Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лексика и фразеология публицистического стиля

W Обзор.

w Корреспонденция. Жанр, в котором говорится не о единичном факте, как в хроникальной заметке, а о ряде фактов, которые анализируются, выясняются их причины, дается их оценка, делаются выводы. По сравнению с хроникальной заметкой, в корреспонденции расширяется объем сообщаемого материала, меняется характер изложения: привлекаются более разнообразные языковые средства, появляется индивидуальная манера письма.

3) Художественно-публицистические жанры. Это своего рода гибридные жанры, совмещающие черты публицистического и литературно-художественного стиля:

w Очерк. Жанр, требующий образного, конкретного представления факта или проблемы. Очерки могут быть:

— проблемными (события включаются в изложение как повод для рассуждения);

— портретными;

— путевым (описание путешествия);

— событийными (рассказ о событии).

В очерке должны убедительно сочетаться выразительно переданные события, убедительные образы героев, доказательные рассуждения. Люди, события и проблемы предстают в свете эмоциональной авторской оценки.

w Фельетон — газетная или журнальная статья на злободневную тему, высмеивающая или осуждающая какие-либо недостатки, уродливые явления (напр.: «Письма к тетеньке» М. Е. Салтыкова-Щедрина, стихотворение-фельетон Н. А. Некрасова «Газетная» и др.).

w Памфлет — злободневное публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо или чего-либо (напр.: отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского, «Не могу молчать» Л. Н. Толстого). И т. д.

 

Подстили публицистического стиля:

1) официально-аналитический;

2) информационно-аналитический;

3) репортажный;

4) фельетонный;

5) митинговый и др.

 

Общие особенности публицистического стиля:

1. Важнейшая особенность — сочетание двух функций языка: функции сообщения (= информационной функции) и функции воздействия. Говорящий прибегает к публицистическому стилю тогда, когда ему необходимо не только передать информацию, но и произвести воздействие на адресата (часто массового). Адресант передает факты и выражает свое отношение к ним. Адресат чувствует, что журналист не равнодушный регистратор событий, а их активный участник, самоотверженно отстаивающий свои убеждения. Публицистика призвана активно вмешиваться в происходящее, создавать общественное мнение, убеждать, агитировать.

2. Важнейшие стилеобразующие черты публицистического стиля — оценочность и эмоциональность. Поскольку вопросы, которые поднимает журналист (этические конфликты, права человека, экономическая политика государства и т. д.), волнуют миллионы людей, писать об этих вопросах сухим языком невозможно. Оценочные средства публицистика заимствует из других стилей (преимущественно разговорного и художественного).

Но если для максимального воздействия на адресата публицистическому стилю нужна экспрессивность, то для быстроты и точности передачи информации ему необходимы точность, логичность, официальность, стандартизированность. Стандартизированность речи в данном случае состоит в том, что журналист использует частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише) (напр.: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, плюрализм мнений, активная жизненная позиция, радикальные изменения, по ту сторону баррикад).

Стандартизация речи обеспечивает:

w адресанту (журналисту) — быстроту в подготовке информации (адресат проявляет особенный интерес к самым свежим событиям, так что готовить материал необходимо очень быстро);

w адресату — более легкое и быстрое усвоение информации (пробегая глазами публикацию, пестрящую очень привычными выражениями, читатель может без лишних затрат времени и сил уловить смысл).

Таким образом, сочетание экспрессии и стандарта — важнейшая черта публицистического стиля.

В зависимости от жанра, на первый план выступают то экспрессия (напр.: памфлет, фельетон), то стандарт (напр.: газетная статья, хроникальная заметка).

3. Поскольку произведения публицистического стиля адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора языковых средств в них — общедоступность этих средств. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалекты, жаргонные слова, усложненные синтаксические конструкции, не должны прибегать к слишком отвлеченной образности и т. д.

4. Публицистический стиль — это не замкнутая, а открытая система языковых средств, так что журналисты могут свободно обращаться к элементам других стилей: к разговорному, художественному, научному. Таким образом, в публицистическом стиле достаточно свободно взаимодействуют элементы разных стилей.

