Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 1. Современники Сократа: Платон, Ксенофонт




Введение.

«Что же, по-твоему? Клясться мне Юпитером Камнем по древнему обычаю римскому? А ведь если верно суждение Платона, что бог никогда с человеком не общается, скорее услышит меня камень, чем Юпитер!»

Апулей, «О божестве Сократа».

 

Выбор темы обоснован, прежде всего, моим личным желанием разобраться в семантике занятнейшего термина «даймон» и вообще в проблематике такого каверзного и курьезного морально-этического образования как «Даймон Сократа». Для этого я и пытаюсь задействовать в своей работе хоть сколько-нибудь широкий спектр мыслителей с их теориями и мнениями, дабы увеличить себе базу материала для последующих анализа и синтеза. Так же при выборе темы меня заинтриговала общая внешняя заинтересованность термином «даймон», с раскаленными дискуссиями всплывающими, то в интернете, то в случайной беседе, но содержащих какое-то абсурдное количество неточностей и просто пустых домыслов уже очевидных мне, как человеку лишь поверхностно знакомому с заявленной темой. В одной из интернет-конференций мне даже случилось наблюдать как некто лихо, используя только одну-единственную посылку, основанную на его сумбурном понимании термина «даймон», пытался сформировать силлогизм, утверждающий не-атеистичность сущности Сократа. Такая ситуация вокруг занятного, комплексного и, как бы необычно это не звучало, поучительного термина кажется мне неправильной, хотя и понятной, а отсутствие доступной и простой литературы усугубляет ее. Этим исследованием я хочу внести ясность касаемо даймонов и их сакрального (или не особо) назначения хотя бы в один разум – свой собственный; а, если работа удастся, то и в какие-нибудь другие мыслильни. Наконец, исследование это видится мне необходимым, хотя бы потому что, когда я принял решение взяться за него, мой даймон не стал мне противиться, сидел тихо, молча, не бузил и не ворочался, за что ему отдельное «спасибо».

Цель данной работы мне видится как некоторая, насколько возможная, систематизация знаний о даймонах, существах порожденных мифологией, но, не смотря на это, а, может быть, и благодаря тому, сумевших занять отдельное место в истории философии. Прежде всего, меня интересует даймон Сократа, поэтому все находки будут, в итоге, тем или иным образом, соотнесены с результатами моей предыдущей работы носящей неоригинальное название «даймон Сократа» и построенной, в основном, на информации, почерпнутой из текстов Платона. Сейчас же имею я желание обратиться к другим авторам, как, например, к Ксенофонту Афинскому и Плутарху. Кроме того я хотел бы рассмотреть работы чуть более современных нам исследователей этой темы, чтобы иметь возможность подтвердить или, наоборот, опровергнуть свои находки и умозаключения.

В целом же, на данный момент, диалоги Платона являются основным вместилищем философии Сократа, но не все то, что в этих текстах приписывается сократовским устам, было извлечено из них. Провести грань между учением Платона и учением Сократа практически невозможно, да и задача это настолько объемна, что подойдет для отдельного углубленного и обширного исследования[1]. Поэтому говоря «даймон Сократа», я буду подразумевать не непосредственную сократовскую философию, но то как эту философию и, в частности, данный термин, восприняли другие люди, в том числе Платон и Ксенофонт, ведущие сократоведы и современники мудреца, знавшего, что он ничего не знает. Так же следует уточнить, что даймон Сократа я рассматриваю как частный случай проявления представления о даймонах вообще, а не отдельное и самостоятельное явление, хотя бы потому что Платон сам не чурается подобного и устами Сократа время от времени говорит о множественных даймонах, да еще и не брезгует ссылаться на сторонние источники имеющие отношение скорее к мифологии и космологии нежели чем к философии, например цитирование произведения Гесиода «Труды и Дни» в диалоге «Кратил». Не смотря на такую мою позицию касаемо самостоятельности сократовского даймониона, я считаю так же некорректным разбирать термин «даймон» не обращаясь при этом к даймону Сократа, как к наиболее подробно описанному и общеизвестному примеру даймона, а общие определения термина без ссылки на это частное его проявление кажутся мне лишенными основания.

