Акварель неизвестного художника.
Казнь народовольцев на Семеновском плацу 3 апреля 1881 года.
С рисунка Н.Бунина.
Читает же молодежь следующее: «А теперь вернемся и пройдемся по четной стороне Старо-Невского. В доме № 122 располагалась в 1879 году динамитная мастерская и редакция «Народная воли». Здесь же жили Н.А.Морозов,
Н.И.Кибальчич и некоторые другие народовольцы. В доме № 124 по Невскому проспекту в 1879 году находилась динамитная мастерская А.Якимовой и С.Ширяева. После них «по билетику» эту квартиру снимали О.Любатович и Н.Морозов. Квартира была удобна тем, что имела выход как на Невский проспект, так и на 1-ю Рождественскую улицу. Осенью 1880 года в этом же доме в меблированных комнатах Марфы Кононовой под фамилией Агическулова проживал Н.И.Кибальчич.
Этот район как будто притягивал народовольцев. Здесь, на улицах Тележная, Гончарная, в Орловском переулке, на Советских (бывших Рождественских) улицах, множество адресов, связанных с этим движением». [6]
Казнь на Семеновском плацу по приговору суда убийц императора Александра II.
Рисунок неизвестного художника. 1881 год.
Террористы Н.Кибальчич, С.Перовская и А.Желябов во время суда.
С рисунка К.Маковского.
Как известно, упомянутые «народовольцы» Якимова, Морозов, Кибальчич вели в тот период слежку и охоту за императором Александром II. Он был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала 1 марта 1881 года. Прочитав же книгу Марии Бурениной, становится страшно пройти по Старо-Невскому: в ее изображении кроме динамитных мастерских и безумных террористов ничего там интересного нет и не было.
К идее прославления и увековечения «славных» имен «революционных убийц» вернулись не так давно – и тихо ее реализовали. Лет десять тому назад в СМИ стали появляться публикации о намерениях «петербургской общественности» добиться у городской администрации отремонтированных помещений под создание там специальной экспозиции, увековечивающей «мужество и отвагу» революционеров-народовольцев. Называется все это ёмким словом «музей», который и был организован несколько лет назад в доме № 7 по Большому Казачьему переулку. Официально он именуется «Музеем истории революционно-демократического движения 1880-1890-х годов».
Хотелось бы знать, какой процент экспозиционных площадей в музее в Большом Казачьем переулке отведен освещению деятельности «идейных убийц» и «отважных бомбистов», жертвовавших жизнью других людей во имя «светлого будущего»?
При содействии Главного управления культуры (ГУК) Ленинграда в недрах Музея истории города в 1980-х годах стал действовать «Историко-революционный театр», о чем с гордостью сообщал на страницах «Ленинградской правды» 20 октября 1988 года старший инспектор ГУКа Сергей Ильченко.[7] То было продолжением многолетнего эксперимента, которым очень гордились деятели культуры. «Историко-революционный театр» пропагандировал, как и следовало из его названия, историю «революционной борьбы», в том числе акций членов террористической «Народной воли».