Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности развити€ конфликтологии в –оссии




¬опросы к экзамену Ђ онфликтологи€ї с 1 по 4


1. ¬озникновение и становление конфликтологии.

 ак относительно самосто€тельна€ наука и учебна€ дисциплина она сложилась лишь к середине XX в. »сследовани€ в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. ≈е становление происходит в 70-е годы XX в. ¬ 80-е годы возникают конфликтологические центры в —Ўј и других странах мира. ¬ 1986г. в јвстралии по инициативе ќќЌ создаетс€ ћеждународный центр разрешени€ конфликтов.

ѕервые попытки проникнуть в глубинные причины социальных столкновений, обобщить накопленный опыт относ€тс€ к с. I тыс. до н.э. ¬первые предметом научного познани€ стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами. ѕозже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные.


2. ќтражение конфликта в философии, религии, искусстве, —ћ».

 онфликт - посто€нный спутник человека, по сути дела - лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставл€ет нас полностью раскрытьс€ в борьбе с оппонентом.

»з известных сегодн€ материалов древнейшие исследовани€ рассматриваемого вопроса относ€тс€ к VII-VI вв. до н. э. ¬се мы знаем, что конфликт лежит в основе построени€ философской системы  ита€, в которой провозглашаетс€ посто€нное противоборство присущих материи положительных (€нь) и отрицательных (инь) сторон, привод€щее, в свою очередь, к конфронтации их носителей. Ќо гораздо раньше - в древнейших законах хеттского цар€ ’аммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) содержатс€ уже дес€тки способов разрешени€ конфликтных ситуаций.

ѕозднее конфликтологические вопросы обсуждались древнегреческими философами. ¬ их взгл€дах по этой проблеме не наблюдалось единства. Ќекоторые считали, что конфликт органически присущ всем предметам и €влени€м, а потому неизбежен и в силу этого - не может получить отрицательной или положительной оценки.

ќтрицательно оценивали конфликты (в основном социальные, чаще - войны) философы ѕлатон (ок. 428-348 до н.э.), √еродот (ок. 490-425 до н.э.). ѕоследний полагал, что Ђникто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну мируї. ќтрицательные мысли о войне высказывал Ёпикур.

÷ицерон же (106-43 до н.э.) в трактате Ђќ государствеї предложил раздел€ть насилие на Ђсправедливоеї и Ђнесправедливоеї и выдвинул тезис о Ђсправедливой и благочестивой войнеї.

¬ —редние века ‘ома јквинский (1225-1274) выдвинул тезис о необходимости Ђавторизованной компетенцииї, т.е. санкции государства дл€ ведени€ войны. » все же насилие дл€ него - всегда грех.

ќчень содержательную попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал Ќикколо ћакиавелли (1469-1527) в трактате Ђ√осударьї. ќн считал конфликт универсальным признаком общества и объ€сн€л это природной порочностью человека.

 онфликт как многоуровневое социальное €вление был проанализирован в работе јдама —мита (1723-1790) Ђ»сследовани€ о природе и причинах богатства народовї. ≈стественно в этой работе рассматриваютс€ социальные конфликты, причина которых, с точки зрени€ автора, кроетс€ в классовой дискриминации.

Ёммануил  ант (1724-1804) считал, что Ђсосто€ние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состо€ние... ѕоследнее, наоборот, есть состо€ние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действи€, то посто€нна€ угроза. —ледовательно, состо€ние мира должно быть установленої.

√еорг √егель (1770 - 1831) усматривал причину конфликта в социальной пол€ризации между накоплением богатства и прив€занностью к труду в рамках класса.

–азмышлени€ о конфликте содержатс€ в работах ‘ридриха Ќицше. ≈го размышлени€ о морали Ђ”тренн€€ зар€ї проникнуты мыслью о том. „то конфликт свойственен человеку и всепроникающ, что, может быть, это одна из плодотворнейших сил сегодн€. ќднако в книге Ђ“ак говорил «аратустра.  нига дл€ всех и ни дл€ когої философ представит нам другой идеал - своеобразный итог развити€ человеческого духа - сверхчеловека, перешагнувшего т€готение обычных человеческих пороков и вставшего над конфликтами.

 

Ќо не только философы размышл€ли над проблемой конфликта. “ак или иначе, эта тема запечатлелась в религиозных учени€х. –ассмотрим некоторые из них.

–ассужда€ о христианстве, сразу оговорюсь, что отношение к конфликтам в рамках этого религиозного учени€ противоречиво, а в некоторых аспектах вовсе неразрешимо.

ѕротиворечивое отношение к насилию содержат книги ¬етхого и Ќового заветов. — одной стороны проповедуетс€ ненасилие (подставь вторую щеку), с другой в книге "»сход" мы встречаем определение Ѕога как "мужа брани". ¬оззвание же к богу приносит победу в сражени€х.

онтент-анализ текста Ѕиблии, проведенный јнцуповым,  алаевым и Ўипиловым, показал, что из 12407 пон€тий и категорий 1909 отражают проблему насили€ (15.39%). Ќаиболее часто употребл€ема€ в группе "насилие" категори€ - это категори€ "наказание" и производные от нее (25.9%). ѕризывы убить, убивать составл€ют 20.8% группы "насилие", ненависть и злоба - 13.3%.

