Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Истоки философского мышления




ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ.

 

ББК 87.3

И90

РЕДАКЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОБЩИМ ПРОБЛЕМАМ ФИЛОСОФИИ

Перевод с чешского канд. филос. наук И. И. Богута

История философии в кратком изложении

И90 Пер. с чеш. И. И. Богута.—М.: Мысль, 1995— 590, [1] с.

ISBN 5-244-00552-9

Книга коллектива авторов Чехословацкой АН представляет собой краткие очерки по истории философской мысли от се истоков до немецкой классической философии включительно. Рассматриваются философские культуры стран Междуречья, древней и средневековой Индии, Китая, античного мира, средневековья и Нового времени.

ББК 87.3

ISBN 5-244-00552-9

© Doc. PhDr. Vladimir Cechak, CSc., Jakub Mail, prom. fil., doc. PhDr. Vladimir Soucek, CSc., doc. PhDr. Jaroslav Sus, CSc., PhDr. Petr Vav-rousek, CSc., PhDr. Pavia Vosahlikova, CSc., 1983

© Vladimir Cechak, Milan Sobotka, Jaroslav Sus, 1984

© Издательство «Мысль», 1991

© Пер. с чешского И. И. Богута

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Введение

Древний Ближний Восток — истоки философского мышления

Философия древней и средневековой Индии

Начала философского мышления

Учение джайнизма и буддизма

Учение материалистов

Философские системы индуизма

Философия древнего и средневекового Китая

Начала философского мышления

Сто школ — период расцвета китайской философии

Философия в эпоху династии Хань

Философия в III—Х вв.

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, пред­посылки которого можно найти уже на ранних ступе­нях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о про­исхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на срав­нительно развитой стадии классовых отношений.

Уже в условиях родовой общины, всецело зави­симой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, ока­зывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности чело­века. Свое отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из окружающего мира сопровож­далось различными магическими обрядами, символизи­ровавшими его стремление к соединению с природой. Результаты археологических исследований и сравни­тельной этнографии позволяют хотя бы частично осве­тить этот этап развития человеческого мышления. Кон­кретные формы начальных теоретических построений, которые существовали до создания письменности, оста­ются для нас более или менее гипотетическими.

Развитие практической деятельности человека пред­полагает совершенствование его способности предви­дения, основанную на наблюдении определенной по­следовательности событий и, таким образом, пости­жении некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многих внешних обстоя­тельств и внутренних условий, характерных для опре­деленных областей и общностей. К важнейшим момен­там, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и прежде всего появле­ние абстрактных понятий, является важным свидетель­ством формирования теоретического мышления и скла­дывания предпосылок для возникновения общих умо­заключений, а тем самым и для философии.

Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметы культового характера свидетель­ствуют о том, что люди с незапамятных времен стре­мились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается. Подобные вопросы, даже если ответы на них были самыми фан­тастическими, предполагали существование причинной зависимости и наличие весьма сложных представлений о пространстве и времени. В частности, представление о времени возникало из понимания как конечности че­ловеческого существования, так и постоянства движе­ния небесных тел, время же измерялось длительностью растительного цикла. Такое представление претерпело значительное развитие уже в древнейшие времена. Об этом говорят некоторые мифы, где время выступает как мера ценности. Только то, что вечно, может быть совершенно. Вечность является атрибутом божествен­ного существования и действия. Неосознанным выра­жением этого убеждения и одновременно практическим подтверждением стремления к преодолению временной ограниченности индивидуального человеческого суще­ствования были различные погребальные ритуалы, магические обряды и культ усопших, сохраняемый родом.

Наивно-натуралистическое понимание природных закономерностей, проецируемое на отношения в обще­стве, весьма долго существовало во взглядах на мир, его начало и суть; не избавилась от него и фило­софия.

Все эти обстоятельства воздействовали на пред­ставления людей о природе и постепенно модифициро­вали их. Развитие мысли в области этой проблематики весьма долго протекало в рамках существовавших взглядов и формально не выходило за их пределы. Однако обыденные представления под влиянием рас­ширяющегося опыта получали новое содержание, а углубляющееся познание окружающего мира и челове­ческого общества ускоряло этот процесс. Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла но­вые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственно знания.

Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философского мышле­ния складывались неравномерно. Различались между. собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями. Был целый ряд специфических, обстоятельств, которые ускоряли или замедляли это развитие и которые сейчас нельзя с точностью опреде­лить. Мы стремились на некоторых примерах, которые, конечно, не исчерпывают всю проблематику, показать, как возникали предпосылки теоретического осмысле­ния мира и какими путями развивалась философия в колыбели цивилизации — на Востоке. Развитие фи­лософского мышления в странах Востока не составля­ло прямой линии. И хотя не исключается на некоторых этапах и в некоторых областях взаимное влияние, все три исследуемых региона — Ближний Восток, Индия и Китай — представляют самостоятельные культурные целостности.

Ближний Восток не создал в древности философ­ской традиции в подлинном смысле слова. Однако он был областью, где в отличие от других регионов мира преобладали оседлые земледельцы и развитие социаль­но-экономических отношений происходило весьма ин­тенсивно. Этому динамичному развитию соответство­вала и накопленная сумма знаний и опыта. Новые практические сведения использовались для развития теоретического мышления. Они воздействовали также на религиозные представления, на идеологию и куль­туру в целом. Все эти различные сферы человеческой мыслительной активности выступали в древних ближ­невосточных цивилизациях как единое целое. Однако в их единстве существовали предпосылки для возник­новения различных научных дисциплин, включая философию. Основу этого богатого наследия восприняли греки прежде всего малоазийского побережья, а через их посредство и весь эллинистический мир. Огромный вклад Греции во все области познания, включая фи­лософское мышление, невозможно представить без этой основы.

Древнейшие культуры Ближнего Востока имели контакты с Индией. Однако здесь развитие мысли с самого начала протекало более или менее самостоя­тельно. Предпосылки и начальные формы философ­ского мышления в Индии постепенно кристаллизова­лись в цельные философские системы, развитие кото­рых можно проследить на длительных временных отрезках. Здесь философская традиция никогда полностью не прерывалась, несмотря на различные поли­тические, социально-экономические и этнические изме­нения. Она существовала в индийском обществе как устойчивый элемент вечно живого культурного насле­дия. Внешние влияния и контакты, о которых упоми­нается в главе, посвященной Индии, обогащали индий­скую философию, но не были определяющими для ее развития.

Древнюю и средневековую китайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни китайского общества в целом. Она развивалась са­мостоятельно, и только буддизм существенно повлиял на нее, однако в течение нескольких веков он был приспособлен к местной традиции и духовной жизни. Китайскую философию можно характеризовать как единое целое, развитие которого определялось способ­ностью интегрировать в себе различные новые внешние влияния.

Кроме того, в древности и в средние века наравне с крупными государственными образованиями возни­кали и существовали менее значительные государства, где развивались различные направления мысли, кото­рые, к сожалению, в настоящем исследовании невоз­можно оценить и представить в достаточной мере.

ДРЕВНИЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК.

ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Люди уже в доисторические времена создавали представление о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром, и человеком. О существова­нии этих взглядов и представлении свидетельствуют материальные остатки древнейших культур, археоло­гические находки. Примитивный способ производства и старейшие формы организации общества, которое еще не было классово дифференцированным, оставили лишь эти косвенные свидетельства, говорящие о «ми­ровоззрении» своих носителей. Прогрессирующее раз­витие производительных сил и более сложная струк­тура общества неотделимы от расширения опыта и знаний о мире и тех закономерностей, которые влияют на природу и человека. Этот процесс вел к образова­нию классовых обществ с более сложной организацией производства, к созданию письменности. Первые дока­зательства существования письменности на изломе 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. были получены на тер­ритории Месопотамии и Египта. Письменные заметки, которые первоначально применялись в хозяйственной и деловой областях, постепенно охватывали мир мыс­лей и «создателей» письма, и всех тех, кто получил от них это наследие, совершенствовал и использовал его.

