Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сомнительные, ложные и подложные фрагменты

Quot;О ПРИРОДЕ".

1. Секст Эмпирик: «но хотя Логос (= Слово) сей существует, вечный, — непонятливы бывают люди: и прежде чем заслышат — и заслышав впервые. Ибо (одни) — хотя все бывает согласно Логосу сему — неопытным подобны, пытаясь и в эпосе, и в трудах понять то, что я излагаю: все различая по природе и истолковывая, как появляется. Α от других людей ускользает и то, что, бодрствуя, делают — как и то, что в дремоте».

2. поэтому должно следовать <общему то есть> общине. Ибо общий — общинный. «Хотя и есть общий Логос, но живет большинство, словно собственное разумение имеет».

3. Аэций: [о величине солнца] «ширина — ступни человеческой».

4. АльбертВеликий: «если бы счастие было в услаждениях тела — счастливыми назвали бы мы быков, когда находят они горох для еды».

5. Аристокрит: «но очищаются напрасно, кровью оскверняя себя: как если бы кто-нибудь, попав в грязь,— стал бы грязью мыть себя. И безумцем бы показался он, если бы другой человек заметил его за таким делом. И кумирам этим молятся — словно кто с домами беседует — ничего не зная ο богах и героях: каковы они суть».

6. Аристотель: солнце — как говорит Гераклит — не только бывает «юное днем», но всегда оно юное непрерывно.

7. а некоторые думают, что дымно-пахучее воскурение есть обоняние, общее и у земли, и воздуха. И все стремятся к нему благодаря обонянию. Поэтому и Гераклит сказал так, что «если бы все существующее стало дымом — ноздри распознали бы».

8. Гераклит: «противоборствующее—соединяющее» и «из разнообразия — прекраснейшая гармония» и «все бывает благодаря распре».

9. «ослы солому предпочтут — не золото».

10. но, конечно, природа льнет к προтивоположному и из него получает она некое созвучие — а не к подобному: так, без сомнения, она связала мужское с женским, но не то или другое с его однородным, и первое согласие она установила с помощью противоположностей, а не через подобия. Но кажется, что и художество, подражая природе, делает то же самое. Ибо живопись, нарочно смешивая белые, и черные, и желтые, и красные цвета — получает образы, согласные с природою выводимых ею образцов. Α музыка, соединяя вместе высокие, и низкие, длительные и краткие голоса — получает из различных звуков единую гармонию. Α грамматика, сопоставив гласные и согласные буквы, — составляет из них целое искусство. И таково же было изречение Гераклита Темного: «связи: целое и не целое, соединяющееся и разнообразящееся, мелодичное и немелодичное и из всего — единое и из единого — все».

11. а животные — и дикие, и домашние, и питающиеся и в воздухе, и на земле, и в воде и рождаются, и развиваются, и погибают, повинуясь уставам Бога: «ибо всякий гад бичом <Бога> пасется», как говорит Гераклит.

12. Арий Дидим: Зенон говорит, что душа чувственное воскурение — как и Гераклит: именно, желая пояснить, что воскуряющиеся души всегда становятся разумными — он уподобил их потокам, говоря так: «к вступающим в те же самые потоки — иные и иные воды притекают. И также души из влаги воскуряются».

13. Афиней: ибо любезный нам человек не должен быть грязным или нечистым, или, по Гераклиту, «навоз любить».

14. Климент Александрийский: так кому же пророчит Гераклит Эфесский? «блуждающим в ночи, магам, вакхантам, лэнам, мистам»; им он грозит посмертным будущим, им он пророчит огонь. «Ибо установленным для людей мистериям нечестиво приобщаются».

15. «ибо, если бы не Дионису устраивали шествие и гимны пели бы в честь Фаллоса — совершили бы они постыднейшее! Но сам Аид — и Дионис же, пред которым безумствуют в Лэнеи».

16. ибо, пожалуй, удастся ускользнуть от чувственного света, а от разумного — невозможно; или — как говорит Гераклит: «от незаходящего никогда — как ускользнуть кому?»

17. «ибо не разумеет большинство: каково попадающееся? и изучив не знают, но сами думают» (что знают).

