Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Истоки зарождения фотографии

Тема 1.1. Истоки зарождения фотографии

· Истоки зарождения фотографии

· Предвестники светописи

· Гелиографические опыты

 

В 2009 году человечество отметило 170-летие фотографии — гениального изобретения, обогатившего в своем развитии науку, технику, бизнес, искусство, быт и многие другие сферы жизни. Совершенствование фотографических методов воспроизведения и хранения информации продолжается и по сей день,— их возможности еще далеко не исчерпаны.

 

Знаменательно, что с первых же шагов реального фотографического процесса — дагерротипии — он получил применение не только в быту, в виде портретной и ландшафтной фотографии, но и в различных сферах, где можно было приспособить светопись к решению самых разнообразных, в том числе и сугубо научных задач.

С течением времени на смену отдельным энтузиастам приходили десятки и сотни ученых и изобретателей, трудом и талантом которых были разработаны принципы и технология черно-белой и цветной фотографии, а затем выросла огромная химико-фотографическая и оптико-механическая промышленность.

В настоящее время широчайшее распространение получила цифровая фотография, которая вошла в каждый дом и стала доступна практически всем.

 

Поскольку знание исторического прошлого — одно из действенных средств предвидения будущего, постольку оправдан и необходим ретроспективный обзор путей совершенствования фотографических процессов.

Нам, как профессиональным фотографам, необходимо систематическое изучение истории развития фотографии за рубежом и в нашем отечестве, где также были достигнуты немалые успехи, особенно в советские годы. При этом на всех этапах развития фотографических знаний и опыта существовала тесная связь отечественных достижений с зарубежными. Поэтому представляется необходимым показать в целях объективной оценки эту взаимосвязь и логическую закономерность этапов развития фотографии.

«Фотография» в переводе с греческого языка означает светопись (photos – свет, grapho – пишу), область науки, техники и культуры, охватывающая разработку методов и средств получения сохраняющихся во времени изображений или оптических сигналов на светочувствительных материалах (слоях) или матрице цифрового фотоаппарата путем закрепления изменений, возникающих в светочувствительном слое или матрице под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом фотографирования.

В русском языке термин «фотография» определяет три разных понятия:

фотографический процесс;

снимок, полученный этим способом;

мастерскую (ателье), где производятся такие работы.

К обычному классическому методу с использованием солей серебра прибавлялись и многочисленные бессеребряные процессы, которые во много раз расширяют области применения фотографии, а с конца ХХ века в жизнь вошла и развилась цифровая фотография.

Все это приводит к тому, что современную фотографию следует рассматривать как совокупность разнообразных процессов записи оптической информации.

 

Истоки зарождения фотографии

 

Еще в доисторические времена у человека появилась потребность изображать внешний мир, особенно животных, с которыми он сталкивался в своей повседневной жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки. Со временем из этой потребности родилось изобразительное искусство, отражающее действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.

Явление светочувствительности стало известно в древности, когда обратили внимание на выцветание окрашенных тканей, но еще не связывали его с действием света.

 

Мысль о светописном изображении появилась значительно позже: созданию фотографии предшествовали открытия многих поколений ученых и изобретателей. Решающее значение имели, во-первых, изобретение камеры-обскуры и, во-вторых, открытие явления светочувствительности ряда веществ. За четыре века до нашей эры древнегреческий ученый и философ Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, уже описал явление, послужившее импульсом для создания камеры-обскуры - свойство темной комнаты.

В X веке арабский ученый Ибн ал-Хайсам (Альхазен) из Басры пользовался специальными палатками для наблюдений за затмениями Солнца. Зная, как вредно смотреть на солнце невооружённым глазом, он делал маленькое отверстие в пологе палатки и рассматривал изображения солнца на противоположной стенке. Альхазен был первым, кто объяснил принцип действия камеры-обскуры, основываясь на принципе прямолинейности распространения света. При этом он сделал вывод, что общепринятая в те годы теория распространения света (согласно которой лучи света исходят из глаз и как бы «ощупывают» объект) не соответствует действительности.

Итак, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости стены световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде.

В конце XV века Леонардо да Винчи описал устройство камеры-обскуры.

