Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 3. Крещение Руси и его последствия




 

До Х века славяне, как и большинство древних народов, исповедовали языческие верования, для которых характерны: 1) многобожие (политеизм), т. е. почитание различных богов, в основном связанных с природными стихиями (наиболее чтимым у киевлян был бог грозы Перун); 2) поклонение идолам – статуям этих богов, и жертвоприношения им (вплоть до человеческих); 3) отсутствие морально-этических норм и запретов, господство культа грубой силы; сами боги представлялись язычникам подобными людям, с теми же страстями и пороками, но наделенными могучей силой и бессмертием.

Культурные связи с более развитыми странами, и прежде всего с Византией, содействовали принятию христианства. Это отвечало и интересам великокняжеской власти, т. к. характерное для язычества многообразие местных культов препятствовало единству государства. Среди киевской знати принятие христианской веры стало распространяться еще со времен княгини Ольги. В 988 году произошло крещение Руси по православному обряду, принятому от Византии великим князем Владимиром Красное Солнышко (980–1015), возведенным за это церковью в ранг святого равноапостольного (несмотря на далеко не святой образ жизни). Этот акт имел поистине революционное значение в русской истории, да и проводился по-революционному, насильственными методами (в самом Киеве его жителей дружинники князя поголовно загнали креститься в Днепр, а старых богов изрубили на куски и сбросили в реку). Поскольку власть великого князя распространялась и на отдаленные окраины обширной Руси, ее крещение, начавшись в Киеве, проходило поэтапно и растянулось на длительный период. В народе, наряду с новой верой, долго еще сохранялись языческие традиции, их присутствие заметно даже в «Слове о полку Игореве», написанном в конце XII века (т. е. 200 лет спустя). Отдельные языческие обычаи и праздники, признанные православной церковью безвредными, сохранились в русском народе по сей день (Масленица, День Ивана Купалы).

Принятие христианства имело колоссальное политическое и культурное значение в русской истории:

1. Радикальный прогресс в культурно-нравственном развитии. Взамен языческого культа силы и страха утверждались христианские гуманистические идеалы и строгие морально-этические принципы.

2. Укрепление политического единства русских земель и центральной власти князя, благодаря замене многообразия местных религиозных культов единой верой, к тому же утверждавшей Божественное происхождение государственной власти и освящавшей подчинение ей.

3. С другой стороны – духовная и культурная изоляция от Западной Европы (вплоть до XVIII века), в которой господствовала римско-католическая ветвь христианства, как следствие крещения по византийскому образцу. В условиях средневековья, когда религия играла определяющую роль в сознании людей и межэтнических контактах, это имело колоссальное значение. Поэтому основной сферой культурных контактов Руси становится достаточно узкая группа православных стран и народов – Византия, сербы, болгары, молдаване и валахи (предки современных румын), грузины. Когда же в XV веке Византия, а еще раньше – практически все другие православные народы были на много веков завоеваны турками, Русское государство очутилось единственным независимым в мире из православных стран, после чего изоляция еще более усилилась. Это – одна из коренных особенностей, способствовавших складыванию иного социокультурного менталитета, по сравнению с большинством стран Европы.

4. Влияние христианства на развитие культуры проявилось в распространении на Русь славянской письменности (кириллицы, основанной болгарскими монахами братьями Кириллом и Мефодием; помимо русских, украинцев и белорусов, ей пользуются сербы и болгары), появлении летописей – основного письменного источника по истории Древней Руси, строительстве храмов как наиболее ценных произведений древнерусской архитектуры (из уцелевших от той эпохи особенно знамениты Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде), развитии иконописи. Поскольку в то время монахи были наиболее грамотными и просвещенными людьми, церковь играла определяющую роль в культурном развитии, а главным его очагом была Киево-Печерская лавра. В частности, главным редактором основного свода летописей по истории Древней Руси «Повесть временных лет » был киевский монах Нестор. Сам креститель Руси – князь Владимир Красное Солнышко – остался в памяти народа как самый значительный из киевских и вообще древнерусских князей, воспетый в былинах, служивших основной формой устного народного творчества на Руси[7].

Итак, нужно понять, что процесс «крещения Руси» – сложный и многовековой. Это был процесс смены родовых форм религиозной идеологии, веками существовавших у славянских народов, прошедших через фазу феодализма, закономерный, но внутренне противоречивый и медленно протекающий, что полностью соответствовало характеру формирования феодального строя и темпам его становления. В обстоятельствах и последствиях христианизации Древнерусского общества не обнаруживается ничего такого, что заставляло бы воспринимать приобщение наших предков к христианству как что-то из ряда вон выходящее, а тем более провиденциальное.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Посредством поставленных задач, мы достигли свей цели. Проведя анализ периода развития общества Древнерусского государства в конце IX – середине XIII вв., мы выяснили, что Древнерусское Киевское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мирового исторического процесса.

Киевская Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших преемниками Древней Руси. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

В Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков.

Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов.

Неизбежные исторические процессы развития феодализма влекут за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, приводит в конце концов к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. История государства и права России: учебник/ под. ред. Ю.П. Титова. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 544 с.

2. История России с древнейших времен / под ред. В.Ю. Халтурина. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2003. – 340 с.

3. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. - М.: Юристъ, 2004. – 797 с.

4. Хандорин В.Г. Отечественная история: курс лекций. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 177 с.

 


[1] История России с древнейших времен / под ред. В.Ю. Халтурина. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2003. – С. 17.

[2] Исаев И.А. История государства и права России: учебник. - М.: Юристъ, 2004. – С. 13.

[3] История России с древнейших времен / под ред. В.Ю. Халтурина. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2003. – С. 19.

[4] История России с древнейших времен / под ред. В.Ю. Халтурина. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2003. – С.19.

[5] История России с древнейших времен / под ред. В.Ю. Халтурина. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2003. – С. 25.

[6] История государства и права России: учебник/ под. ред. Ю.П. Титова. - М.: ООО «ТК

Велби», 2003. – С. 21-23.

[7] Хандорин В.Г. Отечественная история: курс лекций. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – С.44 - 47.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 734 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2675 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.