Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие аптек и их функций




Введение

Развернувшееся в стране в последние полтора десятилетия процесс ломки фундаментальных идеологических представлений диктует необходимость переоценки прошлого отечественной медицины.

История, в том числе и история медицины – это не только наука о прошлом. Это наука о развитии от прошлого к настоящему, от современности к будущему.

Знание истории дает человеку огромные силы и позволяет избежать многих ошибок.

Для аптечного работника знать историю аптекарского дела необходимо, чтобы понимать каким путем шло ее развитие, и на основе этого прогнозировать ее дальнейшее развитие, тем более что провизор в переводе с латинского означает предвидящий, заботящийся о чем-либо заранее.

Проблемой нашего исследования является аптечное дело в России.

Цель нашей курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить становление аптечного дела в России.

2. Рассмотреть этапы развития аптечной системы в России.


Аптечное дело на Руси.

Первые аптеки на Руси

 

Первое упоминание аптекаря по имени в русских летописях относится к 1553 г., когда в царствование Ивана IV жил в Москве (как записано в Никоновской летописи 1554 г.) «литвиянин Матюшко-оптекарь» (аптекарь Матиас из Литовской земли).

Переселение в Москву иноземных врачей, аптекарей и хирургов началось в первой половине XVI столетия. Доктора и аптекари фигурировали в то время в царских списках «нужных людей», которые приглашались к царскому двору из Западной Европы.

Иван Грозный во многом содействовал установлению торговых и политических отношений России с Англией. При нем в 1553 г. (в правление короля Эдуарда IV) началось мореходство англичан в Белом море и их торговля с Русью через г. Архангельск. Этим же путем стали приезжать из Англии в Русские земли врачи и аптекари. В период правления королевы Елизаветы I — «золотой век» в истории Великобритании — связи эти еще более укрепились. Елизавета I и Иван IV вели личную переписку и развивали деловые отношения между нашими странами.

В 1557 г. по просьбе русского царя английский посланник Энтони Джеркинсон (Anthony Jerkinson) привез из Англии врача Ральфа Стендиша (Ralph Standish) и одного аптекаря (имя которого осталось неизвестным).

Зимой 1566—1567 гг. Энтони Джеркинсон вторично ездил в Лондон с поручением от царя Ивана IV: пригласить искусных архитектора, врача, аптекаря и мастеров, умеющих отыскивать серебро и золото. В результате в 1567 г. в нашу страну прибыли доктор Ричард Рейнольд (Dr. Reynold), аптекарь Томас Карвер (Thomas Carver), инженер Хемфри Лок (Humphry Lock) и другие специалисты[1].

Была ли уже тогда в Москве аптека или какое-либо специальное помещение, где работали приезжие врачи и аптекари, до сих пор не известно.

Первые достоверные сведения о первой на Руси аптеке относятся к 1581 г, когда в правление Ивана IV Грозного на территории Московского Кремля в каменном здании напротив Чудова монастыря была устроена придворная Государева аптека. Обслуживала она только царя и членов царской семьи. В мае этого же года по просьбе Ивана IV английская королева Елизавета I послала в Москву к российскому царскому двору своего придворного врача Роберта Джекоба(Robertus Jacobus), которого потом в России стали величать на российский лад Романом, а в честь Елизаветы дали ему прозвище — Елизарьев. Однако в научной историко-медицинской литературе на русском языке он более известен как доктор Роберт Якобили Роберт Якобы(производное от его фамилии — Jacobus). В его свите был аптекарь Джеймс Френчам(James Frencham), который служил в Государевой аптеке.

В своем рекомендательном письме от 19 мая 1581 г. королева Елизавета писала Ива ну Грозному, что послала царю честного и ученого врача не потому, что он ей самой якобы не был более нужен, а потому, что царь именно такого требовал и теперь имеет к нему подлинную надобность.

В XVI в. на Руси еще не было аптекарей-профессионалов из «прирожденных россиян», поэтому первоначально в придворной аптеке работали исключительно иноземцы (англичане, голландцы, немцы).