 

Я не смог обнаружить подробных и обширных исследований, посвященных исключительно даймонам или даймону Сократа. Информация фрагментарна и разрозненна; чтобы получить представление о частном феномене даймона Сократа и о развитии термина необходимо собирать мозаику мнений, наблюдений и умозаключений. Большая часть из материалов, оказывавшихся в зоне моего доступа, не представляют особой философской ценности, но интересны с точки зрения формирования современного нам восприятия и понимания термина «даймон» и, кстати, смежного с ним, «гений», как, например, текст Евгения Абдуллаева «Гений и демон: о двух античных терминах в "Маленьких трагедиях"»[2], построенного на анализе произведений Пушкина, или заметка Джины Хьюстон «Расшифровывая Даймона»[3], подкрепляемая ее исследованиями трудов Хиллмана и Юнга. Тут же хочу я уточнить об ограничениях моей работы – в связи с моим невладением немецким и французским в достаточной для этого мере, у меня нет возможности обратиться к множественным исследованиям, написанными на этих прекрасных языках, поэтому, к сожалению, моя исследовательская основа ограничивается русскими и английскими текстами и переводами. Так же, имея возможность и используя шанс, хочу пристыдить себя недостаточным усердием в изучении древнегреческого, блаженнейшего из языков, и заявить следующую из этого мою невозможность обращения к множеству прекрасных первоисточников, в связи с чем я вынужден строить свои умозаключения на основании изменчивой информации субъективных переводов.

 

Достаточно подробно история развития термина в Древней Греции описана в статье «демон», опубликованной в энциклопедии Брокгауза и Ефрона[4], но статья эта, к сожалению, дальше античности не распространяется, а даймона Сократа низводит к банальным галлюцинациям. Статью я пересказывать не возьмусь, так как она является достаточно объемной и, при этом, легкодоступной. С приходом римлян и римскими же переводами Платона, «даймон» переплетается с термином «гений». С распространением христианства путаница усугубляется – «даймон» воспринимается то как злой демон-искуситель и истязатель, то как ангел-хранитель. Здесь же можно вспомнить еще и об однокоренном с нашим термине «эвдемония» («ευδαιμονία»), который указывает на стремление человека к счастью, обретающий новую жизнь с развитием психологии[5]. Семантический спектр термина «даймон» и производных от него «деймон», «демон» etc широк, ведь включает в себя и религиозные, и психологические, и философские коннотации. Историю каждого из значений необходимо прослеживать самостоятельно, да и работа эта крайне многоплановая, ибо кроме лингвистических особенностей необходимо учитывать и социально-исторические аспекты, и специальные, соответствующие области породившей рассматриваемое значение.

 

Структурно представляю я corpus своей работы разделенным на три главы. В первой главе я хочу обратиться к первоисточникам описательного характера, что ведали о Сократовом даймонионе и держали сказ о нем, а именно: Платону и Ксенофонту. В главе второй я желаю рассмотреть тексты написанные людьми лично Сократа уже не знавшими, но, тем не менее, от его времени не сильно удалившимися, а именно произведения Плутарха и Апулея. В третьей же главе волю я обратить свое внимание на встретившиеся мне работы исследователей античности, которые затрагивали обозначенных выше мыслителей в своих исследованиях по демонологии. Ну а в заключении – подведу итог.

 

 

Глава 1. Современники Сократа: Платон, Ксенофонт.

 

Противясь примерке принципа tabula rasa на свое сознание, я обращусь к своей предыдущей курсовой работе за описанием даймона Сократа в диалогах Платона и кое-какими другими мелкими подробностями, дабы не начинать ab ovo. Я волю перенести сюда существенную часть моей вышеобозначенной более ранней работы, так как нескромно считаю ее превосходно исполненной и достаточно емкой и информативной, чтобы такая эксгумация была оправдана.

