Всеобщий принцип международного гуманитарного права применим в отношении тех лиц, кто с оружием в руках непосредственно участвует в вооруженном конфликте, и в отношении тех, кто не принимает участия в вооруженной борьбе. В основе международного гуманитарного права лежат два важных понятия – «комбатант» и «лицо, находящееся под защитой», требующие разъяснения.
В вооруженном конфликте международного характера противостоящие стороны представлены, как правило, военной организацией, основу которого составляют вооруженные силы. Именно на них, на вооруженные силы распространяются правила ведения войны.
Все лица из состава вооруженных сил, находящейся в конфликте, за исключением медицинского и духовного персонала, являются комбатантами. Несмотря на то, что право войны имеет солидную историю, термин «комбатант» был определен лишь в 1977 году в Дополнительном протоколе I. Участником вооруженного конфликта может стать любой человек, но его правовое положение будет зависеть от его статуса. Комбатант – это тот, кому разрешено применять оружие на поле боя. Комбатантами являются: лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил, даже если последние подчиняются правительству или власти, не признанным государством-противником; лица, входящие в состав вооруженных сил одной из сторон в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; лица, входящие в состав любых организованных вооруженных групп и формирований, находящихся под командованием лиц, ответственных за поведение своих подчиненных, даже если это командование подчиняется правительству или власти, не признанным противной стороной. Таким образом, даже участники партизанских движений и вооруженных групп могут получить статус комбатантов, при условии, что они открыто носят оружие во время военных действий, находятся под командованием лиц, ответственных за своих подчиненных, и подчиняются внутренней дисциплинарной системе, обеспечивающей соблюдение норм международного права.
Бывает, что гражданские лица принимают участие в спонтанных восстаниях на оккупированных территориях, а также в вооруженных конфликтах немеждународного характера, когда трудно провести различие между гражданским лицом и комбатантом. Гражданские лица, принимающие участие в военных действиях, утрачивают на период такого участия право на защиту, предоставляемую Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами.
В отношении комбатанта не может быть возбуждено уголовное преследование, если, применяя силу, он действовал, соблюдая правила международного гуманитарного права. Именно разрешение на применение силы в вооруженном конфликте отличает комбатанта от гражданского лица. Следовательно, «комбатант – и только комбатант – имеет и будет иметь право воевать. Ему разрешено применять силу и даже убивать, и он не несет персональной ответственности за свои действия, как это имело бы место, соверши он те же действия, будучи обычным гражданином».
В международном гуманитарном праве дается определение отдельных категорий лиц, которым предоставляются особые права и защита, т.к. они подвергаются большей опасности, чем непосредственные участники вооруженного конфликта, а также они в меньшей степени защищены.
Усложнение военной техники приводит к радикальным изменениям в концепции боя. В силу данного обстоятельства строгое исполнение правила «не наносить ущерба некомбатантам» становится все более проблематичным, так как усложнение военной техники, обеспечивая высокую точность некоторых видов оружия, в то же время расширяет поле боя далеко за линию горизонта и увеличивает его разрушительную силу.
В условиях конфликтов международного характера гуманитарное право предусматривает четырнадцать категорий покровительстуемых лиц.
К первым четырем относятся комбатанты: раненые и больные из личного состава вооруженных сил; раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение из личного состава вооруженных сил на море; медицинский и духовный персонал, принадлежащий к вооруженным силам; военнопленные.
Десять категорий принадлежит к гражданским лицам: раненые и больные из числа гражданских лиц; гражданский медицинский и духовный персонал; парламентеры; персонал организаций гражданской обороны; персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи; гражданское население и гражданские лица; лица, лишенные свободы, задержанные или интернированные; население оккупированных территорий; женщины и дети; иностранцы, беженцы и апатриды на территории одной из сторон в конфликте.
