Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Доселе не было школ, которые соответствовали бы своей цели




1) Я покажусь слишком дерзким, решаясь возвещать это так смело. Но я призываю тебя, читатель, к самому делу и делаю тебя судьей; сам же являюсь тружеником. Вполне удовлетворяющей своей цели школой называю я такую школу, которая есть истинная мастерская гуманности, т. е. в которой дух учащегося погружается в сияние мудрости, успешно стремится проникнуть всё сокровенное и явное (как сказано в премудр. VII, 17), где сердце и его стремления достигают полной гармонии с добродетелью, сердце привлекается божественною любовью и наполняется ею так, что уже здесь, под небом, все те, которые вручены христианским школам для назидания в истинной мудрости, приучаются вести небесную жизнь. Словом, где все обучаются всему совершенно.

2. Но какая школа брала на себя до сих пор труд — выполнить эту задачу в совершенстве, не говоря уже о том, чтоб она этого достигла? Впрочем я не хотел бы казаться человеком, который преследует платоновы идеи, и мечтает о совершенстве, которого нигде не существует и на которое никогда нельзя надеяться в этой жизни; я приведу другой довод в пользу того, что школы должны быть именно таковы, но до сих пор еще таковыми не были.

3. Лютер, в своем увещании (от 1525 г.) к городам империи открывать школы, высказывает между прочим желание: во-первых, чтобы во всех городах, местечках и селах были открываемы школы для обучения в них юношества обоего пола (насколько это необходимо, мы привели доводы выше, в 1-й главе), при этом чтобы и те, которые занимаются сельскими работами или ремеслом, также ежедневно ходили в школу, хотя на два часа, и были бы обучаемы полезным сведениям, добрым нравам и страху Божию. Во-вторых, чтоб они были обучаемы по более легкой методе, которая не только бы не отвращала от ученья, но как бы некоторой приманкой привлекала к нему и (как он говорит), чтоб мальчики находили в школьных занятиях не меньшую радость, как если бы они проводили целые дни в детских играх, в беготне и шалостях. Так говорил Лютер.

4. Действительно, это разумный совет, достойный столь великого мужа! но кто не видит, что до сих пор мы остаемся позади этого изречения: где же эти всеобщие школы? где привлекательная метода?

5. Противное же мы видим повсюду. В маленьких общинах, местечках и селах школы и до сих пор не основаны.

6. Где они и открыты, там существуют не для всех вообще, но только для известных лиц, именно для более богатых; так как посещение школ стоит дорого, то бедные допускаются туда только в редких случаях, разве с помощью чьей-нибудь благотворительности. Но что между неимущими часто погибают отличные таланты, к великому вреду для церкви и государства, это — несомненно.

7. Далее, при обучении юношества употреблялась обыкновенно столь суровая метода, что на школы вообще смотрели, как на средства запугивания мальчиков и как на застенок для талантов; большая часть учеников, подвергнувшись одурению от наук и книг,[1] спешили в мастерские ремесленников, или обращались к другим житейским занятиям.

8. Те же ученики, которые удерживались в школе (по принуждению ли от родителей и опекунов, или увлекаемые надеждой достигнуть когда-нибудь с помощью науки высокого положения в свете, или, наконец, по свободному влечению природы к этому благородному занятию) получали такое образование, которое не было ни достаточно серьезно, ни достаточно искусно, а чаще всего извращенно и ошибочно. Ибо то, что преимущественно следовало бы внедрять в умы, — то оставалось, по большей части, в пренебрежении: страх божий и добрые нравы. Об этом последнем в школах (даже и в академиях, которым свойственна бы высшая ступень человеческого развития) так мало заботились, что из школы, вместо кротких овечек, обыкновенно выходили дикие ослы, неукротимые и необузданные лошаки, а вместо склонного к добродетели нрава — выносили только прикрашенную отшлифовку внешности, грубую типическую наружность и дрессированные для светской пустоты глаза, руки и ноги. Ибо во многие ли из этих голов, утонченные долгим изучением языков и наук, проникало что-нибудь в голову в такой степени, чтоб они могли служить другим людям образцами умеренности, целомудрия, смирения, снисходительности, обдуманности, терпения, самообладания и т. п.? От чего же это, как не от того, что о доброй жизни в школах даже не подымается и вопроса? Это доказывается распущенностью дисциплины почти во всех школах, разнузданностью нравов во всех слоях общества; доказывают то же и бесконечные жалобы, вздохи и слезы многих честных людей. И еще станет кто-либо защищать настоящее состояние школ? Нами овладела болезнь, переданная нам от наших преподавателей, что мы, отвратившись от древа жизни, исключительно стремимся только к древу познания. Школы, следуя этому необычному стремлению, гнались до настоящей минуты только за знаниями.