“Даймоны – существа, созданные смешением души и воздуха, которые служат промежуточным звеном между людьми и богами, занимаются распределением сообщений, посланий, решений, прошений и прочего от богов к людям и наоборот. Они практически неуловимы органами чувств, но чистые, разумные души могут найти с ними общий язык, и тогда даймоны будут им спутниками и вожатыми не только в загробной жизни, но и, видимо, в «мире» людей. Даймоны для людей являются перводвижителями, они сообщают людям стремления. Большую часть стремлений, в итоге, можно обобщить как стремления к благу. Каждой душе, когда она рождается в нового человека, приписывается свой даймон, который, после смерти человека, проводит душу до места, где над ней вершится суд. Неизвестно что потом происходит с этим даймоном, но, после того как душа отбыла свое время в Аиде, и приходит время ей родится в другого человека, ей приписывается новый даймон. Даймоны, будучи между людьми и богами не являются ни смертными, ни бессмертными, ни мудрыми, ни невеждами, но они постоянно стремятся и к бессмертию, и к мудрости, как к благу, которым их тянет вечно обладать, потому что тогда они буду счастливы. Даймоны различают порочные и чистые души и стараются сторониться порочных, а к чистым, разумным – тянутся.Даймон Сократа сообщает Сократу предостережения в виде отрицательного категорического императива относительно того или иного действия, которое Сократ собирается предпринять. <…>

Если мы берем в рассмотрение диалоги «Пир» и «Феаг», то даймон Сократа способен влиять на других людей, так, чтобы и они начинали более ясно воспринимать окружающий их мир, становились более разумными. Фактически это происходит через майевтику-родовспоможение, к которой даймон имеет непосредственное отношение: «повития же этого виновники – бог и я»[6].

Так же необходимо упомянуть, что кроме сообщения отрицательного категорического императива, который считается непреложным атрибутом даймона, ему иногда приписывается и противоположное качество – в диалоге Платона «Федр» и в трудах Ксенофонта и Плутарха можно встретить упоминания положительного императива исходящего от даймона к Сократу (об этом – ниже).

Главное, по моему мнению, что мне удалось обнаружить в процессе исследования – это аналогии между Сократом и его даймоном, которые отчетливо проявляются в некоторых текстах Платона. Фактически, Сократ приравнивается к даймону-Эроту[7]. Эрот, сын Пороса, олицетворения ловкости и сноровки, и Пении, олицетворения бедности, покровительствует хитрецу и мастерскому диалектику Сократу, ведущему почти-аскетический образ жизни. В диалоге «Феаг» Сократ описывает себя как мастера науки любви, а в диалоге «Теэтет» указывает на свою занятость в майевтике-родовспоможении на пару с неким богом. В «Пире», устами Диотимы описываются связи между Эротом и искусством любви, и долженствованием родить в прекрасном из-за стремления к бессмертию и благу. Сократ выводится как тот самый даймон-провожатый, направляющий людей к божественной мудрости-благу через майевтику, искусство любви, и бесконечно к мудрости стремящийся через любовь к мудрости, философию, доступную исключительно даймонам, ни живым, ни мертвым, ни богатым, ни бедным, ни мудрым, ни невежественным полубогам-полулюдям.

Я не знаю, является ли это мое умозаключение пустым домыслом или занятной находкой, но рассмотрение данного аспекта Платоновских диалогов вообще и даймона Сократа в частности мне, за время моей недолгой научной деятельности, встретить не довелось. Вполне вероятно, что изучение отдельно Эрота прольет должный свет на эту тему, но сейчас я не имею возможность таким исследованием заниматься.

Разобравшись с базовыми характеристиками Платоновского даймона Сократа, предлагаю перейти к другому современнику «мудрейшего из всех людей» – Ксенофонту.