18. «если не надеяться — ненадеянного не постигнуть, непостижимого и недоступного».

19. Гераклит говорит, ругая, что есть такие неверы: «не умеют ни выслушать, ни сказать».

20. итак, ясно, что Гераклит считает рождение злом, когда говорит: «рожденные — жить желают и смерть приять; а вернее — успокоение; и детей оставляют — дабы (и) тем умереть».

21. и разве не называет Гераклит смерть — рождением?... говоря такими словами: «смерть — все, что бодрствуя видим, а что в дремоте — сон».

22. «ибо искатели золота — много земли перероют, и находят мало».

23. «Правды имени не ведали бы, если бы этого не было».

24. «павших в бою боги чтут и люди».

25. «ибо чем великолепнее смерть — тем более великолепную долю стяжают по смерти».

26. «человек в (смертную) ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он и [потушив очи], но жив; но он соприкасается с мертвым — дремля [потушив очи], бодрствуя — соприкасается с дремлющим».

27. «людей ожидает умерших все, на что не надеются, чего не думают».

28. ибо «мнения самый вдумчивый узнает, бережет; но однако Правда заберет себе строителей лжи и свидетелей».

29. «ибо выбирают единую, из всего смертного — лишь наилучшие: славу вечно-текущую; а большинство — пресыщено, словно скотина»,

30. «космос этот, тот же самый для всех, никто из богов или людей не сотворил; но был он вечно и есть и будет огнем вечно живым — мерно зажигающимся и мерно потухающим».

31. «ступени огня: во-первых — море, а море — наполовину земля, а наполовину — смерч (= πρηστήρ)». Именно, он говорит (т.-е. Гераклит) ο значении его, что огонь, благодаря управляющему всем «Логосу» и Богу — с помощью воздуха обращается во влагу — как бы в некое семя миропорядка, которое он зовет «морем»; а из него снова рождается земля и небо и объемлющий их (воздух). Α как космос опять приходит к себе и как воспламеняется — ясно показывает эти его слова: «море разливается и умеряется согласно тому же Логосу, который прежде был, чем стать земле».

32. «единое только мудростью зваться не желает — и желает имени Зевса».

33. «закон: и воле повиноваться единого».

34. «услышав не понимают, глухим подобны; пословица ο них свидетельствует: присутствуя — отсутствуют».

35. по Гераклиту «именно, должны весьма во многом сведущи быть философы».

36. «душам — смерть водою стать, а для воды смерть — землею стать; но из земли вода бывает, но из воды — душа».

37. Κοлумелла: если только верить Гераклиту Эфесскому, который говорит, что «свиньи в грязи, а дворовые птицы в пыли или золе купаются».

38. Диоген: но иные думают, что он был первым астрономом (=астрологом)... об этом же свидетельствует Гераклит и Демокрит.

39. «В Приэне Биас родился, сын Тевтамея, его слава больше чем других».

40. «Многознание уму не научает и не дает его. Ибо научило бы и Пифагора и потом Ксенофана и Гекатея».

41. ибо есть «единая мудрость — достигнуть такого знания, что правит всем — всегда».

42. не раз он говорил, что «и Гомера стоит с состязаний прогнать и высечь и Архилоха также».

43. «преступление должно тушить скорей, чем пожар».

44. «народ должен сражаться за закон, как за стены».

45. «идя к пределам души — не отыщешь их — и весь пройдя путь: столь глубок — простираясь — Логос».

46. и он говорил, что самомнение — «падучая», и что зрение — лжет.

47. «не подобает нам ο величайшем соображать».

48. Этимолог.: «итак, имя луку — жизнь, а дело — смерть».

49. Гален: «один для меня — мириада, если он есть наилучший».

49а. Гераклит. Аллегории: «в те же самые потоки и вступаем и не вступаем, и существуем и не существуем».

50. Ипполит: итак, Гераклит говорит, что все едино: делимое — нераздельное, рожденное — нерожденное, смертное — бессмертное, Логос — Вечность, Отец — Сын: Бог Справедливый. «Не меня, но Логос заслышав —согласиться вам мудро: едино есть все».