—реди категорий группы "мир и согласие" наиболее часто употребл€етс€ группа слов со значением "помощь, поддержка" - 26%. Ќегативное отношение христианства к войнам - достаточно современное образование. Ћишь в нашем веке официальна€ католическа€ церковь обратилась к идее отрицательного отношени€ к насилию, а в самое последнее врем€ то же наблюдаетс€ и в православии. ѕричина такого противоречи€ кроетс€, очевидно, в истории этого религиозного учени€. ¬ы знаете, что первоначально оно сформировалось как религи€ рабов и должна была защищатьс€. Ћишь позднее из гонимой власт€ми секты она перешла в государственную религию –имской империи. Ќеобходимость агрессии исчезла, но отголоски ее, выразившиес€ в идее экспансии христианства, долго еще были слышны в ≈вропе. ƒостаточно вспомнить крестовые походы ’I-’IV вв.

 роме того, не стоит забывать, что не все христиане поддерживают позиции официальной церкви. —уществует множество организаций (различные братства, секты), которые подчас далеко не так миролюбивы, как мы привыкли себе представл€ть.

ѕозици€ »слама в вопросе о конфликтах также противоречива. — одной стороны, ненасилие проповедуетс€ как идеал социальной жизни. — другой - приветствуетс€ борьба за расширение геостратегического пространства ислама и даже борьба между единоверцами. ¬  оране читаем: "ј если пожелал твой √осподь, то ќн сделал бы людей народом единым. ј они не перестают разноголосить." ѕричина таких противоречий кроетс€ в изначальной многовариантности, котора€ обусловлена волей јллаха.

Ѕуддизм и индуизм в том смысле более последовательны. ќни не приемлют насилие. ¬ классическом буддизме нет даже такого пон€ти€ - зло (—атана). “олько в последнее врем€ многочисленные войны побудили приверженцев буддизма заговорить о насилии. ќднако в своих оценках они по-прежнему категоричны: необходимо жить в любви к ближнему, ибо "никогда в этом мире ненависть не прекращаетс€ ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращаетс€ она".

»скусство - это "зеркало человеческой души" и, пусть не всегда пр€мое, но зеркало человеческой истории, также запечатлело и конфликты, и отношение к ним.

ѕосмотрим, что напишут поэты о веке ’’I. –.Ћьюис и ’.–айф открывают монографию "»гры и решени€" словами: Ђ¬о всей мировой литературе столкновение интересов было одной из главных тем; возможно, по вниманию, которое ей удел€лось, с ней сравнима лишь тема Ѕога, любви и внутренней борьбыї.

» это действительно так.  урьезен, но показателен такой факт: в 48-52 годах в журнале "“еатр" шла очень масштабна€ дискусси€ о целесообразности рассмотрени€ конфликта в художественном произведении. –езультат дискуссии - своеобразный лозунг - " онфликту быть!"

ќтразилась проблема конфликта и в народном творчестве в форме многочисленных поговорок и фразеологизмов: "„то за шум, а драки нет?", "ѕолно бранитьс€, не пора ли миритьс€?", "я тебе покажу кузькину мать!" ¬ русском €зыке с интерпретацией конфликтных ситуаций св€зано свыше 700 фразеологизмов. —реди них 21.2% имеют ключевое слово "согласие", а 52.7% - "драка".

ѕоследний факт указывает на то, что в разрешении проблемных ситуаций наиболее эффективными до си пор считались методы силового воздействи€. Ёто отражено и в пословицах: "„ем ругатьс€, лучше собратьс€ и подратьс€", "Ѕольше дерутс€, так смирнее живут" и т.п. ¬ 184 пословица прослеживаетс€ пр€мой призыв к драке: "√оре горюй, а руками воюй!", "¬от тебе раз, другой бабушка даст!" Ќесколько меньшее количество (157) содержит призыв к миру и согласию: "«амахнись, да не ударь", "«ла за зло не воздавай" и т.п.

ќбщий анализ русских пословиц и поговорок позволил установить, что 902 из них посв€щены проблеме "насилие - согласие". ѕриоритеты распределились так:24.1% - одобрение насили€ 29.6% - осуждение насили€ 16.4% - призыв к насилию 9.1% - одобрение мира 4.5% - призыв к миру. ¬ целом в 40.5% пословиц и поговорок насилие одобр€етс€, а в 43.2% одобр€етс€ согласие.

ќпыт народа приблизительно одинаково оценивает эффективность насили€ и согласи€ в решении конфликта.

Ќу а теперь о средствах массовой информации. ќни реагируют на конфликты еще более оперативно, нежели искусство, наука, религи€, философи€. Ѕолее того, они не просто отражают конфликты, но и создают их, вли€ют на процесс их развити€, а иногда и прекращают некоторые.

Ѕытует мнение (да так оно и есть на самом деле), что все войны сегодн€ выигрываютс€ информационно. ¬спомним хот€ бы, как по-разному освещались событи€ в ёгославии нашими корреспондентами и —ћ» стран Ќј“ќ.