 

Труд Ксенофонта «Воспоминания о Сократе» несет функцию, прежде всего, апологетическую, а, следовательно, и биографическую, нежели чем философскую, в отличие от Платоновских диалогов. Тем интереснее сравнивать тексты этих двух авторов по отношению к предполагаемому реальному Сократовскому учению.

Первая же глава первой книги «Воспоминаний» занимается интересующей нас тематикой – Ксенофонт оправдывает Сократа, утверждая, что тот не отрицал богов и новых не вводил, а наоборот, словом и делом их чтил и уважал. Ниже представлены фрагменты из текста интересующие конкретно меня. Часть из них не говорит непосредственно о даймоне, но скорее о некоем божественном проявлении, что, судя по контексту в котором тот или иной фрагмент присутствует, есть проявление именно демоническое или имеющее к нему отношение.

«Многим друзьям своим он заранее советовал то-то делать, того-то не делать, ссылаясь на указание божественного голоса, и, кто следовал его совету, получал пользу, а кто не следовал, раскаивался»[8]. Здесь Ксенофонт, вопреки устоявшемуся убеждению заявляет, что даймон Сократа нет-нет, да брезгует придерживаться исключительно отрицательного категорического императива[9]. Кроме того, в этом фрагменте советы даймониона распространяются, прежде всего, на окружающих Сократа людей, а не на него самого, что занятно.

«Что боги предоставили людям познать и делать, тому, говорил он, должно учиться; а что людям неизвестно, о том стараться узнать волю богов посредством гаданий: к кому боги милостивы, тому они дают указания»[10]. В аспекте этого утверждения, можно сделать вывод, что Сократ, как человек, которому боги дают указания, находился в их милости; и, хотя, согласно Ксенофонту, Сократ регулярно прибегал к гаданиям, надо учитывать, что в фрагменте гадание понимается не только как отдельный ритуал, но и как спонтанное толкование какого-нибудь знамения, что, как мне кажется, следует из текста.

Далее Ксенофонтовский Сократ изображен критикующим различные философские школы, заявляя, что они пытаются познать непознаваемое людьми божественное. Достается всем: и пифагорейцам, и атомистам, и последователям Зенона, и ученикам Гераклита. Возможно, в том числе, эта критика – нападка Ксенофонта на Платона с его собственной интерпретацией учения Сократа.

Финальное упоминание божественного в этой главе выглядит следующим образом: «Сократ был убежден, что боги все знают — как слова и дела, так и тайные помыслы, что они везде присутствуют и дают указания людям обо всех делах человеческих»[11]. В связи с этим утверждением Сократ рассуждал, что необходимо всегда поступать справедливо, даже если это угрожает собственному благополучию. В этом фрагменте повторяется примерно то же самое, что мы встречали у Платона, хотя здесь власть богов выражена чуть более тоталитарной, так как распространяется на всю жизнедеятельность вообще; хотя, при желании, то, что мы узнали о божествах у Платона, можно переосмыслить таким образом, чтобы оно соответствовало этому суждению.

В четвертой главе первой книги «Воспоминаний» Сократ беседует с неким Аристодемом «об отношении божества к человеку». Мудрец убеждает своего собеседника в необходимости жертвоприношения богам и периодических гаданий, объясняя, что люди должны быть благодарны богам, за то, что те, подобно гениальным, любящим живых существ художникам, сотворили человека таким образом, что он способен чувствовать и разуметь, и делать это, в отличие от животных, комфортно. Аристодем отвечает, что он тоже был бы рад почитать богов как Сократ, если бы они и ему посылали «советников для указания, что делать и чего не делать»[12]. Философ парирует тем, что все знамения и результаты гаданий и есть намеки всесильных богов о том что и как надлежит делать человекам. Сократ утверждает, что «божество обладает таким могуществом и такими свойствами, что может сразу все видеть, все слышать, везде присутствовать и сразу обо всем иметь попечение».

