Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Привести примеры по одному литературному произведению на ВСЕ приведенные в лекции жанры эпоса, лирики и драмы - NB

Творческие индивидуальные задания студентам на развитие самостоятельного мышления.

Задания основаны на текстах лекций

 

Лекция

Тема: Введение в предмет. Литература как вид искусства. Литературоведение как наука.

 

1. Написать свои впечатления от произведения: Поэма Н. Матвеевой «Питер Брейгель старший» - поэма может быть эпиграфом как ко всему курсу Введение в литературоведение, так и к любому курсу гуманитарных знаний.

 

2. Цитата из лекции: «Постигая новые культурные ценности, человек формирует свое жизненное кредо. У меня оно состоит из двух полюсов одного единства, в котором социальное и индивидуальное слито в одной целостности: 1) «Аще и вси, но не аз» - в переводе с церковно-славянского это значит: «Пусть хоть все, но не я» (в случает круговой поруки зла, в которое каждый решает за себя – участвовать или не участвовать?) 2) «Если не я, то кто же?» (лозунг Жанны Дарк необходим в случае, когда никто не хочет совершать мужественный и благородный поступок, и его нельзя требовать ни от кого, кроме как от себя)». - Какое ваше жизненное кредо было сформировано под влиянием вашего приобщения к культуре и литературе? – NB

 

3. Цитата из лекции: «Филологические (шире – гуманитарные) знания обладают уникальной способностью переходить в самосознание. В этом случае происходит взаимопереход образования и духовного мира человека, профессиональный рост совпадает с личностным ростом, работа («кусок хлеба») становится призванием, мировоззрением, личной жизнью человека. Перечень основных этапов перехода гуманитарных знаний в самосознание:

- внешний мир искусства и культуры → внутренний мир человека,

- внешняя культура → внутренняя культура,

- чужие художественный открытия → собственные открытия личности,

- чужие произведения искусства → часть внутреннего неэмпирического опыта,

- вымышленные события и персонажи → факт личной биографии,

- профессиональный рост = личностный рост,

- духовный мир художников всех времен и народов – личный внутренний духовный мир, кругозор, мировоззрение.

- Таким образом, формируются Убеждения – Поступок – Биография – Судьба – Душа – Карма». - Согласны ли вы с этим тезисом о специфике филологических знаний? - NB

 

4. «Филология - это служба понимания, это нить Ариадны в истории человечества, это задача спасения человеческого рода» (С.С. Аверинцев) - Как вы это понимаете?- NB

 

5. «Истину недостаточно знать – по истине нужно жить». - Как вы это понимаете в свете филологических знаний? - NB

 

6. Философ Э. Фромм (ученик и продолжатель З. Фрейда): «Технически мы живем в атомном возрасте, в то время как эмоционально большинство людей живет в каменном веке». - Как вы это понимаете в свете филологических знаний? NB

 

7. «Великая мудрость – велика печаль» (Библия) – Но и великая радость? - Согласны ли Вы с этим? - NB

 

8. Ж. – Ж. Руссо: «Я согласен, что не все взрослые люди с пособны постичь и понять философию, но мне глубоко противна та мысль, что это разница заложена в людях от рождения» - Как вы это понимаете? NB

 

9. «Кто не видит вещим оком Глуби трех тысячелетий, Тот в невежестве глубоком День за днем живет на свете…» (Гете) – Как вы это понимаете? NB

10. Выписать из литературоведческой и культурологической энциклопедий в словарь терминов определения всех основных научных школ в литературоведении (список их дан в тексте лекции) – NB.

Лекция

Тема: Литературно-художественный образ. Законы типического. Литературное произведение. Содержание и форма.

1. Вспомните подробнее: три ступени познания (восприятие – мышление – практика) и три закона диалектики (отрицание – переход – противоположности) - NB: Напишите, в чем их суть?

2. Приведите примеры из литературы по одному виду каждого образов из всех этих классификаций (виды образов по языку, по форме, по содержанию, по обобщенности) – NB

 

Лекция

Тема: Тема – проблема – идея литературного произведения

 

1. Приведите пример «вечной идеи» из любой вашей любимой книги – NB.

2. NB! Творческое самостоятельно задание: выписать лирическое отступление Н.В. Гоголя в тетрадь для лекции (начинается со слов: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек? …») и описать свое отношение к нему.

3. Приведите примеры «вечных тем» и «вечных проблем» (согласно перечню в тексте лекции) в истории мировой литературы.

4. Приведите примеры разных видов ПАФОСА (согласно перечню в тексте лекции) из прочитанных вами литературных произведениий.

 

Лекция

Тема: Сюжет и композиция

1. Определите все элементы сюжета в стихотворении Ф. Тютчева «Silentium» - NB

2. Определите все приемы внешней и внутренней композиции в стихотворении Ф. Тютчева «Silentium», а именно: части композиции, тип сюжетный – несюжетный, событийный – описательный, выделение отдельных приемов композиции, тип их связности. – NB

3. Найти и выписать примеры разных видов внесюжетных элементов композиции в литературе - из любых литературных произведений школьной программы.

4. Выписать примеры разных типов создания интерьера и пейзажа в литературе – из любых литературных произведений школьной программы.

 

Лекция

Тема: Литературный характер в художественном изображении

1. Вспомните различные классификации образов в литературе и назовите их по принципу группирования разных типов образов (см. Лекция № 3-4) - NB:

2. Охарактеризуйте образ Наташи Ростовой, при создании которого автор использовал все приемы создания образов-персонажей, приведенные в лекции - NB:

3. Охарактеризуйте согласно данному в конце лекции плану своего любимого литературного героя - NB:

 

Лекция

Тема: Роды и жанры литературы. Эпос. Лирика. Драма.

Привести примеры по одному литературному произведению на ВСЕ приведенные в лекции жанры эпоса, лирики и драмы - NB

Лекция

Тема: Стиховедение и основы стихосложения.

1. Дайте характеристику лирического героя в стихотворении М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…» как носителя авторского сознания, как предмета изображения, как субъекта и объекта художественного сознания, как персонажа.

2. Сделать полный письменный анализ стихотворения А.С. Пушкина «во глубине сибирских руд» (согласно плану в тексте лекции, там же есть пример анализа другого стихотворения).

 

Лекция

Тема: Язык художественной литературы. Четыре пласта художественной речи.

1. Выписать все приемы 4-х пластов художественной речи – все образы-звуки, все типы образных слов, все виды тропов и фигур – из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (отрывок):

 

«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы».

 

Лекция

1. Привести по 1 примеру пример литературных произведений (или мифологии и фольклора) всех реалистических и нереалистических направлений в мировой культуре, согласно изложенной в лекции Таблице.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Удаление файлов из командной строки MS-DOS | Тема 2. Релігія як соціальне явище. Походження і розвиток релігійних уявлень
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 663 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2508 - | 2259 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.