Медицинская теория Китая — продукт лечебной практики многих поколений врачей. В ней знание было неотделимо от умения, и оно передавалось непосредственно от учителя к ученику, чаще всего —от отца к сыну. Вот почему медицинская традиция Китая, как и другие виды традиционного знания, несет на себе явственный отпечаток эзотерической «мудрости». В обществе ее применение ограничивалось узким кругом образованной элиты. Принципы китайской медицины изложены в трактате «Внутренний канон Желтого Владыки» (Хуан-ди нэицзин), сложившемся к I в. до н. э., и продолжали развиваться еще полтора тысячелетия. Китайская медицина — это сложная наука, которая имеет общий понятийный аппарат с космологией и философией. Таковы понятия «жизненной энергии» (ци), инъ и ян, «пяти стихий» (у син), которые обозначают «циклическое движение пяти видов ци» (определение китайского ученого Жэнь Инцю) и т.п. Известно, что китайские лекари не придавали большого значения анатомии и настороженно относились к хирургическому вмешательству, допуская его лишь в крайних случаях. Китайские же художники никогда не пытались вычислить нормативные пропорции человеческого тела. Объясняется это тем, что китайские врачи видели в теле субстанцию не столько физическую, сколько энергетическую, неразложимую на отдельные части. В даосском каноне «Чжуан-цзы» есть рассказ о поваре, который с необыкновенным искусством разделывал бычьи туши. Разъясняя секреты своего мастерства, повар говорит, что «не смотрит глазами, не слушает ушами, но дает претвориться в себе одухотворенному желанию», так что его нож, погружаясь в тушу, никогда не наталкивается на сочленения или кости, но всегда «разрезает пустоту». Согласно медицинской теории Китая, это «тонкое» или, говоря по-другому, «теневое», «внутреннее» тело, сокрытое в физическом теле и недоступное зрению, представляет собой как бы сгусток разных видов ци, или «энергетических конфигураций» (определение М. Поркерта), вовлеченных в процессы взаимных влияний и непрерывных метаморфоз. Телесные «превращения» совершенно естественны, но поддержание их в полном объеме требует участия сознания и составляет подлинный смысл духовного совершенствования. Уже в древности целью мудрой жизни считалось «привлечение новой силы и удаление старой, дабы не замирал поток в средостениях плоти». Здоровье и долголетие, по китайским понятиям, — плод «ежедневного обновления». Субстанция ци тоже имеет свое янское и иньское качества: первое представлено «питательным ци», текущим в энергетических каналах, второе — «защитным ци», которое находится в тканях. Циркуляция энергии в организме соответствует различным биологическим циклам, имеющим параллели в природном мире. В этом смысле тело человека есть микрокосм, или, по-китайски, «маленькие Небо и Земля». Жизнь — это совокупность необозримого множества ритмов и циклов мировой энергии, имеющей шесть основных видов: инь и ян, Ветер и Дождь, Мрак и Свет. Эти «шесть видов ци* образуют четыре времени года и отдельные моменты космических ритмов. Трехчастное разделение инь и ян создает так называемые шесть основ (лю цзин), представляющие основные фазы взаимодействия полярных сил мироздания и циркуляции жизненной энергии в организме.
Здоровье -это состояние баланса и гармонии жизненных сил организма, а болезнь есть результат разлада, или расстройства жизненных функций. Отсюда главный принцип китайской медицины: лечить не отдельные органы или части тела, а весь организм. Китайцы полагали, что болезнь—то есть нарушение баланса жизненных сил—входит в тело с периферии, например, через поры кожи и постепенно внедряется все глубже. Различным стадиям проникновения болезни соответствуют определенные симптомы, по которым врач может эти стадии распознать. В человеческом теле китайские лекари различали пять плотных, или янских, органов (цзан) и шесть органов пустотных, или иньских (фу). К первым относились печень, сердце и перикард, селезенка, почки, легкие, а ко вторым желчный пузырь, тонкий и толстый кишечник, желудок и «тройной обогреватель». Как было принято в китайской традиции, существовал и второй ряд так называемых необычных полых органов, включавший в себя головной и костный мозг, кости, сосуды, матку. Каждый орган имел соответствие пяти фаз мирового круговорота. Так, Дереву соответствовала печень, Огню-сердце, Земле-селезенка и т.д., причем органы, занимавшие в схеме пяти фаз предшествующее и последующее места, считались по отношению друг к другу «матерью» и «сыном». Каждый внутренний орган имел и свои внешние проявления. Считалось, например, что сердце открывается в язык и проявляется на лице, печень проявляется на ногтях и открывается в глаза, селезенка открывается в рот и проявляется на губах, легкие открываются в нос и проявляются на голосе, почки открываются в волосы и проявляются на зубах.