Для защиты покровительствуемых лиц и оказания им помощи в период вооруженных конфликтов Женевские конвенции предоставляют им особые права. Неуважение статуса покровительствуемых лиц может рассматриваться как военное преступление. Представители власти, которые отвечают за покровительствуемых лиц, должны обращаться с ними в соответствии с нормами, содержащимися в Женевских конвенциях и протоколах. Находящаяся в конфликте сторона, во власти которой находятся такие лица, несет ответственность за обращение своих представителей с покровительствуемыми лицами, причем это не снимает личной ответственности с этих представителей.
Международное гуманитарное право особое внимание уделяет защите военнослужащих, выбывших из строя в результате ранения, болезни или пленения.
Правовое положение раненых и больных определенное Женевской конвенцией 1929 года и нарушенное в ходе Второй мировой войны было скорректировано Женевской дипломатической конференцией 1949 года. Именно на ней были приняты две конвенции. Первая устанавливала меры международно-правовой защиты лиц из состава вооруженных лиц, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни или ранения, вторая – направлена на защиту военнослужащих находящихся на море – раненых, больных или потерпевших кораблекрушение. Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 года распространили их действие на вооруженные конфликты, в которых народы ведут антиколониальную борьбу, борьбу против расистских режимов и иностранной оккупации, а также на вооруженные конфликты немеждународного характера.
Режим раненых и больных распространяется на следующий круг лиц:
- личный состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;
- личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, в том числе личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих к конфликтующей стороне и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована. При этом названные выше должны отвечать следующим условиям: а) иметь во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; б) иметь определенный и явно видимый издали отличительный знак; в) открыто носить оружие; г) соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны;
- лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно. К ним относятся, наряду с гражданскими лица, обслуживающими вооруженные силы, военные корреспонденты;
- члены экипажей судов торгового флота, экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо иных положений международного права;
- население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает нормы международного гуманитарного права.
Оказавшиеся во власти противника раненые и больные воюющей стороны, считаются военнопленными и к ним должны применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.
На основе норм международного гуманитарного права по отношению к указанной категории лиц применяется целый ряд мер по защите их прав.
1. В отношении них запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность (убийство, увечье, жестокое обращение, пытки и истязания), взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство (оскорбительное и унижающее обращение), осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения.
2. Раненых и больных должны подбирать и оказывать им помощь.
3. Сторона, находящаяся в конфликте, во власти которой окажутся раненые и больные, должна обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации. Строго запрещается каким-либо образом посягать на их жизнь и личность, повергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения болезнями.
4. Конфликтующие стороны при позволяющих обстоятельствах должны заключать соглашения о перемирии или прекращении огня, для того, чтобы подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, произвести обмен ими.
5. Военное командование должно разрешать населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственному почину подбирать раненых и больных, независимо от их национальности, и ухаживать за ними.
6. Постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования медицинской службы не должны ни при каких обстоятельствах быть подвергнуты нападению: конфликтующие стороны обязаны принять их под свое покровительство и обеспечить им охрану.
7. Госпитальные суда из состава вооруженных сил на море не должны подвергаться нападению с суши. Не должны подвергаться нападению и санитарные летательные аппараты, следующие на высоте, во время и по маршрутам, специально предусмотренным соглашением между воюющими сторонами.
Военнослужащий (комбатант), оказавшийся во власти противника, согласно отмеченным правовым документам, может претендовать на статус военнопленного, а сторона, к которой принадлежит комбатант, может потребовать для него статуса военнопленного посредством официального уведомления властей задержавшей его стороны. Наемники, так же как и шпионы, не имеют права на статус военнопленного, если они осуществляют свою деятельность без униформы.
Из содержания международно-правовых соглашений вытекает, что право на плен в первую очередь есть право военнопленного на сохранение жизни.
Статусу военнопленного посвящено 143 статьи в третьей Женевской конвенции, в них подробным образом излагаются вопросы, касающиеся защиты и условия содержания комбатантов, попавших в плен к неприятелю.
