Ответ. Поелику Господь подтвердил, что «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». (Мф.5,18), и решительно сказал: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12, 36): то ничего не должно презирать, как маловажного. Ибо сказано: «Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе» (Притч. 13,13). Притом, какой грех осмелится кто–нибудь назвать маловажным, когда Апостол утвердительно сказал, что «преступлением закона бесчестишь Бога» (Римл.2,23)? Если же «жало смерти—грех» (1 Кор. 15, 56), не тот или другой, но без разграничения всякий грех, то немилосерд тот, кто умалчивает, а не тот, кто обличает, как немилосерд тот, кто в угрызенном ядовитым животным оставляет яд, а не тот, кто извлекает его. Он же и любовь расторгает, потому что написано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч.13, 24).
Вопрос 72. Если кто в братстве во время вкушения пищи ведет себя нескромно, ест или пьет с некоторою жадностью: должно ли обличать его?
Ответ. Таковой не соблюдает заповеди Апостола, сказавшего: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31), и еще: «только всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40); имеет нужду и в исправлении, если только не вынудила его к тому какая либо необходимость труда или поспешности. Впрочем, и тогда надобно тщательно соблюдать непреткновенность.
Вопрос 73. Как надобно исправлять того, кто обличает согрешающего не из желания исправить брата, но по страсти отмстить за себя, и после многократных увещаний остается в том же недуге?
Ответ. Такового должно признать самолюбивым, властолюбивым и объявить ему способ исправления по науке благочестия. Если же остается он во грехе; то известен суд на нераскаянных.
Вопрос 81. Равно ли надобно наказывать благоговейных и холодных, если те и другие оказываются впадшими в один и тот же грех?
Ответ. Если вникнем в расположение согрешающего и род греха; то узнаем и род наказания. Ибо хотя, по видимому, грех холодного и благоговейного один и тот же, но между ними большая разность. Ибо благоговейный, как благоговейный, беспокоится о благоугождении Богу, и вместе подвизается в этом; и если поползнулся и пал, то по какому либо обстоятельству и почти как бы невольно; холодный же, как самое имя показывает, ни мало не думая ни о себе, ни о Боге, и не поставляя никакого различия между тем, чтобы грешить и быть исправным, болезнует тем, что самое главное и важное в зле, то есть, или пренебрежением Бога, или неверием в бытие Божие. Ибо эти две причины греха существуют в душе, как свидетельствует Писание, говоря в одном месте: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его» (Пс.35, 2); а в другом: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела» (Пс.13, 1). Посему или пренебрег он Бога, и потому согрешает; или отвергает он бытие Божие, и потому растлевается в начинаниях, хотя, по видимому, и исповедует Бога, ибо «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит. 1, 16). А если так, то, полагаю, и род наказания для подобных людей должен быть различный. Ибо благоговейный имеет нужду как бы в частном только пособии, и должен подпасть наказанию за одно то дело, в котором погрешил; а холодный, растливший в себе вообще всю душевную красоту и зараженный более общими из зол, или как презритель, по сказанному мною выше, или как неверующий, должен быть и оплакиваем и вразумляем и наказываем, пока не будет в состоянии несомненно убедиться, или в том, что Бог есть Судия праведный, и убоится, или в том, что вообще есть Бог, и ужаснется. Но надобно знать еще и то, что недостатки в благоговейных бывают нередко и по смотрению Божию к их пользе, когда Бог попускает иногда им поползнуться для уврачевания от предшествовавшего превозношения, как, например, то, что сказано Петром, и что случилось с ним.