним. Ќаиболее знаменитым из всех афоризмов —пенсера €вл€етс€ его определение божества: ЂЅог есть бесконечный разум, бесконечно разнообразный в бесконечном времени и бесконечном пространстве, про€вл€ющий себ€ через бесконечное число возникающих индивидуальностейї. —пенсер утверждал универсальность законов эволюции, которые были применимы не только к формам, но и разуму, сто€щему за формами. ¬ каждом про€влении быти€ он распознавал фундаментальные тенденции развертывани€ от простого к сложному, утвержда€ при этом, что после достижени€ точки равновеси€ всегда следует процесс распада. ќднако, согласно —пенсеру, за распадом последует вновь интеграци€ на более высоком уровне быти€.

ѕервое место в италь€нской философии должно быть отдано ƒжордано Ѕруно, с энтузиазмом встретившего теорию  оперника, по которой —олнце €вл€етс€ центром солнечной системы, провозгласил —олнце звездой, а все звезды солнцами. ¬о времена Ѕруно «емл€ считалась центром всего творени€. —ледовательно, после того как он поместил мир и человека в забытый уголок пространства, эффект был подобен катаклизму. «а ересь, заключавшуюс€ в том, что он утверждал множественность миров и считал космос столь большим, что никакое кредо не может охватить его, Ѕруно поплатилс€ жизнью.

¬икоизм есть философи€ ƒжамбатисты ¬ико, который полагал, что Ѕог управл€ет миром не через чудеса, а через естественный закон. «аконы, по которым люди прав€т, говорит ¬ико, об€заны духовному источнику человечества, и соответствуют они Ѕожественному закону. ќтсюда материальные законы €вл€ютс€ божественными по происхождению и отражают волю ƒуховного ќтца. ‘илософи€ онтологизма, развита€ ¬инченцо ƒжоберти, которого считают больше теологом, нежели философом, полагает Ѕога единственным бытием и источником всего познани€, при этом познание тождественно самому Ѕогу. Ѕог, следовательно, есть Ѕытие; все другие про€влени€ есть просто существование. »стина постигаетс€ в размышлении об этой тайне.

Ќаиболее известным из современных италь€нских философов €вл€етс€ Ѕенедетто  роче, гегель€нский идеалист.  роче полагает идеи единственной реальностью. ¬ своих воззрени€х он настроен против теологии, не верит в бессмертие души и пытаетс€ заменить религию этикой и эстетикой. —реди других ветвей италь€нской философии следует упом€нуть сенсизм (сенсуализм), который рассматривает чувственные ощущени€ как единственный способ передачи знани€; критицизм, или философию точного суждени€; и неосхоластику, возрождение томизма, поощр€емое римской католической церковью.

ƒвум€ выдающимис€ школами американской философии €вл€ютс€ трансцендентализм и прагматизм. ѕервый представлен трудами –альфа ”олдо Ёмерсона и утверждает власть трансцендентального над физическим. ћногие сочинени€ Ёмерсона несут видимый отпечаток восточного вли€ни€, в частности его эссе о сверхдуше и законе компенсации. “еори€ прагматизма, хот€ она и не возникла лишь трудами профессора ”иль€ма ƒжемса, об€зана огромной попул€рностью в качестве философской доктрины именно его усили€м. ѕрагматизм может быть определен как доктрина о том, что смысл и природа вещей раскрываютс€ через их последстви€. »стина, согласно ƒжемсу, Ђесть только целесообразный способ нашего размышлени€, точно так же, как УправильноФ есть целесообразный способ нашего поведени€ї (см. его Ђѕрагматизмї), ƒжон ƒьюи, инструменталист, который примен€л экспериментальный философский подход ко всем жизненным цел€м, должен рассматриватьс€ как комментатор ƒжемса. ƒл€ ƒьюи рост и изменение €вл€ютс€ безграничными, и не может быть постулировано никакого окончательного состо€ни€. ƒолгое пребывание в јмерике ƒжорджа —анта€ны ставит этого великого испанца в р€д американских философов. «ащища€ себ€ панцирем скептицизма, отмежевыва€сь от иллюзий чувств и накопившихс€ за века ошибок, —анта€на ищет такой путь дл€ человечества, где доминировало бы состо€ние жизни разума.