Военнопленным должна обеспечиваться защита, в особенности от всяких актов насилия, запугивания, оскорблений, по отношению к ним не должны допускаться репрессалии. Они имеют право на уважение к их личности и чести при любых обстоятельствах. Государство, держащее их в плену, должно обращаться одинаково со всеми военнопленными, без какой-либо дискриминации, за исключением случаев привилегированного режима, устанавливаемого для отдельных из них по состоянию здоровья, возрасту или квалификации. Примечательно, что держащее в плену государство может ограничивать не саму правоспособность военнопленного, а осуществление связанных с нею прав – в той степени, в какой этого требуют условия плена.
Конвенции устанавливают порядок получения сведений о военнопленном. При допросе военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или за неимением такого, другую равноценную информацию. В дальнейшем им обязаны выдать удостоверение личности военнопленного.
Запрещены физические или моральные пытки, другие меры принуждения военнопленных для получения от них каких-либо сведений. Военнопленным, отказавшимся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям, преследованиям или ограничениям. Те военнопленные, которые не в состоянии дать сведений о своей личности из-за состояния здоровья, должны быть переданы на попечение медицинской службы, а их личность должна быть установлена иным способом.
Обязанностью держащего в плену государства является бесплатное обеспечение содержания военнослужащих, а также оказание врачебной помощи, которой требует состояние их здоровья.
Знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия, все вещи личного пользования (противогазы, предметы обмундирования и питание) не подлежат изъятию у военнопленных. Для обслуживания офицерских лагерей выделяется необходимое количество военнопленных солдат.
Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащего в плену государства, расположенные в той же местности.
Помещения, предназначенные военнопленным должны обеспечивать гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья – защищены от сырости, в достаточной мере отапливаться и освещаться. Держащее в плену Государство обязано принимать все меры гигиены для предупреждения возникновения эпидемий. Предусматривается, что медицинская помощь военнопленным будет оказываться преимущественно медицинским персоналом Государства, за которым они числятся. Медико-санитарный и духовный персонал, задержанные держащим в плену государством с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными.
Четвертая Женевская конвенция предоставляет защиту непосредственно гражданскому населению. Нормы современного международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов, определяют меры как общей, так и специальной правовой защиты гражданского населения и отдельных граждан от последствий военных действий.
Общая защита предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданам независимо от их возраста, пола, расовой или национальной принадлежности, политических, религиозных убеждений. Меры специальной защиты устанавливаются для отдельных категорий гражданских лиц и обусловлены либо их повышенной уязвимостью в условиях войны, либо спецификой тех профессиональных функций, которые выполняют в период вооруженных конфликтов. К первой категории относятся женщины, дети, раненые и больные граждане. Ко второй – персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны, журналисты.
Первый Дополнительный Протокол 1977 года усилил правовую защиту гражданского населения в целом во время конфликтов международного характера. Второй Протокол 1977 года распространил эту защиту на ситуацию конфликтов немеждународного характера, в которых гражданское население подвергается наибольшей опасности в силу того, что представляется более затруднительным провести различие между гражданскими лицами и комбатантами. А Дополнительные протоколы 1977 года устанавливают минимальные гарантии правовой защиты для всех лиц, не пользующихся более благоприятным режимом защиты.
С целью осуществления общей защиты мирного населения международным гуманитарным правом определены следующие правила:
1. гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений.
2. Гражданские лица должны пользоваться защитой, за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях.
3. Присутствие или передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц не должно использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им.
Акты целенаправленного насилия, связанные с терроризацией населения, недопустимы. Запрещаются и нападения неизбирательного характера, в частности, нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты; нападения, связанные с методами и средствами ведения военных действий, которые на конкретные военные объекты не могут быть направлены, или нападения с применением методов и средств с неограниченными последствиями, что приводит к поражению военных и гражданских объектов, комбатантов и некомбатантов без различия. Недопустимы нападения на гражданских лиц в порядке репрессалий.
Международно-правовые нормы защищают объекты, необходимые для выживания гражданского населения. Не могут быть объектом нападения установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, атомные электростанции), если их разрушение приведет к тяжелым последствиям среди гражданского населения. Недопустимо причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, когда это угрожает здоровью лиц, выживанию населения.