Лекции.Орг


Поиск:




Как ввести эго в заблуждение




ПРОСТОТА

Суть всех великих духовных учений можно изложить в нескольких простых пунктах. (Технически все они сводятся к предупреждению, что надо избегать того, что вызывает слабость при мышечном тестировании, и стремиться к тому, что делает сильнее.)

Выбирайте легкость, милосердие, прощение, сочувствие и безусловную любовь ко всему живому, во всех его проявлениях, без исключений — в том числе и к себе. Сосредоточьтесь на бескорыстном служении и на том, чтобы оделять любовью, предупредительностью и уважением все живое.

Избегайте негативизма, мирской жажды, жадности к удовольствиям и собственности. Отриньте самоуверенность, суждения о правильном и неправильном, тщеславие ощущения своей «правоты» и ловушки праведного гнева.

Стремитесь понимать, а не осуждать. Почитайте учителей, которые опираются на эти принципы, и игнорируйте остальных. Применяйте эти принципы к точке зрения человека на себя и на других. Верьте в любовь, милосердие, бесконечную мудрость и сочувствие Божества, которое видит все человеческие ошибки, ограничения и слабости. Верьте и доверяйте Непрощающей любви Бога, и поймите, что порицание и страх осуждения порождаются эго. Как солнечный свет, любовь

Бога льется на всех в равной мере. Избегайте ошибочных антропоморфных описаний Бога как завистливого, гневного, разрушающего, пристрастного, мстительного, неуверенного, уязвимого, торгующегося.

САМООТРЕЧЕНИЕ И ЖЕРТВА

Это произвольные символы, которые предполагают, что человек рассматривает духовные принципы с точки зрения личных интересов эго и его негативных суждений. Для эго духовные принципы представляют вероятную потерю позиции, но с точки зрения духа это достижения.

Первые акты самоотречения и жертвенности должны быть направлены на замену тщеславия смирением. На практике человек просто отрекается от тщеславия, самоуверенности и осуждения. Отрекшись от позиционирования, человек избавляется от ограничений «ошибки в полярности противоположностей», двойственных последствий восприятия. Отрекшись от мысленной привычки определять себя термином «Я», он ослабляет хватку нарциссической сути эго. Субъективное местоимение «я» заменяется привычкой выражать мысли в третьем лице. Использование безличностных выражений в описании происходящего помогает избежать личного погружения в проблемы. Бесстрастные утверждения выглядят более уравновешенными и объективными, потому что охватывают много сторон спора, а не передают одно предвзятое мнение.

То, что человек наблюдает в мире человеческих событий, не является правильным или неправильным, а всего лишь воплощает действие энергетических полей сознания, которые сталкиваются и выражаются через отдельных людей при определенных пространственно-временных условиях. Если избегать гипотетической точки зрения, что люди «могли бы» быть иными, чем являются сейчас, то можно увидеть, что в действительности люди не могут не быть такими, какие есть. Если бы они могли стать другими, то стали бы. Ограничения определяют возможности; гипотетическое не существует; это не реальность, а воображение. Нет ничего логичного в том, чтобы порицать человеческое поведение, сравнивая его с гипотетическим идеалом.

Возмущение уступает сочувствию благодаря пониманию и делает очевидной истину великих исторических утверждений: «Не ведают они, что творят» (Иисус Христос) или «Единственный грех — невежество» (Будда).

КАК ПРЕВЗОЙТИ НЕГАТИВНОЕ

«Сражаться с грехом» и вступать в борьбу, используя «силу воли» для того, чтобы преодолеть недостатки — не самый практичный и окупающийся путь. И так существуют позиционирование и ловушки, которые связывают разум дуалистичными ошибками «противоположностей».

Выход из конфликта — не пытаться избавиться от негативного, а выбирать и принимать позитивное. Моральные дилеммы разрешаются автоматически, если миссией жизни видится понимание, а не осуждение. Профессионалы все время так делают. Врачи и юристы даже говорят своим пациентам и клиентам, что их работа — исцелять или защищать, а не осуждать. Хирург одинаково оперирует сломанное бедро святого или преступника. «Не мое место и не моя задача судить в таких вопросах», — часто говорят они.

Чувство огромного облегчения приходит, когда мы осознаем, что, выбрав духовную жизнь, оставляем праведное осуждение и вызываемую им ненависть. Стремление к духовным «благам» приносит пользу всему человечеству, и поэтому можно сказать, что это самое похвальное занятие.

Духовный путь определяет роли, которые отличаются от ролей человека, не занимающегося духовным развитием. Он предполагает иной набор стандартов, иное направление энергии и внимания, чем обыденное стремление к тщете эго и мирским благам. Человек жертвует материальными или эгоцентрическими прибылями ради духовного прогресса, и тем самым временное подчиняется постоянному, а то, что обладает истинной ценностью, предпочитается пустым иллюзиям. Мера, полезная для принятия решений, — представить себя на смертном одре и спросить: «Какие решения я хотел бы иметь за душой в такой час?»

Благодаря духовным исследованиям (которые может проверить любой) мы точно знаем, что сознание не упускает ни йоты жизни; все учитывается, за все приходится нести ответственность, и ничто не проходит незамеченным и незафиксированным. Это соответствует многовековому опыту и мудрости разных человеческих культур и звучит общей темой во всех религиозных и духовных учениях.

На практике человек превосходит негативное, просто выбирая его противоположность. При развитой внутренней дисциплине, которая порождается страстным следованием пути, негативный выбор перестает быть возможным. Мы все становимся сознательными отказниками, когда проводим черту и устанавливаем границы. Это происходит почти автоматически, как последствия выбора духовных целей, которые мы ценим превыше всех целей мира.

СЛУШАЙТЕ СЕБЯ

Духовные взгляды в обществе в целом не слишком популярны. Не обязательно навязывать другим свою точку зрения. Проповедовать лучше личным примером, а не принуждением и хватанием за пуговицу. Мы влияем на других самими собой, а не тем, что говорим или чем обладаем. С социологической точки зрения высказывать мнения, расходящиеся с общепринятыми, может быть, похвально, но это приводит к конфликтам, ввязыванию в споры и нарушению мировой гармонии. Преследование «благих целей» — роль социального и

политического реформатора, занятие, отличное от дела искателя просветления. Похвальные предприятия могут казаться заслуживающими сочувствия и поддержки, но в то же время они определяют восприятие личности, устанавливая внутренние ограничения и жестко заданный курс. Погружение в мирские проблемы — роскошь, от которой искатель духовного просветления должен отречься.

У каждого человека своя карма и свое предназначение, которое нужно реализовать, и лучше не путать эти миссии. Следовавшие духовной мотивации святые прошлого действительно вели за собой человечество, такой была природа их миссий и мера их духовной отваги, часто приводившая даже к тому, что они жертвовали физической жизнью. Вместе такие социальные святые вдохновляли целые нации и культуры, и таким образом своим публичным образом жизни служили всему человечеству на протяжении столетий.

Призвание духовного ученика, ведущего приватную жизнь, скромнее, но не менее важно и тоже служит всему человечеству. Социальные святые приносят духовный подъем внешними действиями и примерами. Посвященные служат тому же, развиваясь внутренне. Любое повышение их уровня сознания влияет на сознание всего человечества, незаметно на первый взгляд, но очевидно для духовных исследований. Калиброванный уровень сознания человечества — это общий показатель стадий эволюции всех людей, и более высокие уровни намного сильнее, чем негативные.

Сила любви, которую излучает сознание всего лишь доли человечества, полностью уравновешивает негативность всей массы человечества. Семьдесят восемь процентов населения мира по-прежнему находится в негативном диапазоне, ниже калибруемого уровня 200, только четыре процента достигло калибруемого уровня Любви, равного 500, и только четыре Десятых процента достигает уровня Радости, равного 540. Поэтому всякая мысль о любви и сочувствии уравновешивает Множество негативных мыслей других людей. Мы меняем мир Не своими словами, а последствиями того, чем мы становимся. Поэтому любой духовный ученик служит миру.