ѕосле того как сделан более или менее последовательный обзор развити€ философских спекул€ций от ‘алеса до ƒжемса и Ѕергсона, самое врем€ обратить внимание читател€ на обсто€тельства возникновени€ философского мышлени€. ’от€ эллины показали себ€ весьма способными в науке философии, все‑таки не им принадлежит изобретение этой науки наук. Ђ’от€ некоторые из греков, Ц пишет “омас —тэнли, Ц и считали себ€ создател€ми философии, более просвещенные из них признавали, что она пришла с ¬остокаї. ¬еликолепные институты мудрости »ндии, ’алдеи и ≈гипта должны рассматриватьс€ как подлинный источник греческой мудрости. ѕоследн€€ вторила тем св€щеннодействам Ёллора, ”ра и ћемфиса, которые оказали столь большое вли€ние на формирование мысли примитивных народов. ‘алес, ѕифагор и ѕлатон в своих путешестви€х много узнали о далеких культах и принесли с собой мудрость ≈гипта и непостижимого ¬остока.

»з приведенных выше неоспоримых фактов становитс€ €сно, что философи€ возникла из религиозных мистерий античности и не была отделена от религии до тех пор, пока не угасли мистерии. ѕоэтому тот, кто хочет проникнуть в глубины философской мысли, должен ознакомитьс€ с учени€ми тех инициированных жрецов, которые были первыми хранител€ми божественного откровени€. ћистерии были хранител€ми трансцендентального знани€, непостижимого дл€ всех, кроме наиболее возвышенных интеллектов, столь глубокого и столь мощного, что открывать его можно было только тем, чьи личные амбиции были мертвы и кто посв€тил свою жизнь бескорыстному служению человечеству. Ѕлагородство этих св€щенных институтов и обоснованность их утверждений об обладании универсальной мудростью присущи наиболее прославленным философам античности, которые сами были посв€щены в глубины тайных учений и были свидетел€ми их действенности.

¬озникает вполне законный вопрос: если эти древние мистические институты были Ђвеликой сути и важностиї, то почему сейчас мы так мало знаем о них самих и о той мудрости, которой они, по их словам, обладали? ќтвет достаточно прост: мистерии были секретными обществами, об€зывавшими своих членов к неукоснительному молчанию, и обрекавшими на смерть за разглашение св€щенных секретов. ’от€ эти школы были истинными вдохновител€ми различных доктрин, распростран€емых древними философами, источник их никогда не открывалс€ профанам. ƒалее, с течением времени эти учени€ стали неразрывно св€заны с именами их распространителей, так что их подлинный, но скрытый источник Ц мистерии Ц стал полностью игнорироватьс€.

—имволы Ц €зык мистерий. Ќа самом деле это €зык не только мистицизма, но и всей ѕрироды, потому что каждый закон и сила, действующие во вселенной, про€вл€ютс€ и станов€тс€ доступными ограниченным чувственным воспри€ти€м человека посредством символов.  ажда€ форма, существующа€ в разнообразных сферах быти€, Ц это символ божественной активности, продуктом которой она €вл€етс€. — помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности €зыка. ќтвергнув постижимый человеком диалект как неадекватный и недостойный передачи божественных идей, мистерии, таким образом, выбрали символизм как гораздо 60лее изобретательный и идеальный метод сохранени€ своего трансцендентального знани€. ¬ одной и той же фигуре символ может быть и скрытым, и €вным, потому что дл€ мудрого предмет символа €сен, в то врем€ как дл€ профана фигура остаетс€ непостижимой. ќтсюда те, кто желает постичь тайные доктрины античности, должны искать их не на страницах книг, которые могли попасть в руки недостойных, а в тех местах, где они были скрыты.

 

»з книги ƒ. Ѕрайана "јнализ древней мифологииї

ќ–‘»„≈— ќ≈ я…÷ќ

ƒревний символ орфических мистерий Ц это €йцо, обвитое змеей. Ёто символ космоса, окруженного огненным твор€щим духом. яйцо представл€ет также душу философа; зме€ Ц мистерии. ¬о врем€ инициации скорлупа разбиваетс€, и человек рождаетс€ из состо€ни€ эмбрионального физического существовани€, в котором он пребывал во врем€ внутриутробного философского возрождени€.