Древнейшие письменные памятники ближневос­точных областей не представляют, очевидно, целост­ных философских систем с точным понятийным ап­паратом. В них не отражена проблематика бытия и существования мира (онтология), нет четкости в воп­росе о возможностях человека познать мир (гносеоло­гия). На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители, которые стоят у начала традиции евро­пейского философского мышления. Развитие древне­греческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции не было бы понято в полной мере и объ­яснимо без знания наследия мысли древнейших циви­лизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние на греческую культуру в самых древних ее слоях. Однако систематическое исследование ближневосточных цивилизаций сравнительно молодо и едва превышает сто лет.

Примечательно, что древнейшие античные филосо­фы жили в греческих колониях Малой Азии, в торго­вых и экономических центрах, где они не только были окружены восточной материальной культурой, не толь­ко ощущали политическую мощь государств ближне­восточного региона, но и знакомились с различными специальными знаниями, религиозными представлени­ями и т. д. Этот живой и всесторонний контакт с раз­ными культурными слоями должен был влиять на греческих мыслителей, которые стремились теоретичес­ки оформить свое мировоззрение. Их наивный спекуля­тивный подход к вопросам о том, что является причи­ной, основой и принципом всего существующего, что такое движение и каков источник изменений, происхо­дящих в природе, лишь постепенно освобождался от ряда представлений и понятий, взятых из мифов, как собственных, греческих, так и соседних народов.

Миф — одна из форм выражения человеком своего отношения к миру и опосредованного постижения со­циальных отношений определенной целостности. Это — первый, пусть фантастический, ответ на вопросы о воз­никновении мира, о смысле естественного порядка. В нем определяется также предназначение и содержа­ние индивидуального человеческого существования. Мифическое изображение мира тесно связано с рели­гиозными представлениями, содержит ряд иррацио­нальных элементов, отличается антропоморфизмом и персонифицирует силы природы. Однако оно содержит и сумму знаний о природе и человеческом обществе, приобретенных на основе векового опыта. В этой недиф­ференцированной целостности мифа отражались изме­нения и в социально-экономической структуре общест­ва, и в политических силах в процессе централизации древнейших государственных образований.

Важным условием появления новых сведений о человеке и о природных силах, которые его. окружают, было углубляющееся разделение труда и формирова­ние древнейших классовых обществ. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» выделяют этот момент как основную предпосылку развития всякого теоретического мышления. «Разделение труда стано­вится действительным разделением труда лишь с того момента, когда появляется разделение материального и духовного труда. С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики, что оно может действительно представлять себе что-нибудь, -не пред­ставляя себе чего-нибудь действительного,— с этого момента сознание в состоянии эмансипироваться от мира и перейти к образованию «чистой» теории, теоло­гии, философии, морали и т. д.».

Одним из конкретных проявлений этой новой си­туации было, по К. Марксу и Ф. Энгельсу, возникнове­ние социальной группы, которая профессионально за­нимается «чистой» теорией. В древнейшие времена подобную группу составляли прежде всего священно­служители. Их политические и экономические интересы поэтому воплощались в религиозные представления,. содержащиеся в мифологическом объяснении мира, и модифицировали их. Осуществлялось это прежде всего там, где мифологическое предание становилось частью культа. Общественная практика, однако, постоянно накапливала знания и опыт, которые нужно было брать во внимание и которые, создавая предпосылки для возникновения отдельных научных дисциплин, влияли на развитие теоретического мышления.

Этот процесс можно проследить во всех регионах Ближнего Востока. Наглядным примером может слу­жить его развитие в Месопотамии. С начала 2-го тыся­челетия до н. э., о чем говорят письменные памятники, здесь развивались общества оседлых земледельцев. Экономическое развитие, политическое влияние и куль­турный расцвет этих старейших классовых обществ в значительной мере связаны с интенсивным земледе­лием, с развитием ирригационной системы. Специфи­ческие природные условия ускоряли процесс разделе­ния труда и связанную с ним социальную дифференци­ацию. Рука об руку с углубляющимся разделением труда шли концентрация населения в городах, разви­тие ремесла, торговли и дальнейшая специализация труда.

