Сим побуждает к исповедничеству: не довольствуется верою, тайною в душе, но хочет, чтоб она исповедуема была и устами. Он не сказал: «кто исповедает Меня, а о Мне», то есть Моею силою, потому что исповедующий обыкновенно исповедует при помощи благодати, посылаемой ему свыше. Напротив, об отрекающихся не сказал – «о Мне, но Мене», и тем показывает, что отречение бывает тогда, когда не имеют высшей помощи. Всякий исповедующий Христа Богом найдет Самого Христа исповедующим его пред Отцом Своим, как верного раба. Напротив, те, которые отрекаются, услышат: «отрекусь от того».
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, не меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его.
Здесь ближайшим родством означается всякое родство. Самых даже близких, говорит, пришел Я разделить: сына с отцом, дочь с матерью, ибо сын особенно любезен отцу, а дочь – матери по естественному подобию. Сказал и о разделении снохи со свекровью, потому что снохи оказывали особенное почтение и угождение свекровям своим. Говоря же о невесте, предполагает и жениха, разделяемого с тестем. Несколько выше сказал кратко: «предаст же брат брата на смерть, и отец – сына». Здесь же с особенною силою указывает на родственные связи. Если же человек должен разделиться с отцом, как большим его, то тем более – с простым приятелем или дальним сродником. О супругах говорится далее: «И всякий, кто оставит домы... или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29).
Не всякое согласие хорошо, напротив, иногда бывает хорошо и несогласие. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от образа жизни домашних и сродников наших, когда они препятствуют нам в деле богопочитания. Говорит здесь о том, что должно удаляться или отделяться от них не без особенной причины, но только тогда, когда они не ведут нас к вере и еще препятствуют нашей вере. Слова о разделении домашних взяты у пророка Михея, который говорит: «дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его» (Мих. 7, 6). Пророк, говоря о врагах человека между домашними его, имел в виду древних иудеев, когда произошло между ними такое разделение сына от отца; Христос же прилагает сии слова вообще к верующему, показывая, что все домашние хотящего веровать будут враги ему.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.
Видишь, тогда должно возненавидеть родителей и детей, когда они хотят, чтобы мы любили их больше, нежели Христа. Но что говорю об отце, матери и детях? Услышь и больше сего:
И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Кто, говорит, не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на поносную смерть (ибо так древние думали о кресте), тот недостоин Меня. Поскольку же распинают многих как разбойников и воров, то присовокупил: «и следует за Мною», то есть живет по Моим законам.
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Кто слишком заботится о телесной жизни, тот думает, что обретает душу свою, между тем как на самом деле он губит ее, подвергая ее вечному наказанию. Напротив, кто погубляет душу свою и умирает, впрочем, не как разбойник или самоубийца, но ради Христа, тот спасет ее.
Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
Так побуждает нас принимать тех, которые Христовы. Кто чтит учеников Его, тот чтит Его Самого, а через Него и Отца. Праведников и пророков должно принимать во имя праведника и пророка, то есть потому, что они праведники и пророки, а не для какого-нибудь предстательства или заступления пред царями. Даже кто носит только вид пророка, а на самом деле не пророк, ты и сего прими как пророка, и Бог воздаст тебе так же, как бы ты принял действительного пророка. Ибо это означают слова: «получит награду праведника». Можно, впрочем, понимать эти слова и иначе, то есть кто примет праведника, тот и сам будет признан праведным и получит такую награду, какую получают праведники.