Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Благодаря широкому распространению песни в быту народа многое из песен проникло в инструментальную музыку, повлияло на структуру и характер мелодий кюев для домбры




Песня звучала всюду: в бескрайней ка­захской степи, на шумных ярмарках и базарах, в продымленных лачугах, мазанках и юртах, на воле и в застенке. Жизнь казахского народа была немыслима без песни. Звонкой, ликующей песней голосистый джигит открывал той, песню пели девушки и юноши на вечерних игрищах за аулом, песней встречали рождение ребенка, с песней провожали человека в последний путь. Выдавая девушку замуж, пели свадебную «Жар - Жар», в дни мусульманских празднеств звучал за каждой юртой жарапазан, с песней ходили по аулам славильщики и казахские колдуны -дуаны, чревовещатели, заклинатели-бахсы. «Мне чудится, что вся казахская степь поет», -говорил Г. Потанин, друг Чокана Валиханова, большой знаток казахской культуры.

Только к 19 веку казахская музыка осво­бождается от цепей религии и обряда и начи­нает развиваться как самоценное художест­венное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа -инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные ком­позиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода " специализацию " в развитии конкретных традиций. Так, территория Западного Казах­стана стала центральной зоной в развитии домбрового кюя токпе, а ареал Сары - арки (Центральный Казахстан) - эпицентром профес­сиональной песни, юго-западный регион (Кар-макчинский район) сохранил и развил богатей­шие традиции эпического сказительства, а Жетысу - традиции айтыса - состязательного искусства акынов-импровизаторов. Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы, Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая, Кенена Азербаева вошли в историю не только казахской, но и мировой музыкальной куль­туры. Их творчество, отличающееся яркой индивидуальностью стиля, характерным образ­ным строем и кругом музыкально-вырази­тельных средств, составляет гордость, классику казахской музыкальной культуры. Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к "божественному таинству" - музыке, они при жизни пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в центре всеобщего внимания и притяжения. Лучшим из лучших народ присваивал высокие звания - салов и сере. Творческая деятельность профессиональных музыкантов 19 века, как правило, не ограничивалась только исполни­тельской или композиторской сферой, а включала в себя все многообразие художест­венных форм - поэтическую импровизацию, ораторское искусство, отточенную вокальную технику, виртуозное владение музыкальным инструментом, элементы театрального и циркового действа, что во многом сближало казахских степных артистов со средневековыми музыкантами Западной Европы - жонглерами, трубадурами, труверами, мейстер и минни-зингерами.

В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила много­голосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполни­тельские формы, создала новую профессио­нальную композиторскую школу, базирую­щуюся на письменном типе творчества. На основе органичного синтеза национального содержания и европейских форм в 30-40-е годы 20 столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства - "Кыз Жибек" Е. Брусиловского, "Абай" А. Жубанова, Л. Хамиди, "Биржан и Сара" М. Тулебаева. Их драматургической и музыкальной основой стали неисчерпаемые богатства казахского фольклора и устной профессио­нальной музыки. Подмостки оперного театра стали ареной, где перед взором современного зрителя разворачивается старинный свадебный обряд и зажигательный айтыс между акынами 19 века Биржаном и Сарой, где можно услышать полную внутренней страсти песню героя народно-освободительного восстания 19 века, поэта и кюйши Махамбета и скорбную похоронно-поминальную песню-плач жоктау. В 60-70-х гг. в республике достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки - симфонический, в рамках которого создаются как композиции, близкие по форме классическим, - симфонии Г. Жубановой, К. Кужамьярова, так и возникает новый жанровый синтез - симфонический кюй.

Самобытное музыкальное искусство Казахстана, истоки которого лежат в глубочай­шей древности, - это неотъемлемая часть многонациональной культуры нашей страны. Его успехи и достижения на современном этапе - результат колоссальных культурно-со­циальных преобразований в жизни казахского народа. От народной песни и кюя до оперы и симфоний, от одноголосного пения до полифонически звучащего хора, от домашнего музицирования до филармонического зала, от устного предания до современной науки - таков путь, пройденный за исторически короткий период казахской профессиональной музыкой. Но главное, что характеризует ее, - это возрождение в новых социальных условиях форм и традиций богатого народного музыкального наследия.

Созданные народом песни, танцы, сказки, произведения декоративно-прикладного ис­кусства и архитектуры раскрывают специфи­ческие особенности жизни каждого народа и имеют большой познавательный и художест­венный интерес, свидетельствуют о созданной им материальной и духовной культуре. Художественные произведения, созданные народом для себя по своему вкусу и эстети­ческим требованиям, выражали демократи­ческую идеологию, в основе которой всегда лежат гуманистические идеалы. В произве­дениях народного искусства, созданных для себя или своей среды, непосредственно выражались мысли и чувства народа, особенности его быта и природной среды, в которой жил и трудился народ.

Народная поэзия, музыка, танцы и художественные произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров, оформляющих и составляющих быт, проник­нуты своеобразием, свойственным художест­венному творчеству того или другого этноса. Своеобразие искусства каждого народа опре­деляется социально-экономическими условиями его труда и быта, а также особенностями природных условий, в которых он живет. Общение между народами и торгово-эконо­мические связи между ними вызывают взаимодействия между художественными культурами разных народов. Однако, несмотря на эти взаимодействия, специфические особенности искусства каждого народа всегда оставались и остаются в силе и отличают его искусство от искусства других народов.

Искусство, отражающее повседневную жизнь и идеалы человека, являлось одним из важнейших факторов, влиявших на развитие демократи­ческого профессионального искусства. Выдаю­щиеся мастера всех видов искусства всегда исходили в своем творчестве из основ народного искусства. Исследуя казахское народное искусство как сферу эстетической культуры общества, необходимо исследовать художественно-творческий процесс как образ национальной жизни и мышления, обеспечи­вающий функционирование фольклора; его эстетическую и культурную ценность, прояв­ляющуюся в его социокультурных функциях.

 

Литература

1. Аманов Б.Ж. Казахская традиционная музыка и ХХ век / Б.Ж. Аманов, А.И. Мухамбетова. - Алматы, 2002.

2. Балабеков Е.О. Казахский музыкальный фольклор: особенности, основные функции, воспитательные возможности и проблемы совершенствования /Е.О. Балабеков. - Шьмкент, 2000.

Фамилия автора: Г.К. Абдигалиева, Н. Мирсеитов

Теги: Казахи Музыка Фольклор

Журнал: Вестник КазНУ

Год: 2010

Город: Алматы

Категория:

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 535 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2269 - | 2229 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.