Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Единственный источник знания - это опыт




n опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями,

представлениями;

n содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится

к опыту.

* в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений

или идей.

n душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже

ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».

* поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством

эксперимента, который корректирует данные органов чувств.

* знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к

обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с

экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.

А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.

Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного

познания.

Идеи:

1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила»

- его изречение.

2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и

эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого

класса предметов и процессов».

3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен

соответственно организован и подчинён определённой цели.

4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его

метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:

- паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из

«чистого сознания» как такового);

- муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);

Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают

(т.е. это подъём от эмпирии к теории).

5. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е.

дурных привычек ума, которые порождают ошибки:

идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду

(в частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);

идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;

идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;

идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами

мышления (научные, философские, религиозные).

Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм

Бэкона нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная

, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение

тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не

только все тела природы, но и человека и общество.

В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её

несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как

Средство «обуздания масс».

В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об

ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями.

Голова новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры -

знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис

Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил

развитие педагогики и психологии.

2. Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали что:

-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного

метода.

Почему?

А. Восприятия и ощущения иллюзорны;

Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.

-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые

идеи.

-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная) идея

такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).

-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести

возможность существования Бога, природы, других людей.

-каков вывод:

а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т.е.

эти идеи возникли без ощущений до ощущений).

б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире

(хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и

эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода

надо искать в самом уме).

в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до

ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.

г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на

математические методы.

n они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных

и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в

математике нет эксперимента.

а) Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, ученый, математик.

Труды:

«Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для

руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».

Идеи:

1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода

субстанций: духовные и материальные.

n Духовная – неделимая субстанция

n Материальная – делимая до бесконечности

Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт

считается родоначальником дуализма).

2) Развил гносеологию:

-начало процесса познания – сомнение

-разработал дедуктивный метод.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1224 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.