5. В публицистических произведениях большое значение имеет авторский стиль — свойственная тому или иному журналисту манера письма.

6. В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица. Для публицистики характерно совпадение автора и рассказчика, который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В этом сила воздействия публицистики.

В то же время в каждом конкретном тексте журналист создает образ автора, через который выражает свое отношение к действительности. Образ автора как композиционно-речевая категория может варьироваться, изменять свою форму применительно к жанру, например:

— в обозрении журналист выступает от имени коллектива, организации, партии, конструируя «коллективный образ» рассказчика;

— в очерке образ автора приобретает индивидуальные черты;

— в фельетоне, памфлете это условный образ ироничного, непримиримого, практически настроенного повествователя.

Но, о каком бы жанре ни шла речь, авторская позиция, в целом, всегда совпадает со взглядами и оценками реального журналиста, представляющего читателям добытый им материал. Это, в частности, вызывает доверие читателя к журналисту и его материалу, уважение к журналисту за его личную позицию, за его искренность и неравнодушие.

7. В публицистическом стиле используются: монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (напр., в интервью), прямая речь.

 

Лексика и фразеология публицистического стиля

1. Отличается тематическим многообразием. Типичной для публицистического стиля считается общественно-политическая лексика (парламент, фракция, депутат, спикер, демократия и т. д.). Выбор лексики определяется темой. Так, при обсуждении общественно-политических проблем находят применение слова: приватизация, маркетинг, менеджмент, бизнес, капитализм и т. д. При решении вопросов повседневной жизни — слова: пенсия, зарплата, потребительская коорзина, безработицы, уровень жизни, рождаемость и т. д.

2. Лексика и фразеология публицистического стиля отличается стилистическим богатством. Характерно соединение контрастных по стилистической окраске слов (книжной и разговорной лексики). Здесь широко представлены слова и фразеологизмы трех групп:

1) Общеупотребительные.

2) Разговорные (напр.: схлопотать, задним умом крепок, вешать лапшу на уши; разговорно-просторечные, жаргонные: наезд, тусовка, крутой и т.д.). Такие языковые средства не всегда можно оценить как положительные, и в серьезных публикациях журналисты стараются их избегать. Несмотря на значительный элемент разговорности и даже «жаргонности», публицистический стиль остается книжным стилем, об этом свидетельствует не столько словоупотребление, сколько особенности морфологии и синтаксиса.

3) Книжные (напр.: дерзать, воздвигать, владычество, ознаменовать, держава, отчизна, свершать, низводить, вавилонское столпотворение, соломоново решение).

Обращение к разноплановой лексике и фразеологии зависит от жанра и должно быть подчинено принципу эстетической целесообразности. Так, например, в фельетоне возможно употребление просторечных элементов, смешение разностилевой речи, служащее достижению комического эффекта; в информационных же жанрах такая пестрота языковых средств неоправданна.

3. В публицистическом стиле сочетается нейтральная и экспрессивно-оценочная лексика и фразеология (последняя представлена очень широко) (сущ.: пижонство, обывательщина; прил. и наречия с оценочным значением: серьезный, второстепенный, значительный, презрительно, великолепно и т. д.).

4. Для публицистического стиля характерно употребление метафоры как способы оценки действительности. В современной публицистике активно используются метафоры разного происхождения:

1) «военные» (с включением слов мобилизовать, фронт, десант и т. п.);

2) «строительные» (перестройка экономических отношений, строительство новых межнациональных структур и т. п.);

3) «медицинские» (экономическая хирургия, финансовые недуги, долларовая инъекция, микробы равнодушия, бациллы фашизма, экономический консилиум, эпидемия болтовни, вирус расизма и т. п.);

4) «спортивные» метафоры (последний раунд встречи, выйти на финишную прямую и т. п.);

5) метафоры театра, искусства, игры (политический спектакль, закулисные переговоры, за кулисами переговоров, дуэт либералов и консерваторов и т. п.);

6) метафоры дороги (напр.: политическое бездорожье).

