Пожалуй, вопрос о куфре/имане является сегодня одним из наиболее актуальных для современных мусульманских правителей. Ни для кого не секрет, что представители мазхаба «джихадия-ваххабия» выносят однозначный такфир каждому, кто не судит в соответствии с тем, что ниспослал Всевышний Аллах. В качестве доказательства они приводят аят из Книги Всевышнего Аллаха: «И кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те являются неверующими». (Аль-Маида, 5:44)
При этом они не хотят принимать во внимание внутреннее убеждение человека, который, хотя и не судит по законам Аллаха, всѐ же может не считать, что это разрешено по Шариату, и потому может быть оправдан. Джихадисты не соглашаются с таким подходом и относят его к ошибочным мурджитским воззрениям, согласно которым внешние действия мусульманина никак не связаны с иманом и никоим образом на него – иман – не влияют.
А что же говорят ученые Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а по этому вопросу? Действительно ли тот, кто не судит в соответствии с Законом Аллаха, при любых обстоятельствах будет являться муртадом? Обратимся за ответом на этот вопрос к авторитетнейшему тафсиру имама Абу Абдуллаха аль-Куртуби аль-Малики, да будет милостив к нему Аллах.
В комментарии к приведѐнному выше аяту из суры аль-Маида: «И кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те являются неверующими», - (в других аятах вместо слова «неверующие» сказано «несправедливые тираны» (аз-залимун) и «нечестивцы» (ал-фасикун)) darulfikr.ru 193
Он пишет: «Данный аят целиком ниспослан о неверующих. Это подтверждается хадисом в передаче аль-Бара, который имам Муслим, рахимахуллах, приводит в своем сахихе. И таково мнение подавляющего большинства учѐных-муфассиров.
Мусульманин же, который не судит в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, не впадает в куфр, хотя и совершает большой грех».
Учѐные говорят: «В этих словах Всевышнего присутствует дополнительный смысл. Тот, кто не судит в соответствии с тем, что ниспослал Всевышний Аллах, отвергая Коран и отрицая слова Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, является кяфиром».
Ибн Аббас и Муджахид дали такое толкование. В этом случае данный аят будет иметь общий смысл.
Ибн Масуд и аль-Хасан сказали: «Данный аят имеет общий смысл, распространяясь на всякого (будь он мусульманином, иудеем или кяфиром), кто не судит в соответствии с тем, что ниспослал Всевышний Аллах. Иными словами, человек является кяфиром, если суд не по Закону Аллаха является частью его вероубеждения и если он считает такой суд разрешѐнным.
Однако человек, который судит не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, будучи убеждѐнным, что тем самым совершает запретное действие, является не кяфиром, а нечестивцем среди мусульман. Поэтому по Воле Всевышнего Аллаха для него возможно как наказание, так и прощение».
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), согласно одной из передач от него, сказал: «Кто не судит в соответствии с тем, Озарение сердец 194
что ниспослал Аллах, совершает действие, похожее на действие кяфиров...».
Тавус и другие сказали: «Суд не по Закону Аллаха – это не куфр, который выводит человека из миллы, но великий грех (куфрун дуна куфр)».
Однако это не всегда так. Когда человек судит по своему человеческому закону, считая, что его закон – это Закон от Аллаха, то перед нами попытка предложить замену тому, что ниспослал Всевышний, и поэтому такое действие непременно ведѐт к куфру.
Если же человек судит по человеческому закону из-за страстей или тяги к ослушанию (но не считает своѐ действие халяльным), то это грех, на который распространяется прощение Аллаха, согласно основам вероубеждения Ахлю-с-Сунна касательно возможного прощения для грешников.
Аль-Кушайри сказал: «Позиция (мазхаб) хавариджей такова: тот, кто берѐт взятку и начинает судить не по Закону Аллаха, является кяфиром. Это мнение приписывают аль-Хасану и ас-Судди...».
Муджахид так комментирует слова Аллаха: «И кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те являются неверующими»: «Тот, кто не судит в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, отвергая Книгу Аллаха, является кяфиром, несправедливым тираном и нечестивцем».
Икрима сказал: «Тот, кто не судит в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, отрицая Коран и слова Посланника Аллаха, является кяфиром...».
Аль-Хаким в «Аль-Мустадраке» и аль-Байхаки в «Ас-Сунане» приводят следующее сообщение от ибн Аббаса (которое аль-Хаким счѐл достоверным, и имам аз-Захаби с ним darulfikr.ru 195
согласился) по поводу этих аятов: «Это не куфр, который выводит человека из Ислама. В словах Аллаха: «И кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те являются неверующими», – говорится о куфрун дуна куфр (то есть о большом грехе)».
Вышеприведенные изречения учѐных Ахлю-с-Сунна доказывают, что нужно отличать того, кто не судит по Закону Аллаха, отрицая его (это, безусловно, муртад), от того, кто судит по человеческим законам, не считая, что это дозволено, и осознавая, что совершает большой грех.
Махди Шамсуддин аль-Ханафи Озарение сердец 196
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................3
Ученые наследники пророков............................................................5
Что такое мазхаб и почему обязательно
его придерживаться?............................................................................7
Отношение праведных предшественников
к вынесению фетв.............................................................................. 12
Мазхабы и таклид............................................................................... 16
Фетва о таклиде.................................................................................. 26
Положение слабых хадисов в шариате.......................................... 33
Акыда саляфов – убеждения праведных предков........................ 36
Акыда аль-муршида.......................................................................... 54
Жизнь после смерти.......................................................................... 58
Видеть и слышать с далека............................................................... 71
Тавассуль и истигаса через пророка............................................... 75
Фетва об истигасе................................................................................ 81
Решения шариата о снискании бараката...................................... 84
Исцеление кораном. Тафсир аль-Куртуби................................... 91
Решение шариата относительно использования
талисманов, амулетов........................................................................ 99
Решение шариата относительно вставания перед
родителями, учеными и благочестивыми людьми................... 103
Целование руки ученого в знак уважения................................... 106
Целование больших пальцев во время азана.............................. 108
Оставление намаза........................................................................... 112
Ряды верующих в коллективной молитве................................... 116
Является ли нововведением коллективное-дуа
после фарз-намаза?.......................................................................... 118
Решение шариата о чтении корана возле могилы.................... 126 darulfikr.ru 197
Об использовании четок................................................................. 132
О желательности громкого зикра и о достоинстве его исполнения коллективно............................................................... 138
Шариатское постановление относительно мавлида................. 141
Вставание при упоминании рождения
пророка в ночь мавлида................................................................. 152
Разъяснение хадиса о чрезмерном восхвалении
Посланника Аллаха......................................................................... 154
Положение музыки в исламе......................................................... 157
Есть ли разница между суфиями и
суннитами (ахлю-с-сунна)?............................................................ 174
Отношение к немусульманам....................................................... 187
О том, кто судит не по закону Аллаха.......................................... 192 Озарение сердец 198