51. «не понимают, как разное с собою самим согласуется: как вспять обращенная гармония (=единство, ἕν), словно у лука и лиры».

52. «Вечность есть дитя, играющее костями — царство дитяти».

53. «Война есть всего отец и всего царь; и этих богами являет, а тех — людьми; и этих рабами делает, а тех — свободными».

54. «неявная гармония (=единство, ἕν) лучше явной».

55. «то, чему глаз, слух — учителя, я ценю прежде всего».

56. обмануты люди в познании видимого, подобно Гомеру. Α он был всех эллинов мудрее! Именно, провели и его мальчики, убивая вшей, и приговаривая: все, что увидели и взяли, — кинули, а чего не видим и не берем — это носим».

57. «а учитель большинства — Гезиод; думают, что он познал всех больше он, который Дня и Ночи не понял, ведь они есть единое».

58. и добро и зло [то же самое]. «Требуют же врачи, разрезая, прижигая», пытая тяжко болеющих, «награды»; недостойны они получать ее вовсе, «трудясь над тем же самым» — над добром и болезнями.

59. «У валька путь прямой и кривой» (обращение снаряда, называемого в вальке раковиной — прямое и кривое; ибо он сразу ходит и вверх и по кругу) — говорит Гераклит — «один и тот же самый».

60. «путь вверх и вниз — один и тот же самый».

61. море — вода чистейшая и самая грязная, питье и спасение для рыб — для людей пагубное питье».

62· «бессмертные — смертны, смертные— бессмертны: живущие их смертью — их жизнью умирающие».

63. и также говорит ο воскресении сей видимой плоти, в которой мы рождены и знает, что Бог виновник сего воскресения, говоря так: «там восстают пред Сущим и бодро стражами делаются живых и мертвых»; но еще говорит, что бывает суд космоса и всего что в нем — помощью огня,

64. говоря так: «а рулевой всего — Молния», то есть, что она направляет все — говоря, что вечный огонь — молния. И еще говорит, что этот огонь разумен, и что он причина всего миропорядка;

65. и называет его «недостаточностью и пресыщением»; и недостаточность по нему — упорядочение космоса, а воспламенение — пресыщение.

66. он говорит: «ибо все огонь, когда придет, рассудит и возьмет себе».

67. «Бог: день — ночь, зима — лето, война — мир, пресыщение — голод» (все противоположности; а сам Он — Разум). «И изменяется как огонь, когда, будучи смешан с курением, называется согласно ощущению каждого».

67а Гисдоз-схоластик: итак, жизненный жар, исходя от солнца, дает жизнь всему, что живет. Довольствуясь этою мыслью, Гераклит проводит превосходное сравнение паука — с душою и паутины — с телом. Он говорит: «как паук, стоя посреди ткани — замечает, если муха порвет какую-нибудь его нить и как он быстро бежит туда, словно ο целости нити скорбя, так душа человека при ушибе какой-либо части тела — быстро спешит туда, словно не вынося никакого ушиба на теле, с которым она крепко и соразмерно связана».

68. Ямвлих: И, вероятно, благодаря этому Гераклит называет это «лекарствами» — так как они могут излечить от ужасов и благополучно избавить души от несчастий при рождении.

69. итак, я полагаю, что есть два вида жертв: одни — от людей очистившихся всецело, «каковые, пожалуй, и от отдельного (человека) порою бывают» — как говорит Гераклит; или от некоторых, немногочисленных людей; те — вещественные и т. д.

70. итак, насколько же лучше, сказал Гераклит, что «игры детей суть человеческие мнения».

71. Марк Антонин: «но вспомни и ο забывающем, куда ведет путь».

72. «с ним, с кем они всего более, неразрывно связаны — с Логосом», управляющим всем, — «с ним расходятся; и то, что им за день попадается — это для них чужим кажется».

73. «не должно подобно спящим поступать и говорить», а ведь и тогда мы думаем, что поступаем и говорим.

74. «не должно поступать <как> детям родителей», т.-е. по просту, по скольку мы переняли от них.

75. думаю, что Гераклит называет спящих «тружениками и соучастниками в космических событиях».