Все эти факторы весьма интенсивно воздействовали на сознание человека. Новые хозяйственные виды деятельности предполагали практическое овладение многими природными закономерностями и их понима­ние. Строительство обширных ирригационных систем, больших городов, дворцов, храмов, развитие ремесел н интенсивное земледелие требовали, безусловно, боль­шого опыта и знаний. Для их закрепления и передачи требовались специальная терминология, понятийный аппарат, что служило одной из предпосылок дальней­шего практического развития определенных областей знания, закладывающих основы будущих научных дисциплин: математики, геометрии, механики, астро­номии и т. д. Автономизацию рационального подхода к реальности от иррационального можно проследить и в медицине, где наряду с магической практикой на­чинают применяться операции, действительно исходя­щие из познания некоторых естественных функций организма.

Рациональный подход к явлениям природы, связан­ный с конкретной трудовой деятельностью, создал предпосылки для образования ряда научных направ­лений. Этот процесс не мог, однако, быть завершен до тех пор, пока природа как целое оставалась персони­фицированной божествами, деятельность и воля кото­рых познавались лишь посредством религиозных обря­дов. Более того, истолкование «божественной воли» монополизировали священнослужители.

Зависимость индивида от мифологических пред­ставлений в течение всей долгой истории Месопотамии была значительной. Источники того времени свиде­тельствуют об изменениях, которые происходили в этой области в различные периоды. Важным доказа­тельством секуляризации мышления в области общест­венных отношений являются старейшие сборники пра­вовых норм и предписаний. Сохранились шумерские и древне вавилонские правовые предписания конца 3-го — начала 2-го тысячелетия до н. э. Регуляция жизни об­щества нормами, провозглашенными правителем, бес­спорно, принадлежит к важным проявлениям процесса автономизации человеческого мышления по отношению к универсальному мифологическому воззрению на мир. Вопрос вины и наказания, исходящий уже не из тради­ционно существующих этических норм, а из новых экономических и социальных потребностей правящего класса, выходит за пределы области религиозной жиз­ни и в большинстве случаев избавлен от различных «сверхъестественных» вмешательств. В постановлениях правители еще обращаются к божественному автори­тету, но конкретное содержание правовых мероприятий и их воплощение носят по преимуществу светский характер и соединяют текущую практику с конкретными потребностям» правителя при организации об­щества и укреплении собственной власти.

Рациональное отношение человека к природе и об­ществу, проявившееся в понимании некоторых естест­венных и общественных закономерностей, непосредст­венно связанных с повседневной практикой, не вызва­ло, однако, ни у шумеров, ни у вавилонян потребности искать новые ответы на вопросы о возникновении кос­моса, о сущности природных явлений и о месте челове­ка в мире. Космогонические воззрения, содержащиеся в старейших месопотамских мифах, прошли определен­ное развитие, в них отразился новый социальный и политический опыт: эти изменения можно найти и в представлениях о месте человека, и в этических нор­мах, но миф всегда оставался формой объяснения этих мировоззренческих представлений.

Миф в древней Месопотамии служил универсаль­ным объяснением достигнутого уровня познания. Од­нако наряду с религиозными представлениями он содержал и предпосылки развития науки и философии. В этом смысле он интегрировал в себе элементы, меж­ду которыми постоянно имелось противоречие. С одной стороны, для человека Месопотамии существовал ряд вещей познанных и освоенных, с другой — неизвест­ный и враждебный мир природы. Справиться с непо­нятными явлениями действительности можно было в эту эпоху лишь «созданием» устойчивого космического порядка, на который проецировались существующие общественные отношения. Поэтому космогонические мифы содержат символическую борьбу принципов порядка и хаоса: хаос всегда враждебен богам и людям.