Глава эта интересна тем, что кроме утверждения о том, что Сократ имеет нескольких даймонов-советников, в ней нивелируется отличие этих самих советников от богов, будто и нет никаких полубогов-даймонов, о существовании которых нам поведал Платон, а есть исключительно боги и люди, а всякие промежуточные звенья между ними – домысел.

Перескакивая к четвертой книге, мы обнаруживаем, что Ксенофонт в третьей главе фактически дублирует диалог Сократа с Аристодемом меняя только порядок умозаключений, которые Сократ совершает вместе с «красавцем» Евфидемом, чтобы показать последнему заботу богов о людях. В этом диалоге именно боги являются «советниками» Сократа, о чем сообщается нам прямым текстом: «А к тебе, Сократ, сказал Евфидем, боги относятся, по-видимому, еще дружественнее, чем к другим: ты их даже не вопрошаешь, а они тебе дают указания, что делать и чего не делать»[13]. В целом, в этой главе боги снова описаны как всемогущие миротворцы, поддерживающие порядок во вселенной, требующие к себе со стороны людей искреннего и обширного повиновения.

Наконец, в последней, восьмой главе четвертой книги «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта мы натыкаемся на термин «демоний», который не встречается во всем остальном произведении, и, даже в этом тексте, Сократ с прежним упорством повествует не о даймоне, а про то, как перед своим судом он «пробовал обдумывать защиту перед судьями», но ему «воспротивился божественный голос»[14]. Эта глава интересна тем, что в ней обосновывается утверждение о том, что боги устремляют людей исключительно к благу. Они не воспрепятствовали смерти Сократа, потому что она является благой. Ксенофонт объясняет это так: если Сократ продолжит жить, то, старея, его способности и навыки будут ослабевать, что сделает его «хуже тех, кого он раньше превосходил»; более того, если Сократ будет осужден несправедливо, то смерть его будет воспринята как мученическая, а сам он станет примером, благодаря доброй молве о его благих поступках.

Упоминание «голоса бога» в Пире – несущественно и мимолетно (параграф 5). Зато куда интереснее слова Сократа, о том, что побуждает его объяснить законную разницу между любовью тела и любовью духа: «всегдашний мой сожитель Эрот подгоняет меня, чтобы я говорил откровенно против враждебного ему Эрота»[15]. Из этого фрагмента мы можем уловить обозначенную ранее связь, а, вернее, тождество между Сократовским божественным голосом и Эротом. Двойственность Эрота можно объяснить пониманием его как любви, и, точно так же как ранее в диалоге Сократ говорит о двух Афродитах – небесной и всенародной – так же и здесь Эрота, видимо, следует понимать не как непосредственно бога, а как проявление божественного, сообщающее тот или иной тип любви.

На этом наблюдении я бы хотел прервать свое рассмотрение Сократовского даймона у Ксенофонта и отправиться дальше. Подведу итог своему исследованию «Воспоминаний о Сократе» в переводе С. И. Соболевского. Ксенофонт, судя по всему, не разделяет даймона Сократа и богов как два принципиально разных типа существ; более того у Соболевского даже не артикулирован термин «даймон», и только один раз нам удается глазами ухватить «демония» - в названии восьмой главы четвертой книги «Воспоминаний». Божественный голос Сократу Ксенофонта указывает не только чего не делать, но и то, что сделать было бы полезно. Вдобавок к этому, тот же божественный голос, самоуверенно используя Сократа как медиум, сообщает окружающим мудреца людям как им стоит поступить в том или ином случае. Судя по всему, те же божества, что ответственны за вербальную коммуникацию с Сократом, проявили себя при создании мира и жизни, как гениальные, любящие живых существ художники. Они же отвечают за порядок во вселенной. Боги всесильны, всезнающи и вездесущи, они проникают во все дела людей, а от последних просят к себе уважения, путем жертвоприношений и гаданий и повиновения своей воле. Испытав милость к человеку их уважившему, боги могут предоставить ему пророческое знамение. Именно таким образом, судя по всему, Сократ и получает свои божественные советы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1299 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2093 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.