"Или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше" (3:226)
В-третьих, для преодоления разделений в церкви необходимо иметь правильное представление о том, чем мы владеем.
Эта фраза (ст. 226) продолжает перечисление "всего" того, что принадлежит нам (ст. 21). Поскольку мы - верующие, мы "наследники Божии, сонаследники же Христу" (Рим. 8:17). Мы обладаем даже Божьей славой, завещанной нам Самим Господом, которую мы наследуем (Ин. 17:22). "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8:28).
"Мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее" - эта фраза включает в себя абсолютно все. Павел начинает и кончает заявлением, что "все ваше" (ст. 216). Во Христе все для нас и для Божьей славы (2 Кор. 4:15),
В особенности весь мир (космос) наш, даже и сейчас. Главное, что имеет в виду Павел, - это что в Тысячелетнем царстве, в вечности, в новых небесах и на новой земле, мы будем владеть землей в более глубоком смысле этого слова (Мф. 5:5; Откр. 21). Но даже и сейчас вселенная - это владение Божьего народа. Она - наша. Наш небесный Отец создал ее для нас. Она все еще лежит во зле, принадлежит лукавому (1 Ин. 5:19), но однажды и навсегда станет принадлежать нам, а не ему.
Джозеф Паркер, рассказывая о своем первом пасторстве, пишет: "Я начал свое служение в Бэнбьюри; верхнее окно моей комнаты выходило на обширные земли соседнего поместья, принадлежавшего зажиточному человеку. И на самом деле я наследовал это имение. О, мне не принадлежало ни пяди этой земли, - но вся она была моей. Владелец приезжал раз в год взглянуть на нее, а я исходил всю ее день за днем, миля за милей".
Когда мы полностью унаследуем мир, - с Иисусом на троне, - этот мир будет совершенным и еще более нашим. А между тем этот теперешний мир уже принадлежит нам, с его чудесами и славой, несовершенствами и разочарованиями. Верующий может оценить этот мир так, как ни один неверующий не может его оценить. Мы, христиане, знаем, как он произошел, почему был создан, почему мы живем в нем и какова его конечная судьба. Мы можем с уверенностью и радостью петь: "Это - мир моего Отца". И мы - наследники.
Вся жизнь наша; из контекста ясно, что прежде всего Павел относит эти слова к духовной жизни, к вечной жизни. Во Христе мы имеем новую жизнь, жизнь такого качества, которое никогда не потеряет ничего из своей ценности. Собственная жизнь Бога сейчас пребывает в нас. Через Христа Бог обитает в нас (Ин. 14:23), и мы становимся соучастниками Его естества и Его жизни (ср. 2 Пет. 1:3-4).
Даже смерть - наша. Великий враг человечества побежден. Христос покорил смерть, и через Него преодолели смерть и мы (ср. 1 Кор. 15:54-57). Если мы не будем взяты живыми на небо, нам придется пройти через смерть; но мы пройдем через нее как ее хозяева, а не как ее рабы. Все, что смерть может причинить верующему, - это освободить его, отпустить его к Иисусу. Она приводит нас в вечное присутствие нашего Спасителя. Вот почему- Павел мог сказать с такой радостью: "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Фил. 1:21). Оставался ли он на земле еще некоторое время или же уходил, чтобы быть с Господом, он не мог потерпеть поражение. Для христиан смерть может только улучшить их положение. Оставаться здесь, чтобы окончить порученное нам Христом дело, может оказаться "нужнее", но "разрешиться и быть с Христом... несравненно лучше" (Фил. 23-24). Для Божьих людей эта теперешняя жизнь - хороша, но смерть, которая восхищает нас в вечную жизнь - лучше.
Все настоящее - наше. Оно включает в себя все, что мы имеем или переживаем в этой жизни. "Настоящее" -фактически, синоним этой жизни. Оно включает в себя и хорошее, и плохое, и приятное, и мучительное, здоровье и болезни, довольство и горе. "Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас", и, поскольку ничто "не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе", ничто не может причинить нам настоящего вреда (Рим. 8:37-39). Благодаря Богу все содействует нашему благу (ст. 28).
Все будущее - наше. В первую очередь тут говорится не о будущем нашей земной жизни - если оно вообще имеется тут в виду. О нашем земном будущем говорится вместе с нашим "настоящим", - под настоящим подразумевается все то, что мы переживаем на земле. То, что должно произойти, -это небесные благословления, о которых сейчас мы можем иметь только смутное представление. И все же это будут самые большие благословления. Эти накладывающиеся друг на друга слова оплетают реальность, подчеркивая, что все - для нас, для того, чтобы мы равно разделяли все как сонаследники Божьей славы. Так зачем же разделять себя на группы? Ни один человек не мог бы дать нам этого наследства, поэтому нет причины "хвалиться человеками" (ст. 21а).