¬ последние дес€тилети€ возросла роль —ћ» как фактора, определ€ющего конфликтность людей. Ќи дл€ кого не секрет, что многочисленные атаки реклам (за свою жизнь среднестатистический американец видит более 7 млн. –екламных роликов), политической и экономической пропаганды не всегда соблюдают "технику психологической безопасности". »ногда повышение конфликтности закладываетс€ в стратегию материала. »ногда агитаци€, противоположна€ по содержанию, порождает конфликты мотивов ее слушателей, зрителей, читателей.

ќчень красноречиво с этой точки зрени€ общероссийское социологическое исследование, которое демонстрирует чувства, испытываемые зрител€ми при просмотре, кажетс€, неконфликтных информационных телевизионных передач. —амые распространенные чувства Ц чувства тревоги, неуверенности.

Ќадо сказать, что воздействие —ћ» на сознание человека и на повышение уровн€ конфликтности и тревожности общества было замечено давно. Ќо до сих пор программы, содержащие сцены насили€ или описание трагических происшествий считаютс€ более ценными с точки повышени€ рейтинга (и. кстати сказать, ошибочно!). Ќасилие превалирует в 8 из 10 передач. «а 1 час на экране по€вл€етс€ 5-6 эпизодов насили€. Ѕольше всего сцен насили€ содержат мультфильмы: 18 сцен насили€ в час!   12 годам среднестатистический подросток успевает увидеть 100.00 сцен насили€, и не без любопытства.

»нтересное исследование провели Ћеонард Ёрон и –оуэлл √усман.

—начала они обнаружили стойкую зависимость между просмотром сцен насили€ по телевидению и агрессивным поведением восьмилетних мальчиков; по истечении примерно одиннадцати лет они заново вернулись к исследованию 211 молодых людей из числа своих бывших испытуемых и обнаружили: те из них, кто в детстве видел больше сцен насили€ на телеэкране, стали более агрессивными и предпочитали силовую модель решени€ конфликтов. –езультаты дальнейших многочисленных исследований показали, что св€зь между просмотром телепередач, содержащих сцены насили€, и последующей агрессией неоспорима. Ѕолее того, просмотр таких передач ведет не только к росту агрессивности у части зрителей, но и вызывает своего рода онемение чувствительности у людей, сталкивающихс€ с про€влением агрессии в повседневной жизни.

—ћ» оказывают мощное воздействие на формирование у всех людей установок, вли€ющих на их поведение в конфликтных ситуаци€х; вли€ют на понимание и оценку конфликтов самими конфликтологами, руководител€ми, политиками; помогают формировать у людей, начина€ с детства, стереотипы конструктивного поведени€ в проблемных ситуаци€х социального взаимодействи€. ѕозже мы подробнее остановимс€ на роли —ћ» в нарастании конфликтности общества и о функци€х журналистики, св€занных с решением этой проблемы.

 

ќсобенности развити€ конфликтологии в –оссии.

–оссийской конфликтологии более 18 лет. ¬ 1988 году собрание американских медиаторов приехала в —анкт-ѕетербург по приглашению ¬ерховного —овета ———– дл€ представлени€ практических технологий по разрешению конфликтов и споров в социальной и политической сферах. — тех пор прошло не мало лет и врем€ от времени в различных регионах –оссийской ‘едерации предпринимаютс€ попытки образовать собрани€ и центры по решению и управлению конфликтными ситуаци€ми.

јнализ практики становлени€ отечественной конфликтологии показывает, что она подчин€етс€ общесоциальным закономерност€м. “ак, поскольку высокую степень остроты и массовидный характер на территории бывшего —оюза приобрели прежде всего межнациональные конфликты, они и стали предметом пристального внимани€ и практических усилий со стороны конфликтологов. ћожно сказать, что в области отечественной социологии конфликта идет интенсивный процесс осмыслени€ реального предмета изучени€ и работы конфликтологии, равно как и развити€ ее теории. «начимость и актуальность проблемы конфликтов, огромный интерес к ней, однако, позвол€ют наде€тьс€ на быстрое развитие исследований в этой области. ¬месте с тем, в отличие от западной конфликтологии, котора€ €вл€етс€ междисциплинарной областью и, как уже говорилось, про€вл€ет большой интерес к психологии и ее возможност€м в работе с конфликтами, отечественна€ социологи€ конфликта в насто€щее врем€ развиваетс€ в основном в рамках чисто социологических подходов, недостаточно св€занных с психологией и ее возможност€ми.

—егодн€ сложилась ситуаци€, когда конфликтна€ проблематика актуализирована и в реали€х общественной жизни, и в сознании общества. ќсознаетс€ необходимость создани€ механизмов и институтов регулировани€ конфликтов, осуществлени€ контрол€ над конфликтным процессом.  ак никогда велика потребность людей в помощи психологов по самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Ёто создает новые, не существовавшие ранее возможности дл€ исследовательской и практической работы в области конфликтов.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1825 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

2101 - | 1829 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.