В самой распространенной космогонии месопотамского мира «Энума элиш». («Когда наверху...»), кото­рая имеет аналоги и в соседних регионах и во многом напоминает греческую мифологию, порядок представ­ляет верховный вавилонский бог Мардук. Этот бог помогает другим божествам в борьбе с Тиамат — соле­ным праокеаном, из которого путем смешения с прес­ной водой (Апсу) родились все остальные боги. Струк­тура и иерархия этого божественного общества были явно выведены из отношений, которые складывались между членами древнейших общин в процессе форми­рования первых классовых образований и централиза­ции власти. Так как мифы становились принадлеж­ностью религиозного культа, в них сохранялись опреде­ленные представления наиболее архаичных слоев об­щественного сознания. Мардук, например, стал пра­вителем богов на основе их выбора именно в то время, когда им угрожало нападение Тиамат, что, несомнен­но, отражало древнюю социальную практику. В то же время в мифах содержалось и сознательное стремле­ние восславить проводимое упорядочение общества, а существующую власть подкрепить божественным ав­торитетом.

Этот идеологический момент, отражающий общест­венный интерес, наглядно подтверждает изменение функций и места отдельных божественных патронов определенных племен, областей и городов. Авторитет и значение богов возвышались и приходили в упадок, набирали силу и влияние и теряли их. В качестве примера вновь можно сослаться на первоначально местного и малозначащего бога Вавилона Мардука, который вместе с ростом мощи своего города стано­вится главным богом во всем государстве. В литера­турной форме этот процесс представлен в мифе «Эну­ма элиш». Подобный процесс, мотивированный стрем­лением правящих кругов укрепить и идеологически поддержать социальные и политические изменения и закрепить их в общественной надстройке, происходит и в Ассирии. В ассирийском варианте этого мифа (примерно IX в. до н. э.) на месте Мардука стоит глав­ный бог города Ассирии — Ашшура.

Прослеживать момент социального интереса в ми­фологических представлениях весьма сложно, но, так как он пронизывает все представления, показать изме­нения в общественном сознании весьма необходимо. В первых проявлениях философского мышления, встре­чающихся в древнейших мифах, идеологический ас­пект крайне важен. Он выступает на первый план там, где речь идет о проблематике, касающейся места чело­века в обществе. К идеологической функции мифа можно отнести, например, подчеркивание божествен­ного происхождения королевской власти, значения со­словия священнослужителей, а также обоснование пере­мещения политической власти и т. д.

Наряду с вопросами о возникновении космоса, ми­рового порядка и божественных законов, правящих миром, в месопотамском мышлении, как, впрочем, позд­нее и в греческой философии, возникают вопросы, касающиеся познания смысла человеческой жизни, а также этических норм. Важным источником для изуче­ния этой проблематики являются так называемые свары — сборники пословиц, афоризмов, поучительных историй и другие литературные памятники, включая эпосы, в которых рассматривались жизненные ситуа­ции и человеческие проблемы, а иногда давались и советы, как их решать. Эта литературная традиция является более широкой, чем собственно мифологичес­кое предание, хотя они часто взаимопроникают и до­полняют друг друга.

Примером может служить «Эпос о Гильгамеше». Рассказ о судьбе и деятельности урукского царя, прав­доподобной исторической фигуры первой половины 3-го тысячелетия до н. э., который ищет бессмертия и задается вопросом о смысле человеческой жизни, пред­ставляет собой общее завещание шумеров, вавилонян и ассирийцев мировой культуре. В связи с поисками более широких предпосылок философского мышления можно привести хотя бы философские положения, содержащиеся в этом эпосе. На вопрос Гильгамеша о смысле жизни, которая оканчивается смертью, отве­чает Утнапишти — единственный бессмертный из людей:

Жестокой смерти не избегнешь!

Разве навеки мы строим дом?

Разве навеки ставим печать?

Разве навеки братья разделяют наследство?

Разве навеки утвердился на земле гнев?

Разве навеки вздымается река и несет наводнение?

Куколку свою оставляет бабочка.

Тот облик, которым она могла быть обращена постоянно

к солнцу, не может существовать всегда!

Спящий и мертвый— как они подобны — разве оба они

не создают образ смерти?

В этой мысли, которая часто встречается в эпосе и образует смысл всех человеческих деяний, усматрива­ется выражение традиционно пассивного подхода че­ловека Месопотамии к жизни и собственной судьбе. Такой подход, однако, не характерен для всего содер­жания эпоса. Доминирует мысль о том, что ограничен­ность жизни во времени вынуждает человека сосредо­точиться на его земной стезе и в этом мире реализовать все цели и стремления, что человек сам, собственными усилиями может достичь бессмертия. К этому стремится Гильгамеш, когда он вместе со своим товарищем Энкиду идет на борьбу с чудовищем Хумбабой. Он выражает это такими словами:

На бой пусть решится сердце твое, забудь о смерти,

отбрось страх!

