Введение.
Актуальность темы.
18 век именуется веком Просвещения. Это движение сложилось под влиянием английского Просвещения, возникшего ранее, и в известной степени подготовило духовную почву для Французской революции XVIII в. Представители педагогической мысли этого периода полагали, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается образованием. Они считали, что при правильном воспитании люди всех сословий будут успешно выполнять свои обязанности. В это время оформляется и получает широкое распространение идея воспитания «новой породы людей» - образованных, трудолюбивых, с развитым чувством внутренней свободы и достоинства.
В то время проблемой воспитания активно занимались такие известные люди как Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Адриан Гельвеций, Л. М. Лепетье, Ж. А. Кондорсе, И. Г. Песталоцци.
Однако, превратить теорию в жизнь очень и очень непросто. Требовалось устранить преграды, так или иначе мешавшие развитию теорий на практике, а также время для усовершенствования данных теорий. Основными преградами, несомненно, были: нехватка средств, противостояние со стороны духовенства. Разработанные концепции, несомненно, были актуальны для того времени, ибо требовался коренной перелом в образовании. Но за прошедшее время, многие учения просветителей, увы, устарели и в наше время актуальны лишь отчасти.
Цель работы:
Анализ педагогических учений во Франции в эпоху Просвещения (18 век), обобщение и подведение итогов.
Задачи:
I. Описать Просвещение в дореволюционной Франции 18 века.
II. Проанализировать педагогическую концепцию Жан-Жака Руссо.
III. Описать развитие проектов реформ народного образования в эпоху Великой Французской революции (1789-1794).
Методы:
В работе использовались: анализ учений деятелей эпохи Просвещения, сравнительный анализ работ просветителей.
Основные рабочие понятия:
Воспитание - внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей; а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей. (по Ж.-Ж. Руссо).
Педагогика – естественное, свободное воспитание, где в центре стоит личность ребенка. (по Ж.-Ж. Руссо).
Просвещение - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. (материал из свободной энциклопедии).
Структура работы.
Реферат состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, состоящего из _7_ пунктов.
Просвещение в дореволюционной Франции.
Система образования во Франции XVIII столетия не представляла возможности для реализации идей просветителей. Как и в других странах Европы, основной ее задачей было религиозно-нравственное воспитание, в традиционных школах царили схоластика и муштра, что никак не отвечало идеям просветителей, мечтавших воспитать людей, способных построить свою жизнь на разумных началах. Среди этой группы мыслителей следует особо выделить К.А. Гельвеция и Д. Дидро. Исходя из сенсуалистических подходов, Клод Адриан Гельвеций (1715—1771) строил свою психологию, учение о морали, развивал педагогические идеи, которые изложил в сочинениях «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».
Средством для создания всеобщего счастья К.А. Гельвеций считал изменение законов и улучшение воспитания. Различия в человеческих воззрениях, идеях, умственных способностях он связывал исключительно с влиянием внешней среды, не признавая врожденных способностей человека. Для того, чтобы каждый индивид стал талантливым и добродетельным, необходимо усовершенствовать, прежде всего, науку, и воспитание, полагал он. В процессе воспитания на первое место он ставил формирование интересов, «страстей», а не умственное развитие. Главным условием успешного воспитания К.А. Гельвеции считал совпадение интересов правителей и народа. Отсюда вытекала и его мысль об общественном воспитании. [1. 167 с]
Самой яркой фигурой среди философов-просветителей был, пожалуй, Дени Дидро (1713—1784), который являлся вдохновителем, организатором, редактором и одним из основных авторов знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», главной задачей которого была пропаганда естественных и научных знаний — сильнейшего оружия против традиционной идеологии.
Д. Дидро высоко оценивал роль воспитания в формировании человека. Он призывал в процессе воспитания учитывать анатомо-физиологические особенности ребенка, а также социальные условия, в которых происходит становление личности.
В своем труде «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек» Д. Дидро критиковал К.А. Гельвеция за недооценку задатков, заложенных в человеке природой, а свои мысли о народном образовании он изложил в «Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленном по просьбе Екатерины II. Д. Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость. Он предлагал пересмотреть состав предметов, преподававшихся в школах, выдвигая на первый план науки естественного цикла, способные обеспечить связь с потребностями жизни и производства.
Считая, что школа должна давать широкие, разносторонние знания, Д. Дидро высказал свои соображения о содержании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозависимости наук. Он призывал ученых к. составлению научно обоснованных учебников, предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учеников.
Особое внимание Д. Дидро считал необходимым уделять подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами, к которым он относил, прежде всего, глубокое знание науки, честность, отзывчивость и любовь к детям. Признавая необходимость образования для всего народа, Д. Дидро выступал за отмену сословных ограничений в средней и высшей школе и предлагал создать новую систему государственных школ, которая обеспечивала бы бесплатное всеобщее начальное обучение.Французские просветители стремились к осуществлению своих идей через развитие наук и искусств, и только Ж. -Ж. Руссо подошел к рассмотрению этих проблем с более широких позиций.