ОБЫДЕННАЯ ЖИЗНЬ

Смысл определяется контекстом, который задает мотивацию. Мотивация характеризует духовную ценность. Посвятить свои действия служению любви в жизни — значит освятить их и превратить мотивацию из эгоистичной в бескорыстную. Мы определяем высший класс как преданность высочайшим стандартам. Каждое действие может рассматриваться как возможность восславить Бога чистотой предприятия. Все физические задачи и труды могут быть составляющими вклада человека в мировое благо. Мельчайшие задачи могут оказаться служением общему благу, и если они рассматриваются в таком свете, работа становится благородной.

То, какой контекст придается жизни, может приносить либо радость, либо сожаление. Жадность сменяется щедростью. Если ваши усилия приносят пользу другим, тем лучше. У каждого есть возможность присоединяться к миру гармонии и красоты, проявляя доброту к другим и тем самым поддерживая человеческий дух. То, что бескорыстно отдается жизни, приходит к нам обратно, потому что мы — та же часть этой жизни. Каждый дар возвращается к дарителю. То, что мы одобряем в других, мы одобряем в себе.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Будем реалистами: нужно учитывать, что решение посвятить свою жизнь достижению просветления необычно и относительно редко для нашего общества. Цель общества в целом — достичь мирского успеха, а цель просветления — превзойти мирское. Важно помнить, что мир действует в ограниченной ньютоновской парадигме линейной причинно-следственной связи, в которой преобладает определенное восприятие «реального». Духовность же основана на невидимой реальности и сфере недвойственности, и потому может казаться нереальной или, в лучшем случае, странной в обыденном мире.

Для убежденного реалиста, который опирается на материальный редукционизм и измеримые, конкретные «результаты», ценности избравших духовный путь кажутся невнятными, эфемерными и подозрительными. Поэтому уровни Разума и Логики, 400-е уровни шкалы, доминирующие в нашем обществе, скептически рассматривают ценности и мотивации 500-х уровней и отрицают реальность существования всех уровней выше 600.

Большинство людей обычно считают духовность и религию (которые они путают друг с другом) связанными с «правильным и неправильным». Общество пронизано моралистическими противоположностями добра и зла, что приводит к целой панораме социальных институтов. Это законы, тюрьмы, правительственные распоряжения, налоги, финансы, суды, полиция, армия, политика и войны.

Напротив, у чисто духовных организаций нет авторитарной структуры, они не владеют зданиями или имуществом, у них нет чиновников, богатств, добра и денег, и они стараются не настаивать на своих взглядах и не участвовать в решении внешних проблем. В действительности духовные организации не делают публичных заявлений и работают исключительно за счет добровольной приверженности духовным принципам. Они не проповедуют, у них нет наемных работников, но есть добровольные помощники. У них нет долгов, обязательств или капиталовложений, и потому истинно духовное «в мире, но не от мира сего». Духовность не ищет благодарности и не принимает обвинения.

Лучшие примеры таких групп в современном обществе — так называемые программы «двенадцати ступеней», единственная сила которых порождается их духовной чистотой и развивается настолько, что они избавляют человечество от многих страданий. Эти группы калибруются уровнем 540, Уровнем Радости.

«Исключительная жизнь» становится таковой благодаря контексту и смыслу, и потому выбор задает иерархию ценностей, которая определяет все действия. Разница между обыденной и исключительной жизнью в основном заключается в контексте. Ценить любовь превыше выгоды — уже такое сильное изменение мировоззрения, что оно меняет жизнь.

Когда люди находят духовное вдохновение и посвящают себя этому пути, вся их жизнь может очень сильно измениться. Многие из них вдруг уходят с работы, бросают карьеру, оставляют семью и друзей и часто отправляются в удаленные от других людей места. Семья и знакомые обычно воспринимают такие перемены с тревогой и ищут правдоподобные психологические объяснения. В обыденном мире обычные люди не срываются внезапно с места, бросив все, чтобы найти Бога. Духовные искатели противоречат мирскому своей готовностью отречься от всего, чтобы следовать невидимому внутреннему призыву. Из-за того, что цели духовного человека невидимы, обыденному миру кажется, что тот сошел с ума или пытается «уйти от реальности».

Семьи или друзья могут сердиться и обижаться на кажущееся уничтожение достигнутого и отказ от тех самых целей, к которым стремится мир. Отречение от привилегий, денег, власти и положения воспринимается вызывающим и даже оскорбительным. Многие посвященные принимают подобный нематериалистический образ жизни, который прежним знакомым кажется «отказом от ответственности».

ДУХОВНЫЕ ГРУППЫ

Вступление в духовную группу или организацию — личный выбор, определяющийся многими факторами, из настоящего и прошлого. Самый важный из них — калибруемый уровень сознания группы или организации и их лидеров. Традиционно «благодать гуру» — это внутренний источник силы духовных учений, соответствующий калиброванному уровню сознания. Поэтому калибруемые уровни основателя учения и самого учения принципиальны. Важность этого нельзя преувеличить.

Усердие и энтузиазм не заменят истину; не заменит ее и вера тысяч или даже миллионов последователей. Духовная проницательность — редкий дар, и обычно он не проявляется, пока не откроется духовное зрение, «третий глаз». До этого любой духовный искатель, как бы рьяно он не занимался, легко может быть одурачен. Если бы самозванцы в духовности не были такими внушительными, харизматичны-ми, правдоподобными и убедительными, у них не было бы последователей. Нужно быть экспертом или обладать очень развитым сознанием, чтобы понять разницу. Такие духовные ошибки вызываются тем, что ложные гуру ошибаются в контексте, а контекст превосходит ограниченное восприятие посвященного.

Эрудиция тоже не гарантирует истину. Есть блистательные учителя, у которых, как показывает исследование, неуравновешенна сердечная чакра. Напротив, полные любви учителя, «щедрое сердце», у которых при этом закрыты чакра «третьего глаза» или коронная чакра, ведут последователей по неверному пути, к, возможно, самому мучительному из человеческих переживаний: духовное разочарование, которое заканчивается депрессией и даже самоубийством.

ТРАДИЦИОННЫЕ КРУПНЫЕ РЕЛИГИИ

Предупреждение caveat emptor — «пусть покупатель будет бдителен» — относится ко всем без исключения. Многие из великих мировых религий зародились в примитивных кочевых племенах и культурах. В то время большинство людей были невежественны. На невежественных людей легко произвести впечатление и повлиять, особенно страхом и суевериями, и они склонны мыслить антропоморфными понятиями. В те Дни в изобилии развивались культы. Науки не было, и потому многие природные явления приписывались сверхъестественным силам. Для того чтобы повлиять на них, использовались амулеты, части тела животных, камни, скульптуры, магические звуки и символы. Поклонялись местам на земле и природным феноменам, горам и вулканам, а также священным землям или «святым» местам и руинам.

«Боги» отвечали за большие природные катастрофы. Засухи, потопы, землетрясения, затмения Солнца и расположение звезд — все наполнялось сверхъестественным смыслом, всему приписывались магические силы. Люди почитали животных и их духов. Был широко распространен анимизм. Во всем участвовали «духи». Поэтому популярностью пользовалось «управление» духами. Высоко ценились священные наркотики, чары, заклинания, транс, наговоры и жертвоприношения. Считалось, что разгневанным богам можно угодить, если морить себя голодом, заниматься самобичеванием, приносить в жертву животных, калечить людей, играть с опасными зверями и змеями, лежать на постели из гвоздей, умерщвлять плоть, жить в болезнях и «святой» нищете, прибегать к ритуальным пыткам и убивать зверей, птиц и девственных женщин.