Муж смелый, ловкий и осторожный, который идет впереди,

защитит себя и в здравии друга сохранит!

Если же оба, однако, падут, защитит свое имя!

В эпосе содержится еще целый ряд мыслей, кото­рые восславляют человеческое деяние, отвагу обоих героев, сражающихся против чудовищ и богов, их дружбу и т. д.

Вопрос «как жить?» в месопотамской литературной традиции встречается сравнительно часто. На него дается ответ в многочисленных пословицах, поучениях и советах, которые во многом напоминают изречения греческих «семи мудрецов». В некоторых сохранив­шихся памятниках их создатели с сомнением подходят к вопросу относительно смысла религиозного культа. Примером могут служить литературные сочинения «Иова» и «Диалог господина с рабом», в которых заметен отход автора от существовавших религиозных и социальных установок.

Раб, предстань!—Я здесь, господин мой!

— Поспеши и принеси мне воду, хочу умыть руки, хочу своему богу принести жертву.— Принес, господин мой, принес!

Человек, приносящий своему богу жертву, спокоен в своем сердце и дает ссуду под проценты.

— Никогда, раб, я своему богу жертву не принесу

— Не приноси, господин мой, не приноси!

Привыкнет бог ходить за тобою, как пес, и повторять: «Ис­поведуй мой культ!», «Не посоветуешься ли со своим богом?» и постоянно чего-то хотеть (от тебя).

Скептицизм человека Месопотамии, касающийся возможностей его познания, в условиях древнего Ближ­него Востока не был чем-то исключительным. Для сравнения можно привести египетские литературные сочинения Среднего царства «Разговор человека с его душой» и «Песня арфиста». Здесь также проявляются сомнения относительно религиозного культа и загроб­ной жизни.

Несмотря на эти моменты, которые можно обнару­жить в ближневосточной литературной традиции, тра­диционная мифология оставалась главным источни­ком, откуда месопотамцы черпали сведения о своем месте в мире. В Месопотамии, так же как и в других областях древнего Ближнего Востока, не произошло отделения науки и философии от универсального ми­фологического понимания мира. Случилось это не по­тому, что здесь отсутствовали предпосылки подобного отделения, но потому, что уровень накопленных знаний и социально-экономические условия этого не требова­ли. Выше мы обратили внимание на сходные черты и часто даже на прямое влияние месопотамских пред­ставлении на возникновение древнейших античных философских систем, что, безусловно, ни в коей степе­ни не умаляет вклада греческих мыслителей. Знаком­ство с древними восточными цивилизациями дает воз­можность более глубоко понять предпосылки их идей, которые не исчерпываются лишь спецификой условий жизни граждан греческих полисов в Малой Азии. Предшествующая традиция здесь определяла не толь­ко содержание, но и форму досократовской филосо­фии. Если, например, Фалес видел праматерию в воде, а всю природу принимал как «живую», то можно об­наружить связь между этим его утверждением и от­ношением к воде как к началу, характерному для древних народов Месопотамии и Египта. Фалес, Пи­фагор и другие греческие философы, кроме того, посе­щали страны Ближнего Востока и знакомились с ду­ховным наследием этих древнейших цивилизаций не­посредственно.

Влияние месопотамских представлений о мире за­метно также в учении так называемых орфиков. Древ­нейшая греческая философия не ограничилась, однако, этими влияниями. Греки в своих рассуждениях о сути бытия и его проявлениях очень быстро оставили ста­рые мифические представления. Миф в их изложении лишь одна из возможностей объяснения- и передачи своих наблюдений и знаний о мире. Сумма накоплен­ного опыта, которую они расширили и упорядочили, позволила им в новых общественных условиях, опи­раясь на рациональное понимание реальности, давать ответы на вопросы, касающиеся существования мира и человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1350 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.