Помещения Государевой аптеки были обставлены с большой роскошью. Стены и потолки комнат были расписаны. Полки и двери обиты «английским добрым» сукном. Окна пестрели разноцветными стеклами. На подоконниках расстилались дорогие бархатные ковры. Комнаты украшали заморские часы, чучела павианов, глобус и т. п. Повсюду и во всем соблюдались чистота и порядок. Даже на улице поблизости от аптеки не дозволялось «ни грязи, ни вони, ни какого дурна».

Посуда в царской аптеке была изысканная: от серебряных чаш и золотых фляг с притертыми пробками до гжельской глиняной и стеклянной посуды. Для изготовления «алхимических сосудов» при аптеке был создан особый «стекляночный» завод — небольшая мануфактура, где работали 15 человек. Основан он был Юлием Койстом в 1634 г. недалеко от Москвы, близ деревни Духолино. Со временем спрос на аптечную посуду увеличивался, и в царствование Алексея Михайловича (1645—1676 гг.) был устроен второй стеклянный завод в деревне Измайлово[2].

 

Аптекарский приказ

 

В конце XVI в. на территории Кремля, в здании, где располагалась Государева аптека, был организован Аптекарский приказ (точная дата его создания не установлена). Первоначально он был задуман как придворное учреждение по управлению государевым врачебным и аптекарским делом (обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных) и вплоть до начала XVIII столетия назывался «Ближний Государев Аптекарский Приказ».Достоверных сведений о времени его создания и первоначальном штатном составе не сохранилось. Вполне возможно, что начало Аптекарскому приказу было положено еще во времена Ивана IV Грозного, когда при царском дворе была создана первая на Руси аптека. Со временем функции его значительно расширились. Руководство аптекой и Государевым Аптекарским приказом во все времена доверялось только особо приближенному к царю боярину. Его часто называли «главным начальником медиков и аптекарей». По своему статусу он занимал второе место после «конюшего боярина».

Работа в Государевой аптеке велась ежедневно с раннего утра до позднего вечера. В дни, когда болели члены царской семьи, аптекари должны были «дневать и ночевать» на службе. Назначение лекарств и их приготовление в аптеке были сопряжены с большими строгостями. Для выдачи лекарства требовалось назначение доктора и разрешение боярина, заведовавшего аптекой (а позднее — Аптекарским приказом). Лекарство, предназначенное для царя, предварительно пробовалось докторами, его прописавшими, аптекарями, его приготовившими, и, наконец, боярином, которому оно сдавалось для передачи «про Великого Государя». Принимая от царя рюмку с остатком лекарства, боярин был обязан «что в ней останется вылить на ладонь и выпить»[3].

Длительное время (почти в течение века) Государева аптека была единственной в Московском государстве и удовлетворяла лишь придворные нужды. Все население страны (народ, войско и даже бояре) пользовались услугами торговых рядов и лавок по продаже зелени, меда, солений, мяса, хозяйственных товаров и т.п. (зелейные, медовые, соляные, мясные, москательные лавки и торговые ряды). Торговля «зельем» велась свободно. Государственной регламентации продажи лекарственных средств на Руси еще не было. Все это создавало предпосылки для злоупотребления сильнодействующими и ядовитыми веществами[4].

Со временем образованные русские люди перестали пользоваться услугами знахарей и лекарей зелейного ряда. К царю стали поступать челобитные об отпуске лекарств из Государевой аптеки, в результате чего в порядке исключения в ней стали отпускать лекарства посторонним. Впервые это произошло в царствование Михаила Федоровича Романова (1613—1645 гг.) и двери придворной аптеки были открыты для московского населения. Однако лекарства для посторонних отпускались лишь в порядке исключения и за соответствующую плату, в редких случаях — «безденежно», по особому царскому распоряжению.

Понятно, что придворная аптека не могла удовлетворить всех челобитных, число которых неуклонно увеличивалось; к тому же растущая российская армия требовала регулярного снабжения войск медикаментами. Назревала необходимость организации за пределами царского двора общедоступной аптеки, которая и была учреждена 20 марта 1672 г. указом царя Алексея Михайловича. «Новая» аптекарасполагалась на новом Гостином дворе на ул. Ильинке, близ Посольского приказа. Царским указом от 28 февраля 1673 г. за обеими аптеками закреплялось право монопольной торговли лекарствами. В административном отношении главенство сохранялось за старой аптекой: все наличные деньги Новой аптеки и отчет о ее деятельности пересылались в старую аптеку.