Именно из этой культуры — трясины жестокости и невежества — часто и возникала религия. Почему считалось, что Богу понравится пролитие крови животных или смерть девственниц? Этого не понять, если не осознавать, что такие культуры верили и обожествляли полную противоположность Бога. Такое сильное искажение истины — проекция темной стороны эго. Эти негативные «боги» на самом деле были богами уныния, воплощениями мести, зависти, злобы, кары, осуждения, гнева, разрушения, наказания; они повергали души в пучины Ада и выкашивали целые нации мором, голодом, потопами, пожарами и бурями.

Религия, рождавшаяся в таком болоте негатива, склонна подчеркивать и сосредоточиваться на негативной энергии, Аде, наказании и отмщении, и использовать их как оправдание для всех форм жестокости, войн, увечий, гонений, приговоров, сожжения на кострах, изгнания, заключения в тюрьмы и отрубания рук.

Все это считалось святым, потому что страдание во всех формах обожествлялось. Поэтому превозносилось убийство неверных, а конфликты считались оправданными. Всегда можно было найти рациональные причины для того, чтобы вспомнить прошлую культурную несправедливость, и это якобы оправдывало расплаты на протяжении многих столетий и поколений.

В тисках такого негатива религия стала страшнейшим притеснителем общества, насаждающим безумную несправедливость и жестокость. Культура, живущая в яде уныния, ожидает и проецирует на бога угрозу, жестокость и ярость. Замена Небесного Бога «богами Ада» — духовная ошибка, настолько огромная и поразительная, что ее масштабы и серьезность последствий для человечества практически непредставимы.

Величина и распространенность страданий человечества открылась однажды, на более раннем этапе жизни, и откровение шокировало. В одно мгновение религия сменилась атеизмом. Вера в Бога как творца таких ужасов и страданий была непредставима. Много лет спустя пришло осознание, что ошибка заключалась в присваивании Богу свойств эго. Оглянувшись назад, нетрудно понять, что атеизм — всего лишь отрицание ложных богов человечества, потому что духовная интуиция подсказывала: настоящий Бог должен быть полной противоположностью того, о ком рассказывает религия. Интуитивное понимание позднее подтвердилось — появление и сияние Божества в сознании стерло остатки таких абсурдных убеждений.

Просто просмотрев Карту Сознания, легко увидеть, что исторически гневные «боги» калибруются намного ниже 200 и потому не обладают целостностью, они находятся в сфере лжи, а не истины. На Шкале «Бог» в представлении негативных энергетических полей описывается как безразличный, мстительный, карающий, осуждающий, злопамятный и презирающий. (Бог презирает всех грешников.) Это боги ненависти, которой человечество оправдывало свою жестокость и варварство на протяжении многих веков.

Конечно, история цивилизации, по меньшей мере, в последние пять тысяч лет представляет собой постоянный кошмар, достигший кульминации в последнем столетии, в резне и убийствах миллионов людей. Путаница между демонами и богами принесла огромные и чудовищно серьезные последствия для человечества.

Даже в такой исторической обстановке находились люди достигшие высокого духовного развития, которые возражали против путей разрушения, но общество вскоре сочло их врагами, которых нужно заставить молчать. В слепом обществе тот, кто возражает другим, кто все еще может видеть свет, считается непатриотом, или иконоборцем, или психом, или трусом, и наверняка угрозой для статус-кво. Отказ следовать общественным заблуждениям воспринимается как опасная подрывная деятельность.

В истории редких посвященных, которые переживали высшие состояния сознания или даже просветление, называли мистиками, часто считали еретиками, казнили, отлучали от церкви или сжигали на кострах. Их учения угрожали властным структурам, основанным на духовной ошибке. Правлению вины, греха и страха угрожал Бог бесконечного милосердия, сочувствия и безусловной любви. До сих пор людям не удавалось понять, что истина приносит покой, а ложь — страх. По этому признаку легко увидеть разницу.

В конце восьмидесятых годов прошлого века уровень сознания человека, наконец, сделал скачок вверх от значения 190, на котором находился много столетий, и пересек важнейшую, критическую границу 200, уровень Целостности, достигнув нынешнего уровня 207. Такой высокий уровень сознания больше не принимает жестокость и ненависть, и большая часть общества, в том числе церковь, не поддерживает грех и страх. Теперь они говорят о Боге Любви. Нынешний Папа возражает против убийств, казней инквизиции и против неспособности общества защитить невинных и притесняемых.

Словно наступление весны, близится новая эра в понимании Бога человеком. Теперь уровень сознания человечества достаточно высок, чтобы можно было распознать истину Бога Любви, а не почитать бога вины и ненависти.

Человечество стоит у величайшего порога настоящего пробуждения; возможно, это и есть истинная природа второго пришествия Христа, которое предсказано в Писании. Цивилизация едва не уничтожила сама себя с помощью атомного оружия, прежде чем «достигла дна» и снова обратилась к свету. Искажение духовной истины до ее полной противоположности может произойти, только если уровень сознания человечества ниже 200, но начинает исправляться, когда преобладающий уровень сознания пересекает границу Истины и Целостности, равную 200.

Только в последние годы человечество приняло благодать различия истины и ошибки. Гильотина больше не служит символом свободы, равенства и братства — теперь в ней видят то, чем она является на самом деле. Обществу приходится решать больше моральных дилемм, возникающих из-за столкновения приверженцев старых богов с новыми парадигмами реальности. Сейчас возникают такие парадоксы, как атеисты, защищающие в суде богоданное право на свободу, обещанное им Конституцией и Биллем о правах, где говорится, что свободы и права основаны на том, что Бог создал всех равными.

На уровне чуть выше 200 Бог воспринимается воплощением справедливости, равенства и свободы. Он, наконец, становится милостивым и дружелюбным. Теперь то, что в Рай действительно можно попасть, кажется привычной реальностью, и новые надежды появляются из глухого отчаяния человечества, поколениями жившего в безнадежности. Человечество вступает на путь к возрождению, и Бог Радости приходит на смену богу страха и ужаса.

По мере того, как повышается уровень сознания человечества, автоматически происходят крупные перемены в преобладающих взглядах и стилях жизни. Негативное постепенно становится все менее привлекательным, приемлемым и убедительным. У ненависти, мести, гордыни и лицемерия находится все меньше сторонников. Теперь становится очевидно, что карательные меры приводят к очень неприятным последствиям; неравенство и несправедливость становится труднее рационализировать. Обращаться к прежним негативным богам уже не модно и не убедительно, и такие крайности перестают восприниматься приемлемыми и обоснованными.

Грех сменяется ответственностью, мстительная мораль — этикой, осуждение — пониманием. Понятия «добра» и «зла» становятся относительными, контекст постепенно принимает более определенные очертания и воспринимается как положительный фактор. Общая разумность начинает сменять массовую истерию, и население не так легко покупается на пропаганду насилия.

Хотя в большей части западного мира уже распространяется такое развитие сознания, но на земном шаре остаются территории, на которых все еще властвуют старые боги. Там религиозные войны и их политические сторонники продолжают искажать духовную истину и пропагандировать агрессивные столкновения и войны.

Интереснее всего то, что за завесу невежества, окружающую такие культуры, теперь проникают средства электронных коммуникаций, которые преодолевают политические границы. Кто бы мог подумать, что зло однажды потеряет хватку благодаря транзистору?

Послания истины и свободы в наши дни легко может получить практически любой. Тирания бессильна перед наступлением Интернета. Информация становится самым могущественным инструментом с тех пор, как Гуттенберг изобрел печатный станок.