76. Максим Тирский: «огонь живет смертью земли — и воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля — воды». Плутарх; «смерть огня — рождение воздуху, и смерть воздуха — рождение воде». Марк Антонин: что «смерть земли — стать водою и смерть воды — стать воздухом, и воздуха — огнем, и обратно».

77. Нумений (из Порфирия): поэтому и заявил Гераклит, что «душам наслаждение или смерть стать влажными»; но наслаждение для них — это паденье в рождение; а в другом месте он заявил, что «мы живем их смертью и живут они нашей смертью».

78. Ориген: ибо человеческий нрав не имеет разума (?), а Божий — имеет».

79. «муж бессловесным слывет у Божества — как ребенок у мужа».

80. «но должно познать, что война есть общее и что правда — распря, и что все рождается благодаря распре и необходимости».

81. Филодем: но наставление ораторов все свои положения сводит к этому; и по Гераклиту оно «есть зачинатель заклания».

82. Платон: «красивейшая обезьяна безобразна, если с людским родом (ее) сравнивать».

83. «из людей и мудрейший пред Богом окажется обезьяной — и мудростью, и красотою, и всем прочим».

84. Плотин: [огонь?] (свой вид) «изменяя — отдыхает». И «изнурительно — у одних и тех же мучиться и быть под началом».

85. Плутарх: «с сердцем бороться тяжко, ибо если чего захочет — ценою души покупает».

86. но, по Гераклиту, большая часть дел божественных «от недоверия ускользает: да не познается».

87. «тупой человек от любого слова рад сходить с ума».

88. «то же самое и одно: живущее и мертвое, и бодрствующее и спящее, и юное и старое: ибо это — есть выпавшее то, — и то опять выпавшее это».

89. Гераклит говорит, что «для бодрствующих есть один и общий космос», а спящие — каждый обращается к собственному».

90. «и все разменивается на огонь, и огонь — на все: как на золото имущество, и имущество — на золото».

91. по Гераклиту, «нельзя вступить в тот же самый поток» и к смертной сущности никто не прикоснется дважды, вследствие свойства <ее же>; но благодаря стремительности и быстроте изменения «рассеивает и вновь стягивает» (вернее не «вновь», но сразу составляется и исчезает) «и приходит и уходит».

92. «но Сивилла вдохновенными устами» — по Гераклиту — «без смеха и без прикрас и не умиляясь изрекает будущее» и на тысячу лет простирается ее голос, «благодаря Богу».

93. «владыка, чье прорицалище существует в Дельфах — не говорит и не скрывает, но означает».

94. «ибо солнце не переступит меры: а не то Эринии его, стражи Дикэ, отыщут».

95. «ибо незнание лучше скрывать; но трудно при распущенности и за вином».

96. «ибо трупы надо выбрасывать скорей, чем помет».

97. «ибо собаки лают, если кого не узнают».

$8. «души обоняют в Аиде».

99. если бы не было солнца — несмотря на прочие светила — ночь была бы».

100....периоды; наставник их и наблюдатель есть солнце: чтобы и ограничивать, и указывать, и вызывать всяческие изменения и «часы, что все приносят», по Гераклиту и т.д.,

101. «я вопрошал себя самого».

101а. Полибий: хотя у нас существуют как бы от природы два неких органа — слух и зрение, которыми мы все исследуем и с любопытством выведываем — но, по Гераклиту, зрение несколько правдивее: «ибо глаза, не уши, более точные свидетели».

102. Порфирий: для Бога — все прекрасно и добро и справедливо, а люди — то несправедливым считают, а το справедливым».

103. «ибо общи начало и предел на периферии» [круга].

104. Προκл: «ибо какой у них ум или разум, — народным аэдам верят и учитель толпы — оракул их: не знают, что „большинство — плохи, немногие — хороши"».

105. Схол. к Гом.: (в одну они ночь родились). Гераклит заключает отсюда, что «Гомер был астрономом» (=астрологом) и так говорит: «а Мойры, скажу, никто из мужей не избегнул».

106. Сенека: «один день — равен другому».

107. Секст: дурные свидетели для человека глаза и уши, у которого душа варвара».