Штат старой и Новой аптек состоял из наемных и выборных людей. К наемным относились: аптекари, лекари, алхимисты, дистиляторы и подъячие. Выборные люди избирались сроком на один год и при вступлении в должность целовали крест, обещая добросовестно исполнять свои обязанности и тщательно хранить вверенные им деньги и имущество. Отсюда и произошло их название — «целовальники». В обязанности целовальников входило заведование аптечной кассой, закупка лекарственного сырья и контроль за их продажей[5].

Десять лет спустя, в 1682 г., в Москве открылась третья аптека. Указом царя Федора Алексеевича (1676—1682 гг.) она учреждалась при первом гражданском госпитале у Никитских ворот «для того, что со всяким рецептом ходить в город не удобно»[6].

Развитие аптек и их функций

 

Учреждение аптек за пределами Москвы в значительной степени связано с развитием российской армии, которая в XVII в. вела активные военные действия на юге, востоке и западе страны. До XVII в. врачей в армии не числилось, вместо них существовала система наград «на лечбу ран, на зелье». Постепенно эта форма лечения раненых и больных воинов стала заменяться организованой лекарской помощью. Сначала немногочисленные лекари (первое упоминание о полковом лекаре относится к 1615 г.) лечили раненых собственными средствами.

С середины XVII в. в полки стали посылать транспорты с лекарственными средствами из Москвы или провинциальных аптекарских складов. Таким образом, возникли небольшие аптеки на Дону, в Астрахани, Вильне, Новгороде, Киеве, Пензе, Курске, Пскове, Нижнем и других городах. Известны специальные царские указы об учреждении аптек в Казани (1671 г.), Вологде (1671 г.) и др. Первые вольные (т.е. частные) аптеки были учреждены Петром I в Москве в 1701-1714 гг.

С развитием аптек расширялись и функции Аптекарского приказа. Во второй половине XVII в. в его ведение входило не только руководство аптеками, аптекарскими огородами и сбором лекарственного сырья, но также: приглашение на службу ко двору врачей (иноземных совместно с Посольским приказом, а впоследствии и отечественных); проверка их документов об образовании; проведение экзаменов врачам и аптекарям, прибывшим в Россию; контроль за их работой и ее оплатой; подготовка и распределение врачей по должностям; проверка «докторских сказок» (историй болезней); подбор лекарей в стрелецкие полки и снабжение войск медикаментами (с середины XVII в.); организация некоторых карантинных мер; судебно-медицинское освидетельствование; собирание и хранение травников, лечебников и других медицинских книг; подготовка российских лекарей (с 1654 г.). В круг дел Аптекарского приказа входили также заготовка и продажа водки, вина, пива и меда (что являлось одним из основных источников его финансирования). Расширение сферы деятельности значительно увеличило бюджет Аптекарского приказа. В первой половине XVII в. все его расходы оплачивались из государственной казны.

Увеличивался и штат Аптекарского приказа. В 1631 г. при царе Михаиле Федоровиче Романове в нем служили лишь два доктора, пять лекарей, аптекарь, окулист, два толмача (переводчика) и подьячий. Пятьдесят лет спустя, в 1681 г. при царе Федоре Алексеевиче, в Аптекарском приказе служило уже более 100 человек, среди них 82 медика: шесть докторов, четыре аптекаря, три алхимиста, 10 лекарей-иноземцев, 21 российский лекарь, 38 учеников лекарского и костоправного дела. Кроме того, было 12 подьячих, огородников, толмачей и хозяйственных служителей. Иноземные доктора (имевшие степень доктора медицины) по-прежнему пользовались особыми льготами и получали от государства весьма высокое жалование — 200 — 250 р. в год, а аптекари и лекари (т.е. хирурги) — 70—100 р. в год[7].

В 1714 г. Петр I переименовал Ближний Государев Аптекарский приказ в Канцелярию Главнейшей аптеки и подчинил его архиатру (лейб-медику), после чего функции этого государственного учреждения вышли далеко за пределы царского двора[8].






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1312 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2386 - | 2250 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.