В китайской медицине понятие органа тела имеет весьма отдаленную связь с анатомией. Оно обозначает целую функциональную систему организма, представленную сердцем, легкими и т.д. (в современной западной литературе их принято называть орбами). Некоторые из различаемых китайской медициной органов-например, «тройной обогреватель» — вообще не имеют анатомического прототипа. В китайской медицине существует символическая топография тела, состоящая из «энергетических», неразличимых на материальном уровне органов. Таковы, например, три Киноварных поля (данътянь), соответствующих местам скопления жизненной энергии, Ворота жизни (минмэнь), расположенные в области почек, и т.д. В Средневековье сложилась традиция (принятая в особенности среди даосов) изображения «внутреннего плетения» тела в виде некоего воображаемого ландшафта: область мозга ассоциировалась с Яшмовым градом и образами святых, достигших просветления, «глаз мудрости» во лбу обозначался красным диском солнца, дыхательные пути - двенадцатиэтажной пагодой, позвоночный столб - Небесной Рекой (Млечным Путем), кости - отвесными скалами, в области груди помещались пахарь, ткачиха и роща деревьев, в брюшной полости — водная пучина — «Море энергии», — объятая пламенем, что символизировало алхимический тигель, в котором совершалась возгонка ци, и т.д.
Помимо функциональных систем организма китайская традиция придавала первостепенное значение суставам, сочленениям и особенно каналам циркуляции энергии, так называемым меридианам (цзинмаи), которые лишь частично совпадали с системой обращения крови и лимфы (последние считались материальным аналогом ци, хотя в медицинских трактатах почти не разъясняется соотношение между тем и другим). Физические структуры нервной системы рассматривались совместно с мышцами и сухожилиями, которые тоже имели свои энергетические каналы, но китайские авторы умалчивают об их вещественной основе. Вообще тканям и внутреннему строению тела в китайской медицине уделяется гораздо меньше внимания, чем процессам обмена веществ и взаимодействию органов. В древности существовали различные схемы расположения энергетических каналов в теле, со временем была выработана их единая классификация. Китайские медики различают 12 главных каналов и 12 ответвлений от них, 8 так называемых чудесных сосудов, 15 коллатералей, 12 мышечно-сухожильных каналов и 12 кожных зон. Система 12 главных каналов отражает взаимодействие 12 внутренних органов и создает круговорот энергии и крови, который начинается с канала легких и к нему возвращается. Все каналы разделяются на две категории: каналы рук и каналы ног. Кроме того, они определяются по принадлежности к трем состояниям ян и трем состояниям инь. Таким образом, название каждого канала содержит три его характеристики, например: «ручной канал великого инь легких», «ножной канал малого ян желчного пузыря» и т.д. Различаются также два энергетических меридиана тела: передний и задний (проходящий по позвоночнику). Система каналов имеет свое временное измерение, поскольку в рамках суточного и годового циклов отдельные функциональные системы организма — и, следовательно, соответствующие им каналы — последовательно возбуждают друг друга, создавая как бы природный круговорот жизненной энергии в организме. Так, канал легких соответствует времени от 3-го до 5-ю часа суток и первому месяцу года, канал толстой кишки — 5—7 часам и второму месяцу, канал желудка—7—9 часам и третьему месяцу и т.д.
В каналах различались отдельные биологически активные точки (сюэ). Считалось, что в человеческом теле имеются 360 основных жизненных точек — по числу дней в году. Таким образом, тело в китайское медицине предстает как наложение двух видов пустот: всеобъемлющей пустоты внутреннего, энергетического тела и пустоты отдельных жизненных точек. Подлинное тело в китайской традиции есть тело именно полно-полое, и пустота тела-полости едина с Великой Пустотой универсума.
Диагностика и лечение
Особенности представления о теле человека предопределяют принципы диагностики и лечения в китайской медицине. Китайские лекари избегали хирургического вмешательства и любого резкого воздействия на отдельные органы тела именно потому, что лечили организм в целом. Их целью было восстановление естественной, гармонизированной циркуляции энергии. По сути, клиническое лечение в китайской медицине не отличается от профилактики заболеваний и общих гигиенических процедур. Используя свою методику, китайские врачи успешно борются со многими сложными заболеваниями, не поддающимися излечению методами европейской медицины: болезнями почек, расстройствами центральной нервной системы, бесплодием женщин и проч. Важно и то, что такое лечение не имеет вредных побочных результатов.
