Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒавыденков ќлег, иерей.  атихизис. ћ., ѕ—“√”, 2001

ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќќ≈ ¬≈–ќ”„≈Ќ»≈ (1 √ќƒ ќЅ”„≈Ќ»я)

 ќЌ“–ќЋ№Ќџ≈ –јЅќ“џ

Ѕандуриной ћарии (дополнение)

 

«адание 1

5.„ем отличаютс€ друг от друга апофатические и катафатические Ѕожественные свойства?

 

Ѕожественна€ природа абсолютна, так как человеческий €зык оперирует пон€ти€ми земными и временными, он не способен выразить полноту Ѕожественного совершенства. јпофатические (отрицательные) свойства ЅогаЧ это свойства, отрицани€ за Ѕожественным существом ограничений и недостатков, свойственных конечному, тварному бытию, которые можно пон€ть и выразить словами.

Ѕог -Ћичность, котора€ открывает себ€ человеку. —войства Ѕожии, познаваемые нами через Ѕожественные действи€, называютс€ духовными или катафатическими свойствами. ќба метода взаимодополн€ют друг друга. —вт. ¬асилий ¬еликий пишет: "»з имен же, сказуемых о Ѕоге, одни показывают, что в Ѕоге есть, а другие, напротив, чего в Ќем нет. »бо сими двум€ способами, то есть, отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуетс€ в нас как бы некоторое отпечатление Ѕога".

јпофатические (онтологические) свойства Ѕожии: вечность, вездесущие (вездеприсутствие), неизмен€емость."я Ч √осподь, я не измен€юсь" (ћал. 3, 6). јп. »аков говорит, что у Ѕога "нет изменени€ и тени перемены" (»ак. 1, 17).

ƒуховные (катафатические) свойства Ѕожи€: всеведение."Ѕог... знает все" (1 »н. 3, 20).

¬семогущество. "Ѕог творит все, все хочет... " (ѕс. 134, 6).

¬себлаженство. Ѕлагость и любовь.ѕравда (праведность, правосудие )

 

6. ак можно согласовать друг с другом божественные свойства любви и правды (правосуди€)? „то такое Ђнаказание Ѕожиеї?

 

"благ √осподь ко всем, и щедроты ≈го на всех делах ≈го" (ѕс. 144, 9). Ѕог открывает —еб€ существом всеблагим и люб€щим, дарует твар€м столько благ, сколько нужно дл€ их блаженства, сколько они могут прин€ть по своей природе и состо€нию.

Ѕлагость Ѕожи€ это любовь и милость к люд€м и ангелам. ћилость есть про€вление благости к падшему человечеству, к грешникам, любовь к тем, кто этой любви не заслуживает. Ћичность имеет свободу воли прин€ть или отвергнуть любовь Ѕожью. ѕреп. »оанн ƒамаскин пишет: ЂЅог и диаволу всегда предоставл€ет блага, но тот не хочет прин€тьї.

Ѕог есть полнота совершенства, и ќн требует совершенства и от —воего творени€. "√осподь праведен, любит правду; лице ≈го видит праведника" (ѕс. 10, 7). "»так, будьте совершенны, как совершен ќтец ваш небесный" (ћф. 5, 48).

ƒл€ достижени€ этой цели Ѕог дает человеку нравственный закон, который ведет исполн€ющих его к совершенству. ѕри этом исполнение закона Ѕогом награждаетс€, а нарушение наказываетс€.

Ј ѕравосудие и возда€ние Ѕожие не ограничены рамками земной жизни.

Ј „еловек обладает свободной волей, поэтому счастье и бедстви€ людей в значительной степени завис€т от них самих;

  • —традани€ не €вл€ютс€ абсолютным злом; они могут приводить к благим последстви€м (пока€нию, исправлению жизни и очищению души);

Ћюди праведные, даже наход€сь в трудных обсто€тельствах, могут наслаждатьс€ ÷арством Ѕожиим, которое внутри нас есть (Ћк. 17, 21). √решник не может быть счастлив: "—корбь и теснота вс€кой душе человека, делающего злое" (–им. 2, 9). ¬с€кий грех уже заключает в самом себе и наказание: "„то посеет человек, то и пожнет" (√ал. 6, 7). ѕоэтому праведна€ жизнь ведет к миру и счастью на земле и будущему блаженству, а жизнь греховна€ к мучени€м совести и будущим вечным мукам.

 

 

7.ѕриведите примеры антропоморфизмов в —в€щенном ѕисании.  ак следует истолковывать эти образы?

Ђѕо ѕисанию Ѕог спит (ѕс. 43, 24), пробуждаетс€ (ѕс. 7, 7), гневаетс€ (¬тор, 11, 17), ходит и имеет престолом ’ерувимов (»с. 37, 16). Ќо разве Ѕог подвержен немощам? –азве ќн есть тело? ясно, что здесь представлено то, чего нет на самом деле. —оразмер€€сь со своими пон€ти€ми, мы назвали и Ѕожественное словами, вз€тыми из своего опыта.  огда Ѕог, по известным только ≈му —амому причинам, как бы прекращает —вою заботу о нас, мы говорим, что ќн спит...  огда, наоборот, вдруг начинает благодетельствовать, это значит, что ќн пробуждаетс€... ќн наказывает, а мы говорим: "гневаетс€"... ќн действует то здесь, то там, а по нашему - ќн "ходит", быстро движетс€ - "летает". ќбращенность к нам мы называем "лицом", да€ние и при€тие "рукою". » так вс€ка€ друга€ Ѕожи€ сила и вс€кое другое Ѕожие действие изображены у нас чем-нибудь вз€тым из опыта человеческого.ї —вт. √ригорий Ѕогослов.

Ђ огда ты слышишь слова "€рость" и "гнев" в отношении к Ѕогу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождени€. Ѕожество чуждо всего подобного. √оворитс€ же так дл€ того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых. “ак и мы, когда беседуем с варварами, употребл€ем их €зык, или когда говорим с младенцем, то лепечем подобно ему, хот€ бы сами были мудрецами, снисход€ к его малолетству...ї —вт. »оанн «латоуст.

 

—писок литературы:

1. Ћекции по катихизису (Ѕиблиотека ƒƒ—)

2. http://profi-rus.narod.ru/pravoslavie/text/osnov.htm#1 ќ—Ќќ¬џ ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќќ… ¬≈–џ Ќ. ≈. ѕестов

ƒавыденков ќлег, иерей.  атихизис. ћ., ѕ—“√”, 2001



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
≈сли не можете сформулировать проблему, то перефразируйте высказывание | «а верное решение задачи с неполным обоснованием до 3 баллов
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 574 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

2042 - | 1854 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.