ƒалеко вперед смотрели посв€щенные древности. ќни понимали, что народы приход€т и уход€т, что империи возникают и погибают, что золотой век науки, искусства и идеализма сменитс€ темными веками суеверий. »ме€ это в виду, мудрецы старых времен пошли на крайние меры дл€ того, чтобы быть уверенными в сохранности своих знаний. ќни выписали их на горных склонах и замаскировали колоссальными размерами изображений, каждое из которых было геометрическим чудом. «нани€ в химии и математике они скрыли в мифах, которые профаны будут хранить вечно, или в арках и переходах своих храмов, которые пожалело врем€. ќни писали такими буквами, которые ни вандализм людей, ни безжалостность стихий не могли стереть полностью. —егодн€ люди с изумлением и почтением смотр€т на колоссов ћемнона в песках ≈гипта или на странные террасы пирамид в ѕаланке. Ёти монументы €вл€ютс€ молчаливыми свидетел€ми утер€нных искусств и наук античности, и мудрость их будет скрыта до тех пор, пока нынешн€€ раса не научитс€ читать на универсальном €зыке символизма.

 нига, введение к которой вы сейчас читаете, посв€щена обсуждению скрытого эмблемами, аллегори€ми, ритуалами тайного знани€ древних. Ёто знание сохран€лось небольшой группой посв€щенных умов, начина€ с момента сотворени€ мира. ”ход€, эти просвещенные философы оставл€ли свои формулы другим, чтобы те могли достичь понимани€. Ќо даже если эти секреты попадали в руки невежд, велика€ тайна оставалась скрытой в символах или аллегори€х. » тот, кто сможет сегодн€ найти утер€нные ключи к ней, откроет сокровищницу философских, научных и религиозных истин.

 

 

ƒ–≈¬Ќ»≈ ћ»—“≈–»» » “ј…Ќџ≈ ќЅў≈—“¬ј, которые повли€ли на современный масонский символизм („ј—“№ I)

 

—толкнувшись со сложной проблемой, требующей значительных интеллектуальных усилий, умный человек ищет решение, опира€сь на факты, взвешивает возможности и находит выход. „еловек с незрелым мышлением в такой ситуации тер€етс€. ≈сли первый способен разрешить загадку своего собственного предназначени€, то последний, подобно овце в стаде, понимает лишь самый простой €зык. ќн полностью зависит от пастыр€. јпостол ѕавел говорил, что младенцев можно питать молоком, но сильных людей нужно кормить м€сом. Ѕездумность есть признак детскости; вдумчивость есть символ зрелости.

ќднако в мире весьма мало зрелых умов. ѕоэтому философско‑религиозные доктрины €зычников были разными: одни были призваны удовлетворить интересы людей, занимающихс€ философией; другие Ц интересы людей, не способных осознать глубочайшие таинства жизни. Ќемногим открывалось эзотерическое или духовное учение, а обычным люд€м предлагалась буквальна€, экзотерическа€ интерпретаци€ этих духовных учений. ƒл€ того чтобы сделать простыми великие истины природы и абстрактные принципы природных законов, жизненные силы вселенной были персонифицированы, стали богами и богин€ми древних мифологий. ¬ то врем€ как невежественные массы оставл€ли свои приношени€ на алтар€х ѕриапа и ѕана (божеств, представл€ющих энергии размножени€), мудрые признавали в их стату€х только символическое выражение великих абстрактных истин.

¬о всех городах древнего мира были храмы дл€ богослужени€ и приношений богам. ¬ каждом городе были философы и мистики, глубоко проникшие в тайны природы. Ёти люди обычно собирались вместе, образу€ замкнутые философские и религиозные общества. Ќаиболее важные из этих групп известны под названием мистерий. ћногие из выдающихс€ умов античности были инициированы в эти тайные братства через весьма странные и таинственные ритуалы, иногда чрезвычайно жестокие. јлександр ”айлдер определ€ет мистерии так: Ђ—в€щенные драмы, исполн€емые в определенные периоды. Ќаиболее почитаемыми были мистерии »сиды, —абази€,  ибелы и Ёлевсинские мистерииї.