Благодаря свободе коммуникации все человечество, наконец, объединилось и слилось в рождающейся свободе и братстве. Разные «языки», разделявшие его на конфликтующие группы, теперь собрались в общий язык, легко понятный даже детям.

Появление новой парадигмы реальности отражается и в недавнем довольно внезапном падении тоталитарного атеистического коммунизма в бывшем СССР и Восточной Европе. Его исчезновение в остальном мире неизбежно и гарантировано свободой коммуникаций и экономической необходимостью. Коммунизм в СССР пал без единого выстрела. Он был «побежден» не в «войне против зла», а благодаря появлению его противоположности. Эволюция происходит не за счет уничтожения негативного, а за счет выбора и следования позитивному. Это демонстрирует и мирное согласие Северной и Южной Кореи.

В научном мире в последние годы прошлого века тоже произошли значительные перемены. Прежняя слепота науки ограничивала ее детерминистским материализмом ньютоновской линейной парадигмы реальности, которая останавливала научное осознание, заставив его замереть на уровне сознания, калибрующемся как 499. Это уровень Ньютона, Эйнштейна, Фрейда и всех остальных великих мыслителей и ученых. Информация, которую нельзя объяснить интегральным счислением, игнорировалась как «хаотичная» и выходящая за пределы сферы научного исследования.

Поскольку вся жизнь и свойственные ей процессы нелинейны, любые подобные знания и реальность находились далеко за пределами парадигмы возможного с точки зрения классической науки. Все кардинально переменилось после открытия теории хаоса, или нелинейной динамики, которая открыла всю жизнь изучению. Появился мост, способствующий пониманию между наукой и духовностью благодаря ясности, которую внесла калибровочная Карта Сознания.

Наука решила, что все не подлежащее определению и измерению («реальность в измерениях») нереально и является плодом воображения. Поэтому наука обесценивала все серьезные исследования и изучение человеческих ценностей: любви, сочувствия, красоты, прощения, вдохновения, веры, симпатии, верности, благодарности, надежды и счастья. Другими словами, все, что составляет настоящую сердцевину и реальность человеческого существования и мотивации.

Наука также не может понять значение тонкого и неосязаемого. Однако это лучший инструмент, который до сих Пор был у человека для оценки и управления физическим миром. То, что он ограничен, — не недостаток, а всего лишь определение диапазона его полезности. На самом деле знать свои границы — признак силы, а не слабости.

Важный элемент в теории хаоса — открытие так называемых «полей притяжения». Они подтверждают, что за тем, что кажется необъяснимыми, хаотичными и случайными событиями, на самом деле есть скрытое энергетическое поле, рисунок которого влияет на появление «стохастических», или случайных, данных. Эти схемы различимы под природными явлениями, которые выглядят бессмысленными или непонятными, и объясняют глобальные и местные перемены в среде и погодных явлениях, а также само биение человеческого сердца.

Необъяснимое остается непредсказуемым, но становится понятным. Иерархические уровни духовной реальности теперь поддаются проверке и изучению; это прежде невидимые сферы, о важности которых и не подозревали. То, что всем человеческим поведением и убеждениями управляют уровни сознания и скрытые поля притяжения — понимание, которое проливает свет на подоплеку поведения человечества на протяжении всей его истории.

Калиброванный уровень сознания любой культуры, нации, группы, человека или организации отражает вполне предсказуемый диапазон ожидаемых взглядов, мыслей, эмоций и идей. Подобно птичьим стаям, следующим невидимым маршрутом, схемы поведения целых сегментов общества открыты для изучения и осознания. Человечество может принять только ту парадигму реальности, которая находится в его рамках или не выходит далеко за них; рамки определяются внутренним калиброванным полем сознания.

Эти невидимые энергетические поля протягиваются за пределы времени и пространства и находятся везде: в любом историческом периоде, во все времена, вокруг каждого. Подобно радиоприемнику, каждый человек настраивается на мыслительное поле своего уровня сознания. Находящиеся на 300-х уровнях, к примеру, вибрируют совсем не так, как находящиеся на 400-х. Каждый уровень обычно отрицает реальность существования других уровней. К примеру, на уровне 190 могущественным мотивационным фактором служит гордыня — вспомним гитлеровскую Германию. Гордыня становится оправданием, средством и вершиной выполнения желаний.

Напротив, на 400-х уровнях преобладают рациональность, логика и научная информация. Только когда сознание достигает 500-х уровней, любовь и сочувствие получают настоящий смысл, становятся реальностью, или основой поведения.

Конфликт между разными уровнями энергетических полей вызывает классовые расхождения и столкновения общественных групп, со всеми их политическими позициями. Маятник общественного мнения обычно качается из одной крайности в другую, и в процессе правящая группа пытается избавиться от взглядов, отличающихся от преобладающих идей и убеждений. На высших уровнях конфликты решаются благодаря пониманию, сочувствию и осмыслению, а на низших конфликты решаются спорами, казнями и войнами.

До сих пор никто не заметил, что человечество вышло из тьмы и невежества прошлого навстречу надеждам и перспективам Света, и не осознал огромные перемены, которые несет это событие. Переход с уровня 190 на 207 — это самое большое и значительное событие во всей истории человечества. Характерно, что оно произошло бесшумно, без лишних слов и за пределами восприятия. Его вероятность как судьбы человека предсказывалось явлением человечеству великих аватаров.

Бесконечная сила Божественности сияет сквозь уровни сознания, как солнечный свет в лесу. Она поддерживает все живое. Лишенное силы Света, сознание возвращается к временной иллюзорной замене — насилию. Насилие ограничено, а сила безгранична. Поэтому конец неизбежен; насилию не устоять против силы, а без поддержки силы насилие по самой своей природе иссякает и заканчивается.

Благодаря добавлению в общий спектр знаний нелинейной недвойственной реальности становится совершенно очевидно, что самое объемное и радикально научное утверждение на свете, как ни странно — Gloria in Excelsis Deo.

Глава 6

ЗАВЕРШЕНИЕ ЭГО

Откровение приходит, когда убираются препятствия, стоящие на пути. Препятствия разваливаются сами, когда исчезают их опоры. Одна из опор — концепция «причинно-следственной связи». Почему это осознание так важно? Это можно понять, если увидеть, что вера в причину — это одна из главных опор иллюзии, будто человек представляет собой отдельное, существующее само по себе, независимое «Я», или эго.

«Причинно-следственная связь» по сути своей двойственна — есть «то», которое вызывает «это». Поэтому существует мнимая логическая необходимость в «Я», которая служит объяснением и причиной действий «этого». Отсюда за мыслями появляется воображаемый «мыслитель», за действиями — «деятель», за чувствами — «чувствующий», за изобретениями — «изобретатель».

Также характерно для эго путать идентичность с действиями, поведением, ролями или титулами. Эта путаница вызывается неверной идентификацией «Я»: не только как отдельного деятеля, но и как нечто слитое с образом себя, составленным из действий, поведения, чувств, мыслей. Вера, что человек представляет собой набор качеств, например хороших и плохих, или что он является своим призванием, укрепляет иллюзию отдельного деятеля. Потому «Я» перестает узнаваться и погружается в бездонную трясину самоопределений. Если определения «хорошие», человек счастлив; если они «плохие», он чувствует себя подавленным или виноватым. В действительности все самоопределения ошибочны и равно обманчивы.

Стоит понимать, что иллюзия отдельного «Я», или сущности, создает ложную идентичность, упорство которой кажется трудным преодолеть, по нескольким причинам. Человек влюбляется в свое драгоценное «Я», и вскоре становится одержим им, делает его субъективным центром своего языка и мыслей. Эгоистичное «Я» идеализируется как герой или героиня истории и драмы человека. В ней «Я» оказывается преступником, жертвой, причиной, адресатом всех обвинений и похвал и ответственным за них, центральным актером в мелодраме жизни. Также требуется, чтобы «Я» было защищено, и его выживание становится самым важным. Оно предполагает, в числе прочего, необходимость быть «правым», любой ценой. Вера в реальность «Я» приравнивается к выживанию и продолжению существования.