В публицистическом стиле широко используются в переносном значении термины из области науки (атмосфера доверия, нравственный микроклимат, хромосомы бюрократизма и т. п.).

! Публицисты часто употребляют термины в переносном, нетерминологическом (образном) значении. Закрепляются необычные словосочетания, в которых оценочные прилагательные характеризуют социальные и политические процессы (напр.: бархатная революция, хрупкое перемирие, сторонник шелкового пути). Но это не исключает и возможности употребления слов в точном значении (в соответствующем контексте).

Пример 1. Здание школы (нет стилистической окраски) — школа жизни (характерное для публицистического стиля словоупотребление).

Пример 2. Атмосфера Земли (нет стилистической окраски) — общественная атмосфера (характерное для публицистического стиля словоупотребление).

Публицистические тексты 1990-х годов характеризовались гиперметафоричностью: с помощью метафор публицисты стремились интерпретировать изменяющуюся действительность.

5. Публицистический стиль открыт для использования интернациональной лексики, связанной с новыми экономическими, политическими, научно-техническими, бытовыми явлениями (напр.: инвестиция, инфраструктура, инаугурация, пресс-релиз, импичмент, Интернет, дефолт, стагнация). Публицистический стиль мгновенно усваивает новые понятия и соответствующие слова.

6. В публицистике, особенно в газетах и журналах последних двух десятилетий, активно используются фразеологизмы, а также общеизвестные цитаты и высказывания (напр.: не зарастет народная тропа, из искры возгорится пламя, счастливые часов не наблюдают, и дым отечества нам сладок и приятен, высечь самого себя, сказка про белого бычка, овчинка выделки не стоит, брать за душу, свет в конце туннеля, всяк сверчок знай свой шесток). При этом распространена и дефразеологизация (= распад фразеологизма, но сохранение намека на него) (напр.: с виной виноватые).

7. Особая группа слов — речевые стандарты, клише. Это выражения, получившие устойчивый характер. Стандартные языковые средства превращаются в специфически публицистические речевые штампы (напр.: работники бюджетной сферы, служба занятости, силовые ведомости, ветви российской власти, коммерческие структуры, гуманитарная помощь). Из-за частой повторяемости подобные словосочетания теряют свою первоначальную образность и превращаются в шаблоны (работники прилавка — продавцы магазина; люди в белых халатах — врачи; стальные артерии — железнодорожные пути; голубые магистрали — водные пути; черное золото — нефть; белое золото — хлопок; зеленое золото — лесные богатства; голубое золото — природный газ; дать зеленую улицу — обеспечить беспрепятственное продвижение или развитие и т. д.).

! От речевых стандартов, закрепившихся в публицистическом стиле, нужно отличать речевые штампы — шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску (на данном этапе, в данный отрезок времени, на сегодняшний день и т. п.). Как правило, эти шаблонные обороты речи ничего не вносят в содержание высказывания, а лишь засоряют тексты (напр.: В данный отрезок времени трудное положение сложилось с ликвидации задолженности предприятиями-поставщиками; В настоящее время взята под контроль выплата заработной платы горнякам; На данном этапе икромет у карася проходит нормально). Исключение таких слов не приводит к потере информации!

Словообразование

1. Для публицистического стиля характерна бóльшая, чем в других стилях, активность суффиксов иноязычного происхождения. Они характерны для существительных (напр.: социализм, утопизм, сталинизм; провокация, продукция, натурализация) и прилагательных (напр.: биогенный, вулканогенный; телегеничный, фотогеничный; коммуникабельный, диссертабельный). Прилагательные, образованные с помощью иноязычных суффиксов, получают, как правило, книжную окраску.