 

»з книги Ѕ. ћонфакона Ђƒревностиї

∆–»÷ј ћ»—“≈–»…

Ёта иллюстраци€ показывает  ибелу, здесь называемую —ирийской богиней, в оде€нии жрицы. ћонфакон описывает ее так: ЂЌа голове у нее епископальна€ митра, украшенна€ внизу башн€ми и шпил€ми. Ќад воротами города мес€ц, а над стенами корона лучей. Ѕогин€ носит стихарь, похожий на тот, который есть у жрецов, а поверх него тунику, ниспадающую до ног. Ќа ризе, по кайме, размещаютс€ знаки зодиака. ѕо обе стороны фигуры сидит по льву. ¬ левой руке у нее “импан, или —истр, ƒистафф,  адуцей. ¬ правой руке она держит средним пальцем молнию, и в той же руке Ц животных, насекомых и, насколько мы можем догадатьс€, цветы, фрукты, лук с колчаном, факел и косуї. ћестонахождение статуи неизвестно, а копи€ воспроизведена ћонфаконом по рисункам ѕирро Ћигорьо.

ѕосле допуска в общество посв€щенные обучались многовековой тайной мудрости. ѕлатон, посв€щенный в одно из таких обществ, сильно критиковалс€ за то, что в его сочинени€х были открыты широкой публике многие из секретов, в частности философские принципы мистерий.

 аждый €зыческий народ имел (и имеет) не только государственную, но и другую религию, к которой обладала доступом только философска€ элита. ћногие из этих древних культов исчезли, так и не раскрыв своих секретов, но некоторые выжили, и их мистические символы сохранились до сих пор. ћногие ритуалы масонства основываютс€ на испытани€х, которым подвергались древними жрецами кандидаты при инициации, и только после успешного их прохождени€ им вручались ключи мудрости.

ћало кто осознавал, до какой степени древние тайные школы вли€ли на современные им умы, а через них и на умы последующих поколений. –оберт ћаккой, масон 33‑й степени посв€щени€, в своей книге Ђќбща€ истори€ масонстваї отдает должное великой роли, которую сыграли древние мистерии в становлении человеческой культуры. ќн, в частности, говорит: Ђќказываетс€, все совершенство цивилизации, все достижени€ науки, философии и искусств древних об€заны тем институтам, которые под покровом тайны пытались описать тончайшие истины религии, морали и добродетели и вложить их в сердца учениковЕ »х основные усили€ были направлены на учение о едином Ѕоге, воскрешении человека к вечной жизни, благородстве человеческой души. ќни хотели подвести людей к тому, чтобы те видели отсвет божественности в красоте, величии и совершенстве вселеннойї.

— упадком добродетели, который в истории предшествует деградации любого народа, мистерии были извращены,  олдовство зан€ло место божественной магии. ¬ обиход вошла нежелательна€ практика вакханалий, и извращени€ достигли предела. ¬едь ни один институт не может быть лучше составл€ющих его членов. ¬ отча€нии немногие пытались спасти секретные доктрины от забвени€. ¬ некоторых случа€х они преуспели, но по большей части тайна была утер€на, и от мистерий осталась лишь пуста€ оболочка.

“омас “эйлор писал: Ђ„еловек по сути своей есть религиозное животноеї. — самого рассвета своего сознани€ человек обожествл€л вещи, поклон€лс€ им как символам невидимой, вездесущей, неописуемой ¬ещи, о которой он практически ничего не мог знать. языческие мистерии противосто€ли христианской церкви во врем€ ее становлени€ на том основании, что новое учение не требует добродетели и целостности в качестве предпосылки спасени€. ÷ельс €звительно говорит по этому поводу так: Ђ„то € не обвин€ю христиан сильнее, чем того требует истина, может быть видно из того, что крикуны, зовущие людей к другим мистери€м, говор€т так: Уѕусть приблизитс€ тот, чьи руки чисты и слова мудрыФ. ƒругие же говор€т: Уѕусть приблизитс€ тот, кто чист, и чь€ душа свободна от скверны, и кто ведет праведную жизньФ. Ёти вещи говор€тс€ теми, кто обещает очищение от ошибок. ј теперь послушаем тех, кто зовет к христианским мистери€м: кого же они зовут туда? Ц и грешников, и глупцов, и нищих, всех зовут в царство Ѕожие, все убогие будут туда прин€ты. –азве их не надо называть грешниками, ворами, грабител€ми, св€тотатцами, гробокопател€ми?  ак же назовут люди того, кто зовете собой в одну компанию грабителей?ї





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 428 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1455 - | 1254 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.041 с.