Для того чтобы преодолеть идентификацию с «Я», необходимо отпустить все названные выше мыслительные привычки. А это требует готовности «пожертвовать» всеми этими чертами и мыслительными привычками во имя Бога, любви и смирения. Это требует готовности отпустить все мысленные предубеждения. При должном упорстве тщета перестает восприниматься как истина, и в ней теперь видят основу для ошибок. В последнем великолепном взрыве человек осознает, что разум на самом деле ничего не «знает». Он разве что знает «про» что-то, но не может знать на самом деле, потому что знать по-настоящему значит быть тем, что знаешь; например, даже если человек знает все о Китае, это не делает его китайцем.

Ограничивать разум тем, что он, вероятно, знает — значит уменьшить его размер и влияние, так что он становится слугой человека, а не его повелителем. Очевидно, что разум на самом деле работает с допущениями, внешними иллюзиями, воспринимаемыми событиями, не поддающимися проверке заключениями и умонастроениями, которые ошибочно принимает за реальность. Такой реальности, которую конструирует разум, не существует.

Разум склонен к экспансии и приписывает себе «мирские» Мысли и мнения. При внимательном изучении оказывается, что все мнения ничего не стоят. Все это тщеславие, они не важны и не обладают ценностью. Разум каждого перегружен бесконечными мнениями, но если рассмотреть то, что они представляют собой на самом деле, оказывается, что это всего лишь умонастроения. Однако еще важнее, что они порождаются позиционированием и усиливаются им, и такое позиционирование приносит бесконечные страдания. Отказаться от позиционирования — значит заглушить мнения, а для того, чтобы заглушить мнения, нужно отказаться от позиционирования.

Ценность воспоминаний тоже уменьшается осознанием, что разум не только неправильно воспринимает настоящее, но и постоянно совершает ошибки в прошлом, и то, что помнит человек, на самом деле представляет собой запись иллюзий прошлого. Все действия прошлого основывались на иллюзии того, чем в то время считал себя человек. Есть глубокая мудрость в грустном выражении: «В то время это казалось хорошей идеей».

После размышлений и медитаций вера в воображаемое «Я» как настоящее «Я» человека уменьшается, так как осознается, что все явления происходят сами по себе, а не из-за внутреннего волевого «Я».

События жизни не вызываются ничем и никем. Сначала возникает некоторое разочарование от осознания, что все события в жизни — это безличностные, автономные взаимодействия всех граней или преобладающих состояний природы и Вселенной. В их числе функции тела, умонастроения, и ценности и значения, которые разум придает мыслям и событиям. Эти автоматические реакции являются безличностными последствиями прежнего программирования. Слушая свои мысли, человек понимает, что слушает всего лишь программы. На самом деле нет внутреннего «Я», которое вызывает поток сознания. Это открытие можно сделать, просто потребовав, чтобы разум перестал думать. Сразу становится очевидно: разум совершенно игнорирует желания человека и действует сам по себе, потому что не подчиняется доброй воле. Более того, он часто действует с точностью до наоборот.

В основе постоянства и доминирования эго — его претензия на авторство всех субъективных переживаний «я-мысли», выдающей себя за предполагаемую причину всех аспектов жизни человека. Это трудно заметить, если только во время медитации не сосредоточиваться изо всех сил на происхождении потока мыслей.

Временной разрыв между ощущающимися изнутри событиями и утверждением авторства эго — около 1/10000 доли секунды. Когда этот разрыв обнаруживается, эго лишается власти. Становится очевидно, что человек — свидетель явлений, а не их причина, не тот, кто их вызывает. Тогда «Я» становится объектом наблюдения, и человек перестает идентифицироваться с ним, как с наблюдающим или переживающим субъектом.

Интересна и способность функции слежения. Эго фактически встраивается между реальностью и разумом. Оно функционирует как второй монитор в аппаратуре высокой точности воспроизведения. Монитор воспроизводит только что записанную передачу с отставанием на долю секунды. Поэтому все, что человек переживает в обыденной жизни, на самом деле есть немедленное воспроизведение диктуемого эго. За эту долю секунды все поступающие материалы мгновенно редактируются эго согласно прежнему программированию. Поэтому искажения оказываются встроенными и происходят автоматически.

Этот экран скрывает реальность и прячет ее от осознания. Одна из первых деталей, которые замечают, выходя за пределы эго, — то, как все в жизни проходит огромнейшее преображение и превращается в ощущение себя живым. Человек начинает воспринимать реальность до того, как она искажается, приглушается и редактируется допущениями. Ощущение, которое человек испытывает, когда впервые ощущает жизнь такой, какая она на самом деле, ошеломляет. Всего за несколько мгновений до того, как исчезает иллюзия ложного «Я», ненадолго становится видимой Реальность, какой никто никогда не мог бы ее вообразить. После того, как убирают аппарат восприятия эго, открывается поразительная красота, В эту долю секунды ощущается смерть, потому что остатки структуры эго исчезают вместе с верой в то, что только оно было реальным.

Подводя итог, можно сказать, что эго — это сочетание позиций, связанных тщеславием и страхом. От него избавляет крайнее смирение, которое подрывает пропаганду эго.

Другая опора эго — вера в то, что оно служит нам источником понимания и выживания, и мы смотрим на него как на источник информации о себе и мире. Мы считаем его своим интерфейсом для взаимодействия с миром; словно телеэкран, оно приносит нам мир и его смыслы, и мы боимся, что без него потеряемся.

Всю человеческую жизнь эго было в центре всех его дел; поэтому в него вложены сильнейшие эмоции. Эго является одновременно источником и объектом стремлений, и нагружено сантиментами; с ним связана целая гамма человеческих чувств, неудач, потерь и находок, побед и трагедий. Человек одержим и влюблен в эту сущность, в ее переменчивые роли. Один только объем вложенного в эго заставляет считать его слишком ценным, чтобы от него можно было отказаться. Мы привязаны к нему многими годами тесного знакомства — надеждами, ожиданиями и мечтами. Человек оказывается привязан к этому «Я», которое считается центральным в переживании жизни.

Помимо длящегося всю жизнь вложения в то, что мы считаем собой, на горизонте будущего виднеется спектр смерти. Ужасное сообщение, что это «Я» обречено прийти к концу, кажется невероятным. Перспектива смерти как завершения «Я» кажется несправедливой, странной, нереальной и трагичной. Она вызывает страх и гнев. Весь диапазон эмоций, которые переживались по поводу жизни, теперь воспроизводится, но на этот раз в отношении смерти.

Избавление от эго как центра внимания требует отказаться от всех слоев привязанностей и тщеты, и со временем человек лицом к лицу сталкивается с первоочередной функцией эго — контролем за продолжительностью и выживанием. Поэтому эго держится за все свои права: их основная цель, обеспечение выживания эго — «причина» его одержимости прибылью, выигрышем, обучением, союзами и накоплением собственности, данных и навыков. Эго строит бесконечные

схемы, обеспечивающие выживание — иногда уродливые, иногда очевидные, иногда тонкие и скрытые от глаз.

Для среднего человека все вышесказанное выглядит пугающим и кажется дурной новостью. Однако для тех, кто участвовал в активной духовной работе, очевидны хорошие новости. В действительности эго вовсе не нужно умирать; жизнь не приходит к концу; существование не прекращается; и никакая ужасная трагическая судьба не ждет нас в конце жизни. Подобно самому эго, вся история — плод воображения. Человеку даже не нужно уничтожать эго или работать над ним. Единственная простая задача, которую нужно выполнить: отказаться от идентификации с эго как своим реальным «Я»!

