Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Апелляция к хадису о том, как Адам оправдался предопределением




Некоторые малограмотные джабриты, чтобы доказать допустимость оправдания пороков предопределением, ссылаются на хадис о споре между Адамом и Мусой. Речь идёт о достоверном хадисе, вошедшем в «Сахихи» и «Сунаны».

Передают со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Адам и Муса поспорили между собой перед их Господом, и Адам убедил Мусу. Муса сказал:

— Ты — тот самый Адам, которого Аллах создал Своей рукой? Он вдохнул в тебя от Своего духа, приказал ангелам поклониться тебе, поселил тебя в Своём раю, а потом из-за твоего греха люди были низведены на землю.

— Ты — тот самый Муса, которого Аллах избрал для Своего послания и для беседы с Ним? — сказал Адам. — Он передал тебе скрижали, в которых было разъяснение всякой вещи, приблизил тебя к Себе во время беседы. За сколько же лет до моего сотворения Аллах записал Тору?

— За сорок лет, — отметил Муса.

— Ты читал в ней: «И ослушался Адам своего Господа и впал в заблуждение»? — спросил Адам.

— Да, — ответил он.

— Неужели ты упрекаешь меня в совершении поступка, который Аллах предписал мне за сорок лет до моего сотворения?

Так Адам убедил Мусу» (Муслим).

Однако этот хадис не является основанием для оправдания дурных поступков и пороков предопределением, потому что Адам не оправдывал свой грех предопределением и Муса не упрекал своего прародителя в грехе, в котором тот раскаялся. Ведь Аллах принял его покаяние, а после этого избрал его и повёл прямым путём. Муса упрекнул Адама за несчастье, из-за которого тот вместе со своими потомками был изгнан из рая. Следовательно, Адам сослался на предопределение, чтобы оправдать постигшее их несчастье, а не свой проступок, и оправдывать предопределением можно только несчастья, но не пороки.

Таким образом, если с человеком случается несчастье, он обязан смиренно принять свою судьбу. В Коране сообщается, что в такие мгновения верующие говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернёмся» (сура 2 «Корова», аят 156). Что же касается тех, кто совершил грех, то они не имеют права оправдываться предопределением. Наоборот, они обязаны покаяться и попросить прощения: «Будь же терпелив, ибо обещание Аллаха истинно, и проси прощения за свой грех» (сура 40 «Прощающий», аят 55). Это значит, что нам велено терпеливо сносить тяготы судьбы и просить прощения за наши грехи и пороки.

Аллах упрекнул Иблиса не за то, что тот признал предопределение, но за то, что тот попытался оправдаться им, когда сказал: «Господи! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение…» (сура 15 «Хиджр», аят 39).

Ибн ал-Каййим дал другое разъяснение хадису о том, как Адам оправдался предопределением. Он сказал: «Оправдание греха предопределением в одних случаях приносит пользу, а в других вредит. Оно приносит пользу, если человек уже совершил грех, покаялся в нём и больше не повторяет его. Именно так поступил Адам. В таком случае упоминание о предопределении подразумевает знание единобожия, имён и качеств Господа. Напоминание об этом приносит пользу и тому, кто говорит это, и тому, кто слушает, ведь, ссылаясь на судьбу, он не отрицает повелений и запретов и не отвергает шариат. Напротив, он говорит сущую правду так, как того требует единобожие, признавая своё бессилие.

В пользу этого свидетельствуют слова Адама, сказанные Мусе: «Неужели ты упрекаешь меня в совершении поступка, который Аллах предписал мне до моего сотворения?» Следовательно, если человек совершил грех, а потом раскаялся и очистился, словно никогда не совершал его, если после этого кто-либо упрекнёт его в содеянном, то он может оправдаться предопределением. Он может сказать: «Мне было суждено поступить так ещё до того, как я был сотворён». Ссылаясь на судьбу, он не отрицает истины и не пытается оправдать ложь, и в таком доводе нет ничего предосудительного.

В иных случаях, если человек собирается совершить запрещённый поступок или уклониться от выполнения обязательного предписания, оправдание предопределением вредит ему. Если люди укоряют его, а он оправдывается тем, что ему суждено поступить так, то он скрывает истину и совершает грех. Именно так поступают те, которые приобщают сотоварищей к Аллаху и настойчиво поклоняются кому-либо помимо Него» (Ибн ал-Каййим. Шифа ал-‘алил. С. 35).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 545 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2315 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.