По современным представлениям фиксации следа памяти осуществляется в три этапа:
На первом этапе в сенсорной памяти на основе деятельности анализаторов возникает сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.
На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления энграмм. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании следов памяти. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области состоит в том, что она устанавливает связь между местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий. Она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний; когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает.
На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.
Системы регуляции памяти
Еще одним важным параметром классификации памяти является регуляция мнестических процессов. По этому признаку выделяют непроизвольную и произвольную память. В непроизвольной памяти запоминание и воспроизведение происходит без усилий, а в произвольной — в результате осознанной мнестической деятельности. Эти процессы имеют разное мозговое обеспеченье.
В целом система управления и регуляции памяти в головном мозге включает в неспецифические и специфические компоненты. При этом выделяют два уровня регуляции:
1) Неспецифический (общемозговой) — сюда относят ретикулярную фармацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору;
2) Модально-специфический (локальный), связанный с деятельностью анализаторных систем.
В современном представлении неспецифический уровень регуляции участвует в обеспечении почти всех видов памяти. Из клиники очаговых поражений мозга известно, что существуют так называемые модально-неспецифические расстройства памяти, когда ослабление или утрата функций памяти не зависит от характера стимула. Они возникают при поражении глубоких структур мозга: ретикулярной формации ствола, диэнцефальной области, лимбической системы, гиппокампа. В случае поражения гиппокампа возникает известное заболевание — корсаковский синдром, при котором больной при сравнительной сохранности следов долговременной памяти утрачивает память на текущие события.
Установлено, что при активации ретикулярной формации формирование энграмм происходит эффективнее, а при снижении уровня активации, напротив, ухудшается как непроизвольное, так и произвольное запоминание любого нового материала, независимо от его сложности и эмоциональной значимости. Наряду с этим увеличение кратковременной памяти может наблюдаться при электрической стимуляции таламократикальной системы. В то же время при разрушении ряда областей таламуса возникают затруднения в усвоении новой информации или сохранении заученной ранее.
В мнестической деятельности ведущую роль играют лобные доли коры, особенно левой лобной доли.
Локальный уровень регуляции памяти (модально-специфический) обеспечивается деятельностью анализаторных систем, главным образом на уровне первичных и ассоциативных зон коры. При их разрушении возникают специфические формы нарушения мнестических процессов, имеющие избирательный характер.
Система регуляции памяти имеет иерархическое строение, и полное обеспечение функций и процессов памяти возможно лишь при условии функционирования всех ее звеньев. Память — системное свойство всего мозга и целого организма. Поэтому уровень, на котором возможно понимание памяти, — это уровень живой системы в целом.