Избавившись от идентификации, человек продолжает ходить и говорить, есть и смеяться; единственное отличие — что, как и тело, все эти действия становятся «ими», а не «мной».

Таким образом, все, что нужно — отказаться от обладания, авторства и иллюзии, что человек изобрел или создал это «Я»; увидеть, что оно было всего лишь ошибкой. Очевидно, что это вполне естественная и неизбежная ошибка. Все ее делают, но только немногие обнаруживают ее и готовы или способны исправлять.

Вероятность исправления этой ошибки неверной идентификации — преображение, которой невозможно произвести без Божьей помощи. Чтобы отказаться от того, что кажется самой сутью существования, нужно обладать огромной отвагой и решительностью. Сначала эта перспектива пугает и вызывает страх потери. Возникает страх, что «я не буду собой». Рядом с ним есть и страх потери безопасности и знакомых вещей. Знакомое означает комфорт, и всегда есть скрытая фраза: «"Я" — все, что у меня есть на самом деле». Идея отпустить знакомое «Я» вызывает страх пустоты, несуществования или, возможно, жуткого «ничего».

Для того чтобы облегчить переход идентификации от эго к Высшему «Я», полезно знать, что меньшее сменяется большим, и потому не ощущается никакой потери. Комфорт и безопасность, которые собирались по крупицам и жестко основывались на собственной идентификации с малым «Я», выглядят крохотными по сравнению с обнаружением истинного «Я». «Я» намного ближе к ощущению «себя». У малого «Я» случались всевозможные неудачи, страхи и страдания, а реальное «Я» выходит за пределы их вероятности. Малому «Я» приходилось нести бремя страха смерти, а реальное «Я» бессмертно и находится за пределами всего времени и пространства. Переход приносит полное и абсолютное удовлетворение. Облегчение от того, что страхи, пронизывавшие всю жизнь человека, оказались беспочвенными и воображаемыми, так велико, что некоторое время трудно функционировать в мире. Освобожденный от смертного приговора, восхитительный дар Жизни расцветает во всем своем великолепии, незамутненный тревогами или давлением времени.

Время останавливается, и распахиваются двери навстречу вечной радости; любовь Бога становится Реальностью Присутствия. Знание Истины Всего Живого и Сущего проявляется в поразительном Самооткровении. Великолепие Бога, всеобъемлющее и огромное, превосходит все, что только можно вообразить. Наконец-то ощутить себя воистину дома — переживание чрезвычайно глубокое во всей своей полноте.

Идея, будто человек боится Бога, становится настолько абсурдной, что выглядит трагическим безумием. В реальности то, что служит самой сутью любви, навеки рассеивает все страхи. Абсурдность невежества человечества — это «божественная комедия». В то же время поиски вслепую и страдания кажутся бессмысленными и ненужными. Божественная Любовь полна бесконечного сочувствия; трудно понять, как люди верят в Бога, который огорчается и сердится на человеческие ограничения. Слепой мир эго — это бесконечный кошмар; даже то, что кажется в нем дарами, оказывается эфемерным и пустым. Истинное предназначение человека — осознать истину Божественности Источника и Творца, который всегда присутствует в созданном и является Создателем — «Я».

Довольство жизнью в границах эго — жалкая цена за презренные крохи, которыми платит эго за подчинение и служение ему. Его мелкие достижения и удовольствия жалки, мимолетны и преходящи.

Другая причина цепкой хватки эго — его страх Бога. Этому страху помогает и поддерживает его распространенная ошибочная информация о природе Бога. В процесс персонификации на его проецируются всевозможные антропоморфные недостатки, что искажает представление человека о природе Божества. Подобно гигантской карточке Роршарха, фантазии человека о Боге становятся, как верно подметил Фрейд, универсальным складом страхов и иллюзий человечества. Фрейда ограничивало то, что хотя он верно утверждал, будто такого ложного бога не существует, но не подозревал существования истинного Бога (что соответствует калиброванному уровню Фрейда, 499). Карл Юнг, психоаналитик и один из современников Фрейда, пошел дальше и объявил об истинности духа человека и важности духовных ценностей. (Поэтому Юнг калибруется на уровне 540.) Эти наблюдения отчетливо демонстрируют границы и пределы логики, интеллекта и рациональности.

Для того чтобы понимать природу Бога, необходимо знать только природу любви. Действительно, знать любовь значит ощущать и понимать Бога; а знать Бога означает понимать любовь.

Абсолютное осознание и знание в присутствии Бога — это Покой, который обещает совершенную безопасность и сохранность под бесконечной защитой. Никакие страдания невозможны. Нет прошлого, о котором можно сожалеть, и нет будущего, которого можно бояться. Благодаря тому, что все известно и вечно, все возможные страхи неизвестного рассеиваются навсегда. Гарантия выживания абсолютна; нет облаков на горизонте, и нет будущего или следующего мгновения, которые могли бы скрывать предстоящую неудачу. Жизнь — постоянное «сегодня».

Состояние Реальности исключает любые причины, и не существует никаких отношений между субъектом и объектом. Поэтому нет существительных, местоимений, прилагательных и глаголов, нет «другого», и вообще в Реальности не может быть ничего похожего на отношения. Невозможны ни прибыль, ни потеря. «Я» уже является Всем Сущим, и нет ничего незавершенного. Нет ничего, что нужно было бы знать, и не остается никаких вопросов. Все цели полностью завершены, все желания удовлетворены. «Я» существует без желаний и свободно от жажды и стремления. У него уже все есть, потому что оно и есть все. Бытие Всего Сущего избавляет от недостатка, и делать больше ничего не нужно. Нет мыслей. Нет разума, о котором стоило бы заботиться. У «Я»-Бога-Атмана нет потребностей. Он не бывает довольным или огорченным. «Я» существует без всяких усилий. Самый источник существования сияет светом сознания, которое не нуждается в теле или другой материальной форме. Бесформенность — сущность формы. «Я» некритично, беспристрастно, абсолютно доступно, оно присутствует и принимает.

Нет ничего опасного в том, чтобы отречься от малого «Я» ради Высшего «Я». Безусловная любовь Высшего «Я» к малому «Я» — гарантия его милосердия. Излучение «Я» через малое «Я» — область Святого Духа, связь между духом и эго. В молитве мы просим, даем и своей свободной волей выбираем позволить Святому Духу быть нашим проводником. Милостью Божьей становится возможным преображение просветления.

Говорят, что завершению эго мешает сопротивление. Эго не хочет меняться, несмотря на все его страдания, страхи и сожаления. Оно цепляется за «правоту» любой ценой, трясется над своими драгоценными убеждениями и яростно охраняет их. Эго на самом деле не враг, которого нужно победить, а пациент, которого нужно вылечить. Эго больно и страдает от галлюцинаций, присущих его структуре. Для того чтобы вернуться к здравому рассудку, нужна только готовность человечества. Истина открывается сама по себе; ее нельзя получить или добиться, оно сияет сама по себе. Божественный Покой огромен и совершенен. Его присутствие исключительно мягкое и полное. Ничто не остается нетронутым или не-исцеленным. Такова природа и свойство Любви. «Я» — это реализация воплощения Творца как самого существования. Ничего не существует вне любви Бога.

История Истины рассказывалась веками, снова и снова, но ее стоит повторить еще раз. Пустынное пространство, появившееся в результате того, что эго осознало — на самом деле оно ничего не знает, внезапно вливается Божественная любовь, словно открылась плотина. Божество как будто тысячелетиями ждало этого финального момента. В мгновение безмятежного экстаза человек наконец-то оказывается дома. Реальное присутствует настолько ошеломительно, очевидно и абсолютно, что кажется невероятным, будто вообще возможна вера в любую другую «реальность». Это странная форма забывчивости, напоминающая историю индуистского бога, который пожелал стать коровой, а потом забыл, что сделал это, и другим богам пришлось его спасать.