2. Продуктивны приставки: иноязычные (напр.: десоветизация, деминистеризация, декупонизация, демаскировать; антиперестрочный; архиреакционный; посткоммунистический; трансъевропейский; контрмеры; гиперинфляция; дезинформировать), русские (напр.: вневедомственный; внутриатомный; междуведомственный; межконтинентальный; прозападный; противозаконный; соавтор, совладелец) и старославянские (некоторые приставки придают словам «высокое» звучание: всевластный, преисполнить, воссоздать, воссоединить и т. п.).

3. Журналисты часто употребляют сложные слова (напр.: взаимовыгодный, лесопарковый, многосторонний, торговопромышленность, повсеместный, всеевропейский). Экономия речевых средств осуществляется за счет аббревиации (СНГ, ОМОН, АО и т. д.) и сокращения слов (федерал, нал (= наличность), эксклюзив и т. д.).

 

Морфология

На морфологическом уровне публицистически окрашенных средств мало. Но есть:

1. Часто употребляются глаголы в настоящем времени (т. н. настоящее репортажа). Напр.: На полпути принимаю решение подниматься другим путем. Банковская система страны показывает убытки. Начинаем осматривать окрестности. По употреблению форм настоящего времени публицистический стиль занимает среднее положение между научным и официально-деловым стилями.

Глаголы в форме прошедшего времени встречаются в публицистическом стиле чаще, чем в художественной литературе.

2. Ярко выраженная «личностность» публицистического стиля определяет частотность личных местоимений.

3. Предпочтение отдается книжным формам. Публицистически окрашенных средств мало, но тем не менее:

1) Наряду с нейтральной формой сыновья в публицистике встречается форма мн. ч. сыны (напр.: сыны Отчизны);

2) Встречаются, хотя и редко, риторически возвышенные формы существительных третьего склонения единственного числа (напр.: властию, кровию, жизнию);

3) Публицистически окрашенными считаются причастные образования на –омый (напр.: ведóмый, влекомый, несомый).

4. Отдавая предпочтение книжным формам, журналисты все же нередко употребляют и разговорные, добиваясь непринужденного, доверительного звучания речи (напр.: в цеху). Особенно это характерно для художественно-публицистических жанров, в которых разговорные формы могут служить средством индивидуализации речи персонажей очерков и т. п.).

5. Для аналитических жанров характерно употребление наиболее отвлеченных и обобщенных языковых единиц:

1) здесь существительные в ед. ч. обычно получают собирательное значение (напр.: читатель, пенсионер, избиратель);

2) предпочтение формы настоящего времени глагола (напр.: Похищают даже грудных детей. Юоевики проходят обучение за границей);

3) вместо «я», «мои» фигурируют в обобщенном значении «мы», «наш».

В художественно-публицистических жанрах, наоборот, увеличивается число наиболее конкретных по значению языковых единиц — употребляются местоимения и глаголы в первом лице ед. ч. (напр.: Я спросил. Мой собеседник отвечает сразу. Никогда не забуду эти глаза). Здесь глаголы реализуют все свое многообразие видо-временных форм и значений (как в разговорной и художественной речи).

 

Синтаксис

1. Синтаксические нормы публицистики связаны с необходимостью сочетания экспрессивности и информационной насыщенности. Отсюда две характеристики публицистического синтаксиса:

1) Синтаксис публицистических текстов в основном книжный, с упорядоченным строем предложения, с развернутыми синтаксическими конструкции. Синтаксис отличается правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью.

2) В целях выразительности используются также различные элементы синтаксиса разговорной речи:

w Эллиптические предложения (= безглагольные фразы, характеризующиеся краткостью, энергичностью выражения) (напр., в заголовках: В третье тысячелетие — без ядерного оружия. Наш девиз — качество!).

w Номинативные предложения, обозначающие наличие того, что названо. В языке газеты номинативные предложения, обладающие минимальной информативностью, обычно используются совместно с другими типами предложений (пример из языка газет: Яркий слепящий свет. Белые стены, потолок. Белый колпак, белая марлевая маска и над нею строгие глаза. И вновь белый потолок. Слабость такая, что не могу пошевелиться. Доктор сидит рядом с кроватью).

w В разных газетных жанрах широко используются т. н. сегментированные конструкции, или конструкции с «двойным обозначением», состоящие из двух частей:

— первая часть (сегмент, т. е. отрезок) находится обычно в начале предложения или текста и выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словосочетанием во главе с этой формой (= именительный представления); первая часть называет лицо или предмет;

— это лицо или предмет получает во второй части обозначение в форме местоимения.