9) Но и это самое каким путем желали достигнуть? с каким успехом? Подлинно, над тем, что человеческий ум мог бы обнять в течение года, в школах проводят пять, десять и более лет. Что с полною легкостью можно бы сообщить и внедрить в умы, то насильственно втискивается, даже вколачивается и вбивается. Что могло бы быть представлено наглядно и ясно, то преподается темно, сбивчиво, запутанно, как бы посредством чистых загадок.

10) Я умолчу здесь уже о том, что едва ли где умы питаются истинными зернами фактов; обыкновенно же они наполняются шелухой слов (ветряной болтовней попугаев), высевками и чадом мнений.

11. Возьмем изучение хоть латинского языка — коснусь его здесь кстати для примера: (Bone Deus) Боже милостивый! как спутано, как затруднительно, как многословно производилось оно! Поистине, маркитанты, погонщики и мастеровые разного рода научаются какому-нибудь языку, совершенно отличному от их родного, и усваивают даже не один язык, а два и три, — скорее, чем воспитанники наших школ, при полнейшем прилежании и с крайним напряжением, изучают одну латынь. И с каким неравным успехом! Первые уже через несколько месяцев свободно болтают на чужом языке; последние же едва через пятнадцать или двадцать лет, и то обыкновенно только с помощью разных пособий — грамматик и словарей, могут кое-что произнесть по-латыни, и то не без запинок и заикания. От чего другого может происходить эта крайне вредная потеря времени и труда, как не от дурной методы?

12. Вот что разумно писал об этом знаменитый доктор богословия Эйльгард Любин, профессор Роштокского университета: «обыкновенный способ обучения мальчиков в школах кажется мне таким, как если бы кто-нибудь получил поручение — со всем прилежанием и трудом придумать способ или план, по которому как учителя, так и ученики могли бы научаться латыни только непомерным трудом, с чрезвычайным отвращением и с необыкновенными мучениями, и то не иначе, как чрез очень долгий промежуток времени».

«Когда я об этом вспоминаю, судорожно сжимается мое сердце,—

Я чувствую страх до глубины моего существа».

И несколько после: «Когда я чаще об этом раздумывал, — не однажды, сознаюсь, приходило мне на мысль, что эта метода была введена в школы злым и завистливым гением, врагом человеческого рода». Так говорил Любин, мнение которого из многих других свидетелей я пожелал привести.

13. Впрочем, для чего нам искать свидетелей? сколько из нас могут служить таковыми! сколько вышло из школ и академий едва осененными тенью истинной учености! Между многими тысячами я сам один из этих несчастных детей, у которых дорогая весна всей жизни, цветущие годы юности — погибли жалким образом в схоластическом педантстве. Ах, как часто, когда мне пришлось узнать лучшее, воспоминание о потерянном времени выжимало у меня стоны из груди, слезы из глаз, скорбь из сердца! ах, как часто эта боль принуждала меня воскликнуть:

«О если бы возвратил мне Юпитер потерянные годы!»

 

14. Но тщетны эти мольбы: истекший день не возвращается более. Никто из нас, чьи годы прошли, не помолодеет, чтоб снова начать жизнь и вступить в нее с лучшей подготовкой; этому помочь уже нельзя. Для нас осталось только одно, одно только возможно: насколько мы в силах, дать добрый совет подрастающему поколению, чтобы, показавши, как наши учителя впадали в ошибки, открыть путь, как можно их избегнуть. Да совершится это во имя и при помощи того, кто один может сосчитать наши ошибки и исправить кривизну путей наших (Экклез. I, 15).

Примечания[править]

1. Перейти↑ «Discipulorum pars, literarum et librorum nausea contracta» — собственно «быв поражена морской болезнью от наук и книг»… Об этом сравнении мы уже говорили выше. Коменский употребляет его по сходству действия морской болезни на взрослых и старой учебы на детей. Морская болезнь производит головокружение, тошноту, боль, общее болезненное давление на весь организм, упадок сил и энергии, — то же самое делало в детях старое ученье.

 

 

ГЛАВА XII





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 436 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.