Иногда эго ошибочно идентифицирует себя как личность. Оно думает: «Я такая-то и такая-то личность». И говорит: «Да, я вот такое». Эта иллюзия порождает страх, что, избавившись от эго, человек потеряет свою личность. Это страх смерти «меня, какой я есть».

Понаблюдав за своей внутренней жизнью, человек может убедиться, что личность — это система усвоенных реакций, и что личность не равна реальному «Я». Реальное «Я» находится вне ее пределов. Человек наблюдает эту личность, и нет никаких причин идентифицироваться с ней. После появления реального «Я» как истинного «Я» личность, после некоторой отсрочки на то, чтобы освоиться в новой ситуации, продолжает так же взаимодействовать с миром, который не замечает разницы. Личность продолжает развлекать и порой смешить, и становится новинкой, как и тело. Вместо «Я» личность становится «ею», работающей самостоятельно, так сказать. У нее есть привычки, стиль жизни, пристрастия, но они больше не имеют никакого значения, не важны и не приносят никаких счастливых или несчастливых последствий. Остаточное подобие человеческих эмоций тоже приходит и уходит, но у них больше нет влияния или силы, потому что они больше совсем не идентифицируются как собственные, «мои».

Люди в этом мире ожидают определенных реакций и расстраиваются, если не получают их, поэтому из любви к ним позволяется реагировать так, как ожидается, хотя на самом Деле реакции не важны и не имеют значения. Избавившись от идентификации «Я» и эго, трудно и неестественно погружаться в мирские мелочи, которые требуют линейной обработки.

Теперь в центре внимания находится суть, а не детали формы, на работу с которыми уходит лишняя энергия. В особенности на это влияет то, что частоты ЭЭГ, сопровождающие высшие состояния сознания или просветление — это медленные тета-волны (4-7 циклов в секунду). Они медленнее альфа-волн (8-13 циклов в секунду), возникающих во время медитации. Обыденный разум, воспринимающий эго, обычно существует в бета-волнах (13 и более циклов в секунду).

Мир бесконечно обращает внимание на то, что не имеет значения, и необходимо помнить, что он считает подобные вещи важными, серьезными или даже стоящими смерти. Из уважения к человеческим чувствам стоит хотя бы приблизительно изображать нормальные социальные реакции, иначе люди чувствуют себя отвергнутыми или нелюбимыми. К примеру, люди испытывают радость или печаль по поводу того, что считают прибылью или потерей. В действительности ни того, ни другого не бывает, но очевидно, что люди воспринимают их как реальные. Симпатия же заменяется сочувствием и осознанием, а не такой же эмоциональностью.

На самом деле люди мира хотят, чтобы их признали теми, кем они являются на высочайшем уровне, увидели, что одно и то же «Я» сияет в каждом, исцеляет чувство разделения и проявляет ощущение покоя. Нести покой и радость другим — дар милосердного Присутствия.

 

Раздел III

ПУТЬ СОЗНАНИЯ

Глава 7

РАЗУМ

ВВЕДЕНИЕ

Традиционные пути к Богу обычно описываются как великие йоги: Раджа-йога, Карма-йога, Адвайта и другие. Это пути сердца, отречения, любви, служения, почитания, преданности и, в случае Адвайты, разума.

Говорят, что путь разума в этой Кали-юге (эре, равной 58 ООО годам полного оборота зодиакального круга) не подходит большинству искателей, потому что их окружает слишком много мирских соблазнов. Путь разума требует способности сосредоточиваться, посвящать разум чему-то одному. Однако он может быть лучшим путем для человека, который направляет энергию через мысли и мышление, а не через чувства.

Ниже приводится общее описание такого подхода и начала пути.

Большинство искателей в то же время идут по пути сердца; вопрос только в том, какому из путей уделяется больше внимания. Конечно, один не исключает другого, а в конце они становятся одним и тем же. Кроме того, мы обсудим соответствующий стиль медитаций.

ОБЩИЙ ОБЗОР

При первом взгляде разум выглядит непрестанно разговаривающей машиной, пропускающей бесконечный поток мыслей, идей, концепций, значений, воспоминаний, планов, ожиданий, сомнений, повторений и всякой чепухи. В нем всплывают люди из прошлого и настоящего, обрывки музыки, событий прошлого, историй, текстов, сценариев, мнений, предположений, образов предметов. Следом приходят плоды воображения, фантазии, грезы, страхи, предположения и прочая фантасмагория. В общем месиве плавают фрагменты новостей, передач, сцены из фильмов, телешоу и разговоров в Интернете. Вдобавок там же находятся финансовые и деловые заботы, счета, которые нужно оплатить, планы, семейные, культурные и политические тревоги, и так далее до бесконечности.

На первый взгляд это ошеломляет, представляя собой безнадежную трясину, над которой у человека мало контроля. Сосредоточившись и собравшись, можно достичь логической последовательности мыслей, но разум быстро возвращается обратно, к беспокойному и безостановочному морю мыслей, образов и фантазий.

Можно ли в этом разобраться? Есть ли место, с которого человек может начать разбираться в этом безумии?

Будда сказал, что истинное «Я» можно заметить между мыслями, однако кажется, будто бесконечная деятельность мозга никогда не прекращается. Напротив, разум все активнее участвует в бесконечной лихорадочной деятельности, как будто боится мгновения тишины больше всего на свете. Боится ли он, что тишина будет предвещать его конец? Он будто возлагает свои надежды выжить на безостановочную болтовню. Он мгновенно заполняет любую паузу бессмысленными рифмами или звуками; он бормочет «ча-ча-ча», или «ла-ла-ла», или «тра-та-та» — что угодно, лишь бы не было тишины. Что же творится с разумом?

МОТИВ

Наблюдения показывают, что за образами и словами скрывается движущая ими энергия, желание думать, мыслить, занимать разум любой информацией, которая позволяет заполнить пустоты. Можно выделить желание «мышления» как процесса, желание безличностное. Наблюдения позволяют увидеть, что нет думающего «Я». Настоящее «Я» с трудом вставляет несколько разумных слов или мыслей. Когда ему это удается, мы называем его проявление «сосредоточенностью», но нужно приложить усилия и энергию, чтобы отодвинуть болтовню и отвлекающие факторы и суметь организовать логическую последовательность мыслей.

Первая часть такого процесса — сосредоточиться на желаемом объекте и ограничить поток содержания темой, выбранной для размышлений. Психологи считают, что поток мыслей задается инстинктивными потребностями, или что содержание мыслей организуется ассоциациями и внешними условиями. Все теории о природе мыслей сходятся на том, что существует внутренний «мыслитель», невидимый гомункулус, который управляет всеми постоянными многофакторными процессами, названными мышлением.

Компьютерные программисты изучают эти явления и надеются придумать программы искусственного интеллекта. Однако они в лучшем случае имитируют ограниченные логические процессы. Многогранные сложные процессы разума в целом нелинейны и не могут быть охвачены ньютоновской парадигмой, что необходимо для их компьютеризации. Его основное содержание лучше всего описывается как случайное или хаотичное, с вкраплениями логики, рациональности или интеллекта, которые вскоре снова растворяются в шуме бесконечной болтовни.

Периоды рациональной логики случаются как будто хаотично. Подобно задумчивости, фантазиям или грезам, разум случайным образом выбирает короткие периоды сосредоточенной на реальности последовательной обработки информации. Интуитивные прорывы случаются без предупреждения. С той же вероятностью возникают периоды мысленных блоков, провалов, забывчивости и разных фрагментов, теряющихся в бесконечном лабиринте.