Совершенствовал камеру-обскуру знаменитый итальянец Джиовани Батиста делла Порта в середине XVI века.

Камера-обскура (с лат. - тёмная комната) - использовалась художниками как рисовальная машина.

Камера-люцида (от лат. camera lūcida «светлая комната») — оптический прибор, снабжённый призмой и служащий вспомогательным средством при переносе существующих мотивов на бумагу. Камера-люцида использовалась в качестве альтернативы камеры-обскуры, дающей очень тёмное и перевёрнутое изображение предметов. Дорожной камерой-люцидой пользовались путешественники, зодчие, художники.

 

Предвестники светописи (1694 -1802)

 

1694г. Вильгельм Гомберг (Германия) обнаружил образование почернения поверхности кости, обработанной раствором серебра в азотной кислоте, т. е. открыл светочувствительность азотнокислого серебра.

 

1726г. Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, молодой русский дипломат, химик - любитель, будущий канцлер, сделал замечательное наблюдение: растворы солей железа изменяли цвет под действием солнечного света.

 

1727г. Иоганн Шульце (Германия) наблюдал светочувствительность хлористого серебра и впервые показал эффект светописи. На порошок, содержащий азотнокислое серебро, он накладывал вырезанные буквы и выставлял порошок с таким трафаретом на свет, через некоторое время убирал трафарет. На порошке выходила отчетливая надпись. Пользуясь термином наших дней, это была первая фотограмма — световое изображение. Но незакреплённые «рисунки» быстро исчезали на свету.

 

1777г. Карл Вильгельм Шееле (Швеция) показал действие спектральных лучей на хлористое серебро и обнаружил его растворимость в аммиачном растворе. Шееле принадлежит честь открытия множества неорганических и органических веществ.

 

1801г. Иоганн Вильгельм Гитторф (Германия) открыл ультрафиолетовые лучи по их действию - почернению хлористого серебра.

 

1802г. Томас Уэджвуд (Англия) получил копированием негативное изображение на коже или бумаге, пропитанной раствором азотнокислого серебра; этот способ не могли применять на практике, поскольку не было известно закрепление (фиксирование) изображения.

 

1802г. Гемфри Дэви (Англия) применил способ Уеджвуда для получения в солнечном микроскопе снимков с мелких объектов, но также без фиксирования.

Гелиографические опыты (1813 - 1849)

 

1813 г. Жозеф Нисефор Ньепс (Франция) начал опыты по получению светописных отпечатков на литографском камне и пластинках из олова, покрытых лаками своего изобретения,- он назвал этот способ гелиографией.

 

1816 г. Ньепс получил изображение в приспособленной им камере на бумаге с хлористым серебром, но без фиксирования.

 

1822 г. Ньепс разработал окончательный способ получения изображений гравюр и рисунков, применив асфальтовое покрытие, последующее травление и оттиски с образованного рельефного клише.

 

1828 г. Ньепс изобрел аналогичный способ получения снимков на посеребренных пластинках и применил для усиления теней пары йода.

Нисефор Ньепс занимался изобретениями, потребность в которых выдвигала практическая жизнь.

 

В 1826 году Ньепс направил из окна мастерской камеру-обскуру на крыши соседних строений и получил первый в мире, хотя и смутный, но закрепленный световой рисунок на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.

 

1847 г. племянник Нисефора Ньепса Абэль Ньепс де Сен-Виктор (Франция) разработал способ ньепсотипии — фотографирование на стеклянные пластинки со слоем альбумина, содержащего йодистый калий и очувствляемого купанием в растворе нитрата серебра.

 

1849 г. Луи Дезире Бланкар-Эврар (Франция) усовершенствовал гелиографию, применив коагуляцию альбуминового слоя парами уксусной кислоты.

 

В третьем десятилетии XIX века распространились слухи о новых успешных поисках способа закрепления световых изображений. Независимо друг от друга в этом направлении трудились десятки людей. Наконец ожидаемое свершилось. Весть об изобретении фотографии произвела фантастическое впечатление на всех образованных людей того времени.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод последовательных сравнений | Пластическая деформация металлов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 607 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.