По смирению заповедует никому не говорить о видении, имея в виду и то, чтобы кто-нибудь, услышав об этом, не соблазнился тогда, когда увидит Его распятым, приняв Его за обманщика, который только призрачно совершает дела, свойственные силе Божией. Вникни в то, что видение Бога следует после шести дней, то есть после сотворения мира в шесть дней. Поэтому, если ты не переступишь за пределы мира и не вознесешься на гору, то не увидишь света – ни лица Иисусова, разумею Его Божество, ни одежды, то есть плоти. Ты увидишь тогда только Моисея и Илию, беседующих с Иисусом, так как и закон, и пророки, и Иисус одно говорят и согласны между собою. Когда найдешь человека, светло представляющего мысль Писания, то пойми, что он ясно видит лицо Иисусово, а если, кроме того, этот человек объясняет самые выражения мысли, то видит и самые белые ризы Иисусовы, так как выражение мысли есть ее одежда. Подобно же Петру не говори: «хорошо нам здесь быть», ибо всегда потребно преуспеяние; и на одной степени добродетели и созерцания останавливаться не нужно, а необходимо переходить к другим.
И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
Обольщая народ, книжники говорили, что Он не Христос, потому что если бы был Христос, то Илия пришел бы прежде. Они не знали, что два Пришествия Христова, из коих первого предтеча Иоанн, а второго – Илия. Так объясняет это ученикам и Христос.
Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
Словами «Илия должен придти прежде» показывает, что Он еще не пришел, а придет, как предтеча Второго Пришествия, и возвратит к вере во Христа всех евреев, которые окажутся послушными, доставив им как бы отеческое наследие, которого они лишились. А словами: «Илия уже пришел», указывает на Иоанна Предтечу. Они сделали с ним, что хотели, только убив Его. Ибо позволив Ироду убить Его, тогда как могли воспрепятствовать сему, они тем самым сделались убийцами его. Тогда ученики, сделавшись проницательнее, поняли, что Иоанна Иисус назвал Илиею, потому что он был предтеча Первого Пришествия Его, как Илия будет Второго.
Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду.
Этот человек был, кажется, весьма неверующ, как видно из того, что Христос говорит ему: «о, род неверный», и из того, что сей человек уничижает учеников. Причиною же (страданий сына его) была не луна, а диавол, который, заметив полнолуние, нападал на него для того, чтобы дать людям повод хулить творение Божие как зловредное. А ты пойми отсюда, что всякий безумный, как луна, изменяется, по слову Писания, являясь то великим в добродетелях, то малым и ничтожным. Он похож на лунатика и бросается то в огонь гнева и похоти, то в воду – в волны многих житейских попечений, в которых живет Левиафан – диавол, царствующий над чудовищами водными. Да и не волны ли и звери лютые – непрестанная забота богачей?
Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
Смотри, как этот человек приписывает грех своего неверия ученикам, потому что они не могли исцелить сына его. Посрамляя его за обвинение учеников, Господь говорит, «род неверный», то есть не столько велик грех их немощи, сколько – твоего неверия, ибо оно, будучи велико, превозмогло ограниченную силу их. Укоряя же одного, Господь обличает в неверии и всех предстоящих. А словами «доколе буду с вами» выражает свое сильное желание крестной смерти, желание удалиться от них; доколе, как бы так говорит Он, буду жить с оскорбителями и неверами? «И запретил ему Иисус». Кому? Беснующемуся «в новолуния». А из сего видно, что он, будучи невером, своим неверием сам дал демону доступ к себе.
Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Апостолы убоялись, не утратили ли они дарованной им силы над демонами, и поэтому «наедине» с беспокойством так спросили Иисуса. Господь, укоряя их как несовершенных, говорит: «по неверию вашему». Ибо если бы вы имели теплую, горячую веру, то она хотя бы была и мала, совершила бы великие дела. Впрочем, где апостолы переставляли горы? Об этом не написано. Правда, но вероятно, они переставляли горы, хотя об этом и не написано, ибо не все предано письменам. Если же они не переставляли гор, то потому, что обстоятельства сего не требовали, – зато они делали больше. Да и Господь, заметь, как говорит: «скажете горе сей: «перейди отсюда туда», то есть когда скажете, тогда она и перейдет. Но апостолы не говорили сего, потому что не требовали сего ни время, ни нужда, а поэтому они и не переставляли гор; а если бы сказали, то и переставили бы. «Сей же род», то есть демоны, «сей же род». Поститься же нужно тем особенно, кто одержим демонами, и тем, кто хочет от них врачевать, а молитва истинною бывает тогда, когда она чужда нетрезвенности и соединена с постом. Заметь, что всякая вера есть как бы зерно горчичное. Оно почитается ничтожным по причине буйства проповеди, но, если падает на добрую землю, возрастает в древо великое, на котором гнездятся птицы небесные, то есть помыслы, стремящиеся в высоту. Поэтому, кто имеет теплую веру, тот может сказать горе сей: «перейди» – и перейдет; то есть сказать демону: изыди, и изыдет; ибо известно, что демон исходит.