Одно очевидно — разум совершенно ненадежен. Полагаться на него ни в чем нельзя. Он не может поддерживать постоянство, работает рывками и неравномерно. Он забывает ключи от офиса, телефонные номера и адреса и становится причиной раздражения или тревоги. Разум замутнен эмоциями, чувствами, предубеждениями, «слепыми пятнами», отрицанием, проекциями, паранойей, фобиями, страхами, сожалениями, чувством вины, беспокойством, тревогой. А также пугающими перспективами нищеты, старости, болезни, смерти, неудачи, отверженности, потери и катастроф. Помимо всего перечисленного, разум в своей невинности подвергается программированию бесконечной пропаганды, политических лозунгов, религиозных и социальных догматов, регулярного искажения фактов, а также фальсификаций, ошибок, неверных суждений и неточной информации.

Даже тщательно организованные и дисциплинированные традиционные социальные институты, например юридические и правовые процедуры, судебные процессы и тяжбы, полны ошибок (что демонстрируют тесты ДНК). Даже свидетели раз за разом грубо ошибаются. А главное — основной недостаток разума не только в его содержании, обычно неважном или ошибочном, но в том, что у него нет способа отличить истину от лжи. Он представляет собой всего лишь игровую доску.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Из-за всего вышесказанного может показаться, что попытки найти истину с помощью разума будут тщетны. (Преимущество пути сердца, или Безусловной Любви, в том, что он

обходит многие ловушки и зыбучие пески так называемого разума.) Даже если бы можно было доверить разуму создание логичного стабильного продукта, он легко упускает из вида значение контекста, неверно интерпретирует результаты или неправильно применяет их — возьмите для примера нынешнюю игру в «политкорректность», которая никогда не может предугадать непредвиденные обстоятельства.

Путь через разум на самом деле — путь «без разума»; его техники предназначены для того, чтобы полностью обойти разум и мышление. Можно сравнить разум с аквариумом с золотыми рыбками. Вода — это само сознание. Рыба — это мысли и концепции. Вне содержания разума находится контекст пространства, в котором появляются мысли. Вода всегда остается неизменной, мысли не влияют на нее. Мы цепляемся за мысли, потому что эго в своем тщеславии считает их «своими». Это тщеславие обладания, которое автоматически придает значение и важность всему (собственности, стране, родственникам, мнениям), как только перед понятием появляется слово «мой». Стоит только предполагаемой ценности мысли усилиться префиксом «мой», она становится тираном идоминирует над мыслительными сценариями, автоматически искажая их. Большинство людей боятся собственного разума иживут в страхе перед ним. Он может лишить человека покоя влюбую секунду, без предупреждения, пробудив внезапные страхи, сожаления, вину, обиды, воспоминания.

Для того чтобы избавиться от власти содержания мыслей, необходимо избавиться от иллюзии, что мысли — это нечто личное, что они обладают ценностью или порождаются самим «Я» человека. Подобно телу, разум и его содержание на самом деле — продукт мира. Человек рождается с органом, который называется «мозг», и который генетически предрасположен обладать определенной структурой и способностями, а также ограничениями, в зависимости от хромосом и генных комбинаций, последовательности ДНК и так далее.

Из генетической мозаики появляется хрупкая, сложная, постоянно растущая система нейронов и синапсов мозга, которая подвергается внутриматочному воздействию и после-родовому влиянию: питанию, воспитанию, эмоциональному и интеллектуальному климату. Одновременно на мозг влияет бесчисленное множество нейротрансмиттеров, нейрогормонов элементов окружающей среды и случайных программ. IQ ужезадан; извилины заняли свое место, и теперь нужно использовать их наилучшим образом. Потому что общество, во всей его сложности и ошибочности, систематически программирует и без того дефектный орган программами сомнительной точности, полезности и аккуратности.

Подобно телу, разум — это не настоящее «Я» человека, и подобно телу, он по сути своей находится вне личности. У него есть мысли, но мысли не порождаются «Я». Даже если человек не хочет пользоваться разумом, он все равно никуда не денется. Выбирать не приходится; разум навязан, присвоен ему без просьбы. То, что обладание разумом — дело недобровольное и навязанное, помогает осознать, что это не личный выбор и не собственное решение.

ДАЛЬНЕЙШИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

После общей оценки сферы разума становится очевидно, что содержание мыслительного потока само по себе вряд ли будет полезным. Нужно отойти, отодвинуться на другой уровень сознания и спросить, что именно смотрит, наблюдает, осознает и отмечает поток мыслей. Как на глаз не влияет то, что он видит, а на ухо — то, что оно слышит, так же существует постоянный поток наблюдения, на который не влияет наблюдаемое.

И снова, нет сущности, которая занимается мышлением; нет наблюдателя за наблюдением. Наблюдение — безличностныи врожденный аспект, присущий самому сознанию. Можно отойти от взаимодействия с содержанием мыслей и выбрать свою точку зрения. Для того чтобы делать это умело, нужна практика. Чтобы освоить это искусство, можно смотреть в окно машины на определенную точку на окне. Тогда взгляд сосредоточивается не на каждом объекте в отдельности, но на воображаемом проеме, мимо которого проносятся предметы. В результате определить каждый из них сам по себе не получается, потому что взгляд не задерживается ни на чем конкретном.

Наблюдение не останавливается на одной идее или образе, а позволяет им течь мимо, не вмешиваясь в процесс. Затем человек осознает, что мысленные образы появляются спонтанно, и что мысли — это не его личный выбор, а безличностный поток. Мысли не «мои», потому что в их появлении не участвует «Я». Когда физический взгляд видит некие образы, он не приписывает себе авторство образов; ухо не приписывает себе авторство звуков. Поэтому при некотором опыте чистого наблюдения становится очевидно, что мысли не порождаются уникальной персоной, которая называется «Я». Они являются результатом сочетаний и вариаций идеаторных и эмоциональных программ, разыгрываемых на доске. Осознание, что разум — не то же самое, что и «Я», избавляет от идентификации «Я» с разумом.

Это осознание экстраполируется и на тело: человек понимает, что является только свидетелем, наблюдающим и переживающим ощущения. На самом деле он не ощущает тело, но только его чувства.

Ощущение близко к наблюдению. Есть наблюдение, а есть ощущение наблюдаемого. Сдвигая точку наблюдения с объекта наблюдения на процесс наблюдения, можно сделать следующий шаг в поле сознания — осознание ощущения. Ощущает «кто» или «что»?

Ощущая, человек обнаруживает, что не «кто-то», а «что-то» функционирует как безличностный субъект ощущения и наблюдения, неизменный и не подверженный воздействию содержания ощущаемого или наблюдаемого.

Следующее, что замечают: содержание разума представляет собой форму. Для того чтобы форма была наблюдаемой, она Должна существовать на фоне неформы. Аналогично, объекты видимы только в пространстве, потому что пространство пусто и лишено формы. Аналогично, звуки слышны только на фоне тишины. Очевидный пример — использование белого шума, чтобы заглушить речь. Благодаря тому, что сознание лишено формы и содержания, можно различить форму. Мысли различимы, только если они двигаются в поле безмыслия. Поэтому фон разума — это тишина поля самого сознания. В свою очередь сознание, поле потенциальной энергии, можно различить, потому что оно озарено светом осознания, то есть «Я».

МЕДИТАЦИЯ: НАБЛЮДЕНИЕ ПОТОКА СОЗНАНИЯ РАЗУМА

Намеренное

Поток мыслей расширяется и наполняется энергией благодаря слоям мотивов и намерений, которые можно определить следующим образом.

Желан





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 350 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

791 - | 768 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.