Диалектика общественного сознания:
Важнейшим видом связи общественного сознания является его связь с индивидуальным сознанием.
Индивидуальные особенности усвоения содержания общественного сознания определяются часто не самим по себе содержанием общественного сознания, его объективной значимостью, а обстоятельствами жизни данного человека, т. е. местом человека в системе общественных отношений, его жизненным опытом, образованием, воспитанием и т. д. Обстоятельства жизни, особенности жизненного пути человека и обусловливают процесс индивидуализации общественного сознания, процесс превращения содержания этого сознания в достояние сознания данной личности. Они же определяют и отношение личности к различным духовным образованиям, господствующим в обществе, обеспечивают приемлемость или неприемлемость их, т. е. определяют избирательный характер отношений индивидуального сознания к сознанию общественному.
Отношение индивидуального сознания к общественному активное. Человек целеустремленно ищет в содержании общественного сознания ответы на интересующие его вопросы.
Во взаимодействии индивидуального и общественного сознания ведущей стороной является последнее. Оно проникает в индивидуальное сознание как непосредственно, так и опосредованно.
Индивидуальное сознание формируется главным образом под влиянием коллективного сознания. Это обусловлено особенностями жизнедеятельности коллектива, где составляющие его члены находятся в постоянном общении друг с другом.
Изучение коллективного сознания методами конкретных социально-психологических исследований показало, что в последнем «существует весьма устойчивая и однозначно определенная система устремлений, ценностей, норм, стереотипов и т. д., отражающая бытие данного коллектива. Сюда относится все то, что непосредственно затрагивает интересы коллектива, что связано с выполнением его основных функций».
Существующие в коллективном сознании образования направляют поведение личности. Последняя соотносит с ними свое поведение. Роль их в жизни человека во многом зависит от того, что собой представляет сам коллектив.
Диалектика индивидуального сознания:
Проводником социальной детерминации в эстетических отношениях является именно идеал. В идеале личность интериоризирует, то есть делает своим внутренним, сокровенным психологическим достоянием ту или иную социальную программу деятельности, приспосабливая ее к своей индивидуальности, преломляя через своеобразие неповторимого “я”. Осознает или не осознает тот или иной человек зависимость своих эстетических суждений от заложенной в него обществом, нацией, социальной группой идеальной программы, его вкус воплощает именно ее.
Однако с точки зрения всей мировой истории культуры относительными оказываются сами эти социально-исторические нормы вкуса, поскольку они непрерывно меняются. Где же тут момент абсолютного? Он заключен в том, что называют обычно общечеловеческим.
Складывающиеся в истории культуры различные нормы эстетического сознания неравноценны в своей относительности так же, как и индивидуальные вкусы, поскольку они в разной мере содержат момент абсолютного, общечеловеческого.
То, что социальная сдержанность и социальная ориентированность эстетических оценок выступают не в виде надличных принципов и нормативов, а через регулируемое идеалом восприятие и переживание конкретной личности, объясняет и особую роль субъективного фактора в эстетической сфере, который действует здесь во всей своей полноте – в диалектическом единстве социально-общего, коллективно-особенного и индивидуально-личностного. Эстетическая форма ценностного сознания становится благодаря этому способом самой тонкой социальной “настройки” человеческой психики, пускающим в ход все механизмы индивидуального сознания и заставляющим личность воспринимать свои эстетические оценки не как навязанные ей извне, а как свободно ею выработанные и неотделимые от ее индивидуального существования.