108. Стобей: из Гераклита: «сколько речей слышу я — ни один (ни одна?) не приходит к тому, чтобы познать, что мудрость есть от всего обособленное».

109. «скрывать невежество лучше, чем на показ выносить».

110. «людям, — если сбывается все, чего желают, — не лучше».

111. болезнь — здоровье делает сладостным, зло — добром; голод (есть) насыщение, изнурение — успокоение».

112. «размышление величайшее преимущество, и мудрость — правду говорить и поступать вам согласно природе — подражая».

113. «общее есть у всех: размышление».

114. «с умом говорящие опираться должны на общее для всех, как город на закон — и много крепче. Ибо питаются все человеческие законы единым — божественным. Ибо властвует постольку, поскольку желает — и довлеет всему и превосходит все».

115. «душе свойствен Логос — себя самого растящий».

116. «всем людям свойственно познавать самих себя и размышлять».

117. «когда муж напьется — отводит его ребенок малый, — он шатается, не слыша, куда ступает: влажная душа у него».

118. «блеск — сухая душа, мудрейшая и наилучшая».

119. «нрав для человека — его Божество».

120. Страбон: «граница Эос и Геспера — Аркт, и против Аркта — гора сияющего Зевса».

121. «следовало, чтобы Эфесцы все взрослые перевешались и малым (своим) оставили бы город: они, которые Гермодора, наиполезнейшего у себя мужа, изгнали, говоря: из нас никто наиполезнейшим да не будет; а если есть такой — то пусть будет он в другом городе и у других».

122. Свида: Гераклит: «наступление».

123. Темистий: а «природа любит скрываться» по Гераклиту.

124. Теофраст: но и то показалось бы неразумным, если бы целое небо и каждая из частей его — все это было бы в порядке и в разуме и в образах и в осуществлениях в периодах, — а в началах не было ничего такового; но «сору подобен высыпаемому самый прекрасный космос», говорит Гераклит.

125. «и кикеон разлагается, не взбалтываемый».

125а. Цец: но он изображает Богатство как бы слепым — причиною не добродетели, а порока; поэтому и Гераклит Эфесский проклинает, а не умоляет Эфесцев, когда говорит: «да не покидает вас Богатство, Эфесцы, — чтобы изобличать вас дурно поступающих».

126. «холодное — нагревается, горячее — охлаждается, влажное — сохнет, зачерствелое — мокнет».

Сомнительные, ложные и подложные фрагменты

125а Анатолий: «но, по закону времен седьмирица сочетается (воедину) в Селене, но она распадается надвое в медведицах — обоих знаках бессмертной Мнэмэ».

125b. Аноним к Платону: [NB. Восстановление текста сомнительно.]

127. Аристокрит: он же сказал Египтянам: «если боги есть — для чего оплакиваете их? а если оплакиваете их — то более их не считаете за богов».

128. что сказал Гераклит, видя, как эллины уделяют дары божествам: «статуям божеств молятся, неслышащим» — словно те слышат; не воздающим — словно и не требуют.

129. Диоген: Пифагор, сын Мнесарха, в знании упражнялся более всех людей и, сделав для себя выбор [те сочинения], создал себе мудрость: многознание, дурные приемы».

130. Гномологиум (мюнхенский): «не должно быть настолько насмешливым, чтобы самому показаться насмешкой», — сказал Гераклит.

131. Гномологиум (парижский): но именно Гераклит говорил, что само мнение — препятствие для преуспеяния.

132. Гномологиум (ватиканский): «почести богов и людей порабощают».

133. «дурные люди — противники правды»..

134. «воспитание — есть второе солнце для воспитанных».

135. он говорил, что «кратчайший путь к доброй славе — стать хорошим».

136. Схолии к Эпиктету: «души, погибшие в боях, чище, чем от болезней».

137. Стобей: итак, он пишет: «ведь есть предопределения на все...»

138. Кодекс 1630 (парижский): философа Гераклита ο жизни. «Какой образ жизни избрал бы»... и т. д.

139. Кодекс (моденский) [Каталог кодексов греческих астрологов]: Философа Гераклита: «0 началах звезд».

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свадебные конкурсы и игры для жениха и невесты | Вторые сутки после операции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 554 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.