Как уже говорилось, болезнь в китайской медицине рассматривается как результат дисгармонии жизненных сил организма. Нарушению жизненного баланса способствуют шесть патогенных факторов, а именно: ветер (считающийся универсальным патогенным фактором, присутствующим во всех прочих), холод, жар, сырость и летний зной. Проникновение ветра на поверхность тела проявляется в признаках простудных заболеваний и порчи ци в каналах. Воздействие холода ведет к спазмам сухожилий и мышц, что влечет за собой нарушение циркуляции жизненной энергии, Действие сырости проявляется в головных болях и головокружении, а сухость истощает жидкости тела, что наносит наибольший ущерб деятельности легких. Появлению болезней способствуют и сильные эмоциональные реакции человека, каковых по традиции насчитывалось семь: радость, страх, тоска, тревога, горе, гнев, испуг. В ряду патогенных факторов упоминаются также неправильное питание, физическое и эмоциональное перенапряжение, укусы насекомых и животных, физические травмы.
Традиционная китайская диагностика включает в себя несколько методик: осмотр внешности больного (включая выслушивание дыхания, обоняние исходящих от него запахов, рассмотрение цвета лица, языка и проч.); простукивание; расспросы. Обычай запрещал врачу непосредственно осматривать тело пациентки, так что последняя рассказывала о симптомах своего недуга через полог кровати и показывала больное место на фарфоровой статуэтке обнаженной женщины. Наиболее эффективным методом диагностики было прощупывание пульса на запястном участке лучевой артерии, где находятся «начало и конец всех каналов». Здесь различаются три точки для пальпации пульса, каждой из которых соответствуют по два «наполненных» и «пустых» органа. В каждом из этих трех мест пульс определялся по трем уровням — верхнему, среднему и нижнему. Пульс оценивался по глубине (поверхностный или глубокий), твердости (твердый или мягкий), силе (сильный или слабый), форме (тонкий, нитевидный или широкий), гладкости (гладкий или шероховатый) и ритму (частый или редкий, ритмичный или неритмичный). Китайские врачи различали в общей сложности 27 видов пульса, причем для правильной их оценки следовало учитывать время года и суток, возраст и пол пациента и прочие факторы. Симптомы болезней классифицировались по «восьми принципам»: инь и ян, наружное и внутреннее, холод и жар, наполненность и опустошенность. Например, к янским синдромам относятся чрезмерная оживленность, покраснение лица, частый пульс, а к категории иньских — вялость, бледный цвет лица, замедленный пульс. Синдромом холода считались озноб, отсутствие жажды, бледный язык с белым налетом и медленный пульс, а синдромом жары — покраснение тела и лица, жажда, лихорадка, красный язык с желтым налетом, учащенный пульс. Различались также четыре болезненных состояния ци: недостаток, опускание, застой, извращение тока и три болезненных состояния крови: недостаток, застой и жар в крови. Существовали также перечни синдромов болезней различных органов и сопутствующих им каналов.
Наиболее распространенным способом лечения было воздействие на жизненные точки организма. С древности это делалось, главным образом, при помощи игл, которые первоначально изготовлялись из кости и бронзы, а в настоящее время — из стали. По традиции применялось девять разных типов игл, отличавшихся формой острия, длиной и толщиной. Следовало воздействовать на точки, которые открыты в данный момент времени. Вводили иглу обязательно обеими руками, вращая ее вокруг оси и предварительно сделав массаж выбранной точки. При этом различалось до 12 видов манипуляции игл. Введение иглы в тело может либо стимулировать, либо подавлять действие определенной функциональной системы организма. Обычно иглы в первую очередь вводят в местные точки, а затем в точки системного действия—например, точки «пяти фаз» (коих различалось 66).
Имелись и другие традиционные методы воздействия на жизненные точки организма, в частности, прижигание порошком из полыни, которая считалась воплощением чистого ян в растительном мире. (В китайском фольклоре полынь наделялась свойством отгонять злых духов.) Прижигание применялось для прогревания каналов и нормализации тока ци. Нередко его осуществляли через иглу, введенную в тело больного. Для воздействия на жизненные точки использовались и бамбуковые банки.
Китайские лекари внимательнейшим образом изучали целебные свойства растений, минералов и веществ животного происхождения, так что китайская фармакология обладает, наверное, самым обширным в мире арсеналом лекарственных средств, нередко столь же экстравагантных, сколь и доступных. Так, от рвоты применялись человеческие экскременты, для поддержания жизненного тонуса в старости пили мочу, бесплодие лечили водой, в которой купали младенца, куриную слепоту — порошком из шпанской мушки, накладываемой на переносицу, и т.д. Торговля лекарствами была распространена повсеместно и достигала внушительных размеров; редкая улица старого китайского города не имела своей аптеки.
В крестьянском быту медицину заменяло по большей части знахарство и «течение духом», то есть непосредственным воздействием на жизненную энергию пациента. Различным способам медитации, практиковавшимся в народной религии, всегда приписывали в первую очередь оздоровительный и целебный эффект.