Напр.: Часы — и те здесь были палубные; Инициатив а — вот чего нам больше всего не хватает; Земля. На ней никто не тронет… Лишь крепче прижимайся к ней.

Иногда — наоборот: Кто они, индийские йоги?

Такие конструкции выразительные: местоимению придается «обобщающее», «интригующее» значение. Заголовки в публицистических текстах часто являются сегментированными конструкциями (напр.: Нравственный климат коллектива: из чего он складывается?; Вятские клевера. Где они?). Смысловые и экспрессивные возможности сегментированных конструкций широко используются в газетной практике.

w В разных публицистических жанрах распространение получили присоединительные конструкции (напр.: Не зря ли приехали? Да еще с узлами, с чемоданами; В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту).

w Особая выразительность присуща т. н. парцелляции (= это членение предложений, при котором содержание высказывания реализуется не в одном, а в двух и более интонационно-смысловых речевых единицах, следующих друг за другом после разделительной паузы — после точки, вопросительного или восклицательного знака) (напр.: Но доктор Коровина плакала от радости. И Бабкин. И старый священник Говоров. И тысячи, тысячи людей).

Парцелляция находит широкое применение в газетных жанрах: это средство усиления выразительности и действенный стилистический прием, позволяющий актуализировать смысловую и экспрессивную сторону высказывания.

2. В публицистических текстах часто встречается инверсия (на первый план выдвигаются логически выделяемые слова) (напр.: Вакцину против малярии надеются получить ученые в ближайшие несколько лет; Восемь дней соревновались столичные велосипедисты в многодневной гонке). Это экспрессивный прием.

3. Для публицистического стиля характерны следующие экспрессивные приемы: риторические вопросы, восклицания, обращения, побудительные предложения.

4. В функции сказуемого нередко встречаются перифрастические (=описательные) обороты, в которых логически выделяется не действие, а то, что с ним связано (напр.: брать на себя обязательства, вести переговоры / борьбу, находить применение, оказывать поддержку / помощь, писать надежду / ненависть, предпринимать шаги, принять меры, произвести осмотр, проявлять интерес).

5. Публицистический текст часто начинается вводной конструкцией, указывающей на источник сообщения (напр.: Как сообщает наш корреспондент; По данным Гидрометцентра…).

6. Стилистическую (стилеобразующую) функцию нередко выполняют заголовки текстов статей, корреспонденций, информационных заметок. Заголовки отличаются разнообразием синтаксических структур (номинативные заголовки, императивные безличные, вопросы – ответы и т. д.). Зачины текстов выполняют стилеобразующую функцию. Заголовки и зачины выполняют также рекламную функцию, ведь от заголовка и зачина во многом зависит, станет ли потенциальный адресат читать публикацию.

Заголовок концентрированно выполняет все три функции текста:

— информативную;

— оценочную и

— прагматичную.

В заголовках и зачинах публицистических текстов активизируется новизна выражения, в частности используются разновидности словосочетаний и синтаксических конструкций, которые неупотребительны в других стилях (примеры броских заголовков: Изыскать резервы! Мир тебе, планета! Ученик: какой он? За какую парту садится ученик? Учитесь дисциплине! Примеры зачинов: Кавказ! Кто, услышав это слово, не пытался … представить…; Можно ли планировать прошлое?).

 

Итак, своеобразие публицистического стиля наиболее ярко и многогранно выражается именно в экспрессивных средствах всех уровней языковой системы.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прототип задания 6 (№ 77376) | Описание экспериментальной установки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3420 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2283 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.